Орфоэпия. Конспект урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок составлен по учебнику « Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова и др. 2015 года. Полностью соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети в доступной форме знакомятся с понятием ОРФОЭПИЯ, учатся пользоваться словарями и правильно произносить слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.rar | 324.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный урок составлен по учебнику « Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова и др. 2015 года. Полностью соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети в доступной форме знакомятся с понятием ОРФОЭПИЯ, учатся пользоваться словарями и правильно произносить слова.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме : Орфоэпия.
Цели урока:
- Дать понятие «Орфоэпии» и « орфоэпической нормы».
- Развить понятие «орфоэпия» и предмет её изучения.
- Знакомство с орфоэпическими словарями.
- Развитие орфоэпических навыков.
- Научиться работать с орфоэпическим словарём.
- Научиться правильно произносить слова.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте , ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с разделами науки о русском языке.
Двигаться дальше мы не можем без проверки домашнего задания, давайте проверим правильность выполнения упр. 313, с которым вы работали дома ( на доске заранее выполнено задание одним из учеников, остальные проверяют и оценивают его работу. На доске записаны предложения с иноязычными словами, произношение которых регулируется орфоэпическими нормами.) ( см. приложение №2 , слайд №1).
2.Переход к теме урока.
-Ребята, выполняя это упражнение, вы обратили внимание на то, что произношение данных слов указано на полях учебника? Как вы думаете, почему? ( ученики высказывают свои версии, основная из них – произношение данных слов не всем известно).
-А как вы думаете. Какой раздел науки о языке может рассматривать правильность произношения слов? (фонетика?)
Давайте это узнаем, решив ребус ( на доске появляется ребус, в котором зашифровано слово « орфоэпия») см. приложение №1.
Сейчас давайте запишем в тетрадях число и новую тему, слово из нашего ребуса, а пока вы пишите, подумайте о том, что может обозначать этот термин ( ученики дают свои версии, но правильной среди них нет).
-Давайте прочитаем правильное определение этого термина. Внимание на экран ( на слайде появляется термин и определение) см. приложение №2 – слайд 2). Запишите в тетрадь определение « Орфоэпия».
1
3. Целеполагание.
Сейчас нам нужно определить с вами цели нашего урока , подумайте и скажите, что нам нужно научиться сегодня делать? ( на доске на листе написаны несколько предполагаемых целей урока, ученики выделяют главные из них ( см. приложение№ 1)).
4. Самоопределение.
В соответствии с выбранными целями, мы должны определить « шаги», которые помогут нам освоить новую тему ( ученики высказывают предположения, корректируемые учителем, и преступают к выполнению заданий).
5. Знакомство с теоретическим материалом учебника.
-Чтение, обсуждение теории из параграфа 62( чтение диалога).
-Скажите, о каких орфоэпических нормах мы уже сегодня говорили в начале урока? ( слайд №3, см. приложение№2 ) Какие нормы стали для нас новыми? ( слайд №4, см. приложение№ 2 ) .Запишите в тетрадь по 2 примера.
6. Знакомство с орфоэпическими словарями.
- К сожалению, часто мы не знаем, как правильно произносить слово, особенно иноязычное, поэтому существуют специальные словари, орфоэпические словари, в которых указано как произносить то или иное слово, не нужно стесняться заглядывать в них ( учитель демонстрирует несколько словарей, имеющихся в школьной библиотеке). В нашем с вами учебнике тоже есть орфоэпический словарик, он находится на стр. 173- 174, откройте его.
- Внимательно рассмотрите словарную статью из орфоэпического словаря. Обратите внимание на пометы около слов ( учитель объясняет значение помет). Запишите в тетрадь для примера одну словарную статью с пометами ( ученики записывают одну статью).
7. Первичное закрепление ( упр. 316).
Давайте воспользуемся словариком из учебника и выполним с его помощью упр. 316, комментированное письмо по цепочке ( каждый ученик имеет возможность проверить свои знания, учитель корректирует работу на местах).
8. Физкультминутка.
2
9.Работа в группах по индивидуальным карточкам.
Ну вот теперь вы готовы с серьёзной самостоятельной работе, мы разделимся на 2 группы. Каждая из групп получит индивидуальное задание. Ваша задача будет состоять в том, чтобы выявить правильность произношения указанных слов , используя при необходимости орфоэпический словарь, составить с этими словами предложения ( см. слайд №5 приложение №2). Время на работу ограничено. По моему сигналу группы обменяются карточками и проверят правильность выполнения задания друг у друга( учитель раздаёт карточки и словари. Ученики начинают работать )( см. приложение № 1).
10. Взаимопроверка работы в группах. Оценивается не только правильность выполнения задания. Но и умение оценить работу другой группы, оригинальность составленных предложений.
11.Словарная работа.
А сейчас настало время для словарной работы. На стр.145 в рамочке представлены слова с непроверяемыми безударными гласными, запишите их в свои словарики и запомните их написание.
12. Рефлексия.
Вот и подходит к концу наш урок, мысленно вернитесь назад. Подумайте, достигли ли мы целей. Которые поставили перед собой в начале урока. Все ли « шаги» мы сделали верно? ( ученики анализируют работу на уроке и приходят к выводу, что все цели достигнуты и « шаги» были определены верно) ( см. слайд №6 приложение№ 2).
13.Подведение итогов урока и выставление оценок.
14. Объяснение домашнего задания ( упр. 319)
Всем спасибо за интересный урок, вы все хорошо потрудились , узнали много нового на уроке и обогатили свой багаж знаний. Надеюсь. Что теперь вы все слова будете произносить правильно. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1.
А-О РЭП и Я
( орфоэпия)
КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Баловать, банты, звонит, свекла, скучный, облегчит, квартал, каталог, конечно, торты, щавель, пустячный.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Слайд №1.
Слайд № 2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...