Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_i_sistematizatsiya_znaniy_po_teme_soyuz.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.
Поповой Ольги Викторовны,
учителя русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
(по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).
Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательная: систематизация знаний о сочинительных и подчинительных союзах; формирование умения находить в тексте союзы и определять их разряды по значению; определять роль союзов в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).
2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).
3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).
Оборудование урока:
- Технологическая карта ученика.
- Карточка с заданием для проверочной работы.
- «Словарь иностранных слов» И.В.Лёхина.
- Мультимедийное оборудование.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Лингвистический эксперимент.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Ход урока:
«Союзы не что иное…как средства,
которыми идеи соединяются,…
подобны они гвоздям и клею…»
М.В.Ломоносов
1.Организационный этап.
- Здравствуйте, всех рада видеть, начнем урок.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. О какой части речи мы вспомним на уроке?
- А что такое союз?
- Давайте попробуем дать характеристику части речи СОЮЗ.
СОЮЗ – ЭТО…
- служебная часть речи;
- не является членом предложения;
- соединяет однородные члены предложения;
- соединяет простые предложения в сложные;
- по значению делится на две группы: сочинительные и подчинительные.
- Запишем тему нашего урока: «Сочинительные и подчинительные союзы».
- Исходя из темы урока, предположите, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
(уметь находить союзы в тексте, определять значение союзов, какую роль играют союзы в предложении).
- Обратимся к высказыванию М.В.Ломоносова. Какова роль союза? (Соединительная).
- Перед вами карта страны «Союз». Обратите внимание на то, что на ней обозначены две области.
- Как вы думаете, как они называются?
(Область Подчинительная и область Сочинительная).
- Почему группы союзов по значению получили такие названия?
- В каких предложениях встречаются данные группы союзов? (В сложных).
- Какие виды СП вы знаете? (ССП и СПП).
- Употребляются ли подчинительные союзы в ПП? (Нет).
- А сочинительные? (Да, при однородных членах предложения, противительные союзы – а, но).
- Мы продолжаем работать с картой страны «Союз».
- Вам необходимо подписать на карте районы этих областей (это разряды союзов по значению) и дать название районному городу (это пример к разряду союзов по значению). Для выполнения данной работы можете воспользоваться таблицей учебника на стр. 177-178.
Взаимопроверка. Выставление оценок в картах.
3.Лингвистический эксперимент.
- Прочитайте текст про себя. Из какого произведения взят отрывок, и кто его автор?
«С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.
Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать».
- Верно, Л.Н.Толстой повесть «Детство». С этим произведением вы познакомились на уроке литературы.
- Давайте выразительно прочитаем данный отрывок.
- Найдите и выделите все союзы.
- Какие союзы встретились в данном отрывке? (И, когда, который).
- Составим схему выделенного предложения.
- Посмотрим, какую роль играет союз И в данных предложениях?
(И – связывает однородные члены предложения, ССП). Приведите примеры из текста. Следовательно, И – соединительный союз.
Название СОЮЗ появилось в 17 веке. По количеству - союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили, что союз И – один из самых древних союзов русского языка, за тысячелетия не изменил своего звучания и значения, был и остаётся часто употребляемым.
- Какие подчинительные союзы встретились в данном отрывке? Определите их разряд. (Когда – обстоятельственный союз времени; который – определительный союз).
- Обратите внимание на слово гувернантка, в ваших текстах оно выделено курсивом.
- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из французского).
- Как называются слова, вошедшие из других языков в наш язык? (Заимствованные).
- Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.
- Как вы понимаете значение слова гувернантка?
- Давайте послушаем, как объясняется значение данного слова в «словаре иностранных слов».
Гувернантка – (с фр.) – наёмная домашняя воспитательница детей дворянской или буржуазной семьи.
- Можно ли толкование данного слова считать точным в наше время? Действительно ли гувернантка – это воспитательница детей дворянской или буржуазной семьи?
- Во времена Толстого это определение было точным, а в наше время данное определение требует дополнений.
Работа по вариантам.
1 вариант.
Составьте и запишите ССП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.
2 вариант.
Составьте и запишите СПП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.
- Проверяем, что у нас получилось?
- Закрепление изученного материала.
- Обратимся к следующему отрывку из повести «Детство» Л.Н.Толстого.
послушайте текст и выделите в нем союзы.
«Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.
- Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? – сказал Карл Иваныч, входя в комнату.
- Слышал.
Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» - и вслед за этим затворил дверь…
- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней , не смыкая глаз, сидел у его постели ».
- Какие союзы вы выделили?
- Давайте их запишем и определим разряд:
что – изъяснительный;
потому что – обстоятельственный, причины;
что – изъяснительный;
когда – обстоятельственный, времени;
как – обстоятельственный, сравнения;
И – соединительный.
- Мы с вами повторили материал о сочинительных и подчинительных союзах, вспомнили разряды союзов по значению.
- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я вам предлагаю тему: «Мои любимые книги», так как 2010-2011 учебный год объявлен Годом чтения в Тюмени.
- Составьте и запишите предложения по данным схемам:
1. [ ], (где…)
2. [ ], (потому что…)
3. [ ], (куда…)
4. [ ], (чтобы…)
5. Добавьте предложение с сочинительным союзом и напишите его схему.
- Подведение итогов урока. рефлексия.
- Продолжите высказывания:
1. Я выполнял задания ……
2. У меня получилось …..
3. Я понял, что теперь я могу …..
- Достигли ли мы цели нашего урока? (Слайд с целями).
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
- Выполнить упражнение 388 из учебника.
- Выписать из повести «Детство» Л.Н.Толстого по 3 предложения с сочинительными и подчинительными союзами. Определить разряд союзов.
- Написать сочинение – миниатюру «Памятный день моего детства», используя сочинительные и подчинительные союзы.
Фамилия, имя, вариант ______________________________________________
«Союзы не что иное…как средства,
которыми идеи соединяются,…
подобны они гвоздям и клею…»
М.В.Ломоносов
________________________________________________
1. Прочитайте текст про себя. Из какого произведения взят отрывок, и кто его автор?
«С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.
Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Работа по вариантам.
1 вариант.
Составьте и запишите ССП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.
2 вариант.
Составьте и запишите СПП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Обратимся к следующему отрывку из повести «Детство» Л.Н.Толстого.
Послушайте текст и выделите в нем союзы.
«Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.
- Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? – сказал Карл Иваныч, входя в комнату.
- Слышал.
Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» - и вслед за этим затворил дверь…
- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней , не смыкая глаз, сидел у его постели ».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Самостоятельная работа.
Составьте и запишите по данным схемам предложения на тему «Мои любимые книги».
5. Добавьте предложение с сочинительным союзом и напишите его схему.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Продолжите высказывания:
1. Я выполнял задания ……
2. У меня получилось …..
3. Я понял, что теперь я могу …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии. Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс
Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «Сила. Решение задач».7 класс.
Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Сила», совершенствовать умения решать задачи....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса
Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....
Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»
Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»2 урока по данной теме в 6 классе.Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и сис...
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)
Обобщение и систематизация знаний по теме:«Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)...
- Мне нравится (1)