Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Буряченко Елена Васильевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»
Москаленский район
Омская область
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 10 классе
Тема: «Значения бессоюзных сложных предложений
и знаки препинания в них».
- Форма урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Значения бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них».
- Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о значениях БСП
- совершенствование пунктуационных навыков учащихся по данной теме;
- совершенствование умений различать БСП и другие предложения с такими знаками препинания, как тире и двоеточие.
- формирование навыков работы со схемой, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
- Формирование языковой и лингвистической компетенции
- Привитие интереса к русскому языку
- Осуществление дифференцированного подхода на уроке русского языка
- Учащиеся разделены на группы:
- Группа с низким уровнем обученности (1 вариант)
- Группа со средним уровнем обученности (2 вариант)
- Группа с высоким уровнем обученности (3 вариант)
- Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки-тесты, «Слепая схема».
Ход урока
- Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.
Систематизация знаний по теме: «Значения бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них».
Исходя из темы урока, скажите, что мы сегодня должны сделать на уроке?
(Закрепить значения БСП, уметь определять их и ставить знаки препинания в БСП в соответствии со значением, отличать БСП от других конструкций)Привести знания в систему.
- Самопроверка домашнего задания (3 мин)
Домашнее задание (по сложности)
Задание для варианта 1,2: определите значения БСП (знаки препинания расставлены)
Задание для варианта 3: определите значения БСП (знаки препинания не расставлены)
Проверьте свою домашнюю работу по карточкам. Правильные ответы на слайде, исправьте ошибки, поставьте себе оценку по шкале.
Критерии оценки:
0 ош-5
1-2 ош-4
3-5 ош-3
6 и более -2
Учащиеся сдают карточки.
Вопрос: Какие значения БСП не встретились при выполнении карточки? (сравнение, пояснение).
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Работа со «Слепой схемой (систематизация знаний)
(Различные условия выполнения заданий, проводящие к единому результату)
- Проверка работы со «слепой схемой» (все вместе проверяем)
Дополнительные вопросы:
Когда в БСП со значением перечисления ставим ; ? ( Если две части более самостоятельны и между ними можно поставить точку или одна или обе части уже имеют знаки препинания, то есть осложнены).
На слайде высвечивается схема заполненная.
- Иллюстрирование схемы примерами (дети работают самостоятельно по вариантам)
- Проверка работы (ответы на слайде)
- У кого нет ошибок? У кого 1-2, 3, более?
- Какие предложения вызвали наибольшую трудность?
Дополнительные вопросы:
- Какие предложения не являются примерами постановки знаков препинания в БСП? (4,11) Почему?
4) прямая речь
11) тире между подлежащим и сказуемым
- Анализ предложений (СЛАЙД)
- Прочитайте, устно расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте предложения и сделайте вывод:
- Какие еще случаи постановки двоеточия и тире нужно отличать от двоеточия и тире в БСП?
1 вариант
- «Живей, ребята, подсобляйте!» крикнул Евгений
2 вариант
- Все небо, дым над крышами, самый воздух было серое, мрачное.
3 вариант
- Птицы сильны крыльями, а люди дружбой (неполное)
Где нам пригодится это умение?
(Задание В13, ГИА (найти БСП), то есть нужно уметь отличать БСП от других конструкций)
- Контроль. Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
Каких знаков препинания недостает в данных предложениях? Выберите правильный ответ
Дополнительное задание (для тех, кто сделает)
Карточки сдаются учителю.
- Рефлексия (заполнение таблички)
Самооценка уровня усвоения учебного материала
по теме «значения БСП и знаки препинания в них».
№ | Знания, умения, навыки | да | затрудняюсь | нет |
1 | Знаю определение БСП, его признаки | |||
2 | Умею отличать БСП от других предложений | |||
3 | Умею определять значения перечисления в БСП и ставить запятую | |||
4 | Умею определять значения перечисления в БСП и ставить точку с запятой | |||
5 | Умею определять значения причины, дополнения, пояснения в БСП и ставить двоеточие | |||
6 | Умею определять значения сравнения, противопоставления, следствия и т.д. в БСП и ставить тире |
ФИ _________________________________
- Домашнее задание
Вариант №1 – выписать из текстов худ. лит 10 БСП с разными знаками препинания, определить значения.
Вариант №2 – Упр.235, стр.146
Вариант №3 – составить связный текст на свободную тему (10-12 предложений), используя БСП
- Выставление оценок.
Приложения к уроку.
Самооценка уровня усвоения учебного материала
по теме «значения БСП и знаки препинания в них».
