обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Клюева Наталья Леонидовна

Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный урок способствует развитию логического мышления у учащихся, а также формированию у них познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrosfera.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Гидросфера» (6 класс)

Образовательно-воспитательные задачи:

 - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Гидросфера»;

 - проверить знания учащихся по данной теме;

 - развивать у учащихся логическое мышление;

 - поддерживать у учащихся интерес к учебной деятельности.

Оборудование: физическая карта мира, атлас

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проведение викторины.

 Целью нашего сегодняшнего урока является проверка знаний и умений. Первым этапом нашего урока будет географическая викторина. Но эта викторина необычная, так как в ней будут присутствовать вопросы разноуровневого характера. Вопросы разделены на 3 группы: легкие – на 1 балл, сложные – на 2 балла, повышенной сложности – на 3 балла. Каждая группа вопросов будет иметь свой цвет. От того, карточек какого цвета вы наберете больше, будет зависеть оценка за урок.

Вопросы на 1 балл

  1. Что такое река? (Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом)
  2. Назовите самый большой и глубокий океан и покажите его на карте. (Тихий)
  3. Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
  4. Назовите и покажите на карте самый большой остров Земли. (Гренландия)
  5. Что такое озеро? (Скопление воды в природном углублении)
  6. Назовите и покажите на карте самый широкий и глубокий пролив. (Пролив Дрейка)
  7. Перечислите океаны в порядке убывания их площади и покажите их на карте. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
  8. Назовите и покажите на карте самую длинную реку в мире. (Нил)
  9. Что такое остров? Назовите и покажите на карте крупнейшие острова. (Остров – это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Гренландия, Мадагаскар, Исландия и др.)
  10. Что такое ледник? (Скопление пресного льда на суше)
  11. Что такое море? (Море – это часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами)
  12. Назовите великую русскую реку и покажите ее на карте. Что означает ее название? (Волга, «светлая», «священная»)
  13. Как называется река, впадающая в главную реку? (Приток)
  14. Назовите притоки реки Волги. (Ока, Кама, Дон)
  15. Какой материк омывается четырьмя океанами? Покажите его на карте. (Евразия)

Вопросы на 2 балла

  1. Москва является портом 5 морей. Назовите и покажите эти моря на карте.(Белое, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское)
  2. Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? (Бассейн) Какая река имеет самый большой бассейн? (Амазонка)
  3. В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? (Грунтовые воды находятся на первом от поверхности водоупорном слое, а межпластовые воды – между двумя водоупорными слоями)
  4. На какие группы по происхождению делятся озера? К каким озерам относятся: а) озеро Ладожское, б) озеро Виктория? (Вулканические, тектонические, ледниковые, запрудные, старицы; а) ледниковое, б) тектоническое)
  5. Чем отличается внутреннее море от окраинного? Приведите примеры. (Внутреннее море далеко вдается в сушу и соединено с океаном проливом (Средиземное, Красное, Азовское), а окраинное находится на окраине материка (Баренцево, Берингово, Карибское)
  6. Проливов, соединяющих моря одного океана или моря различных океанов, много, но только два пролива непосредственно соединяют воды двух океанов. Назовите и покажите на карте эти проливы. (Проливы Дрейка и Магелланов у берегов Южной Америки; они соединяют Тихий и Атлантический океаны)
  7. Реки могут быть равнинные и горные. В чем выражаются различия этих рек? (а) падение и уклон реки; б) скорость течения; в) режим и питание реки; г) наличие и количество порогов и водопадов)
  8. В чем отличие водопроницаемых пород от водоупорных? (Водопроницаемые породы легко пропускают воду, а водоупорные – ее задерживают)
  9. Какие существуют типы питания рек? (Дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное)
  10. На какие виды делятся ледники? В чем их отличие? (Горные и покровные. Покровные образуются в полярных областях, а горные – в горах; различия в форме ледника, в высоте снеговой границы)

Вопросы на 3 балла

  1. Отчего зависит соленость? (От испарения, от поступления пресной воды: атмосферных осадков, рек)
  2. Чем отличается половодье от паводка? (Половодье – это ежегодно повторяющийся длительный подъем уровня воды в реке, а паводок – нерегулярный и кратковременный подъем уровня воды в реке)
  3. От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод? (От водопроницаемости горных пород, т. е. от размеров частиц горных пород и величины пор между ними)
  4. Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Потому что на реке Волге весной тает снег, что способствует повышению уровня воды в реке, а река Амур подпитывается за счет летних муссонных дождей)
  5. Почему Мурманск – незамерзающий город-порт (690 с. ш., 330 в.д.), в отличие от расположенного южнее Санкт-Петербурга (600 с. ш., 300 в. д.)? (Потому что в Баренцевом море проходит ветвь теплого Северо-Атлантического течения, которое приносит на материк тепло и влагу)
  6. Каковы причины загрязнения вод Мирового океана? (Разлив нефти при добыче, авариях на танкерах; отходы промышленных предприятий, сток с с/х полей и т. д.)
  7. В чем отличие сточного озера от бессточного? (В сточные озера реки могут впадать, а также вытекать из них; а в бессточные озера  - реки могут только впадать)
  8. Почему реки, берущие начало в горах, разливаются летом? (Потому что они питаются за счет таяния ледников, которое происходит летом)
  9. В чем отличие ледников от льда, образующегося при замерзании воды? (Ледник образуется при постоянно низкой температуре, а лед при замерзании воды образуется кратковременно, при понижении температуры)
  10. Почему озеро Танганьика называют сестрой Байкала? (Потому что оба они имеют тектоническое происхождение, так как образовались в результате раздвижения литосферных плит; они почти одинаковые по форме (совпадают очертания))

