Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Прозвенел звонок веселый. Всех зовет он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем наш урок. Будьте активны, плодотворно трудитесь, вникайте во все, о чем будем говорить. Готовы? Улыбнитесь друг другу! Желаю всем успеха! |
| Коллективная | Настраивает обучающихся на учебную деятельность, обеспечивает мотивацию | Настраиваются на работу. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым обучающимся индивидуального затруднения в пробном действии. | -Ребята, над какой частью речи мы с вами работаем? ( над глаголом). -Какой признак глагола мы исследуем? (наклонение) -Какие наклонения мы уже знаем? (изъявительное и сослагательное). -Посмотрите на слайд. Сегодня к нам на урок пришел сам король-глагол. Он хочет проверить ваши знания, загадав 3 загадки. «У меня есть 3 сына. Все они разные. Отгадайте, про кого я говорю?
1.Старший сын себе не рад:
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог 2.Ни про что не забывает: то, что было, есть и будет. Всем про все напоминает, слов на ветер не бросает, что надумал - выполняет.
3. Ох, уж малый-командир! Туда сходи, то принеси, Сделай так, а не иначе. Может также попросить, Посоветовать кому-то, Приказать иль пожурить.
Обучающиеся в группе отгадывают загадки и записывают ответы в готовые формы на листочках. Затем все листочки вывешиваются на доску. | Проблемная ситуация.
| Групповая.
| Организует деятельность обучающихся
| Отвечают на вопросы учителя. |
Выявление места и причины затруднения | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваши ответы. Каждая группа смогла правильно отгадать только 2 загадки. -Почему вы не смогли отгадать 3 загадку? -Чего мы не знаем? -Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (называют тему урока). | Проблемный метод. | Коллективная. | Организует деятельность обучающихся по определению темы урока, постановке цели и путей ее достижения. | Формулируют причины своих затруднений, определяют и записывают тему урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности | -Что мы должны узнать на уроке? -Что для этого нужно сделать?
| Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше».) | Работа в группах | Ставит учебную задачу. | Планируют свою деятельность (формулируют цели и задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат парной работы |
Реализация построения проекта | Построение обучающимися проекта действий и формирование умений его применять. | 1 шаг. Нам нужно выяснить, какие глаголы относятся к новому наклонению и как называется наклонение. Для этого каждая группа должна выполнить задание. 1 группа: выписать слова изъявительного наклонения, назвать признаки наклонения. 2 группа: выписать слова сослагательного наклонения, назвать признаки наклонения. 3 группа: выписать слова, которые не относятся к изъявительному и сослагательному наклонениям, назвать общее значение этих слов. (нарисовал бы, прочитай, сидит, зашел бы, посмотри, смотрит, зайдет, посмотрел бы, нарисует, посидел бы, нарисуй, прочитал бы, читает, сиди, зайди) 2шаг.Презентация работ групп. По ходу выступлений групп учитель создает опорный конспект на доске. 3 шаг. Составление алгоритма правила.
4 шаг. Как будем применять это правило? 1.Можно ли определить время? 2.Есть ли частица бы? 3.Содержит просьбу, совет, приказ? 5 шаг. Работа с учебником. -Давайте сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило. -Ну а теперь вернемся к загадкам. Как зовут третьего сына короля-глагола? 6 шаг. Образование глаголов повелительного наклонения. Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа: Идти- Смотреть- Красить- Познакомиться – Спрятать- Лечь- ВЗАИМОПРОВЕРКА: идти | иди | идите | смотреть | смотри | смотрите | красить | крась | красьте | познакомиться | познакомь | познакомьте | спрятать | спрячь | спрячьте | лечь | ляг | лягте |
-Всегда ли легко образовать глагол повелительного наклонения?
ЗАПИСЫВАЕМ ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ: лечь | ляг | лягте | класть | клади | кладите | положить | положи | положите | ехать | поезжай | поезжайте |
| Проблемный метод. | Работа в группах. | Создает условия для реализации построенного проекта. | Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение обучающимися нового способа действий. | Незаконченное предложение. - 1.Глагол-это часть речи, которая….
- 2.Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые………
- 3.Глаголы повелительного наклонения обозначают действия, которые……….
- 4.Глаголы сослагательного наклонения обозначают действия, которые……….
- 5.Ь после шипящих в глаголах повелительного наклонения………..
- 6.Глаголы повелительного наклонения множественного числа образуются с помощью…..
Третий лишний! - 1. Рисуй, смотри, пишет, интересуйся.
- 2.Читай, сидит, сходит, сделал.
- 3.Посмотрел бы, съездил бы, сходил, сделал бы.
| Прием развивающего обучения. | Групповая. | Организует процесс отработки построенного алгоритма. | Выполняют задание учителя, проговаривают алгоритм рассуждения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового знания. | Решите тест. 1.Укажите глагол изъявительного наклонения: А) отдохните; Б) отдохнёте; В) думал бы; 2.Укажите глагол условного наклонения: А) улыбается; Б) собрался бы; В) отправься;
3.Укажите глагол повелительного наклонения: А) смотришь; Б) учишь; В) режь; 4. Найди ошибку в образовании глагола повелительного наклонения: А) составь; Б) набери; В) ляжь;
5.Найди ошибку в образовании глагола повелительного наклонения: А) ехай; Б) смотри; В) думай; 6.Найди ошибку в правописании глагола повелительного наклонения: А) ускорте; Б) обеспечьте; В) разрежьте.
Закончили работу. Взаимопроверка по образцу. Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – в,4-в; 5-а; 6-а. Критерии оценок: Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4-6 ошибок - повтори правило -Кто правильно выполнил всю работу? -Кто сделал одну ошибку? А кто больше? Значит, нам ещё есть, над чем работать.
|
| Индивидуальная. | Организует самостоятельную работу обучающихся. | Самостоятельно выполняют тест, выполняют самопроверку. |
Физкультминутка | Снять усталость и напряжение. | Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья? (Какие глаголы я потребила, какое значение они имеют?) |
|
| Проводит физкультминутку. | Выполняют физические упражнения. |
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний. | -Скажите, ребята, а вы помните, что такое синонимы? -Давайте поиграем в игру «Найди пару» (подберите к выражениям из правого столбика синонимичный глагол повелительного наклонения из левого столбика): Пропусти мимо ушей | успокойся | Прикуси язык | не слушай | Держи язык за зубами | не рассказывай | Возьми себя в руки | замолчи |
Самопроверка: Пропусти мимо ушей | не слушай | Прикуси язык | замолчи | Держи язык за зубами | не рассказывай | Возьми себя в руки | успокойся |
| Исследовательский метод | Коллективная | Организует самостоятельную работу. | Формулируют определение, делают вывод. |
Рефлексия учебной деятельности |
| -Что узнали нового? -Какой была тема урока? Какую проблему решали? -Чему научились? -Что еще нужно доработать? -Какие трудности встретились? -Как вы думаете, где чаще всего используются глаголы повелительного наклонения? | Проблемный диалог.
| Индивидуальная | Организует работу по рефлексии учебной деятельности, дает домашнее задание. | Записывают в дневник домашнее задание. |
|