обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный урок способствует развитию логического мышления у учащихся, а также формированию у них познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidrosfera.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Гидросфера» (6 класс)
Образовательно-воспитательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Гидросфера»;
- проверить знания учащихся по данной теме;
- развивать у учащихся логическое мышление;
- поддерживать у учащихся интерес к учебной деятельности.
Оборудование: физическая карта мира, атлас
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проведение викторины.
Целью нашего сегодняшнего урока является проверка знаний и умений. Первым этапом нашего урока будет географическая викторина. Но эта викторина необычная, так как в ней будут присутствовать вопросы разноуровневого характера. Вопросы разделены на 3 группы: легкие – на 1 балл, сложные – на 2 балла, повышенной сложности – на 3 балла. Каждая группа вопросов будет иметь свой цвет. От того, карточек какого цвета вы наберете больше, будет зависеть оценка за урок.
Вопросы на 1 балл
- Что такое река? (Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом)
- Назовите самый большой и глубокий океан и покажите его на карте. (Тихий)
- Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
- Назовите и покажите на карте самый большой остров Земли. (Гренландия)
- Что такое озеро? (Скопление воды в природном углублении)
- Назовите и покажите на карте самый широкий и глубокий пролив. (Пролив Дрейка)
- Перечислите океаны в порядке убывания их площади и покажите их на карте. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Назовите и покажите на карте самую длинную реку в мире. (Нил)
- Что такое остров? Назовите и покажите на карте крупнейшие острова. (Остров – это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Гренландия, Мадагаскар, Исландия и др.)
- Что такое ледник? (Скопление пресного льда на суше)
- Что такое море? (Море – это часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами)
- Назовите великую русскую реку и покажите ее на карте. Что означает ее название? (Волга, «светлая», «священная»)
- Как называется река, впадающая в главную реку? (Приток)
- Назовите притоки реки Волги. (Ока, Кама, Дон)
- Какой материк омывается четырьмя океанами? Покажите его на карте. (Евразия)
Вопросы на 2 балла
- Москва является портом 5 морей. Назовите и покажите эти моря на карте.(Белое, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское)
- Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? (Бассейн) Какая река имеет самый большой бассейн? (Амазонка)
- В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? (Грунтовые воды находятся на первом от поверхности водоупорном слое, а межпластовые воды – между двумя водоупорными слоями)
- На какие группы по происхождению делятся озера? К каким озерам относятся: а) озеро Ладожское, б) озеро Виктория? (Вулканические, тектонические, ледниковые, запрудные, старицы; а) ледниковое, б) тектоническое)
- Чем отличается внутреннее море от окраинного? Приведите примеры. (Внутреннее море далеко вдается в сушу и соединено с океаном проливом (Средиземное, Красное, Азовское), а окраинное находится на окраине материка (Баренцево, Берингово, Карибское)
- Проливов, соединяющих моря одного океана или моря различных океанов, много, но только два пролива непосредственно соединяют воды двух океанов. Назовите и покажите на карте эти проливы. (Проливы Дрейка и Магелланов у берегов Южной Америки; они соединяют Тихий и Атлантический океаны)
- Реки могут быть равнинные и горные. В чем выражаются различия этих рек? (а) падение и уклон реки; б) скорость течения; в) режим и питание реки; г) наличие и количество порогов и водопадов)
- В чем отличие водопроницаемых пород от водоупорных? (Водопроницаемые породы легко пропускают воду, а водоупорные – ее задерживают)
- Какие существуют типы питания рек? (Дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное)
- На какие виды делятся ледники? В чем их отличие? (Горные и покровные. Покровные образуются в полярных областях, а горные – в горах; различия в форме ледника, в высоте снеговой границы)
Вопросы на 3 балла
- Отчего зависит соленость? (От испарения, от поступления пресной воды: атмосферных осадков, рек)
- Чем отличается половодье от паводка? (Половодье – это ежегодно повторяющийся длительный подъем уровня воды в реке, а паводок – нерегулярный и кратковременный подъем уровня воды в реке)
- От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод? (От водопроницаемости горных пород, т. е. от размеров частиц горных пород и величины пор между ними)
- Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Потому что на реке Волге весной тает снег, что способствует повышению уровня воды в реке, а река Амур подпитывается за счет летних муссонных дождей)
- Почему Мурманск – незамерзающий город-порт (690 с. ш., 330 в.д.), в отличие от расположенного южнее Санкт-Петербурга (600 с. ш., 300 в. д.)? (Потому что в Баренцевом море проходит ветвь теплого Северо-Атлантического течения, которое приносит на материк тепло и влагу)
- Каковы причины загрязнения вод Мирового океана? (Разлив нефти при добыче, авариях на танкерах; отходы промышленных предприятий, сток с с/х полей и т. д.)
