Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Буряченко Елена Васильевна

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буряченко Елена Васильевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»

Москаленский район

Омская область

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 10 классе

Тема: «Значения бессоюзных сложных предложений

и знаки препинания в них».

  1. Форма  урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме:     «Значения бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них».

  1. Цели урока:

  1. обобщение и систематизация знаний учащихся о  значениях БСП
  2. совершенствование  пунктуационных навыков  учащихся по данной теме;
  3. совершенствование  умений различать БСП и другие предложения с такими знаками препинания, как тире и двоеточие.
  4. формирование навыков   работы со схемой, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
  5. Формирование языковой и лингвистической компетенции
  6. Привитие интереса к русскому языку

  1. Осуществление дифференцированного  подхода  на уроке  русского языка

  1. Учащиеся разделены на группы:
  1. Группа с низким уровнем обученности  (1 вариант)
  2. Группа со средним уровнем обученности (2 вариант)
  3. Группа с высоким  уровнем обученности (3 вариант)

  1. Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки-тесты, «Слепая схема».

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.

Систематизация знаний по теме: «Значения бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них».

Исходя из темы урока,   скажите,  что мы сегодня  должны сделать на уроке?  

(Закрепить значения БСП, уметь определять их и ставить знаки препинания в БСП в соответствии со значением, отличать БСП от других конструкций)Привести знания в систему.

  1. Самопроверка домашнего задания (3 мин)              

Домашнее задание   (по сложности)

Задание для  варианта 1,2:   определите значения БСП (знаки препинания расставлены)

Задание для варианта 3:       определите значения БСП (знаки препинания  не расставлены)

Проверьте свою домашнюю работу по карточкам. Правильные ответы на слайде, исправьте ошибки, поставьте себе оценку по шкале.

Критерии оценки:

0 ош-5

1-2 ош-4

3-5 ош-3

6 и более -2

Учащиеся сдают  карточки.

Вопрос: Какие значения БСП не встретились при выполнении карточки? (сравнение, пояснение).

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме.

  1. Работа со «Слепой  схемой  (систематизация знаний)  

(Различные условия выполнения заданий, проводящие к единому результату)

  1. Проверка работы со  «слепой схемой» (все вместе проверяем)  

Дополнительные вопросы:

Когда в БСП со значением перечисления ставим ; ? ( Если две части более самостоятельны и между ними можно поставить точку или одна или обе части уже имеют знаки препинания, то есть осложнены).

На слайде высвечивается схема заполненная.

  1. Иллюстрирование схемы примерами (дети работают самостоятельно по вариантам)

  1. Проверка работы  (ответы на слайде)

  1. У кого нет ошибок? У кого 1-2, 3, более?
  2. Какие предложения вызвали наибольшую трудность?

Дополнительные вопросы:

  1. Какие  предложения не являются примерами постановки знаков препинания в БСП?   (4,11)    Почему?

4) прямая речь

11) тире между подлежащим и сказуемым

  1. Анализ предложений (СЛАЙД)                

  1. Прочитайте, устно расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте  предложения   и сделайте вывод:

  1. Какие   еще случаи постановки двоеточия и тире нужно отличать от двоеточия  и тире в  БСП?

1 вариант

  1. «Живей, ребята, подсобляйте!»     крикнул Евгений

2 вариант

  1. Все    небо, дым над крышами, самый воздух     было серое, мрачное.

3 вариант

  1. Птицы сильны крыльями, а люди     дружбой (неполное)

Где нам пригодится это умение?

(Задание В13, ГИА (найти БСП), то есть нужно уметь отличать БСП от других конструкций)

  1. Контроль. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Каких знаков препинания недостает в данных предложениях? Выберите правильный ответ

Дополнительное задание (для тех, кто сделает)

Карточки сдаются учителю.  

  1. Рефлексия (заполнение таблички)      

Самооценка уровня усвоения учебного материала

по теме «значения БСП и знаки препинания в них».

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю определение БСП, его признаки

2

Умею отличать БСП от других предложений

3

Умею определять значения  перечисления  в БСП и ставить  запятую

4

Умею определять значения  перечисления  в БСП и ставить  точку с запятой

5

Умею определять значения  причины, дополнения, пояснения   в БСП и ставить   двоеточие

6

Умею определять значения  сравнения, противопоставления, следствия и т.д.   в БСП и ставить   тире

ФИ _________________________________

  1. Домашнее задание      

Вариант №1 – выписать из текстов худ. лит 10 БСП с разными знаками препинания, определить значения.

Вариант №2  – Упр.235, стр.146

Вариант №3 – составить связный текст на  свободную тему (10-12 предложений),  используя БСП

  1. Выставление оценок.      

