Конспект стендового урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Попова Ольга Викторовна

Конспект стендового урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_stendovogo_uroka.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект стендового урока

 

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.

Поповой Ольги Викторовны,

учителя русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.

Слайд 2

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

(по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).

Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Наречие».

Слайд 3

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательная: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание; определять роль наречий в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).

 

2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).

3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка  речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).

Слайд 4

Оборудование урока:

  1. Выставка книг по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  2. «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля.
  3. «Толковый словарь русского языка»  С.И.Ожегова.
  4. Дидактический материал к уроку.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Слайд 5

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Лингвистический эксперимент.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Ход урока:

  1. Организационный этап (2 мин.).

Учитель:

- Сегодня мы имеем возможность, изучив тему «Наречие» и прочитав на уроках  литературы текст М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», закрепить материал по теме «Наречие», используя сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

  1. Этап проверки домашнего задания (4 мин.).

Учитель:

- Вам на дом было задано повторить пройденный материал по теме «Наречие», перечитать  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», выбрать наречия в тексте сказки Салтыкова – Щедрина, определить их разряд и в соответствии с разрядом составить таблицу «Смысловые группы наречий».

     Учитель:

-Давайте вспомним, на какие 2 разряда можно разделить наречия по значению?

Ученики:

- Наречия бывают определительные и обстоятельственные.

Учитель:

- Перечислите определительные и обстоятельственные группы наречий.

Ученики:

- Обстоятельственные наречия бывают образа действия, времени, места, цели, причины; определительные – меры и степени.

Учитель:

- Каждый из вас выбрал наречия из сказки Салтыкова - Щедрина. Давайте составим общую таблицу, опираясь на то, что вы выбрали дома.

 Совместно с детьми составляем таблицу «Смысловые группы наречий» .

Слайд 6

Обстоятельственные

Определительные

Образ действия

Время

Место

Цель

Причина

Мера и степень

Следовательно

Точно

Однако

Словно

Медленно

Немедленно

Радостно

Обыкновенно

Весело

Вдруг

Нынче

Наяву

Однажды

Сначала

Сперва – наперво

Потом

Долго

Направо

Налево

Высоко

Где-нибудь

Везде

Столько

Сколько

Слишком

Чуть – чуть

Немного

  1. Этап всесторонней проверки знаний (4 мин.).

Учитель:

- Внимательно прочитайте записанные слова. Перечислите изученные орфограммы по теме «Наречие».

Ученики:

- 1. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е (немедленно, немного).

2. Н и НН в наречиях на –О и –Е (медленно, немедленно, обыкновенно).

3. Буквы О и А на конце наречий (направо, налево, сперва - наперво).

     4. Дефисное написание наречий (где-нибудь, сперва – наперво, чуть - чуть).

     5. Данные слова являются наречиями, так как не изменяются и заканчиваются на О и Е (следовательно, весело, обыкновенно, радостно, долго, нынче, высоко и др.).

Учитель:

- Наречия каких смысловых групп нам не встретились в тексте М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

Ученики:

- Наречия цели и причины.

Учитель:

- Давайте приведем примеры этих наречий.

Ученики:

- Наречия цели: назло, внасмешку, нарочно, умышленно, напоказ;

     наречия причины: сгоряча, невзначай, сослепу, поневоле.

Слайд 7

Дописываем таблицу.

Обстоятельственные

Определительные

Образ действия

Время

Место

Цель

Причина

Мера и степень

Следовательно

Точно

Однако

Словно

Медленно

Немедленно

Радостно

Обыкновенно

Весело

Вдруг

Нынче

Наяву

Однажды

Сначала

Сперва – наперво

Потом

Долго

Направо

Налево

Высоко

Где-нибудь

Везде

Назло

Внасмешку Нарочно Умышленно Напоказ

Сгоряча

Невзначай

Сослепу Поневоле

Столько

Сколько

Слишком

Чуть – чуть

Немного

Слайд 8

  1. Лингвистический эксперимент (15 мин.).

Подготовленный ученик читает отрывок из текста М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (распечатка текста у детей на партах):

«…Служили генералы всю жизнь в какой – то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.

- Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове…

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

- Господи! да что ж это такое? где мы? – воскликнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности».

Слайд 9

Учитель:

- Выпишите из данного текста наречия и обозначьте изученные орфограммы.

Слайд 10

Ученики:

- Следовательно, вдруг, только, сначала, нынче, точно, наяву – это наречия, так как обозначают признак действия, отвечают на вопросы как? когда? ; наречия не изменяются.

