Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Попова Ольга Викторовна

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_i_sistematizatsiya_znaniy_po_teme_soyuz.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по теме:

 «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.

Поповой Ольги Викторовны,

учителя русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

(по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).

Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательная: систематизация знаний о сочинительных и подчинительных союзах; формирование умения находить в тексте союзы и определять их разряды по значению; определять роль союзов в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).

 

2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).

3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка  речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).

Оборудование урока:

  1. Технологическая карта ученика.
  2. Карточка с заданием для проверочной работы.
  3. «Словарь иностранных слов»  И.В.Лёхина.
  4. Мультимедийное оборудование.
  5. На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап всесторонней проверки знаний.
  3. Лингвистический эксперимент.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Ход урока:

«Союзы не что иное…как средства,

которыми идеи соединяются,…

подобны они гвоздям и клею…»

М.В.Ломоносов

1.Организационный этап.

- Здравствуйте, всех рада видеть, начнем урок.

2. Этап всесторонней проверки знаний.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. О какой части речи мы вспомним на уроке?

- А что такое союз?

- Давайте попробуем дать характеристику части речи СОЮЗ.

СОЮЗ – ЭТО…

  1. служебная часть речи;
  2. не является членом предложения;
  3. соединяет однородные члены предложения;
  4. соединяет простые предложения в сложные;
  5. по значению делится на две группы: сочинительные и подчинительные.

- Запишем тему нашего урока: «Сочинительные и подчинительные союзы».

- Исходя из темы урока, предположите, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

(уметь находить союзы в тексте, определять значение союзов, какую роль играют союзы в предложении).

- Обратимся к высказыванию М.В.Ломоносова. Какова роль союза? (Соединительная).

- Перед вами карта страны «Союз». Обратите внимание на то, что на ней обозначены две области.

- Как вы думаете,   как они называются?

(Область Подчинительная и область Сочинительная).

- Почему группы союзов по значению получили такие названия?

- В каких предложениях встречаются данные группы союзов? (В сложных).

- Какие виды СП вы знаете? (ССП и СПП).

- Употребляются ли подчинительные союзы в ПП? (Нет).

- А сочинительные? (Да, при однородных членах предложения, противительные союзы – а, но).

- Мы продолжаем работать с картой страны «Союз».

- Вам необходимо подписать на карте районы этих областей (это разряды союзов по значению) и дать название районному городу (это пример к разряду союзов по значению). Для выполнения данной работы можете воспользоваться таблицей учебника на стр. 177-178.

Взаимопроверка. Выставление оценок в картах.  

3.Лингвистический эксперимент.

- Прочитайте текст про себя. Из какого произведения взят отрывок, и кто его автор?

«С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.

Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать».

- Верно, Л.Н.Толстой повесть «Детство». С этим произведением вы познакомились на уроке литературы.

- Давайте выразительно прочитаем данный отрывок.

- Найдите и выделите все союзы.

- Какие союзы встретились в данном отрывке? (И, когда, который).

- Составим схему выделенного предложения.

- Посмотрим, какую роль играет союз И в данных предложениях?

(И – связывает однородные члены предложения, ССП). Приведите примеры из текста.  Следовательно, И – соединительный союз.

Название СОЮЗ появилось в 17 веке. По количеству - союзов около 250.  Чаще всего употребляются союзы И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили, что союз И – один из самых древних союзов русского языка, за тысячелетия не изменил своего звучания и значения, был и остаётся часто употребляемым.

- Какие подчинительные союзы встретились в данном отрывке? Определите их разряд. (Когда – обстоятельственный союз времени; который – определительный союз).

- Обратите внимание на слово гувернантка, в ваших текстах оно выделено курсивом.

- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из французского).

- Как называются слова, вошедшие из других языков в наш язык? (Заимствованные).

- Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.

- Как вы понимаете значение слова гувернантка?

- Давайте послушаем, как объясняется значение данного слова в «словаре иностранных слов».

Гувернантка – (с фр.) – наёмная домашняя воспитательница детей дворянской или буржуазной семьи.

- Можно ли толкование данного слова считать точным в наше время? Действительно ли гувернантка – это воспитательница детей дворянской или буржуазной семьи?

- Во времена Толстого это определение было точным, а в наше время данное определение требует дополнений.

Работа по вариантам.

1 вариант.

Составьте и запишите ССП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

2 вариант.

Составьте и запишите СПП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

- Проверяем, что у нас получилось?

  1. Закрепление изученного материала.

- Обратимся к следующему отрывку из повести «Детство» Л.Н.Толстого.

послушайте текст и выделите в нем союзы.

«Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.

- Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? – сказал Карл Иваныч, входя в комнату.

- Слышал.

Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» - и вслед за этим затворил дверь…

- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней , не смыкая глаз, сидел у его постели ».

- Какие союзы вы выделили?

- Давайте их запишем и определим разряд:

что – изъяснительный;

потому что – обстоятельственный, причины;

что – изъяснительный;

когда – обстоятельственный, времени;

как – обстоятельственный, сравнения;

И – соединительный.

- Мы с вами повторили материал о сочинительных и подчинительных союзах, вспомнили разряды союзов по значению.

- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я вам предлагаю тему: «Мои любимые книги», так как 2010-2011 учебный год объявлен Годом чтения в Тюмени.

- Составьте и запишите предложения по данным схемам:

1. [ ], (где…)

2. [ ], (потому что…)

3.  [ ], (куда…)

4.  [ ], (чтобы…)

5. Добавьте предложение с сочинительным союзом и напишите его схему.

  1. Подведение итогов урока. рефлексия.

- Продолжите высказывания:

1. Я выполнял задания ……

2. У меня получилось …..

3. Я понял, что теперь я могу …..

- Достигли ли мы цели нашего урока? (Слайд с целями).

  1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
  1. Выполнить упражнение 388 из учебника.
  2. Выписать из повести «Детство» Л.Н.Толстого по 3 предложения с сочинительными и подчинительными союзами. Определить разряд союзов.
  3. Написать сочинение – миниатюру «Памятный день моего детства», используя сочинительные и подчинительные союзы.

Фамилия, имя, вариант ______________________________________________

«Союзы не что иное…как средства,

которыми идеи соединяются,…

подобны они гвоздям и клею…»

М.В.Ломоносов

                      ________________________________________________

1. Прочитайте текст про себя. Из какого произведения взят отрывок, и кто его автор?

«С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.

Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Работа по вариантам.

1 вариант.

Составьте и запишите ССП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

2 вариант.

Составьте и запишите СПП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Обратимся к следующему отрывку из повести «Детство» Л.Н.Толстого.

Послушайте текст и выделите в нем союзы.

«Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.

- Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? – сказал Карл Иваныч, входя в комнату.

- Слышал.

Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» - и вслед за этим затворил дверь…

- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней , не смыкая глаз, сидел у его постели ».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Самостоятельная работа.

Составьте и запишите по данным схемам предложения на тему «Мои любимые книги».

5. Добавьте предложение с сочинительным союзом и напишите его схему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Продолжите высказывания:

1. Я выполнял задания ……

2. У меня получилось …..

3. Я понял, что теперь я могу …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии.  Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «Сила. Решение задач».7 класс.

Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Сила», совершенствовать умения решать задачи....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»

Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»2 урока по данной теме  в 6 классе.Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и сис...

Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)

Обобщение и систематизация знаний по теме:«Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)...