Конспект стендового урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект стендового урока
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.
Поповой Ольги Викторовны,
учителя русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.
Слайд 2
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
(по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).
Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Наречие».
Слайд 3
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательная: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание; определять роль наречий в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).
2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).
3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).
Слайд 4
Оборудование урока:
- Выставка книг по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля.
- «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.
- Дидактический материал к уроку.
- Мультимедийное оборудование.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Слайд 5
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Лингвистический эксперимент.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Ход урока:
- Организационный этап (2 мин.).
Учитель:
- Сегодня мы имеем возможность, изучив тему «Наречие» и прочитав на уроках литературы текст М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», закрепить материал по теме «Наречие», используя сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Этап проверки домашнего задания (4 мин.).
Учитель:
- Вам на дом было задано повторить пройденный материал по теме «Наречие», перечитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», выбрать наречия в тексте сказки Салтыкова – Щедрина, определить их разряд и в соответствии с разрядом составить таблицу «Смысловые группы наречий».
Учитель:
-Давайте вспомним, на какие 2 разряда можно разделить наречия по значению?
Ученики:
- Наречия бывают определительные и обстоятельственные.
Учитель:
- Перечислите определительные и обстоятельственные группы наречий.
Ученики:
- Обстоятельственные наречия бывают образа действия, времени, места, цели, причины; определительные – меры и степени.
Учитель:
- Каждый из вас выбрал наречия из сказки Салтыкова - Щедрина. Давайте составим общую таблицу, опираясь на то, что вы выбрали дома.
Совместно с детьми составляем таблицу «Смысловые группы наречий» .
Слайд 6
Обстоятельственные | Определительные | ||||
Образ действия | Время | Место | Цель | Причина | Мера и степень |
Следовательно Точно Однако Словно Медленно Немедленно Радостно Обыкновенно Весело | Вдруг Нынче Наяву Однажды Сначала Сперва – наперво Потом Долго | Направо Налево Высоко Где-нибудь Везде | Столько Сколько Слишком Чуть – чуть Немного |
- Этап всесторонней проверки знаний (4 мин.).
Учитель:
- Внимательно прочитайте записанные слова. Перечислите изученные орфограммы по теме «Наречие».
Ученики:
- 1. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е (немедленно, немного).
2. Н и НН в наречиях на –О и –Е (медленно, немедленно, обыкновенно).
3. Буквы О и А на конце наречий (направо, налево, сперва - наперво).
4. Дефисное написание наречий (где-нибудь, сперва – наперво, чуть - чуть).
5. Данные слова являются наречиями, так как не изменяются и заканчиваются на О и Е (следовательно, весело, обыкновенно, радостно, долго, нынче, высоко и др.).
Учитель:
- Наречия каких смысловых групп нам не встретились в тексте М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Ученики:
- Наречия цели и причины.
Учитель:
- Давайте приведем примеры этих наречий.
Ученики:
- Наречия цели: назло, внасмешку, нарочно, умышленно, напоказ;
наречия причины: сгоряча, невзначай, сослепу, поневоле.
Слайд 7
Дописываем таблицу.
Обстоятельственные | Определительные | ||||
Образ действия | Время | Место | Цель | Причина | Мера и степень |
Следовательно Точно Однако Словно Медленно Немедленно Радостно Обыкновенно Весело | Вдруг Нынче Наяву Однажды Сначала Сперва – наперво Потом Долго | Направо Налево Высоко Где-нибудь Везде | Назло Внасмешку Нарочно Умышленно Напоказ | Сгоряча Невзначай Сослепу Поневоле | Столько Сколько Слишком Чуть – чуть Немного |
Слайд 8
- Лингвистический эксперимент (15 мин.).
Подготовленный ученик читает отрывок из текста М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (распечатка текста у детей на партах):
«…Служили генералы всю жизнь в какой – то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.
- Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове…
Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.
- Господи! да что ж это такое? где мы? – воскликнули оба не своим голосом.
И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности».
Слайд 9
Учитель:
- Выпишите из данного текста наречия и обозначьте изученные орфограммы.
Слайд 10
Ученики:
- Следовательно, вдруг, только, сначала, нынче, точно, наяву – это наречия, так как обозначают признак действия, отвечают на вопросы как? когда? ; наречия не изменяются.
