Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки истории"
рабочая программа (6, 7 класс)
Программа «Загадки истории» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников в 6-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_istorii.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная школа №181» Советского района г.Казани Республики Татарстан
«Согласовано» Утверждаю:
Зам директора МБОУ Директор МБОУ
«Многопрофильная школа №181» «Многопрофильная школа №181»
__________ /МихайловаГ.М./ __________/Абдуллина Д.А. /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАГАДКИ ИСТОРИИ» ДЛЯ 6-7 КЛАССА
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Кадиров Ринат Монирович
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от псевдоистории.
Элективный курс «Загадки истории» предназначен для учащихся 6 класса, увлекающихся историей, стремящихся иметь собственную точку зрения и уметь аргументировано ее отстаивать.
Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672, и на основе справочника учителя "История 5-11 классы"/М.П.Чернова, М.: издательство "Экзамен", 2012 г.
Общая характеристика элективного курса «Загадки истории»
Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в истории.
Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем, именно углубленное изучение истории даёт целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным событиям.
В современной исторической науке сосуществуют разные трактовки и оценки исторических событий и деятелей, полемика порой настолько острая, что вновь и вновь встает вопрос о познаваемости общественной жизни, об истинности наших исторических знаний. Психологи и социологи отмечают, что все более массовым становится склонность к отрицанию общепринятых представлений и понятий. В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, выходит в свет огромное количество книг и фильмов со своей интерпретацией истории. При этом степень соответствия историческим реалиям зачастую обратно пропорциональна степени интереса к ним, так как книги и фильмы рассчитаны на массового, не очень образованного потребителя. Цель данного элективного курса сформировать у учащихся стойкий «иммунитет» против псевдоистории, научить их «отделять зерна от плевел», критически относиться к любой информации, воспитывать уважительное отношение к истории как науке, к труду ученых – историков, аргументировано защищать свою точку зрения.
Особенностью курса является его актуальность, практическая направленность, личностно-ориентированный подход. Содержание элективного курса выходит далеко за рамки школьного курса истории, расширяет и углубляет исторические знания учащихся, знакомит их с методами исторических исследований, способствует развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.
Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность удовлетворить их познавательные интересы, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки истории» для 6 класса составлена из расчета часов, отводящего на изучение данного курса 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Цели курса:
1. расширение знаний учащихся по малоизученным вопросам истории;
2. развитие познавательного интереса к предмету;
3.создание банка методических пособий, который будет использоваться как дополнительный, расширяющий область знаний материал на уроках и во внеурочной деятельности;
4. дать возможность учащимся самостоятельно ориентироваться в современном информационном потоке исторических сведений, критически оценивать их.
Задачи курса:
- углубленное изучение документов, роли и значение наиболее ярких личностей в развитии государства, важных экономических, политических и административно-территориальных изменений;
- развитие навыков самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской работы, выявление причинно следственных связей в истории, умение составлять содержательный, логический рассказ;
- воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
- любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
- осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
- социальная активность, уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни;
К важнейшим личностным результатам изучения курса относятся следующие качества:
- осознание роли и значения деятельности исторической личности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения курса выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную, познавательную;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения курса обучающимися включают:
- овладение целостными представлениями о характерных чертах наиболее ярких личностей в истории, как положительных, так и отрицательных;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Методы изучения курса:
- Работа с первоисточниками, документами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;
- Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
- Работа с историческими картами;
- Беседа;
- Комментированное чтение;
- Рассказ учителя;
- Просмотр видеофильмов;
- Выполнение практических и творческих работ.
Формы уроков: диспут, учебный диалог, конференция, практическая работа, исследование, урок-путешествие, урок-анализ, работа с документами, смысловой анализ текста, проблемные семинары, подготовка и презентация творческих проектов, занятия в режиме компьютерных технологий.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся работают с историческими и контурными картами, выполняют практические и творческие работы. В конце изучения курса учащиеся защищают проектную работу «Они были первыми» (Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать и др).
Содержание элективного курса «Загадки истории»(34 часа).
Вводный урок. Знакомство с предметом, формами работы.
Кто изобрел письмо и счет. Календарь: майя, арабский, юлианский, григорианский. Счет лет в истории. Лента времени. Шумеры. Идиографическое письмо. Пиктограммы. Алфавит. Древние руны. Славянская письменность.
