Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии | Цели урока для учителя | Цели урока для ученика | Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов
| Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами | Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов
|
Рабочая программа, учебник русского языка С.И.Львовой и В.В. Львова для 5 кл., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, мини-кейс (карточки – репродукции картин), материалы методических пособий, интернета | Учебник русского языка С.И.Львовой и В.В, Львова для 5 кл., рабочие тетради, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, мини-кейс (карточки – репродукции картин) |
Этап: актуализация необходимых знаний. Технология: самостоятельное решение задачи путем наблюдения и применения имеющихся знаний, прием – найти «Четвертое лишнее». | Предлагает найти среди записанных на доске глаголов - расстилается, колеблется, нездоровится, возится - лишний, применяя знание морфологических признаков глагола и его синтаксической роли в предложении.
| Используя знания о морфологических признаках глагола, его синтаксической роли, находят лишний глагол нездоровится.
| Повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль.
| Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое, подобрать критерий для сравнения и исключения лишнего.
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осуществлять самоконтроль.
|
Этап: мотивация познавательной деятельности. Технология: самостоятельная исследовательская работа с формулировкой вывода о строении предложений с безличными глаголами-сказуемыми и параллельно закрепление навыка правописания.
|
Предлагает сформулировать тему урока о новом знании в рамках темы «Глагол».
Организует наблюдение за синтаксическим строем предложений на слайде презентации: 1.С любим..й мечтой не хоч..тся сер..цу расстат..ся. (А.А.Фет) 2.С вечера всё спит..ся на дворе темно. (А.А.Фет) 3.Вот смерклось…(М.Ю.Лермонтов) 4.И взгрус..нет..ся поневоле на таком просторе.(И.З.Суриков)
Предлагает сформулировать вывод о строении предложений с о сказуемым – безличным глаголом. Вводит понятие безличного предложения.
|
Формулируют тему урока.
Записывают предложения в тетрадь, вставляют пропущенные буква, знаки препинания, подчеркивают грамматические основы, определяют формы глаголов-сказуемых, делают вывод об отсутствии подлежащего в предложениях со сказуемыми – безличными глаголами.
|
Сформулировать тему урока (строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне); повторить орфографические и пунктуационные алгоритмы (по материалу данных предложений); отработать умение находить грамматическую основу предложения.
|
Умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое; умение обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение работать самостоятельно и осуществлять самоконтроль.
|
Этап: организация познавательной деятельности. Технология: использование уже имеющихся знаний и новых сведений о глаголе и применение их на практике; приемы – фронтальная работа, работа по вариантам, самостоятельная работа. | На слайде презентации вопрос «Что могут обозначать безличные глаголы?» Диктует глаголы светает, вечереет, смеркается, подморозило, холодало, дождило и предлагает подобрать обобщающее понятие к этим глаголам. Диктует вторую группу слов: знобит, лихорадит, нездоровится, хочется, не спалось, не сиделось, тошнит - с аналогичным заданием.
Предлагает обобщить результаты наблюдений и сформулировать вывод о том, в какой форме могут употребляться безличные глаголы; для решения задачи предлагает определить формы глаголов первой и второй групп (организует работу по вариантам).
Организует самостоятельную работу в парах по материалу учебника (2007г., с.158, теоретический материал и упр. 977)
Предлагает сделать синтаксический разбор предложения, записанного на доске, и дать характеристику сказуемым: 1.В..юга мне сл..пает очи; все дороги зан..сло. (А.С.Пушкин).
| Записывают вопрос, безличные глаголы, подбирают обобщающее понятие – состояние природы - и записывают его.
Записывают глаголы, подбирают обобщающее понятие – состояния и переживания живого существа – и записывают в тетрадь.
Определяют морфологические признаки глаголов обеих групп и делают вывод о форме употребления безличных глаголов.
Самостоятельно читают теоретический материал, выполняют упр.977 и придумывают (от каждой пары один) свой пример предложения, где личный глагол употреблен в форме безличного, читают и анализируют предложения.
Выполняют в тетради (ученик у доски) синтаксический разбор предложения и характеризуют глаголы-сказуемые с точки зрения нового знания.
| Использовать знание лексического значения слова, пополнить лексический запас учащихся;
повторить сведения об однородных членах предложения, обобщающих словах и пунктуации при них;
повторить морфологические признаки глагола;
вырабатывание навыка самостоятельного осмысления нового материала, выполнения задания по новому материалу, создание собственных примеров;
закрепление нового материала на практическом задании.
| Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое; умение обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое; умение обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
|
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
Этап: подведение итогов. Технология: творческая работа (сочинение-миниатюра) | Раздает мини-кейсы (репродукции картин И.И. Левитана, А.К.Саврасова, К.Ф. Юона и др.) и организует работу по вариантам. Задание: придумать и записать несколько безличных предложений или сочинить миниатюру, в которой было бы безличное предложение, на тему, изображенную художником. (На этом этапе можно использовать музыкальный фон в приглушенном варианте – П.И.Чайковский, И.С.Бах, А. Вивальди и т.п.)
| Рассматривают репродукции, составляют и записывают предложения (сочинения-миниатюры), называют безличные глаголы или личные глаголы в безличной форме. | Творческая работа по конструированию предложений (мини-текстов) на заданную тему. | Развитие навыков творческой работы на заданную тему. | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, настроиться на творческое осмысление усвоенных знаний.
|