Группа учащихся работает с толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова, выписывают лексическое значение слов НЫНЧЕ и НАЯВУ.
Учитель:
- Какие из данных наречий мало употребляются в современном языке?
Ученики:
- Нынче, наяву.
Учитель:
- Почему?
Ученики:
- Эти наречия можно встретить в текстах художественных произведений. Они вышли из активного словаря современных людей.
Слайд 11
Ученики, работавшие со словарями, дают определения словам:
- В «Толковом словаре русского языка» В.И.Даля слово НАЯВУ обозначает – «бодрствуя, не во сне, не в сонном состоянье и не в бреду, а на самом деле, сознательно, при полной памяти. Он наяву грезит – в бреду или в помешательстве».
Слайд 11
- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЧЕ обозначает – «1. То же, что сегодня. Нынче морозно. 2. То же, что теперь. Нынче старикам почет».
Слайд 12
Учитель:
- Давайте посмотрим, как образованы данные слова:
наяву – явный, явь; нынче – ныне, доныне, отныне, поныне.
Учитель:
- Как вы понимаете значение слова НЫНЕ?
Слайд 13
- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЕ обозначает – «теперь, в настоящее время (устар.)».
Учитель:
- Почему Салтыков – Щедрин употребляет эти слова?
Ученики:
- Это устаревшие слова. Поэтому в современной речи мы их не употребляем. Их можно встретить в текстах художественных произведений и в разговорной речи пожилых людей.
Учитель:
- Почему эти слова называем устаревшими?
Ученики:
- Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими.
Учитель:
- Где можно узнать значение данных слов?
Ученики:
- В толковых словарях с пометой «устар».
Слайд 14
Учитель:
- Спишите предложения, заменяя выделенное наречие синонимичным (современным) наречием. Объясните постановку знаков препинания.
1 вариант:
Страшный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился…
(Наречие нынче заменяем наречием сегодня; ваше превосходительство – это обращение, поэтому с двух сторон ставим запятые).
2 вариант.
И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия.
(Наречие наяву заменяем наречием на самом деле; перед союзом А всегда ставим запятую, ССП; ощупывать (зачем?) точно ли не во сне – ставим запятую, т.к. придаточное предложение цели).
Учитель:
- Как вы понимаете слово ОКАЗИЯ?
Слайд 15
- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово ОКАЗИЯ обозначает –«редкий, необычный случай, неожиданность (устар. и разг.)».
- Заменим это слово современным синонимом.
Ученики:
- Оплошность, неприятность, неожиданность, случайность…
- Закрепление изученного материала (9 мин.).
Учитель:
- Очень часто мы встречаем наречия не только в художественных текстах, но и в пословицах и фразеологизмах. Что такое фразеологизмы?
Слайд 16
Ученики:
- Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, постоянные по своему значению.
Слайд 17
Учитель:
- Найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий.
Учащиеся выполняют задания по вариантам.
Наречия во фразеологизмах и в пословицах
1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Досыта не накормим, а с голоду не уморим.
3. Яблоко от яблони недалеко падает.
4. Еле-еле душа в теле.
5. Неладно скроен, да крепко сшит.
6. Сначала запряги, а потом и понукай.
7. Врет сплошь, а переврать не умеет.
8. Много грому по-пустому.
9. Хоть на час, но вскачь.
10. Каждый по-своему с ума сходит.
11. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
12. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.
1-ый вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (1, 7, 9, 11).
2-ой вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Дефис между частями слова в наречиях». (4, 8, 10, 12).
З-ий вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Буквы О и А на конце наречий». (2, 3, 5, 6 .)
Слайд 18
Взаимопроверка выполнения задания. Оценки выставляются учениками на полях в тетрадях.
Слайд 19
Учитель:
- Обратимся еще раз к тексту «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», посмотрим, насколько внимательно вы его читали. Ваша задача: дополнить текст подходящими по смыслу наречиями (распечатка текста у каждого на парте):
« И …….. генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…
- А что, ваше превосходительство, - сказал он …………….. , - если бы нам найти мужика?
- Ну да, простого мужика… какие …………….. бывают мужики! Он бы нам ……….. и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
- Гм… мужика… но ……….. же его взять, этого мужика, когда его нет?
- Как нет мужика – мужик …………. есть, стоит ………….. поискать его! Наверное, он ……………………….. спрятался, от работы отлынивает!»
