Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса
план-конспект урока (10 класс) по теме

Шеина Олеся Владимировна

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шеина Олеся Владимировна

МБОУ СОШ №2 п.Редкино

Тверская область    Конаковский район

Разработка урока

«Обобщение знаний за  10 класс по курсу «Органическая химия»

с использованием здоровьесберегающей технологии.

(в рамках  регионального конкурса)

2013 год

Цель урока:

Обобщить знания об основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение.

Задачи  урока:

Выявить уровень подготовки учащихся к итоговой контрольной работе.

Данный урок разработан с учетом здоровьесберегающиих технологий. Ребята передвигаются по предложенным станциям и выполняют задания. В течении урока  идет смена деятельности.  Желание набрать большее количество зеленых фишек, не оставит без работы даже самых неактивных ребят. При работе в группе, выбранный капитан команды, учится брать на себя ответственность за работу группы.

Подготовка к уроку:

  1. расстановка парт для работы в группе
  2. подготовка заданий (приложений распечатка), цветных фишек
  3. памятка для работы в группе
  4. выбор экспертов, заготовка бланков для фиксирования ответа группы(См.Приложение 6 )

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы должны обобщить материал по органической химии, который изучался в течение всего года.

Сегодня на нашем уроке мы будем работать группами, 3 команды,  будут претендовать  на роль лучшей команды. Все вы  должны выполнить много заданий, достойно пройди все этапы игры, получить хорошие оценки и конечно победить. Ваша основная задача набрать наибольшее количество зеленых фишек и минимальное число желтых фишек. Штрафная фишка (красная) выдается в случае нарушения процедуры проведения урока, не соблюдения правил работы в группе.

Если задание выполнено не все, то получает желтую фишку. Если все, то зеленую. Зеленой фишкой в дальнейшем можно закрыть неправильный ответ или сохранить в качестве бонуса (добавляет баллы – 1 зеленая фишка + 1 балл). Капитан команды принимает решение использовать зеленую фишку в игре или нет.

Каждой команде необходимо выбрать капитана команды. Капитан команды отвечает за работу в группе в целом.

  1. Основная часть.

Группы должны будут посетить три станции, на каждой станции выполнить задание.

Станции

   «Теория Бутлерова»      «Углеводороды»        «Кислородсодержащие соединения»

Каждая группа должна пройти все станции.

Критерии оценивания группы:

  1. Четко спланированы совместные действия участников  в группе.
  2. Организовано активное обсуждение, задействованность всех участников группы.
  3. Выступление в группе отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи.

Чтобы получить возможность пройти на станцию, каждая группа должна разгадать кроссворд. Для оценки данной работы приглашается эксперт), оценивает правильность разгадывания кроссворда), и на этом этапе обозначает станцию.  Если кроссворд разгадан не весь, тогда группе выдается желтая фишка.

1-й этап, отгадай  «Кроссворд».

Участники команды разгадывают кроссворд в течение 5 минут. Всего 15 вопросов.

Критерии оценки:

13 – 15  - две зеленые фишки

11-13 – одна зеленая фишка

меньше 10 – ни одной зеленой фишки

Также команде может выдаваться и красная фишка – за нарушения правил игры, режима работы в группе. Что очень сильно повлияет на результат работы. Красная фишка- это  «-« 1балл.

(См.Приложение 1)

2-й этап,  переход на станции  «Теория Бутлерова», «Углеводороды», «Кислородсодержащие соединения».

Для каждой команды определяется начальная станция. В дальнейшем переход осуществляется по часовой стрелке.

Время работы на каждой станции 2 минуты. Эксперт дает задание. Время работы на станции  определяется песочными часами. Дополнительное время 1 минута – для работы эксперта.

Если задание выполняется не в полном объеме, то эксперт выдает желтую фишку. Если полностью то – зеленую.

Станция  «Теория Бутлерова»  К разгадке предлагаются  предложения, в которых зашифровывается одно из положений теории Бутлерова, только наоборот. Попытайтесь правильно прочитать зашифрованные положения теории Бутлерова А.М. Необходимо  дать им точное определение.

Если задание выполняется не в полном объеме, то эксперт выдает желтую фишку. Если полностью то – зеленую.

См.Приложение 2)

На станции «Углеводороды»  необходимо заполнить пропись.

 То есть  в текст нужно вписать слова. Группе прелагается заполнить карточки(всего 4 карточки). За выполнение задания полностью    - зеленую фишку.

(См. Приложение 3)

На станции «Кислородсодержащие соединения» выполняется  задание «Распредели вещества  на группы и дай им название».

Каждой группе предлагается  разные вещества (всего 8 веществ). Вещества написаны на карточках. Работает группа непосредственно в карточках.

(См .Приложение 4)

 3.  Подведение итогов.  Эксперты оценивают  работу каждой группы. Подсчитывают количество фишек. Выносят свой вердикт. Объявляют победителя и вручают сертификат о допуске к итоговой контрольной работе за курс «Органической химии»

Пока эксперты подводят итоги, учитель химии предлагает ответить на интересные вопросы.