Группа  учащихся работает с толковыми словарями   В.И.Даля и С.И.Ожегова, выписывают лексическое значение слов НЫНЧЕ и НАЯВУ.

Учитель:

- Какие из данных наречий мало употребляются в современном языке?

Ученики:

- Нынче, наяву.

Учитель:

- Почему?

Ученики:

- Эти наречия можно встретить в текстах художественных произведений. Они вышли из активного словаря современных людей.

Слайд 11

Ученики, работавшие со словарями, дают определения словам:

- В «Толковом словаре русского языка» В.И.Даля слово НАЯВУ обозначает – «бодрствуя, не во сне, не в сонном состоянье и не в бреду, а на самом деле, сознательно, при полной памяти. Он наяву грезит – в бреду или в помешательстве».

Слайд 11

- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЧЕ обозначает – «1. То же, что сегодня. Нынче морозно. 2. То же, что теперь. Нынче старикам почет».

Слайд 12

Учитель:

- Давайте посмотрим, как образованы данные слова:

наяву – явный, явь; нынче – ныне, доныне, отныне, поныне.

Учитель:

- Как вы понимаете значение слова НЫНЕ?

Слайд 13

- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЕ обозначает – «теперь, в настоящее время (устар.)».

Учитель:

- Почему Салтыков – Щедрин употребляет эти слова?

Ученики:

- Это устаревшие слова. Поэтому в современной речи мы их не употребляем. Их можно встретить в текстах художественных произведений и в разговорной речи пожилых людей.

Учитель:

- Почему эти слова называем устаревшими?

Ученики:

- Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими.

Учитель:

- Где можно узнать значение данных слов?

Ученики:

- В толковых словарях с пометой «устар».

Слайд 14

Учитель:

- Спишите предложения, заменяя выделенное наречие синонимичным (современным) наречием. Объясните постановку знаков препинания.

1 вариант:

Страшный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился…

(Наречие нынче заменяем наречием сегодня; ваше превосходительство – это обращение, поэтому с двух сторон ставим запятые).

2 вариант.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия.

(Наречие наяву заменяем наречием на самом деле; перед союзом  А всегда ставим запятую, ССП; ощупывать (зачем?) точно ли не во сне – ставим запятую, т.к. придаточное предложение цели).

Учитель:

- Как вы понимаете слово ОКАЗИЯ?

Слайд 15

- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово ОКАЗИЯ обозначает –«редкий, необычный случай, неожиданность (устар. и разг.)».

- Заменим это слово современным синонимом.

Ученики:

- Оплошность, неприятность, неожиданность, случайность…

  1. Закрепление изученного материала (9 мин.).

Учитель:

- Очень часто мы встречаем наречия не только в художественных текстах, но и в пословицах и фразеологизмах. Что такое фразеологизмы?

Слайд 16

Ученики:

- Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, постоянные по своему значению.

Слайд 17

Учитель:

- Найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий.

Учащиеся выполняют задания по вариантам.

Наречия во фразеологизмах и в пословицах

1. Для дорогого гостя и ворота настежь.

2. Досыта не накормим, а с голоду не уморим.

3. Яблоко от яблони недалеко падает.

4. Еле-еле душа в теле.

5. Неладно скроен, да крепко сшит.

6. Сначала запряги, а потом и понукай.

7. Врет сплошь, а переврать не умеет.

8. Много грому по-пустому.

9. Хоть на час, но вскачь.

10. Каждый по-своему с ума сходит.

11. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

12. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.

 1-ый вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (1, 7, 9, 11).

2-ой вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Дефис между частями слова в наречиях». (4, 8, 10, 12).

З-ий вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Буквы О и А на конце наречий». (2, 3, 5, 6 .)

Слайд 18

Взаимопроверка выполнения задания. Оценки выставляются учениками на полях в тетрадях.

Слайд 19

Учитель:

- Обратимся еще раз к тексту «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», посмотрим, насколько внимательно вы его читали. Ваша задача: дополнить текст подходящими по смыслу наречиями (распечатка текста у каждого на парте):

« И …….. генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…

- А что, ваше превосходительство, - сказал он …………….. , - если бы нам найти мужика?

- Ну да, простого мужика… какие  …………….. бывают мужики! Он бы нам ……….. и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

- Гм… мужика… но ……….. же его взять, этого мужика, когда его нет?