(Ответ: вдруг, радостно, обыкновенно, сейчас, где, везде, только, где-нибудь).
Видеофрагмент (Слайд 20).
Слайд 21
Учитель:
- Сравните ваш текст с авторским. Кто правильно и уместно вставил наречия в текст М.Е. Салтыкова-Щедрина?
- Почему другим это не удалось?
Ученики:
- Невнимательно читали текст.
Слайд 22
Учитель:
- Наречие – это самая молодая и непокорная часть речи, и, если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого – то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески.
- Подведение итогов урока (3 мин.).
Слайд 23
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке?
Ученики:
- Наречия иногда употребляются неуместно; чтобы правильно написать наречие, надо знать изученные орфограммы; познакомились со значением слов наяву, нынче, ныне, оказия.
Учитель:
- Как вы это сделали?
Ученики:
- Составили таблицу «Смысловые группы наречий»; провели лингвистический эксперимент; проанализировали отрывки из текста М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (2 мин.).
Слайд 24
- Напишите по 3 примера на каждую орфограмму, изученную по теме «Наречие».
- Попробуйте создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», используя наречия.
Выставление оценок за урок (1 мин.).
Слайд 25
Учитель:
- Спасибо за урок.
Защита стендового урока
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.
Поповой Ольги Викторовны,
учителя русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается презентация урока обобщения и систематизации знаний по теме «Наречие».
Слайд 2
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
(по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).
Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Наречие».
Слайд 3
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательная: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание; определять роль наречий в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).
2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).
3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).
Слайд 4
Оборудование урока:
- Выставка книг по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля.
- «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.
- Дидактический материал к уроку.
- Мультимедийное оборудование.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Слайд 5
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Лингвистический эксперимент.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Ход урока:
- Организационный этап (2 мин.).
Учитель:
- Сегодня мы имеем возможность, изучив тему «Наречие» и прочитав по литературе текст М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», закрепить материал по теме «Наречие», используя сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Этап проверки домашнего задания (4 мин.).
Учитель:
- Вам на дом было задано повторить пройденный материал по теме «Наречие», перечитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», выбрать наречия в тексте сказки Салтыкова – Щедрина, определить их разряд и в соответствии с разрядом составить таблицу «Смысловые группы наречий».
Учитель:
-Вспомним, на какие 2 разряда можно разделить наречия по значению?
Ученики:
-Правильно, наречия бывают определительные и обстоятельственные.
Учитель:
- Перечислите определительные и обстоятельственные группы наречий.
Ученики:
- Да, обстоятельственные наречия бывают образа действия, времени, места, цели, причины; определительные – меры и степени.
Учитель:
- Каждый из вас выбрал наречия из сказки Салтыкова - Щедрина. оставим общую таблицу, опираясь на то, что вы выбрали дома.
- Совместно с детьми составляем таблицу «Смысловые группы наречий» .
Эта таблица выглядит следующим образом.
Зачитываем наречия образа действия и т.д.
Слайд 6
Обстоятельственные | Определительные | ||||
Образ действия | Время | Место | Цель | Причина | Мера и степень |
Следовательно Точно Однако Словно Медленно Немедленно Радостно Обыкновенно Весело | Вдруг Нынче Наяву Однажды Сначала Сперва – наперво Потом Долго | Направо Налево Высоко Где-нибудь Везде | Столько Сколько Слишком Чуть – чуть Немного |
- Этап всесторонней проверки знаний (4 мин.).
Учитель:
- Внимательно прочитайте записанные слова. Перечислите изученные орфограммы по теме «Наречие», которые мы наблюдаем в данной таблице.
Ученики:
- 1. Вы правильно привели примеры слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е (немедленно, немного).
2.Верно отмечено, орфограмма Н и НН в наречиях на –О и –Е встречается в словах: медленно, немедленно, обыкновенно.
3.согласна,орфограмма буквы О и А на конце наречий есть в словах: направо, налево, сперва - наперво.
4. Молодцы, правильно определили дефисное написание наречий в словах: где-нибудь, сперва – наперво, чуть – чуть.
- Мы назвали много слов, но не озвученными остались слова: следовательно, весело, обыкновенно, радостно, долго, нынче, высоко и др.
- Почему мы включили их в данную таблицу?
