Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Форма проведения: урок-размышление.
Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).
Задачи:
* образовательные: развить навык смыслового чтения (извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация); обучение анализу содержания и некоторых художественных особенностей текста;
* развивающие: развивать навык самостоятельно оценивать поступки героев; определять авторское отношение к героям и событиям рассказа; понимать авторский замысел;
* воспитательные: организовать духовное общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества; формировать системы их духовно-нравственных ценностей; расширить социальный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura._6_klass._konspekt.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема «Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Понятие о рождественском рассказе»
Форма проведения: урок-размышление.
Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).
Задачи:
* образовательные: развить навык смыслового чтения (извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация); обучение анализу содержания и некоторых художественных особенностей текста;
* развивающие: развивать навык самостоятельно оценивать поступки героев; определять авторское отношение к героям и событиям рассказа; понимать авторский замысел;
* воспитательные: организовать духовное общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества; формировать системы их духовно-нравственных ценностей; расширить социальный опыт.
Планируемые результаты:
* предметные: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст, выявлять конфликт в произведении; определять отношение автора к изображаемым событиям, поступкам героев; рассказывать о своём восприятии произведения.
* метапредметные:
регулятивные УУД:
- целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
коммуникативные УДД:
умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
* личностные: ценностно-смысловая ориентация; соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах.
Ресурсы урока: портрет А.И. Куприна, карточки с вопросами для каждой группы, учебник под ред. В. Я. Коровиной, напечатанные темы сочинений (для выполнения домашнего задания), рабочая тетрадь по литературе.
Ход урока
Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку)
- Мотивационно-установочный этап
Добро должно быть деятельным. (Эпиграф к уроку)
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с вами урок размышления, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.
Что такое добро? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?
Ответить на эти вопросы помогают книги. Есть такие книги, мимо которых нельзя пройти. Они должны стать нашими друзьями. Прежде, чем я назову произведение писателя, давайте поразмышляем: что такое добро?
(Ответы учащихся: это добрые дела, внимание к окружающим.)
Добро- все положительное, хорошее, полезное.
- Что же такое деятельное добро?
(Добро, которое приносит пользу, касается своими лучами других людей.)
-Этот же вопрос волновал и А. Куприна, известного русского писателя. Анализируя произведение Куприна «Чудесный доктор», мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
- Организационно-деятельностный этап
Беседа по содержанию прочитанного.
Работа в группах (класс делится на 4 группы, каждой группе приготовлена карточка с вопросами, ответы подтверждаются цитатами из текста).
1 группа: Гриша и Володя.
- В какое время года происходят события рассказа?
(Рождество, в окнах видна елка, праздничное оживление толпы. * Дать ребятам объяснение понятия «рождественский рассказ». Записать определение в рабочую тетрадь. (Рождественский рассказ – это малый эпический жанр, в котором повествуется о чуде, совершаемом накануне Рождества; оно случается с простыми людьми в их земной, обыкновенной жизни.)
- Чем главных героев привлекла витрина гастрономического магазина?
(На ней изобилие разнообразных продуктов, такая витрина для них - диковина, окно в другую жизнь.)
- Что вы можете сказать о возрасте, портретах мальчиков?
(Старшему, Грише, было 10 лет, младшему ещё меньше, они были голодны, на них пальто, переделанное из старого ватного халатика)
- Могут ли мальчики надеяться на подарки на новый год?
(Нет, не могут, понять это помогает описание печального места, где они живут).
- группа: Семья Мерцаловых.
- Где и с кем живут дети? Найдите детали интерьера.
- С какой целью дети оказались у дома богатого человека?
- Прочитайте по ролям эпизод «разговор со швейцаром».
- Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ)
Упражнение для разминки всего тела
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Гимнастика для глаз
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять. (Повторить 3 - 4 раза.)
- группа: Чудесная встреча.
- Зачем автор ведет Мерцалова в сад?
- Какое желание посетило Мерцалова? Почему?
- Что останавливает его?
- Почему этому человеку доверился Мерцалов?
- группа: Чудесный доктор.
- Что произошло после разговора в парке?
- Запомнили ли вы фамилию незнакомца? Что вы знаете об этом человеке?
- Кто же такой этот незнакомец? Как он помог семейству Мерцаловых?
(Это был хирург Н.И. Пирогов. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-56 годах. Позднее это движение стало называться Общество Красного Креста.)
3.Контрольно-регулировочный этап
- Прочитайте, как Куприн заканчивает рассказ. Какие слова передают благодарность доктору? («ангел снизошёл», «чудо совершил этот святой человек»)
- Угасло ли то великое, мощное, «святое», что жило в этом человеке, угасло ли невозвратимо? (Нет. Гриша тоже стал милосердным.)
- А почему он таким стал? Обратимся к эпиграфу урока.
Добро должно быть деятельным. (Эпиграф к уроку – как вывод).
4.Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов урока. Вывод.
Чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого совестливого человека- главная мысль автора.
Главное - никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.
(Учащиеся оценивают свою работу на уроке.)
Домашнее задание: устное сочинение. (Темы: 1. «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету доктора Пирогова: «…главное – не падайте духом»? 2. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”? 3. В какие чудеса следует верить людям?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Презентация к уроку "Чудесный доктор" Куприна как рождественский рассказ
Презентация к уроку Куприна "Чудесный доктор"...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...
Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "
Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...