Приложения  к уроку.

Самооценка уровня усвоения учебного материала

по теме «значения БСП и знаки препинания в них».

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю определение БСП, его признаки

2

Умею отличать БСП от других предложений

3

Умею определять значения  перечисления  в БСП и ставить  запятую

4

Умею определять значения  перечисления  в БСП и ставить  точку с запятой

5

Умею определять значения  причины, дополнения, пояснения   в БСП и ставить   двоеточие

6

Умею определять значения  сравнения, противопоставления, следствия и т.д.   в БСП и ставить   тире

ФИ ________________________________

Карточка № 3.

  1. Каких знаков препинания недостает в данных предложениях? Выберите правильный ответ (поставьте +)

Предложения

,

;

:

-

1

Пили чай    гостей было много   разговор был общий.

2

Я был готов любить весь мир  меня никто не понял

3

Тут открылась картина довольно замечательная  широкая сакля, опирающаяся на закопченные столбы, была полна народа.

4

Бледные щеки впали   глаза сделались большие   губы горели.

5

Я не мог заснуть  передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

6

Какой вздор! Захочу   завтра   вечером буду у княгини!

   

  2.Дополнительное   задание

В каком из БСП  неверно  поставлены знаки препинания? (Отметьте +).  Подчеркните грамматические основы этого предложения. Составьте его схему.

Предложения

1

Не этот  случай  - я бы сделался посмешищем дураков.

2

Через несколько мгновений поднимаю глаза и вижу: мой Карагиз летит, развевая хвост.

3

Между тем чай поспел, я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил перед ним.

4

Я встал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо и скрылся Бог знает куда.

5

Вокруг него собрался народ из крепости – он никого не замечает.

Схема:

ФИ______________________________________

ОТВЕТЫ Карточка №3

Предложения

,

;

:

-

1

Пили чай    гостей было много   разговор был общий.

+

2

Я был готов любить весь мир  меня никто не понял

+

3

Тут открылась картина довольно замечательная  широкая сакля, опирающаяся на закопченные столбы, была полна народа.

+

4

Бледные щеки впали   глаза сделались большие   губы горели.

+

5

Я не мог заснуть  передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

+

6

Какой вздор! Захочу   завтра   вечером буду у княгини!

-

Предложения

1

Не этот  случай  - я бы сделался посмешищем дураков.

2

Через несколько мгновений поднимаю глаза и вижу: мой Карагиз летит, развевая хвост.

3

Между тем чай поспел; я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил перед ним.

+

4

Я встал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо и скрылся Бог знает куда.

5

Вокруг него собрался народ из крепости – он никого не замечает.

Карточка №1

Вариант №1.  Заполните «Слепую схему» по теме « Бессоюзное сложное предложение». Укажите, на какие   группы подразделяются БСП и какие значения имеют.

                                                                 «Слепая схема»

БСП – это _____________, в котором  _____________  соединены

________________________ и ______________________ без_______________

Знаки препинания

?

, ;

?

Значения

Пояснения

_?____________

_?____________

проверяем

а именно

что

_?_______

?

проверяем

?

Следствия

?____________

?____________

Быстр.смена соб

?_____________

проверяем

так что

?________

но, а

?________

?________

ФИ учащегося __________________________________

Карточка №1

Вариант №2.  Заполните «Слепую схему» по теме «Бессоюзное сложное предложение».

   

                                                          «Слепая схема»

БСП – это _____________, в котором  _________________________________

__________________________________________________________________

,;

1.

проверяем

1.

2.

3.

проверяем

1.

2.

3.

4.

5.

проверяем

ФИ учащегося __________________________________

Карточка № 1

Вариант №3.  Заполните «Слепую схему» по теме «Бессоюзное сложное предложение».  

                                                                   «Слепая схема»

БСП – это _________________________________________________________

__________________________________________________________________

проверяем

проверяем

проверяем

ФИ учащегося __________________________________

Карточка №2

Вариант №1.  Проиллюстрируйте схему примерами.

Распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены)

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

Знак препинания

значение

Номера предложений

,

перечисление

;

:

Причина

Пояснение

дополнение

-

Время, условие

Противопоставление

Сравнение

Следствие, вывод

Быстрая смена событий

Не выбрали в качестве примеров: ______________

Ошибок _______Оценка ____________

  1. Желаешь себе добра – не делай  зла другому.  
  2. Я взглянул  в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
  3. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу
  4. Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
  5. Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба.
  6. Лица у грузчиков были потные, ноги худые,  на руках синие жилы.
  7. Тем летом я впервые не ездила в командировку: управление разрешило мне остаться в Москве.
  8. Борис поднес  резец к металлу –  брызнули во все стороны раскаленные искры.
  9. Земля круглая – на ней не скроешь тайны.
  10. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
  11. Судьба изобретателя  - это судьба его изобретений.
  12. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

Карточка №2

Вариант № 3.  Проиллюстрируйте схему примерами.

Распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания  не   расставлены)

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

Знак препинания

значение

Номера предложений

,

перечисление

;

:

Причина

Пояснение

дополнение

-

Время, условие

Противопоставление

Сравнение

Следствие, вывод

Быстрая смена событий

Не выбрали в качестве примеров: _________________

Ошибок _______ оценка _____________

  1. Желаешь себе добра   не делай  зла другому.  
  2. Я взглянул  в окно   на безоблачном небе разгорались звезды.
  3. Поговоришь с добрым человеком     солнечный луч озарит твою душу
  4. Лида проговорила громко и отчетливо   «Надо жить по совести».
  5. Даже в номере гостиницы следы недавней бури   пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба.
  6. Лица у грузчиков были потные    ноги худые    на руках синие жилы.
  7. Тем летом я впервые не ездила в командировку   управление разрешило мне остаться в Москве.
  8. Борис поднес  резец к металлу    брызнули во все стороны раскаленные искры.
  9. Земля круглая     на ней не скроешь тайны.
  10. Добрый человек оставляет добрую память      злой человек будет быстро забыт.
  11. Судьба изобретателя      это судьба его изобретений.
  12. Слабо шурша    падали шишки     вздыхая     шумел лес.

Карточка №2

Вариант №2 .  Проиллюстрируйте схему примерами.

Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания  (Знаки препинания    расставлены)

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

Знак препинания

значение

Номера предложений

,

перечисление

;

:

Причина

Пояснение

дополнение

-

Время, условие

Противопоставление

Сравнение

Следствие, вывод

Быстрая смена событий

Не выбрали в качестве примеров: ____________________

Ошибок ______ оценка _______

  1. Желаешь себе добра – не делай  зла другому.  
  2. Я взглянул  в окно  -  на безоблачном небе разгорались звезды.
  3. Поговоришь с добрым человеком,  солнечный луч озарит твою душу
  4. Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
  5. Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба.
  6. Лица у грузчиков были потные, ноги худые,  на руках синие жилы.
  7. Тем летом я впервые не ездила в командировку-  управление разрешило мне остаться в Москве.
  8. Борис поднес  резец к металлу –  брызнули во все стороны раскаленные искры.
  9. Земля круглая,  на ней не скроешь тайны.
  10. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
  11. Судьба изобретателя  - это судьба его изобретений.
  12. Слабо шурша, падали шишки,  вздыхая, шумел лес.

 

ОТВЕТЫ  карточка №2

  1. Желаешь себе добра – не делай  зла другому.  (условие)
  2. Я взглянул  в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (дополн)
  3. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу (сравнение)
  4. Лида проговорила громко и отчетливо  «Надо жить по совести». (прямая речь)
  5. Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба. (пояснен)
  6. Лица у грузчиков были потные, ноги худые,  на руках  синие  жилы. (перечисл)
  7. Тем летом я впервые не ездила в командировку: управление разрешило мне остаться в Москве. (прич)
  8. Борис поднес  резец к металлу –  брызнули во все стороны раскаленные искры. (быстр смена событий)
  9. Земля круглая – на ней не скроешь тайны. (следств)
  10. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. (противоп)
  11. Судьба изобретателя  - это судьба его изобретений. (тире между подл и сказ)
  12. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. (перечисл)

Знак препинания

значение

Номера предложений

,

перечисление

6

;

12

:

Причина

7

Пояснение

5

дополнение

2

-

Время, условие

1

Противопоставление

10

Сравнение

3

Следствие, вывод

9

Быстрая смена событий

8

Не выписали: 4,11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний о прогрессии в 9 классе

Урок-игра «Совет мудрецов» по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессия». Учебник Ш. Алимова...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Динамика" 9 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основы динамики" в 9 классе...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 9 классе "Арифметическая и геометричексая прогрессии"

Урок предполагает ситематизацию и обобщениезаний учащихся по темам "Арифметическая  прогрессия " и "Геометрическая прогрессия" в 9-ом классе (учебник Макарычев Ю.Н.)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Проценты", 6 класс

Тема урока:«Проценты».Цели урока:Образовательные:обобщить теоретические знания по теме «Проценты»;продолжить формирование умения находить процент от числа и числа по его процентам;систематизировать пр...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Урок обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями. Старинные меры длины".

Технологическая карта урока математики по УМК «Математика. 5 класс», Н.Я.Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2015г., составленная в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО, с описанием поэтап...