Технологическая карта урока "Безличные глаголы" 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок соответствует требованиям ФГОС основной школы. Урок освоения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Безличные глаголы" | 79.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные об учителе: Прокашева Л. Н., учитель высшей квалификационной категории
Предмет: русский язык Класс: 6Б Учебник (УМК): М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова
Тема урока: «Безличные предложения» Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
1. Обучающиеся эффективно и продуктивно работают в парах и группах, достаточно неплохо могут формулировать цель урока, делать выводы, любят творческие задания.
2. Низкий уровень познавательных действий у ряда учеников.
Цели урока как деятельность ученика:
1. Распознавать и анализировать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.
2. Использовать безличные предложения в устной и письменной речи.
3. Работать с источниками, текстами, таблицами.
Вид планируемых учебных действий | УУД | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Формирование представлений о безличном глаголе, умение находить данные глаголы в тексте, определять их грамматические признаки | 2 уровень — воспроизведение |
Регулятивные | Формулирование цели и проблемы урока, высказывать предположения на основе наблюдений | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе алгоритма действий |
Познавательные | Совершенствование умений при объяснении языковых явлений, выявляемых в ходе исследования безличных глаголов | 2 уровень — преобразование информации из текста в таблицу |
Коммуникативные | Владение навыками выразительного чтения, умение работать в группах, слушать и слышать других | 3 уровень – самостоятельные действия учащихся |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | Эмоциональный настрой на урок. Формулирование темы и цели урока, актуализация знаний по теме «Глагол» | Эвристическая беседа Мозговой штурм. Работа с текстом. Беседа. Создание проблем-ной ситуации сомнения | фронтальная | Предлагает прослушать музыкальный отрывок и рассмотреть фотографию с изображением природы. Вопрос: «С каким временем года у вас ассоциируется эта фотографию и музыка?» «Весна самое радостное время года, и я надеюсь, что ощущение радости будет сопровождать вас весь урок». Оформление тетради: дата, классная работа. Сформулируем тему урока. Для этого вспомним: какую часть речи мы изучаем. Что мы знаем о глаголе? Организация работы с текстом: прочитайте текст и выпишите глаголы, разделив их на две группы. Предлагает выполнить синтаксический разбор предложений. Вопрос: «Чем выражены сказуемые в 3 и 4 предложениях?» «Можно ли данные глаголы поставить в форме 1 и 3 лица?» Данные глаголы не имеют лица. Запишем тему урока. | Слушают музыку, рассматривают фотографию, высказывают свое мнение. Оформляют записи в тетради. Отвечают на поставленный вопрос. Читают текст, распределяют глаголы по группам. Делают вывод о грамматических формах глаголов в данном тексте. Анализируя предложения, выясняют, что 3 и 4 предложения односоставные. Обучающиеся записывают сказуемые-глаголы в тетрадь и определяют грамматические признаки глаголов: подмораживает, похолодало. Записывают тему урока. Формулируют цель урока, используя схему, предлагаемую в презентации. | Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока Познавательные: воспроизводить знания в устной и форме Коммуникативные: умение вести диалог, высказывать свою точку зрения. Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Предметные: демонстрировать знания по ранее изученному материалу по теме «Глагол» |
Ориентировочный этап | Организация работы по изучению нового материала и последующего его закрепления. | фронтальная | предлагает план действий по изучению нового материала. | Осмысляют информацию | Регулятивные: планировать действий с учетом конечного результата. | |
Поисково-исследователь-ский этап | Знакомство с новым материалом и его последующее осмысление | Интернет-урок Стёзикласс | Фронтальная Парная | Предлагает прослушать теоретический материал по средствам интернет-урока. Задание: записать полученную информацию в «тетрадь для правил», затем сравнить записи с одноклассниками и дописать недостающую информацию. Предлагает просмотреть информацию презентации и убедиться в полноте теоретической информации. | Прослушивают и осмысляют информацию Работают в «тетради для правил», обмениваются информацией. Сопоставляют свои записи с информацией презентации | Познавательные: анализировать и структурировать информацию Коммуникативные: умение находить партнера для обмена информацией; Предметные: освоение и осмысление, воспроизведение нового материала |
Практический этап | Распознавать безличные глаголы, образовывать безличные глаголы | Сигнальные карточки «Согласен – не согласен» Игра «Фокусник» Работа с текстом | Фронтальная Парная Парная | Зачитывает предложения, демонстрируя их в презентации, следит за правильностью ответа обучающихся. Организует работу пар по преобразованию личных глаголов в безличные. Организует работу с текстом | На столе у обучающихся лежат сигнальные карточки с зелеными и красными кружками. Если обучающиеся согласны с утверждениями, то они поднимают вверх зеленый кружок, если нет, то – красный. Работают в парах, перестраивают двусоставные предложения в односоставные, изменяя форму глагола. Работают в парах: читают выразительно текст, находят безличные глаголы и определяют их грамматические признаки, выделяют данные глаголы как члены предложения. | Коммуникативные: умение работать в парах Предметные: умение распознавать и анализировать безличные глаголы |
Рефлексивно-оценочный этап | Проверка знаний, подведение итогов урока, самооценка. Осмысление процесса и результата деятельности | Индивидуальная | Предлагает выполнить проверочную работу. Организует рефлексию. Объясняет домашнее задание, благодарит за урок | Выполняют проверочную работу. Оценивают свою работу на уроке. Возвращаясь к цели урока, решают, достиг ли поставленной цели. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: самооценка Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение высказываться |
Дата: Подпись учителя:
Приложение.
Работа с сигнальными карточками.
- Итак, я утверждаю, что в этом предложении есть безличный глагол:
1) Вечереет. 2) Солнце уже закатилось. 3) Постепенно свежеет. 4) Как легко дышится! 5) Веет ветер над рекою. 6) Землю подморозило.
- Итак, я утверждаю, что это сложное предложение, первая грамматическая основа которого – сказуемое, выраженное безличным глаголом
Мне снилось, что я иду в темноте
Ему долго не спалось, и он вышел в сад.
Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.
Ожила природа весной, и хочется скорее в лес.
Практическая работа по теме «Безличные предложения»
Личные глаголы | Безличные глаголы |
Ветер дует в окно. | |
Гроза зажгла дерево | |
Дождь льёт как из ведра. | |
Липы сладко пахнут. | |
Ветер сломал осину. |
Работа с текстом.
В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук – билось сердце. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук…
И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!
Открытие было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришел в себя. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох…Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили , что знал он из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести костер.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил в кучу и поджег.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень, Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул, с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя…
Задания
- Найдите предложения, в которых употребляются безличные глаголы.
-Определите время, род, число этих глаголов.
-Что обозначают безличные глаголы?
-Подчеркните грамматические основы предложений, можно ли добавить в эти предложения подлежащие?
Проверочная работа
Найдите и подчеркните безличные глаголы как члены предложения
Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль, и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу…
Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....