- Как нет мужика – мужик …………. есть, стоит ………….. поискать его! Наверное, он ……………………….. спрятался, от работы отлынивает!»

(Ответ: вдруг, радостно, обыкновенно, сейчас, где, везде, только, где-нибудь).

Видеофрагмент (Слайд 20).

Слайд 21

Учитель:

- Сравните ваш текст с авторским. Кто правильно и уместно вставил наречия в текст М.Е. Салтыкова-Щедрина?

- Почему другим это не удалось?

Ученики:

- Невнимательно читали текст.

Слайд 22

Учитель:

- Наречие – это самая молодая и непокорная часть речи, и, если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого – то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески.

  1. Подведение итогов урока (3 мин.).

Слайд 23

Учитель:

- Что нового вы узнали на уроке?

Ученики:

- Наречия иногда употребляются неуместно; чтобы правильно написать наречие, надо знать изученные орфограммы; познакомились со значением слов наяву, нынче, ныне, оказия.

Учитель:

- Как вы это сделали?

Ученики:

- Составили таблицу «Смысловые группы наречий»; провели лингвистический эксперимент; проанализировали отрывки из текста М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (2 мин.).

Слайд 24

  1. Напишите по 3 примера на каждую орфограмму, изученную по теме «Наречие».
  2. Попробуйте создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», используя наречия.

      Выставление оценок за урок (1 мин.).

     Слайд 25

Учитель:

- Спасибо за урок.

Защита стендового урока

 

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». 7 класс.

Поповой Ольги Викторовны,

учителя русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается презентация урока обобщения и систематизации знаний по теме «Наречие».

Слайд 2

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

(по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).

Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Наречие».

Слайд 3

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательная: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание; определять роль наречий в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).

 

2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).

3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка  речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).

Слайд 4

Оборудование урока:

  1. Выставка книг по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  2. «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля.
  3. «Толковый словарь русского языка»  С.И.Ожегова.
  4. Дидактический материал к уроку.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Слайд 5

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Лингвистический эксперимент.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Ход урока:

  1. Организационный этап (2 мин.).

Учитель:

- Сегодня мы имеем возможность, изучив тему «Наречие» и прочитав по литературе текст М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», закрепить материал по теме «Наречие», используя сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

  1. Этап проверки домашнего задания (4 мин.).

Учитель:

- Вам на дом было задано повторить пройденный материал по теме «Наречие», перечитать  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», выбрать наречия в тексте сказки Салтыкова – Щедрина, определить их разряд и в соответствии с разрядом составить таблицу «Смысловые группы наречий».

     Учитель:

-Вспомним, на какие 2 разряда можно разделить наречия по значению?

Ученики:

-Правильно,  наречия бывают определительные и обстоятельственные.

Учитель:

- Перечислите определительные и обстоятельственные группы наречий.

Ученики:

- Да, обстоятельственные наречия бывают образа действия, времени, места, цели, причины; определительные – меры и степени.

Учитель:

- Каждый из вас выбрал наречия из сказки Салтыкова - Щедрина. оставим общую таблицу, опираясь на то, что вы выбрали дома.

- Совместно с детьми составляем таблицу «Смысловые группы наречий» .

Эта таблица выглядит следующим образом.

Зачитываем наречия образа действия и т.д.

Слайд 6

Обстоятельственные

Определительные

Образ действия

Время

Место

Цель

Причина

Мера и степень

Следовательно

Точно

Однако

Словно

Медленно

Немедленно

Радостно

Обыкновенно

Весело

Вдруг

Нынче

Наяву

Однажды

Сначала

Сперва – наперво

Потом

Долго

Направо

Налево

Высоко

Где-нибудь

Везде

Столько

Сколько

Слишком

Чуть – чуть

Немного

  1. Этап всесторонней проверки знаний (4 мин.).

Учитель:

- Внимательно прочитайте записанные слова. Перечислите изученные орфограммы по теме «Наречие», которые мы наблюдаем в данной таблице.

Ученики:

- 1. Вы правильно привели примеры слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е (немедленно, немного).

2.Верно отмечено, орфограмма  Н и НН в наречиях на –О и –Е встречается в словах: медленно, немедленно, обыкновенно.

3.согласна,орфограмма буквы О и А на конце наречий есть в словах: направо, налево, сперва - наперво.

     4. Молодцы, правильно определили дефисное написание наречий в словах: где-нибудь, сперва – наперво, чуть – чуть.