- Верно, мы включили в таблицу, потому что данные слова являются наречиями, так как не изменяются и заканчиваются на О и Е.
Учитель:
- Наречия каких смысловых групп нам не встретились в тексте?
Ученики:
- Наречия цели и причины.
Учитель:
- Какие наречия мы можем вписать в данные колонки?.
Ученики:
- Наречия цели: назло, внасмешку, нарочно, умышленно, напоказ;
наречия причины: сгоряча, невзначай, сослепу, поневоле.
Слайд 7
Дописываем таблицу.
Обстоятельственные | Определительные | ||||
Образ действия | Время | Место | Цель | Причина | Мера и степень |
Следовательно Точно Однако Словно Медленно Немедленно Радостно Обыкновенно Весело | Вдруг Нынче Наяву Однажды Сначала Сперва – наперво Потом Долго | Направо Налево Высоко Где-нибудь Везде | Назло Внасмешку Нарочно Умышленно Напоказ | Сгоряча Невзначай Сослепу Поневоле | Столько Сколько Слишком Чуть – чуть Немного |
- Лингвистический эксперимент (15 мин.).
- Приступаем к лингвистическому эксперименту. Сайдуллина Лиля прочитает нам отрывок из текста С-Щ, перед вами распечатки текста.
- Слушаем Лилю и находим в тексте наречия.
Слайд 8
«…Служили генералы всю жизнь в какой – то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.
- Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове…
Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.
- Господи! да что ж это такое? где мы? – воскликнули оба не своим голосом.
И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности».
Слайд 9
Учитель:
- Выпишите из данного текста наречия и обозначьте изученные орфограммы.
- Итак, давайте посмотрим, какие наречия вы выписали?
Слайд 10
Ученики:
- Правильно, следовательно, вдруг, только, сначала, нынче, точно, наяву .
- По каким признакам вы определили, что это наречия?
Ученики:
-Это наречия, так как обозначают признак действия, отвечают на вопросы как? когда? и не изменяются.
- Пока все выписывают в тетради наречия, Авдеев Саша найдет в толковом словаре Даля значение слова НАЯВУ, а Щетинина Рита – по словарю Ожегова значение слова НЫНЧЕ.
Учитель:
- Скажите, какие из выписанных наречий мало употребляются в современном языке?
Ученики:
- Верно, нынче, наяву.
Учитель:
- Почему?
Ученики:
- Эти наречия можно встретить в текстах художественных произведений. Они вышли из активного словаря современных людей.
Слайд 11
-Давайте посмотрим, что они обозначают?
- В «Толковом словаре русского языка» В.И.Даля слово НАЯВУ обозначает – «бодрствуя, не во сне, не в сонном состоянье и не в бреду, а на самом деле, сознательно, при полной памяти. Он наяву грезит – в бреду или в помешательстве».
Слайд 11
- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЧЕ обозначает – «1. То же, что сегодня. Нынче морозно. 2. То же, что теперь. Нынче старикам почет».
Слайд 12
Учитель:
- Посмотрим, как образованы данные слова:
наяву – явный, явь; нынче – ныне, доныне, отныне, поныне.
Учитель:
- Как вы понимаете значение слова НЫНЕ?
Слайд 13
- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЕ обозначает – «теперь, в настоящее время (устар.)».
Учитель:
- Как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин употребляет эти слова?
Ученики:
- Это устаревшие слова. Поэтому в современной речи мы их редко употребляем. Их можно встретить в текстах художественных произведений и в разговорной речи пожилых людей.
Учитель:
- Как вы понимаете слово устаревшие?
Ученики:
- Так слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими.
Учитель:
- Где можно узнать о значении данных слов?
Ученики:
- Правильно, в толковых словарях с пометой «устар».
Слайд 14
Учитель:
- Посмотрите на доску и спишите предложения, заменяя выделенное наречие синонимичным (современным) наречием. Объясните постановку знаков препинания.
1 вариант:
Страшный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился…
(Наречие нынче заменяем наречием сегодня; ваше превосходительство – это обращение, поэтому с двух сторон ставим запятые).
2 вариант.
И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия.
- Проверяем, что у нас получилось.
(Наречие наяву заменяем наречием на самом деле; перед союзом А всегда ставим запятую, ССП; ощупывать (зачем?) точно ли не во сне – ставим запятую, т.к. придаточное предложение цели).
- А кто догадался, почему поставлена первая запятая?
- Первая запятая перед ТОЧНО разделяет придаточное предложение от главного. С этим материалом мы познакомимся в 9 классе.
Учитель:
- Давайте посмотрим в словаре Ожегова, что обозначает слово ОКАЗИЯ? Открываю словарь и читаю…
Слайд 15
- ОКАЗИЯ – «редкий, необычный случай, неожиданность (устар. и разг.)».
- Заменим слово ОКАЗИЯ современным синонимом.
Ученики:
- Верно, оплошность, неприятность, неожиданность, случайность…
- Закрепление изученного материала (9 мин.).
Учитель:
- Очень часто мы встречаем наречия не только в художественных текстах, но и в пословицах и фразеологизмах. Вспомним, что такое фразеологизмы?
Слайд 16
Ученики:
- Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, постоянные по своему значению.
Слайд 17
Учитель:
- А сейчас в распечатке, которая лежит у вас на парте, найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий.
Учащиеся выполняют задания по вариантам.
Наречия во фразеологизмах и в пословицах
1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Досыта не накормим, а с голоду не уморим.
3. Яблоко от яблони недалеко падает.
4. Еле-еле душа в теле.
5. Неладно скроен, да крепко сшит.
6. Сначала запряги, а потом и понукай.
7. Врет сплошь, а переврать не умеет.
8. Много грому по-пустому.
9. Хоть на час, но вскачь.
10. Каждый по-своему с ума сходит.
11. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
12. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.
1-ый вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (1, 7, 9, 11).
2-ой вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Дефис между частями слова в наречиях». (4, 8, 10, 12).
З-ий вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Буквы О и А на конце наречий». (2, 3, 5, 6 .)
Слайд 18
Поменялись тетрадями и сверились с ответами на доске. Выполнено: 4 задания – «5», 3 задания – «4», 2 задания – «3». На полях тетради поставьте оценки, потом я проверю и выставлю оценки в журнал.
Слайд 19
Учитель:
- Обратимся еще раз к тексту «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», посмотрим, насколько внимательно вы его читали. Ваша задача: дополнить текст подходящими по смыслу наречиями (распечатка текста у каждого на парте):
« И …….. генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…
- А что, ваше превосходительство, - сказал он …………….. , - если бы нам найти мужика?
- Ну да, простого мужика… какие …………….. бывают мужики! Он бы нам ……….. и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
- Гм… мужика… но ……….. же его взять, этого мужика, когда его нет?
- Как нет мужика – мужик …………. есть, стоит ………….. поискать его! Наверное, он ……………………….. спрятался, от работы отлынивает!»
(Ответ: вдруг, радостно, обыкновенно, сейчас, где, везде, только, где-нибудь).
Видеофрагмент (Слайд 20).
Слайд 21
Учитель:
- Сравните ваш текст с авторским. Кто правильно и уместно вставил наречия в текст М.Е. Салтыкова-Щедрина?
- Почему другим это не удалось?
Ученики:
- Согласна, невнимательно прочитали текст.
- Как вы думаете, для чего наречия нужны в тексте???
Слайд 22
Учитель:
- Наречие – это самая молодая и непокорная часть речи, и, если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого – то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески.
- Подведение итогов урока (3 мин.).
Слайд 23
Учитель:
- Подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке?
Ученики:
- Наречия иногда употребляются неуместно; чтобы правильно написать наречие, надо знать изученные орфограммы; поработали со словарями и со значением слов наяву, нынче, ныне, оказия.
Учитель:
- Как вы это сделали?
Ученики:
- Составили таблицу «Смысловые группы наречий»; провели лингвистический эксперимент; проанализировали отрывки из текста М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (2 мин.).
Слайд 24
- Напишите по 3 примера на каждую орфограмму, изученную по теме «Наречие».
- Попробуйте создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», используя наречия.
Выставление оценок за урок (1 мин.).
Слайд 25
Учитель:
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»
Материалы к уроку физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Урок по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."
Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....
Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .
Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.»
Общие свойства оксидов, кислот, оснований, солей....
Конспект стендового урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.
Презентация к стендовому уроку по теме : "Наречие" 7 класс...
Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....
- Мне нравится (1)