Факультатив по русскому языку 8 класс
материал по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса «Русский язык». 8 класс
Данная авторская программа основывается на учебных пособиях Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс» Новизна её в том, что на факультативных занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
- Пояснительная записка
Цели программы:
- преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой, помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.
- По возможности подготовить призёров районной олимпиады по русскому языку
- Привить учащимся интерес к предмету русского языка
Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е. На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
- Современный русский язык,
- Культура речи
- Историческая грамматика
- Диалектология
- Введение в языкознание
- Стилистика
На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности. Программа рассчитана на 34 часа и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что
- учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления
- раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка
Учебно-тематический план
№ № п/п | Тема | Кол-во часов | Цель занятия | Формы и методы обучения | Форма контроля | |
Раздел 1. Роль и место русского языка в мире и обществе (3час.) | ||||||
Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | Показать роль и место русского языка среди других языков мира | Лекция. Беседа. | |||
Функции русского языка в современном обществе. | 1 | Познакомить с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей каждого человека | Семинар | Отчет групп по заданной теме. | ||
Русский язык в жизни современного человека. | 1 | Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека | Лекция. | Написание «Президентского диктанта» | ||
Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17 час.) | ||||||
Культура речи. Основные аспекты культуры речи. | 1 | Учащиеся должны понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли | Постановка целей и задач раздела. Беседа. Работа с текстовым материалом. | Устный опрос | ||
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности / | 1 | Актуализировать знания о языковой норме языка; формировать навыки использования нормативной речи | Беседа. Работа со словарем Ожегова. Практическая работа. | Развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно правильно говорить?» | ||
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. | 1 | Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи | Практикум. Художественное чтение. | В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения. | ||
Слово и сфера его употребления. | 1 | Раскрыть значение слова как элемента лексической системы | Семинар тест. | Сбор интересных задач со словами. | ||
Этико-социальные аспекты культуры речи. | 1 | Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения | Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?» | Подбор речевых ситуаций | ||
Культура монологической речи. | 1 | Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации | Лекция. | Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек» | ||
Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?) | 1 | Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих складывается понятие «приятный cобеседник». | Лекция. Практическая работа. Ролевые игры. Работа с памятками. | Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях | ||
«Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные русские формулы. | 1 | Показать роль формул приветствия и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы | Ролевые игры. Анализ стихотворения. Составление формул приветствия и прощания. | Анализ услышанных речевых обращений. | ||
Словарный запас человека: резервы развития. | 1 | Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека. | Составление таблицы. Речевой практикум. | Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы. | ||
Как умея говорить научиться разговаривать | 1 | Оценить состояние коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей | Тест. Беседа. Работа с карточками. | Тест | ||
Виды речи. Приветственная речь. | 1 | Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание, | Лекция. Практическая работа. | Конкурс ораторов. | ||
Виды речи. Информационная речь. | 1 | Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание/ | Лекция. Практикум. | Конкурс ораторов. | ||
Виды речи. Агитационная речь. | 1 | Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства | Лекция. Составление памяток оратору. Практикум. | Подбор примеров агитационных речей. | ||
14 правил, помогающих убедить | 1 | Познакомить с совокупностью правил убеждения и рассмотреть, как они работают в различных ситуациях | Анализ правил, помогающих убедить. Игра. Ролевые игры. | Тест | ||
Язык жестов и поз. | 1 | Дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания | Инсценировка. Отчет творческой группы. Решение ситуативных задач. Работа в парах. | Анализ заданной ситуации. | ||
Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха | 1 | Обучить упражнениям, снимающим аудиторный страх | Урок-практикум. | Выступление в классе. | ||
Публичные выступления | 1 | Познакомить с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным | Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу | Устный ответ | ||
Раздел 3. Русский язык в жизни современного человека (14час.) | ||||||
Язык деловых бумаг. | 1 | Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки; отработать навыки составления деловых бумаг | Экскурс в историю – отчет группы учащихся. Работа со схемами-образцами. | Написание деловой бумаги. | ||
Презентация как вид деловой коммуникации | 1 | Познакомить с особенностями презентации как вида деловой коммуникации, показать, как сделать презентацию успешной | Анализ деловой презентации. Составление тезисов. | Презентация своей шариковой ручки. | ||
Деловое письмо: создаем себе репутацию. | 1 | Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки | Лекция. Практикум. | Написание деловое письмо | ||
Русский язык в мире рекламы. | 1 | Дать представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламного характера, познакомить с требованиями к составлению резюме | Лекция. Знакомство с документом «Международный кодекс рекламной практики». Практическая работа. | Резюме в кадровое агентство на работу во время летних каникул. | ||
Язык SMS: быть или не быть? | 1 | Познакомить учащихся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь сформировать правильное отношение к данному языковому явлению; | Отчет творческих групп. Создание словаря SMS. Таблица смайликов. | Написание SMS-поздравление с началом весны. | ||
Пишем электронные письма. | 1 | Познакомить учащихся с основными правилами электронной переписки; выявить различия обычных и электронных писем | Лекция. Практическая работа. Анализ электронных писем. | Написание письма | ||
Что может рассказать визитная карточка о ее владельце? | 1 | Познакомить учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек. | Отчет творческих групп. | Создание визитки. | ||
Русский язык в телефонном общении. | 1 | Познакомить с правилами ведения телефонного делового разговора | Лекция. Ролевые игры. Составление сценария телефонного разговора. | Анализ конкретного телефонного звонка | ||
Искусство говорить и составлять поздравления. | 1 | Познакомить учащихся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений | Экскурс в историю - отчеты творческих групп. Практикум. | Составление текст поздравительной открытки. | ||
Искусство комплимента | 1 | Познакомить с одним из приемов расположения к себе собеседника, научить говорить комплименты | Экскурс в историю - отчеты творческих групп. | Комплимент своей маме. | ||
Общение | 1 | Обучить упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми | Ролевые игры. | Выбор картинки или картин и озвучивание ее. | ||
Техника речи | 1 | Обучить упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи | Урок-практикум | Чтение наизусть детского стихотворения | ||
«Хороший», « дурной» и истинный вкус | 1 | Исследовать речь окружающих в социуме | Лекция с элементами беседы. | Сочинение-размышление. | ||
| Защита проектов | 1 | Развивать умение осуществлять защиту проектов | Презентация проектов. |
Литература для учителя:
- Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.
- Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
- Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
- Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.
- Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 1980.
- Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
- Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.
- Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002
- Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
- Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.
Литература для учащихся:
- Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
- Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.
- Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.
- Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
- Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
- Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....
Факультатив по русскому языку 8 класс
Законы русской орфографии...
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...
Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса
Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...
факультатив по русскому языку для 8 класса
Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....
Факультатив по русскому языку 7 класс
Факультатив по русскому языку 7 класс...