   - Мы назвали много слов, но не озвученными остались слова: следовательно, весело, обыкновенно, радостно, долго, нынче, высоко и др.

    - Почему мы включили их в данную таблицу?

     - Верно, мы включили в таблицу, потому что  данные слова являются наречиями, так как не изменяются и заканчиваются на О и Е.

Учитель:

- Наречия каких смысловых групп нам не встретились в тексте?

Ученики:

- Наречия цели и причины.

Учитель:

- Какие наречия мы можем вписать в данные колонки?.

Ученики:

- Наречия цели: назло, внасмешку, нарочно, умышленно, напоказ;

     наречия причины: сгоряча, невзначай, сослепу, поневоле.

Слайд 7

Дописываем таблицу.

Обстоятельственные

Определительные

Образ действия

Время

Место

Цель

Причина

Мера и степень

Следовательно

Точно

Однако

Словно

Медленно

Немедленно

Радостно

Обыкновенно

Весело

Вдруг

Нынче

Наяву

Однажды

Сначала

Сперва – наперво

Потом

Долго

Направо

Налево

Высоко

Где-нибудь

Везде

Назло

Внасмешку Нарочно Умышленно Напоказ

Сгоряча

Невзначай

Сослепу Поневоле

Столько

Сколько

Слишком

Чуть – чуть

Немного

  1. Лингвистический эксперимент (15 мин.).

- Приступаем к лингвистическому эксперименту. Сайдуллина Лиля прочитает нам отрывок из текста С-Щ, перед вами распечатки текста.

- Слушаем Лилю и находим в тексте наречия.

Слайд 8

«…Служили генералы всю жизнь в какой – то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.

- Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове…

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

- Господи! да что ж это такое? где мы? – воскликнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности».

Слайд 9

Учитель:

- Выпишите из данного текста наречия и обозначьте изученные орфограммы.

- Итак, давайте посмотрим, какие наречия вы выписали?

Слайд 10

Ученики:

- Правильно, следовательно, вдруг, только, сначала, нынче, точно, наяву .

- По каким признакам вы определили, что это наречия?

Ученики:

-Это наречия, так как обозначают признак действия, отвечают на вопросы как? когда? и не изменяются.

- Пока все выписывают в тетради наречия, Авдеев Саша найдет в толковом словаре Даля значение слова НАЯВУ, а Щетинина Рита – по словарю Ожегова значение слова НЫНЧЕ.

Учитель:

- Скажите, какие из выписанных наречий мало употребляются в современном языке?

Ученики:

- Верно, нынче, наяву.

Учитель:

- Почему?

Ученики:

- Эти наречия можно встретить в текстах художественных произведений. Они вышли из активного словаря современных людей.

Слайд 11

-Давайте посмотрим, что они обозначают?

- В «Толковом словаре русского языка» В.И.Даля слово НАЯВУ обозначает – «бодрствуя, не во сне, не в сонном состоянье и не в бреду, а на самом деле, сознательно, при полной памяти. Он наяву грезит – в бреду или в помешательстве».

Слайд 11

- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЧЕ обозначает – «1. То же, что сегодня. Нынче морозно. 2. То же, что теперь. Нынче старикам почет».

Слайд 12

Учитель:

- Посмотрим, как образованы данные слова:

наяву – явный, явь; нынче – ныне, доныне, отныне, поныне.

Учитель:

- Как вы понимаете значение слова НЫНЕ?

Слайд 13

- В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово НЫНЕ обозначает – «теперь, в настоящее время (устар.)».

Учитель:

- Как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин употребляет эти слова?

Ученики:

- Это устаревшие слова. Поэтому в современной речи мы их редко употребляем. Их можно встретить в текстах художественных произведений и в разговорной речи пожилых людей.

Учитель:

- Как вы понимаете слово  устаревшие?

Ученики:

- Так слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими.

Учитель:

- Где можно узнать о значении данных слов?

Ученики:

- Правильно, в толковых словарях с пометой «устар».

Слайд 14

Учитель:

- Посмотрите на доску и спишите предложения, заменяя выделенное наречие синонимичным (современным) наречием. Объясните постановку знаков препинания.

1 вариант:

Страшный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился…

(Наречие нынче заменяем наречием сегодня; ваше превосходительство – это обращение, поэтому с двух сторон ставим запятые).

2 вариант.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия.

- Проверяем, что у нас получилось.