№ | Знания, умения, навыки | да | затрудняюсь | нет |
1 | Знаю определение БСП, его признаки | |||
2 | Умею отличать БСП от других предложений | |||
3 | Умею определять значения перечисления в БСП и ставить запятую | |||
4 | Умею определять значения перечисления в БСП и ставить точку с запятой | |||
5 | Умею определять значения причины, дополнения, пояснения в БСП и ставить двоеточие | |||
6 | Умею определять значения сравнения, противопоставления, следствия и т.д. в БСП и ставить тире |
ФИ ________________________________
Карточка № 3.
- Каких знаков препинания недостает в данных предложениях? Выберите правильный ответ (поставьте +)
№ | Предложения | , | ; | : | - |
1 | Пили чай гостей было много разговор был общий. | ||||
2 | Я был готов любить весь мир меня никто не понял | ||||
3 | Тут открылась картина довольно замечательная широкая сакля, опирающаяся на закопченные столбы, была полна народа. | ||||
4 | Бледные щеки впали глаза сделались большие губы горели. | ||||
5 | Я не мог заснуть передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. | ||||
6 | Какой вздор! Захочу завтра вечером буду у княгини! |
2.Дополнительное задание
В каком из БСП неверно поставлены знаки препинания? (Отметьте +). Подчеркните грамматические основы этого предложения. Составьте его схему.
№ | Предложения | |
1 | Не этот случай - я бы сделался посмешищем дураков. | |
2 | Через несколько мгновений поднимаю глаза и вижу: мой Карагиз летит, развевая хвост. | |
3 | Между тем чай поспел, я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил перед ним. | |
4 | Я встал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо и скрылся Бог знает куда. | |
5 | Вокруг него собрался народ из крепости – он никого не замечает. |
Схема:
ФИ______________________________________
ОТВЕТЫ Карточка №3
№ | Предложения | , | ; | : | - |
1 | Пили чай гостей было много разговор был общий. | + | |||
2 | Я был готов любить весь мир меня никто не понял | + | |||
3 | Тут открылась картина довольно замечательная широкая сакля, опирающаяся на закопченные столбы, была полна народа. | + | |||
4 | Бледные щеки впали глаза сделались большие губы горели. | + | |||
5 | Я не мог заснуть передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. | + | |||
6 | Какой вздор! Захочу завтра вечером буду у княгини! | - |
№ | Предложения | |
1 | Не этот случай - я бы сделался посмешищем дураков. | |
2 | Через несколько мгновений поднимаю глаза и вижу: мой Карагиз летит, развевая хвост. | |
3 | Между тем чай поспел; я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил перед ним. | + |
4 | Я встал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо и скрылся Бог знает куда. | |
5 | Вокруг него собрался народ из крепости – он никого не замечает. |
Карточка №1
Вариант №1. Заполните «Слепую схему» по теме « Бессоюзное сложное предложение». Укажите, на какие группы подразделяются БСП и какие значения имеют.
«Слепая схема»
БСП – это _____________, в котором _____________ соединены
________________________ и ______________________ без_______________
Знаки препинания
?
, ;
?
Значения
Пояснения _?____________ _?____________ | проверяем |
а именно что _?_______ |
? | проверяем |
? |
Следствия ?____________ ?____________ Быстр.смена соб ?_____________ | проверяем |
так что ?________ но, а ?________ ?________ |
ФИ учащегося __________________________________
Карточка №1
Вариант №2. Заполните «Слепую схему» по теме «Бессоюзное сложное предложение».
«Слепая схема»
БСП – это _____________, в котором _________________________________
__________________________________________________________________
,;
1. | проверяем |
1. 2. 3. | проверяем |
1. 2. 3. 4. 5. | проверяем |
ФИ учащегося __________________________________
Карточка № 1
Вариант №3. Заполните «Слепую схему» по теме «Бессоюзное сложное предложение».
«Слепая схема»
БСП – это _________________________________________________________
__________________________________________________________________
проверяем | |
проверяем | |
проверяем | |
ФИ учащегося __________________________________
Карточка №2
Вариант №1. Проиллюстрируйте схему примерами.
Распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены)
Какие предложения вы не выбрали в качестве примеров? Почему?
Знак препинания | значение | Номера предложений |
, | перечисление | |
; | ||
: | Причина | |
Пояснение | ||
дополнение | ||
- | Время, условие | |
Противопоставление | ||
Сравнение | ||
Следствие, вывод | ||
Быстрая смена событий |
Не выбрали в качестве примеров: ______________
Ошибок _______Оценка ____________
- Желаешь себе добра – не делай зла другому.
- Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
- Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу
- Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
- Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба.
- Лица у грузчиков были потные, ноги худые, на руках синие жилы.
- Тем летом я впервые не ездила в командировку: управление разрешило мне остаться в Москве.
- Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры.
- Земля круглая – на ней не скроешь тайны.
- Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
- Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.
- Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
Карточка №2
Вариант № 3. Проиллюстрируйте схему примерами.
Распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания не расставлены)
Какие предложения вы не выбрали в качестве примеров? Почему?
Знак препинания | значение | Номера предложений |
, | перечисление | |
; | ||
: | Причина | |
Пояснение | ||
дополнение | ||
- | Время, условие | |
Противопоставление | ||
Сравнение | ||
Следствие, вывод | ||
Быстрая смена событий |
Не выбрали в качестве примеров: _________________
Ошибок _______ оценка _____________
- Желаешь себе добра не делай зла другому.
- Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды.
- Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит твою душу
- Лида проговорила громко и отчетливо «Надо жить по совести».
- Даже в номере гостиницы следы недавней бури пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба.
- Лица у грузчиков были потные ноги худые на руках синие жилы.
- Тем летом я впервые не ездила в командировку управление разрешило мне остаться в Москве.
- Борис поднес резец к металлу брызнули во все стороны раскаленные искры.
- Земля круглая на ней не скроешь тайны.
- Добрый человек оставляет добрую память злой человек будет быстро забыт.
- Судьба изобретателя это судьба его изобретений.
- Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.
Карточка №2
Вариант №2 . Проиллюстрируйте схему примерами.
Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены)
Какие предложения вы не выбрали в качестве примеров? Почему?
Знак препинания | значение | Номера предложений |
, | перечисление | |
; | ||
: | Причина | |
Пояснение | ||
дополнение | ||
- | Время, условие | |
Противопоставление | ||
Сравнение | ||
Следствие, вывод | ||
Быстрая смена событий |
Не выбрали в качестве примеров: ____________________
Ошибок ______ оценка _______
- Желаешь себе добра – не делай зла другому.
- Я взглянул в окно - на безоблачном небе разгорались звезды.
- Поговоришь с добрым человеком, солнечный луч озарит твою душу
- Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
- Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба.
- Лица у грузчиков были потные, ноги худые, на руках синие жилы.
- Тем летом я впервые не ездила в командировку- управление разрешило мне остаться в Москве.
- Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры.
- Земля круглая, на ней не скроешь тайны.
- Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
- Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.
- Слабо шурша, падали шишки, вздыхая, шумел лес.
ОТВЕТЫ карточка №2
- Желаешь себе добра – не делай зла другому. (условие)
- Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (дополн)
- Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу (сравнение)
- Лида проговорила громко и отчетливо «Надо жить по совести». (прямая речь)
- Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба. (пояснен)
- Лица у грузчиков были потные, ноги худые, на руках синие жилы. (перечисл)
- Тем летом я впервые не ездила в командировку: управление разрешило мне остаться в Москве. (прич)
- Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры. (быстр смена событий)
- Земля круглая – на ней не скроешь тайны. (следств)
- Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. (противоп)
- Судьба изобретателя - это судьба его изобретений. (тире между подл и сказ)
- Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. (перечисл)
Знак препинания | значение | Номера предложений |
, | перечисление | 6 |
; | 12 | |
: | Причина | 7 |
Пояснение | 5 | |
дополнение | 2 | |
- | Время, условие | 1 |
Противопоставление | 10 | |
Сравнение | 3 | |
Следствие, вывод | 9 | |
Быстрая смена событий | 8 |
Не выписали: 4,11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний о прогрессии в 9 классе
Урок-игра «Совет мудрецов» по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессия». Учебник Ш. Алимова...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Динамика" 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основы динамики" в 9 классе...
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 9 классе "Арифметическая и геометричексая прогрессии"
Урок предполагает ситематизацию и обобщениезаний учащихся по темам "Арифметическая прогрессия " и "Геометрическая прогрессия" в 9-ом классе (учебник Макарычев Ю.Н.)...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Проценты", 6 класс
Тема урока:«Проценты».Цели урока:Образовательные:обобщить теоретические знания по теме «Проценты»;продолжить формирование умения находить процент от числа и числа по его процентам;систематизировать пр...
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
Урок обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями. Старинные меры длины".
Технологическая карта урока математики по УМК «Математика. 5 класс», Н.Я.Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2015г., составленная в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО, с описанием поэтап...
Конспект стендового урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.
Конспект стендового урока...