  1. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм? (Нитроглицерин).
  2. Что такое «ледяная» уксусная кислота? ( Это безводная уксусная кислота).
  3. Кто первым научился получать волокно? (Паук, при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе).

4.Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить учетную карточку.

(См.Приложение 5)

Приложение 1

Кроссворд для  команд.

Вопросы:

1.Какими углеводородами являются алканы?

2. Какими углеводородами являются алкены?

3. Простейший представитель алкенов?

4. Какой вид изомерии возможен для соединений, у которых есть двойная связь и нет вращения вокруг неё?

5.Какой вид  изомерии характерен для алканов?

6. Изомерия различных классов органических соединений?

7. Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное строение?

8. Название СН2=С=СН2?

9. У каких непредельных углеводородов в молекулах между атомами углеводорода две двойные связи?

10. Органические соединения, состоящие исключительно из атомов углерода и водорода?

11. Ненасыщенный углеводород, изомерен бутилену?

12. Бесцветный газ, без запаха, малорастворимый в воде, имеет тройную связь между атомами углерода, принадлежит к классу алкинов?

13. Ароматический углеводород?

14. Вид пространственной изомерии?

15.Химическое свойство аренов?

1п

3э

р

т

4г

2н

е

п

р

е

д

е

л

ь

н

ы

е

д

н

о

6м

е

м

е

л

е

ж

ь

10у

т

5с

т

р

у

к

т

у

р

н

а

я

г

р

л

ы

9а

л

к

а

д

и

е

н

ы

а

е

е

ч

с

14о

в

е

12а

с

п

о

с

ц

7и

з

о

м

е

р

ы

т

д

к

е

в

и

о

а

т

8п

р

о

п

а

д

и

е

н

ч

р

я

и

я

13б

е

н

з

о

л

л

с

д

11 и

е

к

ы

15з

а

м

е

щ

е

н

и

е

а

о

я

б

у

т

и

л

е

н

Приложение 2

1 преложение

«Атомы вне молекулы находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Углерод в органической химии имеет неопределенную степень окисления».

Ответ. Атомы в молекуле соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности. Углерод  в соединениях 4 – валентен.).

2 преложение

«Молекулы и атомы  обратимо бездействуют сами по себе».

Ответ. Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга.

3 предложение

«Важность не в качестве. Важность в беспорядке».

Ответ.  «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулы».

Приложение 3

  1. Число π-связей в молекуле бутина-1 равно _______
  2. Имеют одинаковый состав, но разное строение ___________
  3. Пропаналь и бутаналь являются _______________________
  4. Свойства веществ определяются не только составом, но и ___________________________________________________
  5. Перекрывание электронных облаков  вдоль оси – это _________________________________________________
  6. В молекуле циклогексана нет__________________________________________________
  7. CnH2n+2 –это формула для ______________________________________углеводородов
  8. Для алканов характерна реакция ____________________________
  9. УГЛЕВОДОРОДЫ (УВ) — органические соединения, молекулы которых состоят ___________________________________________
  10. Число σ- и π-связей в молекуле этилена соответственно____и ____
  11. Структурная формула описывает_____________________________
  12. Ароматические углеводороды, – это соединения, молекулы которых__________________________________________________

Приложение 4

Карточки для работы группы

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

СН3СООН

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

С6Н5NO2

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

СН2=СНСН2СН=СН2

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

С2Н2

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

СН3СН2ОСН2СН3

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

3СН2Br.

Вещество

Класс органического соединения

Название органического соединения

СН3СН2СН2СН2ОН

Приложение 5

Учетная карточка

                                             Ученика_______________________________

Темы школьного курса химии

Хорошо знаю

Тема вызывает затруднения

Могу поделиться знаниями

Самооценка за работу на уроке

Теория А.М. Бутлерова.

Химические реакции

Гибридизация

Номенклатура органических веществ

Классы органических веществ

Изомеры. Гомологи

Генетическая связь


Итоговая оценка:

Приложение 6

Лист для оценивания работы в группах

Этапы

1 группа

2 группа

3 группа

Кроссворд


«Теория Бутлерова»


«Углеводороды»


«Кислородсодержащие соединения»

Число зеленых фишек

Число желтых фишек

Число красных фишек

РЕЗУЛЬТАТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение знаний по курсу органическая химия»

Данный урок позволяет проверить прочность знаний по изученным темам, обобщить и систематизировать знания  учащихся по курсу органической химии....

Обобщение знаний по курсу органической химии.

: Обобщить и закрепить знания учащихся о классах органических веществ, их составе, строении, свойствах, применении, о причинно-следственной связи между химическими свойствами и применением, а...

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии.

Обобщение и систематизация  знаний по курсу органической химии....

Паспорт рабочей программы. Курс «Органическая химия» 10 класс ,базовый уровень, О.С. Габриеляна

Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного)...

Конспект урока систематизации знаний по теме "Вода" ,химия 8 класс

Урок систематизации и углубления знаний по теме "Вода ",Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров»...

Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по курсу неорганической и общей химии"

Урок в игровой форме под названием «Своя игра». Такая форма урока является аналогом телевизионной игры «Своя игра». Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, зак...