В поисках прошлого. Троя: географическое положение, история открытия. Заслуга Г. Шлимана в открытии и изучении объекта, значение открытия. Аркаим. Дольмены. Скифские курганы.
Памятники из камня. Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».
Вечные творения. Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. Просмотр видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена».
Как возникли пирамиды. Древний Египет. «Проклятие фараонов» или роковая случайность? Пирамиды Хефрена. Загадки Большого Сфинкса. Гробница Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта.
Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры. Ангкор. Индокитайский полуостров. Буддизм. Хинаяна. Махаяна. Храм Байон. Буддийские ступы. Пагоды. Буддийские храмы и монастыри: лакханг, гомпа.
Колизей. Римская империя. Династия Флавиев. Амфитеатр, цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.
Петергоф. Дворцово–парковый ансамбль. Просмотр видеофильма «Петергоф».
Московский Кремль. Финно-угорское поселение. Самая крупная крепость Европы. История и современность. Музейный комплекс. Архитектура Кремля. Резиденция президента РФ.
Мистические рисунки на Земле. Великаны Холмов линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние. Загадочные рисунки на земле в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии.
Существовала ли Атлантида? Страна атлантов. Теория Платона. Предположительное географическое местонахождение. Атлантида и современные гипотезы.
Кто написал Библию? Канонические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Моисей. Книжник Ездра. Новый Завет. Священное Писание. Евангелие. Тридентский собор. Иисус Христос. Иудаизм. Христианство.
Александр Македонский. Македония. Династия Аргеадов. Поход на Восток. Царь Азии. Основанные города. Эллинизм. Война диадохов. Образ Александра Македонского в истории и культуре.
Последний день Помпеи. Этруски, самниты. Рим. Геркуланум. Стабии. Везувий. Город – музей. К.П.Брюллов.
Мираж Эльдорадо. Южная Америка. Конкистадоры: Ф.Писарро, Э.Кортес, Себастьян де Белалькасар. Инки. Перу. Семь золотых городов Сагеней.
Саги викингов. Скандинавия. Путешествия и завоевания норманнов. «Хеймскрингла» («Круг земной»). Герои скандинавского эпоса.
Король Артур и рыцари круглого стола. Бритты. Саксы. Рыцарские романы. Камелот. Мерилин. «История королей Британии» Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ Артура в литературе, музыке, изобразительном искусстве, массовой культуре.
Легенды Древней Руси. Славянская мифология. Боги славян-русичей. Былинный эпос. Влияние христианства на мировоззрение и устное народное творчество Древней Руси. Герои русских былин. Образ защитника Родины.
История одной вражды. Японская империя XII-XIII вв. Дом Фудзивара. Диктатура Тайра. Династия Минамото. Военное сословие самураев. Сёгунат и эпоха Камакура.
Мертвый город. Пустыня Гоби. Город Хара – Хото (Черный город). П.К.Козлов. Государство тангутов Си Ся. Город-крепость Эдзина. Субурган «Знаменитый».
Старец горы. Ислам. Шииты, сунниты, исмаилиты. Хасан ибн Саббах. Крепость Аламут. Ассасины, низариты.
Крестоносцы и сарацины. Крестовые походы. «Так хочет Бог!» Арабы. Иерусалимское королевство. Салах ад-Дин. Триполи, Антиохия, Эдесса. Духовно-рыцарские ордены.
Ричард Львиное Сердце. Династия Плантагенетов. Третий крестовый поход. Замок Дюрнштайн. «Последний рыцарь Европы». Образ Ричарда Львиное Сердце в истории и культуре.
У берегов Балтики. Новгородская земля. Дания. Швеция. Бранденбург. Саксония. Польша. Тевтонский орден. Миссионеры. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Просмотр фильма «Александр».
Чингисхан и Монгольская империя. Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды.
Отец атомной бомбы. Радиоактивность. Ядерное оружие. Р.Оппенгеймер. Проект «Манхэттен». Белый поезд. Хиросима. Нагасаки. И.Курчатов. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Мирный атом.
Пришествие компьютеров. Абак. «Считающие часы» В.Шиккарда. Логарифмическая линейка Р.Деламейна. «Паскалина». Механический калькулятор Лейбница. Разностная машина Ч.Бэббиджа. Арифмометр Чебышева. Компьютер ЭНИАК. МЭСМ С.А.Лебедева. 4 поколения ЭВМ.