(Наречие наяву заменяем наречием на самом деле; перед союзом  А всегда ставим запятую, ССП; ощупывать (зачем?) точно ли не во сне – ставим запятую, т.к. придаточное предложение цели).

- А кто догадался, почему поставлена первая запятая?

- Первая запятая перед ТОЧНО разделяет придаточное предложение от главного. С этим материалом мы познакомимся в 9 классе.

Учитель:

- Давайте посмотрим в словаре Ожегова, что обозначает слово ОКАЗИЯ? Открываю словарь и читаю…

Слайд 15

- ОКАЗИЯ – «редкий, необычный случай, неожиданность (устар. и разг.)».

- Заменим слово ОКАЗИЯ современным синонимом.

Ученики:

- Верно, оплошность, неприятность, неожиданность, случайность…

  1. Закрепление изученного материала (9 мин.).

Учитель:

- Очень часто мы встречаем наречия не только в художественных текстах, но и в пословицах и фразеологизмах. Вспомним, что такое фразеологизмы?

Слайд 16

Ученики:

- Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, постоянные по своему значению.

Слайд 17

Учитель:

-  А сейчас в распечатке, которая лежит у вас на парте, найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий.

Учащиеся выполняют задания по вариантам.

Наречия во фразеологизмах и в пословицах

1. Для дорогого гостя и ворота настежь.

2. Досыта не накормим, а с голоду не уморим.

3. Яблоко от яблони недалеко падает.

4. Еле-еле душа в теле.

5. Неладно скроен, да крепко сшит.

6. Сначала запряги, а потом и понукай.

7. Врет сплошь, а переврать не умеет.

8. Много грому по-пустому.

9. Хоть на час, но вскачь.

10. Каждый по-своему с ума сходит.

11. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

12. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.

 1-ый вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (1, 7, 9, 11).

2-ой вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Дефис между частями слова в наречиях». (4, 8, 10, 12).

З-ий вариант из списка пословиц выписывает только те, в которых есть орфограмма: «Буквы О и А на конце наречий». (2, 3, 5, 6 .)

Слайд 18

Поменялись тетрадями и сверились с ответами на доске. Выполнено: 4 задания – «5», 3 задания – «4», 2 задания – «3». На полях тетради поставьте оценки, потом я проверю и выставлю оценки в журнал.

Слайд 19

Учитель:

- Обратимся еще раз к тексту «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», посмотрим, насколько внимательно вы его читали. Ваша задача: дополнить текст подходящими по смыслу наречиями (распечатка текста у каждого на парте):

« И …….. генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…

- А что, ваше превосходительство, - сказал он …………….. , - если бы нам найти мужика?

- Ну да, простого мужика… какие  …………….. бывают мужики! Он бы нам ……….. и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

- Гм… мужика… но ……….. же его взять, этого мужика, когда его нет?

- Как нет мужика – мужик …………. есть, стоит ………….. поискать его! Наверное, он ……………………….. спрятался, от работы отлынивает!»

(Ответ: вдруг, радостно, обыкновенно, сейчас, где, везде, только, где-нибудь).

Видеофрагмент (Слайд 20).

Слайд 21

Учитель:

- Сравните ваш текст с авторским. Кто правильно и уместно вставил наречия в текст М.Е. Салтыкова-Щедрина?

- Почему другим это не удалось?

Ученики:

- Согласна, невнимательно прочитали текст.

- Как вы думаете, для чего наречия нужны в тексте???

Слайд 22

Учитель:

- Наречие – это самая молодая и непокорная часть речи, и, если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого – то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески.

  1. Подведение итогов урока (3 мин.).

Слайд 23

Учитель:

- Подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики:

- Наречия иногда употребляются неуместно; чтобы правильно написать наречие, надо знать изученные орфограммы; поработали  со словарями и со значением слов наяву, нынче, ныне, оказия.

Учитель:

- Как вы это сделали?

Ученики:

- Составили таблицу «Смысловые группы наречий»; провели лингвистический эксперимент; проанализировали отрывки из текста М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (2 мин.).

Слайд 24

  1. Напишите по 3 примера на каждую орфограмму, изученную по теме «Наречие».
  2. Попробуйте создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», используя наречия.

      Выставление оценок за урок (1 мин.).

     Слайд 25

Учитель:

- Спасибо за урок.

Лингвистический эксперимент
как средство организации учебной деятельности
на уроках русского языка
и актуальный способ познания для подростков

Е. Белова
г. Белово Кемеровской области, Россия

Трудности, встретившиеся нам в педагогической деятельности при реализации программы по учебникам В.В. Репкина в 5 – 6 классах, позволили предположить, что особенности подросткового периода требуют иных подходов к организации учебной деятельности.

