Технологическая карта урока "Безличные глаголы" 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Прокашева Любовь Николаевна

Урок соответствует требованиям ФГОС основной школы. Урок освоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Безличные глаголы"79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об учителе: Прокашева Л. Н., учитель высшей квалификационной категории

Предмет: русский язык             Класс:         6Б          Учебник (УМК): М. Т. Баранова,  Т. А. Ладыженская,  Л. А. Тростенцова

Тема урока:    «Безличные предложения»                                         Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

1. Обучающиеся эффективно и продуктивно работают в парах и группах, достаточно неплохо могут формулировать цель урока, делать выводы, любят творческие задания.

2. Низкий уровень познавательных действий у ряда учеников.

Цели урока как деятельность ученика:

1. Распознавать и анализировать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.

2. Использовать безличные предложения в устной и письменной речи.

3. Работать с источниками, текстами, таблицами.

Вид планируемых учебных действий

УУД

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Формирование представлений о безличном глаголе, умение находить данные глаголы в тексте, определять их грамматические признаки

2 уровень — воспроизведение

Регулятивные

Формулирование цели и проблемы урока, высказывать предположения на основе наблюдений

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе алгоритма действий

Познавательные

Совершенствование умений при объяснении языковых явлений, выявляемых в ходе исследования безличных глаголов

2 уровень — преобразование информации из текста в таблицу

Коммуникативные

Владение навыками выразительного чтения, умение работать в группах, слушать и слышать других

3 уровень – самостоятельные действия учащихся

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Эмоциональный настрой на урок.

Формулирование темы и цели урока, актуализация знаний по теме «Глагол»

Эвристическая беседа

Мозговой штурм.

Работа с текстом.

Беседа. Создание проблем-ной ситуации сомнения

фронтальная

Предлагает прослушать музыкальный отрывок и рассмотреть фотографию с изображением  природы.

Вопрос: «С каким временем года у вас ассоциируется эта фотографию и музыка?»

«Весна самое радостное время года, и я надеюсь, что ощущение радости будет сопровождать вас весь урок».

Оформление тетради: дата, классная работа.

Сформулируем тему урока. Для этого вспомним: какую часть речи мы изучаем. Что мы знаем о глаголе?

Организация работы с текстом: прочитайте текст и выпишите глаголы, разделив их на две группы.

Предлагает выполнить синтаксический разбор предложений.

Вопрос: «Чем выражены сказуемые в 3 и 4 предложениях?»

«Можно ли данные глаголы поставить в форме 1 и 3 лица?»

Данные глаголы не имеют лица.

Запишем тему урока.

Слушают музыку, рассматривают фотографию, высказывают свое мнение.

Оформляют записи в тетради.

Отвечают на поставленный вопрос.

Читают текст, распределяют глаголы по группам. Делают вывод о грамматических формах глаголов в данном тексте.

Анализируя предложения, выясняют, что 3 и 4 предложения односоставные.

Обучающиеся записывают сказуемые-глаголы в тетрадь и определяют грамматические признаки глаголов: подмораживает, похолодало.

Записывают тему урока. Формулируют цель урока, используя схему, предлагаемую в презентации.

Регулятивные:

умение формулировать цель и задачи урока

Познавательные:

 воспроизводить знания в устной и форме

Коммуникативные:

умение вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

 осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Предметные:

демонстрировать знания по ранее изученному материалу по теме «Глагол»

Ориентировочный этап

Организация работы по изучению нового материала и последующего его закрепления.

фронтальная

предлагает   план действий по изучению нового материала.

Осмысляют  информацию

Регулятивные:

планировать  действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Знакомство с новым материалом  и его последующее  осмысление

Интернет-урок

Стёзикласс

Фронтальная

Парная

Предлагает прослушать теоретический материал по средствам интернет-урока.

Задание: записать полученную информацию в «тетрадь для правил», затем сравнить записи с одноклассниками и дописать недостающую информацию.

Предлагает просмотреть информацию презентации и убедиться в полноте теоретической информации.

Прослушивают и осмысляют информацию

Работают в «тетради для правил», обмениваются информацией.

Сопоставляют свои записи с информацией презентации

Познавательные:

анализировать и структурировать информацию  

Коммуникативные:

умение находить партнера для обмена информацией;

Предметные:

освоение и осмысление, воспроизведение нового материала

Практический этап

Распознавать  безличные глаголы, образовывать безличные глаголы

Сигнальные карточки «Согласен – не согласен»

Игра «Фокусник»

Работа с текстом

Фронтальная

Парная

Парная

Зачитывает предложения, демонстрируя их в презентации, следит за правильностью ответа обучающихся.

Организует работу пар по преобразованию личных глаголов в безличные.

Организует работу с текстом

На столе у обучающихся лежат сигнальные карточки с зелеными и красными кружками. Если обучающиеся согласны с утверждениями, то они поднимают вверх зеленый кружок, если нет, то – красный.

Работают в парах, перестраивают двусоставные предложения в односоставные, изменяя форму глагола.

Работают в парах: читают выразительно текст, находят безличные глаголы и определяют их грамматические признаки, выделяют данные глаголы как члены предложения.

Коммуникативные:

умение работать в парах

Предметные:

умение распознавать и анализировать безличные глаголы

Рефлексивно-оценочный этап

Проверка знаний, подведение итогов урока, самооценка. Осмысление процесса и результата деятельности

Индивидуальная

Предлагает выполнить проверочную работу.

Организует рефлексию.

Объясняет домашнее задание, благодарит за урок

Выполняют проверочную работу.

Оценивают свою работу на уроке. Возвращаясь к цели урока, решают, достиг ли поставленной цели.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

самооценка

Познавательные:

 контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

умение высказываться

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя:

Приложение.

Работа с сигнальными карточками.

- Итак, я утверждаю, что в этом предложении есть безличный глагол:

1) Вечереет.      2) Солнце уже закатилось.       3) Постепенно свежеет.      4) Как легко дышится!      5) Веет ветер над рекою.      6) Землю подморозило.

- Итак, я утверждаю, что это сложное предложение, первая грамматическая основа которого – сказуемое, выраженное безличным глаголом

Мне снилось, что я иду в темноте

Ему долго не спалось, и он вышел в сад.

Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.

Ожила природа весной, и хочется скорее в лес.

Практическая работа по теме «Безличные предложения»

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

Гроза зажгла дерево

Дождь льёт как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

                                                 

Работа с текстом.

В лесу сделалось совсем тихо.   Васютка  остановился и долго стоял прислушиваясь.  Тук-тук-тук, тук-тук-тук – билось сердце. Потом  напряженный до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук…

И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

Открытие было  настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришел в себя. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох…Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он  спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в  бурелом и начал с треском продираться сквозь  сухие колючие ветви.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили , что знал он  из рассказов рыбаков и охотников.  Перво-наперво надо развести костер.

Васютка обломал нижние сухие ветки  у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил в кучу и поджег.

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень, Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул, с тоской подумал:  «Плачет, поди, мамка».  Ему тоже захотелось плакать, но он переборол  себя…

Задания

- Найдите предложения, в которых употребляются безличные глаголы.

-Определите время, род, число этих  глаголов.

-Что обозначают безличные глаголы?

-Подчеркните грамматические основы предложений, можно ли  добавить в эти предложения подлежащие?

Проверочная работа

Найдите и подчеркните безличные глаголы как члены предложения

Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль, и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу…

Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.

Рефлексия.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....