Загадки русского языка. Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку на тему
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по русскому языку по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_russkogo_yazyka._rabochaya_programma.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № _____от «__»___________20___г. | «Рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета» Протокол № _____от «__»___________20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Анастасьевская СОШ» _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кулеш Светланы Анисимовны,
высшей квалификационной категории
по внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
2015-2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Загадки русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Загадки русского языка”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения русского языка школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Содержание и методы обучения курса “Загадки русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по русскому языку по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Актуальность: Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
II. Цель и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Загадки русского языка»
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, обучающиеся готовят свои проекты и публично защищают, учатся общаться между собой, организовывать друг друга, нести ответственность за принятое решение.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут обучающимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса ребята сами выбирают лучшего ученика. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-5 классов.
VI. Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
VII. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать предложения по членам предложения.
- Обозначать на письме интонацию перечисления.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать правильно слова с удвоенными согласными.
- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
- Определять число, время глаголов.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
VIII. Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Раздел 1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.3. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
Тема 1.4. Конкурс Говорунов
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческих работ
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)
Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5. Бенефис знаний. Конкурс «На одну букву»
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (6 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Тема 4.5. Презентация творческих работ.
Тема 4.6. Викторина 2Крылатые выражения»
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6 ч)
Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1 ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
IX. Тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч) Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 1 | 1 | |
2 | Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи | 1 | 1 | |
3 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 1 | 1 | |
4 | Конкурс Говорунов | 1 | ||
5 | Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч) О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 0,5 | 0,5 | |
6 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 0,5 | 0,5 | |
7 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 0,5 | 0,5 | |
8 | Этимология слов. Работа со словарями | 0,5 | 0,5 | |
9 | Сказочные превращения. | 0,5 | 0,5 | |
10 | Презентация творческих работ | 1 | ||
11 | Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) Зачем нужно знать алфавит | 0,5 | 0,5 | |
12 | В чём секрет правописания морфем | 0,5 | 0,5 | |
13 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 0,5 | 0,5 | |
14 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 0,5 | 0,5 | |
15 | Бенефис знаний. Конкурс «На одну букву» | 1 | ||
16 | Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (6 ч) На какие группы делится словарный состав русского языка | 0,5 | 0,5 | |
17 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 0,5 | 0,5 | |
18 | О чём рассказывают фразеологизмы | 0,5 | 0,5 | |
19 | Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа | 0,5 | 0,5 | |
20 | Презентация творческих работ |
| 1 | |
21 | Викторина «Крылатые выражения» | 1 | ||
21 | Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6 ч) Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 0,5 | 0,5 | |
22 | В чём секрет глагола и его форм. | 0,5 | 0,5 | |
23 | Как отличать грамматические омонимы. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Какими бывают предложения. | 0,5 | 0,5 | |
25 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | 1 | |
26 | Речевой этикет.(3 ч) Правила речевого этикета. | 1 | 1 | |
27 | Формулы речевого этикета. | 1 | ||
28 | Обобщающее занятие. (1 ч) Аукцион знаний. | 1 | ||
Итого часов | 34 |
X. Оборудование
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Загадки русского языка» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
XI. Список литературы для педагога
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1978 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1994г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Занимательная грамматика. Составитель Семенова Е.Е. М., Омега, 1996 г.
- Русский- с увлечением. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Екатеринбург Издательство «АРД ЛТД», 1998г.
- Веселые диктанты. Агеева И.Д. М: «ТЦ Сфера», 2002г.
- Слово на ладошке. Пикулева Н.В. М.: Новая школа, 1997 г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. М.: “Просвещение”, 1991 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. М.: “Просвещение”, 1991 г.
XII. Список литературы для учащихся
- Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа. 2007
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа. 2007
- Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуалтного уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русско...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык)
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6-ого класса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки истории"
Программа «Загадки истории» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьник...