Орфоэпия. Конспект урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Обухова Мария Владимировна

 

Данный урок составлен по учебнику « Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова и др. 2015 года. Полностью соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети в доступной форме знакомятся  с понятием ОРФОЭПИЯ, учатся пользоваться словарями и правильно произносить слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.rar324.96 КБ

Предварительный просмотр:

     Данный урок составлен по учебнику « Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова и др. 2015 года. Полностью соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети в доступной форме знакомятся  с понятием ОРФОЭПИЯ, учатся пользоваться словарями и правильно произносить слова.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме : Орфоэпия.

                                 Цели урока:

  1. Дать понятие «Орфоэпии» и « орфоэпической нормы».
  2. Развить понятие «орфоэпия» и предмет её изучения.
  3. Знакомство с орфоэпическими словарями.
  4. Развитие орфоэпических навыков.
  5. Научиться работать с орфоэпическим словарём.
  6. Научиться правильно произносить слова.

                     

                      Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте , ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с разделами науки о русском  языке.

Двигаться дальше мы не можем без проверки домашнего задания, давайте проверим правильность выполнения упр. 313, с которым вы работали дома ( на доске заранее выполнено задание одним из учеников, остальные проверяют и оценивают его работу. На доске записаны предложения с иноязычными словами, произношение которых регулируется орфоэпическими нормами.) ( см. приложение №2 , слайд №1).

2.Переход к теме урока.

-Ребята, выполняя это упражнение, вы обратили внимание на то, что произношение данных  слов указано на полях учебника? Как вы думаете, почему? ( ученики высказывают свои версии, основная из них – произношение данных слов не всем известно).

-А как вы думаете. Какой раздел науки о языке может рассматривать  правильность произношения слов? (фонетика?)

Давайте это узнаем, решив ребус ( на доске появляется ребус, в котором зашифровано слово « орфоэпия») см. приложение №1.

Сейчас давайте запишем в тетрадях число и новую тему, слово из нашего ребуса, а пока вы пишите, подумайте о том, что может обозначать этот термин ( ученики дают свои версии, но правильной среди них нет).

-Давайте прочитаем правильное определение этого термина. Внимание на экран ( на слайде появляется термин и определение) см. приложение №2 – слайд 2). Запишите в тетрадь определение « Орфоэпия».

                                                                     1

3. Целеполагание.

Сейчас нам нужно определить с вами цели нашего урока , подумайте и скажите, что нам нужно научиться сегодня делать? ( на доске на листе  написаны несколько предполагаемых целей урока, ученики выделяют главные из них ( см. приложение№ 1)).

4. Самоопределение.

В соответствии с выбранными  целями, мы должны определить « шаги», которые помогут нам  освоить новую тему ( ученики высказывают предположения, корректируемые учителем, и преступают к выполнению заданий).

5. Знакомство с теоретическим материалом учебника.

-Чтение, обсуждение теории из параграфа 62( чтение диалога).

-Скажите, о каких орфоэпических нормах мы уже сегодня говорили в начале урока? ( слайд №3, см. приложение№2 )    Какие нормы стали для нас новыми? ( слайд №4, см. приложение№ 2 )  .Запишите в тетрадь по 2 примера.

6. Знакомство с орфоэпическими словарями.

- К сожалению, часто мы не знаем,  как правильно произносить слово, особенно иноязычное, поэтому существуют специальные словари, орфоэпические словари, в которых указано как произносить то или иное слово, не нужно стесняться заглядывать в них ( учитель демонстрирует несколько словарей, имеющихся в школьной библиотеке). В нашем с вами учебнике тоже есть орфоэпический словарик, он находится на стр. 173- 174, откройте его.

- Внимательно рассмотрите словарную статью из орфоэпического словаря. Обратите внимание на пометы около слов ( учитель объясняет значение помет). Запишите в тетрадь для примера одну словарную статью с пометами ( ученики записывают одну статью).

7. Первичное закрепление ( упр. 316).

Давайте воспользуемся словариком из учебника и выполним с его помощью упр. 316, комментированное письмо по цепочке ( каждый ученик имеет возможность проверить свои знания, учитель корректирует работу на местах).

8. Физкультминутка.

                                                                     2

9.Работа в группах по индивидуальным карточкам.

Ну вот теперь вы готовы с серьёзной самостоятельной работе, мы разделимся на 2 группы. Каждая из групп получит индивидуальное задание. Ваша задача будет состоять в том, чтобы выявить правильность произношения указанных слов , используя при необходимости орфоэпический словарь, составить с этими словами предложения ( см. слайд №5 приложение №2). Время на работу ограничено. По моему сигналу группы обменяются карточками и проверят правильность выполнения задания друг у друга( учитель раздаёт карточки и словари. Ученики начинают работать )( см. приложение № 1).

10. Взаимопроверка работы в группах. Оценивается не только правильность выполнения задания. Но и умение оценить работу другой группы, оригинальность составленных предложений.

11.Словарная работа.

А сейчас настало время для словарной работы. На стр.145  в рамочке представлены слова с непроверяемыми безударными гласными, запишите их  в свои словарики  и запомните их написание.

12. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наш урок, мысленно вернитесь назад. Подумайте, достигли ли мы целей. Которые поставили перед собой в начале урока. Все ли « шаги» мы сделали верно? ( ученики анализируют работу на уроке и приходят к выводу, что все цели достигнуты и « шаги» были определены верно) ( см. слайд №6 приложение№ 2).

13.Подведение итогов урока и выставление оценок.

14. Объяснение домашнего задания ( упр. 319)  

Всем спасибо за интересный урок, вы все хорошо потрудились , узнали много нового на уроке и обогатили свой багаж знаний. Надеюсь. Что теперь вы все слова будете произносить правильно. До свидания.

                        ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1.

                                                             

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\K3NK677T\200px-Harp2_ganson.svg[1].pngА-О  РЭП  и Я

( орфоэпия)

                                 

КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ    В ГРУППАХ.

Баловать, банты, звонит, свекла, скучный, облегчит, квартал, каталог, конечно, торты, щавель, пустячный.

               

            ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

                        Слайд №1.                                                  

                                    Слайд № 2

                                       

                                                                   

                            Слайд №3

 

                                      Слайд №4

                                                         

                                          Слайд №5

                                Слайд №6

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...