Предлагаемый вариант построения учебной деятельности основывается на положении психологов развивающего обучения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей деятельности подростка, которая основана на рефлексии, отражении процессов собственного сознания. Потребность в самопознании и познании окружающих, рефлексивность по отношению к собственным процессам – основа формирования мышления и развития подростков. Данные особенности должны быть учтены при проектировании учебной деятельности педагога.

Научной базой для выстраивания такой деятельности на уроках русского языка стали для нас концептуальные взгляды И.А. Стернина. Лексическое значение слова понимается ученым-лингвистом как "результат отражения деятельности, отраженный в слове. Он представляет собой средний уровень познания соответствующего предмета или явления" (6, с. 146).

Следуя этой же логике, Ю.Д. Апресян и И.А. Стернин представляют лексическое значение слова как систему семантических полей (1; 6; 7).

Данные взгляды позволяют, используя оперативное понятие "сема", организовать учебную деятельность курса "Лексика" с учетом возрастных особенностей. Один из ведущих средств такой организации – лингвистический эксперимент, используемый в научном познании (3, с. 590).

Одно из понятий, которое может быть в центре внимания коллективно-распределенной деятельности 6 класса, – понятие семантической структуры слова.

Постановка задачи и уяснение оперативных понятий, связанных с основным (ядерная, дифференциальная, потенциальная семы), происходит после бессознательной работы учащихся как информантов по указанию учителя. Подростки принимают участие в психолингвистическом эксперименте и, рефлексируя собственные действия (первичную информацию), открывают теоретические понятия.

Думается, что в ряде случаев необходимо соотносить собственные представления о семантике слова с тем, как она подается в словаре.

Так, данные метода семантического дифференциала лексических единиц, обозначающих цвет, приведут учеников к выводу, что сема признака, содержащаяся в значении слова, явлена в потенциальных семах "холодный", "теплый", "энергичный", "грустный" и т.д. Данные семы не являются обязательными, т.е. ядерными и дифференциальными (различительными), однако они осознаются носителями языка и могут быть актуализированы в речи (см. также примеры заданий 1.1, 1.2).

Понятие ядерной, дифференциальной и периферийной семы могут быть уточнены при рефлексии результатов экспериментальных методов на заполнение сравнительных конструкций и дополнение текстовой фазы, метода свободных ассоциаций (см. задания 2.2).

Анализ свободных ассоциаций для многозначного слова как иерархически организованной смысловой структуре, атрибуция семантических признаков по значению явит ученикам способы возникновения переносных значений. Регулярная речевая актуализация потенциальных сем приводит к возникновению переносного значения.

В результате организованной таким образом учебной деятельности понятие семантической структуры слова "откроется" учащимся как организованное семантическое поле с центром (ядерными и дифференциальными семами) и периферией (потенциальными семами). Данная иерархия, явленная в языке, может варьироваться в речи.

Работая далее над понятием многозначного слова как семантического поля, учитель должен подобрать такой языковой материал, который приведет к постановке учебной задачи по разграничению многозначных слов и омонимов. Вероятно, разумно выделить не только отношения омонимии и полисемии, но и переходный тип значений, основываясь на языковом опыте учащихся и учителя, например: 1 лист дерева – 2 лист бумаги – 3 письмо – 1 и 2 значение омонимы, 2 значение переходного типа.

Далее учебная деятельность 6-классников может быть организована вокруг понятия "лексико-семантическое поле". Можно предложить детям назвать 7 – 10 ключевых слов известного всем текста К. Чуковского "Муха-Цокотуха". Анализ полученных данных даст возможность выйти на понятие лексико-семантического поля (в данном случае это группа слов, объединенная тематикой, созданной текстом как определенной системы, имеющей центр и периферию, соприкасающуюся с другими полями и образующую единое целое, в данном случае – созданный текст). В центре поля находятся слова, составляющие ядро. Соотнесенность понятий семантического поля и лексико-семантического поля обнаружится учащимися.

Разграничить семантическое поле в речи и языке можно уже на данном этапе, пробуя понять, объединены ли слова представленных полей какими-либо семами вне текста К. Чуковского.

Уточнение понятия семантического поля на уровне языка и речи может осуществляться в учебной деятельности по решению частных учебных задач, связанных с выявлением типа отношений слов (аналогично морфем) в семантическом поле: гипонимичного, синонимичного, антонимичного.

Данная работа может начаться с учебно-практической задачи, предложенной учителем, например, записать слова (морфемы), которые находятся в одном семантическом поле со словом "маленький" (морфема -ик-). Анализ представленного разными группами материала выявит характер семантических отношений, которые представлены в группе. Думается, что неизбежно возникнут проблемы отнесенности некоторых единиц к определенному полю. На этом этапе, вероятно, учащиеся сами могут предложить способы разрешения этой проблемы: обращение к словарю, метод лингвистического экспериментирования. Если последний будет предложен шестиклассникам – значит интериоризирован способ решения учебных задач и понятие о разграничении Л3 в языке и речи.

Учащиеся могут сами стать экспериментаторами и представить результаты своей работы на уроке. Анализ же информации, полученной от родителей, друзей…, необходимо проводить в коллективно-распределенной деятельности.

Учитель может, конечно, подсказать некоторые методы экспериментирования, конкретные приемы, которые могут использовать учащиеся: инвентаризация синонимического ряда информанта, метод направленной ассоциации (см. 7, с. 21; 5, с. 88).

Целесообразно, на наш взгляд, работать с учениками на уровне морфемики при разрешении вопросов лексической сематики. Эту работу можно построить в 2 планах:
1. морфемы – формы, выражающие набор сем, которые определяют отношения слов в семантическом поле;
2. морфемы сами могут быть объединены в морфосемантические поля с отношениями разного рода.

Основным же предметом учебной деятельности в классах является лексико-семантическое поле. Постепенно надо обращать внимание на то, что периферии полей соприкасаются с другими лексико-семантическими полями. Работа должна быть организована таким образом, чтобы в ходе решения новой учебной задачи учащиеся "открыли" понятие лексического состава языка как системы семантический полей.

Интериоризация последнего понятия подготовит учащихся к работе над лексикой языка методом тезауруса. Ученики могут попробовать по предложению учителя или собственной инициативе определить ключевые слова для семантических полей, которые включали бы всю лексику языка. После такой работы учитель может познакомить с принципами построения идеографических словарей Х. Кессареса (фрагмент); М. Монемера; Г.М. Майера, Халлига и Ватбурга.

Затем учащимся может быть предложено составить поле для идеографического словаря с именем ЛЮБОВЬ или МУЖСКОЙ (2, с. 204 – 205).

Работая над полем, учащиеся должны сами определять способы решения этой учебно-практической задачи (работа может быть организована в малых группах).

Работа над составлением семантического поля для тезауруса может привести учащихся к постановке учебной задачи и к учебной деятельности, связанной с происхождением и употреблением лексики, т.к. в статью тезауруса могут быть включены слова, разные с точки зрения происхождения и употребления.

В соответствии с логикой курса на уроке литературы можно продолжить работу над тезаурусом в процессах речепорождения и речевосприятия. Вслед за Карауловым Ю.Н. (2, с. 276 – 337) учитель может исходить "из того, что за восприятием текста стоит тезаурус читающего (слушающего), а нормальное восприятие происходит по каналу "знак – концепт": знаки текста (слова и словосочетания), рассредоточиваясь и комбинируясь в процессе чтения привычным образом (стандартный тезаурус), формируют некоторый заданный в тексте и тоже относящийся к числу стандартных (реже – совершенно новый) концепт – при восприятии непривычная сортировка знаков, образующих сдвиг по отношению к читательскому тезаурусу.

Изучение фразеологии учитель может начать с экспериментального метода свободных ассоциаций к словам: сматывать, баклуши, благим, белая, железная, сгущать, высосал, сломя, во весь… (см. задание 2.3).

Анализируя результаты эксперимента (информантами должны быть дети и родители), учащиеся решают учебную задачу, "открывают" понятие фразеологизмов и их типов: фразеологических сращений, единств и сочетаний, рефлексируя собственные ассоциации и сравнивая их с ассоциациями взрослых, ученики приходят к осознанию понятия "языковой опыт" и к пониманию близости фразеологизмов и слов. Материал учебника В.В. Репкина может быть активно задействован в работе над фразеологизмами и крылатыми словами.

Лексическая характеристика слова – заключительный этап работы. Она может в целом осуществляться по плану, предложенному В.В. Репкиным, но, исходя из особенностей предлагаемого содержания учебной деятельности, учащиеся могут представить семантическую структуру слова как иерархию, семантически организованное поле.