  1. Тестирование по теме «Гидросфера»

1 вариант

1.Водную оболочку образуют:

  1. Мировой океан и воды в ледниках;
  2. Пресные подземные и поверхностные воды;
  3. Воды Океана, суши и атмосферы.

2.Покровное оледенение распространено:

  1. в Гренландии;
  2. в Гималаях;
  3. на Памире;
  4. в Кордильерах.

3.Самая большая соленость в Мировом океане зафиксирована в:

  1. Персидском заливе;
  2. Аравийском море;
  3. Красном море.

4.Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, называют:

  1. Межпластовыми;
  2. Минеральными;
  3. Грунтовыми.

5.Соленость воды в Океане зависит от:

  1. Испарения и поступления пресной воды;
  2. Возможности легко растворять соли;
  3. Скорости перемешивания воды.

6.Самый высокий водопад расположен в:

  1. Африке;
  2. Южной Америке;
  3. Северной Америке.

7.Горные ледники отсутствуют только в:

  1. Африке;
  2. Австралии;
  3. Южной Америке.

     8.В долинах равнинных рек часто образуются озера:

  1. Запрудные;
  2. Остаточные;
  3. Старицы.

9.При движении горные ледники образуют:

  1. Айсберги;
  2. Морены;
  3. Снеговую границу.

10.Приливные явления вызваны:

  1. Движениями земной коры;
  2. Землетрясениями и извержениями подводных вулканов;
  3. Притяжением вод Океана Луной.

2 вариант

1.Воды суши представлены:

  1. Морями;
  2. Поверхностными и подземными водами;
  3. Водами в ледниках.

2.Главная причина возникновения теплых и холодных течений в Мировом океане:

  1. Приливы и отливы;
  2. Постоянные ветры Земли;
  3. Рельеф морского дна.

3.Высота снеговой линии зависит от:

  1. Температуры теплого сезона года и количества осадков;
  2. Температуры холодного сезона года и количества осадков.

4.Подземные воды, имеющие температуру от +200С до +1000С, называют:

  1. Минеральными;
  2. Холодными;
  3. Термальными.

5.Вулканическое происхождение имеют острова:

  1. Мадагаскар;
  2. Гавайские;
  3. Шри-Ланка;
  4. Тасмания.

6.Цунами – это:

  1. Волны, вызванные морскими приливами;
  2. Волны, образующиеся при землетрясениях и извержениях подводных вулканов;
  3. Ветер в крымских степях;
  4. Причудливые формы рельефа.

7.В долинах горных рек образуются озера:

  1. Остаточные;
  2. Старицы;
  3. Запрудные.

8.Укажите верное утверждение.

  1. Горные породы, способные пропускать воду, называются водоупорными.
  2. Уровень грунтовых вод зависит от температуры воздуха на поверхности суши.
  3. Глина и гранит являются водоупорными горными породами.

9.Углубление, по которому воды реки текут постоянно, называется:

  1. Руслом;
  2. Речной долиной;
  3. Поймой;
  4. Дельтой.

10.Какое море - самое большое и глубокое?

  1. Берингово;
  2. Филиппинское;
  3. Баренцево;
  4. Охотское.

  1. Чайнворд «Гидросфера»

а

н

Г

а

р

а

п

р

о

м

и

л

л

е

ф

а

н

Д

и

г

о

л

ь

ф

с

т

Р

и

м

э

х

О

л

о

т

к

у

р

о

С

и

о

ш

е

л

ь

Ф

т

е

ч

Е

н

и

е

в

о

д

о

Р

а

з

д

е

л

ц

у

н

А

м

и

 

1.Единственная река, вытекающая из озера Байкал.

2.Единица измерения солености воды океана.

3.Залив у восточных берегов Северной Америки, в котором высота прилива достигает 16 – 18 м.

4.Теплое океаническое течение у берегов Северной Америки.

5.Прибор, с помощью которого можно быстро определить глубину океана.

6.Теплое океаническое течение у берегов Японии.

7.Материковая отмель глубиной до 200 м.

8.Горизонтальное перемещение масс воды в океане в виде огромных потоков, движущихся по определенным постоянным путям.

9. Граница между бассейнами рек.

10.Волны гигантских размеров, порожденные сильными подводными землетрясениями.

V. Подведение итогов.

VI. Задание на дом: сообщения о составе атмосферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....