- В чем отличие сточного озера от бессточного? (В сточные озера реки могут впадать, а также вытекать из них; а в бессточные озера - реки могут только впадать)
- Почему реки, берущие начало в горах, разливаются летом? (Потому что они питаются за счет таяния ледников, которое происходит летом)
- В чем отличие ледников от льда, образующегося при замерзании воды? (Ледник образуется при постоянно низкой температуре, а лед при замерзании воды образуется кратковременно, при понижении температуры)
- Почему озеро Танганьика называют сестрой Байкала? (Потому что оба они имеют тектоническое происхождение, так как образовались в результате раздвижения литосферных плит; они почти одинаковые по форме (совпадают очертания))
- Тестирование по теме «Гидросфера»
1 вариант
1.Водную оболочку образуют:
- Мировой океан и воды в ледниках;
- Пресные подземные и поверхностные воды;
- Воды Океана, суши и атмосферы.
2.Покровное оледенение распространено:
- в Гренландии;
- в Гималаях;
- на Памире;
- в Кордильерах.
3.Самая большая соленость в Мировом океане зафиксирована в:
- Персидском заливе;
- Аравийском море;
- Красном море.
4.Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, называют:
- Межпластовыми;
- Минеральными;
- Грунтовыми.
5.Соленость воды в Океане зависит от:
- Испарения и поступления пресной воды;
- Возможности легко растворять соли;
- Скорости перемешивания воды.
6.Самый высокий водопад расположен в:
- Африке;
- Южной Америке;
- Северной Америке.
7.Горные ледники отсутствуют только в:
- Африке;
- Австралии;
- Южной Америке.
8.В долинах равнинных рек часто образуются озера:
- Запрудные;
- Остаточные;
- Старицы.
9.При движении горные ледники образуют:
- Айсберги;
- Морены;
- Снеговую границу.
10.Приливные явления вызваны:
- Движениями земной коры;
- Землетрясениями и извержениями подводных вулканов;
- Притяжением вод Океана Луной.
2 вариант
1.Воды суши представлены:
- Морями;
- Поверхностными и подземными водами;
- Водами в ледниках.
2.Главная причина возникновения теплых и холодных течений в Мировом океане:
- Приливы и отливы;
- Постоянные ветры Земли;
- Рельеф морского дна.
3.Высота снеговой линии зависит от:
- Температуры теплого сезона года и количества осадков;
- Температуры холодного сезона года и количества осадков.
4.Подземные воды, имеющие температуру от +200С до +1000С, называют:
- Минеральными;
- Холодными;
- Термальными.
5.Вулканическое происхождение имеют острова:
- Мадагаскар;
- Гавайские;
- Шри-Ланка;
- Тасмания.
6.Цунами – это:
- Волны, вызванные морскими приливами;
- Волны, образующиеся при землетрясениях и извержениях подводных вулканов;
- Ветер в крымских степях;
- Причудливые формы рельефа.
7.В долинах горных рек образуются озера:
- Остаточные;
- Старицы;
- Запрудные.
8.Укажите верное утверждение.
- Горные породы, способные пропускать воду, называются водоупорными.
- Уровень грунтовых вод зависит от температуры воздуха на поверхности суши.
- Глина и гранит являются водоупорными горными породами.
9.Углубление, по которому воды реки текут постоянно, называется:
- Руслом;
- Речной долиной;
- Поймой;
- Дельтой.
10.Какое море - самое большое и глубокое?
- Берингово;
- Филиппинское;
- Баренцево;
- Охотское.
- Чайнворд «Гидросфера»
а | н | Г | а | р | а | |||||||
п | р | о | м | и | л | л | е | |||||
ф | а | н | Д | и | ||||||||
г | о | л | ь | ф | с | т | Р | и | м | |||
э | х | О | л | о | т | |||||||
к | у | р | о | С | и | о | ||||||
ш | е | л | ь | Ф | ||||||||
т | е | ч | Е | н | и | е | ||||||
в | о | д | о | Р | а | з | д | е | л | |||
ц | у | н | А | м | и |
1.Единственная река, вытекающая из озера Байкал.
2.Единица измерения солености воды океана.
3.Залив у восточных берегов Северной Америки, в котором высота прилива достигает 16 – 18 м.
4.Теплое океаническое течение у берегов Северной Америки.
5.Прибор, с помощью которого можно быстро определить глубину океана.
6.Теплое океаническое течение у берегов Японии.
7.Материковая отмель глубиной до 200 м.
8.Горизонтальное перемещение масс воды в океане в виде огромных потоков, движущихся по определенным постоянным путям.
9. Граница между бассейнами рек.
10.Волны гигантских размеров, порожденные сильными подводными землетрясениями.
V. Подведение итогов.
VI. Задание на дом: сообщения о составе атмосферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...
Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....