Таким образом, использование лингвистического эксперимента в школьной практике изучения русского языка открывает новые возможности организации учебной деятельности.

Рефлексируя собственную речевую деятельность, соотнося ее с деятельностью окружающих, учащиеся интериоризируют новые способы познания языка, мышления, собственного "я" и окружающих.

Понимание лексического значения слова на 2 уровнях (языка и речи), механизмов формирования и восприятия этого значения – есть глубокое понимание системы языка и его функционирования.

Материалы для проведения лингвистических экспериментов в классе.

  1. Метод семантического дифференциала.

В соответствии с тем, как проявляется указанный в бланке признак у представителя животного мира под тем или иным номером, дети должны поставить в бланк этот номер.

Образец бланка N 1.2

Признак

Проявление

Признак

Сильное

Некоторое

Нейтральное

Сильное

Некоторое

Приятный
Добрый
Большой
Сильный
Красивый
Умный
Отважный
Молчаливый

 

 

 

 

 

Неприятный
Злой
Маленький
Слабый
Некрасивый
Глупый
Трусливый
Болтливый

1. Бык 2. Волк 3. Муравей 4. Пчела 5. Оса 6. Ласточка 7. Баран 8. Сокол 9. Ястреб 10. Коршун

В соответствии с тем, как проявляется указанный в бланке признак у звуков, помещенных после таблицы, расставьте эти звуки в ней:

Образец бланка N 2

Признак

Проявление

Признак

Сильное

Некоторое

Нейтральное

Сильное

Некоторое

Нежный
Женственный
Легкий
Веселый
Смелый
Слабый
Маленький
Светлый
Активный
Громкий
Медленный

 

 

 

 

 

Грубый
Мужественный
Тяжелый
Грустный
Трусливый
Сильный
Большой
Темный
Пассивный
Тихий
Быстрый

[ а ], [о ], [ и ], [ ы ], [ у ], [ э ]

Анализ результатов данного эксперимента позволил построить диалог по "восхождению" к понятию семантической структуры слова. Заметим, что разговор в классе должен в основном идти по поводу анализа результатов, полученных при заполнении бланка N 1. Семантическое дифференцирование звуков лишь поможет составить этот разговор, т.к. звук играет свою роль при восприятии слов в речи. Лучше построить разговор около 1 – 2-х слов, которые заинтересуют учащихся и ярко проявят потенциальные семы в сознании детей (баран, сокол…). Важно привлекать к обсуждению энциклопедические знания о слове.

Уточнение понятия семантической структуры слова можно осуществить при помощи методов свободной атрибуции признаков по значению и дополнения текстовой фразы.

2.2 Метод свободной атрибуции признаков по значению

Допишите к существительному три слова, которые отвечают на вопрос: какой предмет?
Мужчина сильный
Женщина красивая, умная, слабая
Студент умный
Профессор умный
Артист красивый, играющий
Спортсмен сильный
Учитель умный, строгий
Собака умная, друг человека
Лисица хитрая
Ворона черная, глупая, плохая

Анализ результатов данного эксперимента позволяет уточнить понятия дифференциальных и потенциальных сем и "открыть" процесс появления переносных значений у слова.

2.3. Допишите текстовую фразу (1 из предложений)

Мужчина, а …
Эх ты, мужчина, а …
Был бы мужчина, так …
Ну и ну! … А еще мужчина.
Эх, ты! … А еще мужчина.

Яркие и периферийные семы выявятся в результате анализа, полученного при выполнении задания 2.3. К понятию фразеологизма и его типа можно подойти, рефлексируя дописанные варианты фраз в таблице 2.4.

2.4.

Учащиеся

Учителя и родители

Баклуши
Навострить
Сгущать
Высосал
Железная
Белая
Ни зги
Сматывать
Держать камень
Сломя
За нос

 

 

Разумеется, что фразеологические сращения сразу проявят себя, т.к. вариант ассоциаций будет один, максимум – два (если информант – человек с широкой эрудицией). Фразеологические единства и сочетания будут иметь больше вариантов слов рядом с собой, однако "подняться" до них можно интуитивно-логическими способами или анализируя количественные данные взрослых. Обратившись к разнице результатов опроса взрослых и детей, "открываем" понятия "языковой опыт".

Литература

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М.: Наука, 1974.
2. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. – М.: Наука, 1976.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. Ярцева В.Н. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
4. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
5. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. Книга для внеклассного чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
6. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. – Воронеж, 1979.
7. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....