1185. Самостоятельная работа «Один год в мировой истории» (таблица).
География чудес и загадок. Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов».
Они были первыми. Проектная работа учащихся. Варианты тем исследования: Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать. Защита проектов.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Загадки истории».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | |
план. | факт. | |||||
1 | Вводный урок | 1 | Вводная лекция | |||
2 | Кто изобрел письмо и счет | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
3 | В поисках прошлого | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
4 | Памятники из камня | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
5 | Вечные творения | 1 | самостоят. работа | презентация | ||
6 | Как возникли пирамиды | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
7 | Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
8 | Колизей | 1 | виртуал. экскурсия | опрос | ||
9 | Петергоф | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
10 | Московский Кремль | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
11 | Мистические рисунки на Земле | 1 | подготовка сообщений | индивид. работа | ||
12 | Существовала ли Атлантида? | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
13 | Кто написал Библию? | 1 | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
14 | Александр Македонский | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
15 | Последний день Помпеи | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
16 | Мираж Эльдорадо | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
17 | Саги викингов | 1 | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
18 | Король Артур и рыцари круглого стола | 1 | учебный диалог, смысловой анализ текста | опрос | ||
19 | Легенды Древней Руси | 1 | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
20 | История одной вражды | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
21 | Мертвый город | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
22 | Старец горы | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
23 | Крестоносцы и сарацины | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
24 | Ричард Львиное Сердце | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
25 | У берегов Балтики | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
26 | Чингисхан и Монгольская империя | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
27 | Отец атомной бомбы | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
28 | Пришествие компьютеров | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
29 | 1185 | 1 | работа в парах | групповая работа | ||
30 | География чудес и загадок | 1 | работа с картой | самостоят. работа | ||
31-34 | Они были первыми | 4 | Исследовательская работа | проект |
Материально – техническое обеспечение
Электронные пособия:
1. Электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917».- «Интерактивный мир», Коминфо.
3. Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009.
4. Электронное учебное издание «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
5. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».
6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.
Кинофильмы для просмотра и обсуждения:
Научно-популярные:
- «Атлантида», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
- «Падение империй ацтеков и майя», из цикла «История цивилизаций».
- «Троя. Древние мифы и нераскрытые тайны»
- «Тайны ордена тамплиеров»
- «Сокровище да Винчи»
- «Античные секреты и тайны»
- «Пирамиды»
- «Прогулки с чудовищами»
- «Александр Великий»
- Сериал пр-ва ВВС «Исчезнувшие цивилизации»
- «Воспоминания о будущем» (режиссер Л. Райнль)
- «80 чудес света»
- «Тайны забытых побед»
Художественные:
- «Код да Винчи».
- «Троя».
- «Александр Македонский»
- «300 спартанцев»
- «Турецкий гамбит»
- «Слуга государев».
- «1612»
- «Золото Трои и Всемирная Коллекция Древностей Генриха Шлимана»
- «Северный сфинкс»
- «Саги викингов»
- «Чингисхан»
- «Страсти Христовы»
- «Новый Свет»
- «Когда солнце было богом»
Список источников
1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.
2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.
3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.
4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.
5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.
6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.
7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.
8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.
9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.
10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.
11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» - «Феникс» Москва – 1997 г.
12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.
13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.
14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.
15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.
16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.
17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. - М.: Просвещение, 1994.
18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.
19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.
20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.
21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство "Экзамен", Москва , 2012 г.
22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.
23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.
25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.
Интернет-ресурсы:
www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов];
www.km.ru. [Сайт энциклопедии Кирилла и Мефодия];
http://www.lants.tellur.ru/history/klassic.htm [Полные тексты лекций Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского];
http://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история];
http://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы];
http://museum.ru/ [Портал «Музеи России];
http://historyru.com/ [История государства Российского в документах и фактах];
http://rushistory.stsland.ru [История России с древнейших времен до наших дней];
http ://www.bylina. info/ [Русь изначальная];
http ://www.historic.ru http://www.withhistory.com/ [Всемирная история];
http://www.pish.ru/ [Преподавание истории в школе];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в 3D моделировании" 2016-2017 год
Программа для учащихся 5-6 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"
Рабочая программа курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"
Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История международных отношений" для 8 классов (ФГОС)
Целями освоения дисциплины «История международных отношений» являются дать учащимся целостное представление об основных теоретических подходах к изучению международных отношений и истории ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....