Контрольная работа по русскому языку в 9 классе в формате ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Чиркунова Марина Сергеевна

Контрольная работа может быть проведена в конце первого полугодия для диагностики готовности учащихся к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr_rab_16.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

                             Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. (2)Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

      (3)Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

   - (4)Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли.

(5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно.(6) В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство.(7) Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. (8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

   - Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
 - (9)Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его решительным тоном. 
  - (10)Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых...

(11)Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь на войне, не только писатель.

    (12)В это время один умирающий шептал мне:

- Вот бы водицы...

(13)Я по первому слову раненого побежал за водой.
(14)Но он не пил и повторял мне:

- Водицы, водицы, ручья...

    (15)С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

(16)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (17)Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(18)В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. (19)А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. (20) Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (21)И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

- (22)Спасибо, - прошептал он.

(23)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(24)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

- А что, она еще летает?

(25)Голубая стрекоза еще кружилась.

- (26)Летает, - ответил я, - и еще как!

(27)Он опять улыбнулся и впал в забытье. (28)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. (29)Как вдруг слышу, он спрашивает:

- Все еще летает?
- (30)Летает, - сказал я, не глядя, не думая.
- (31)Почему же я не вижу? - спросил он, с трудом открывая глаза.

(32)Я испугался. (33)Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. (34)Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. (35)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

(36)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

(37)Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы.  (38)Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода - эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

- (39)Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(40)И я ему показал отражение. (41)И он улыбнулся.

(42)Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора. (43)Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

(По М.Пришвину)

Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание,

число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: « Почему главный герой помогал раненым?»

  1. Ему было нечего делать
  2. Его заставил старый капитан
  3. Он хотел быть полезным, хотел чувствовать себя настоящим человеком
  4. Это входило в его обязанности

Ответ: ___________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора?

  1. (5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно.
  2. (8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

- Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

  1. (16)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья
  2. (36)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Ответ: ___________________________.

4. Из предложений 28-32  выпишите слово, в котором правописание приставки

зависит от глухости-звонкости последующего согласного

Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса

«В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – ОНН, -ЕНН-, пишется НН».

Ответ: ___________________________.

6. Замените разговорное слово «тащил» в предложении 11

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

7. Замените словосочетание «воскликнул радостно», построенное на основе

примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматические основы предложения 37.

Ответ: ___________________________.

9. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленными

определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

- (39)Летает,1 летает! - воскликнул я так решительно,2 так радостно, 3что больной сразу открыл глаза.

(40)И я ему показал отражение. (41)И он улыбнулся.

(42)Я не буду описывать, 4как мы спасли этого раненого,5 - по-видимому,6 его спасли доктора. (43)Но я крепко верю: им, 7докторам,8 помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, 9что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Ответ: ___________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ

запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной  связью.

(32)Я испугался. (33)Мне случилось раз видеть умирающего,1 который перед смертью вдруг потерял зрение, 2а с нами говорил еще вполне разумно. (34)Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. (35)Но я сам посмотрел на то место, 3где летала стрекоза, 4и ничего не увидел.

Ответ: ___________________________.

13. Среди предложений 13-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и

союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке

ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед

написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2

или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Русского филолога Л.В.Успенского: «В языке есть…слова.  В языке есть … грамматика.  Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В.Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл  финала текста: «(43)Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте  цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3  Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса

данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего

жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы.

2

3

3

2

4

испугался

5

военным

6

Нёс, носил

7

Воскликнул с радостью

8

Стало больно, я увидел

9

18

10

56

11

2

12

134

13

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по русскому языку 7 класс (в формате Статград, 2015)

В работе представлены задания аналогичные тем, что предлагает система Статград. Работа состоит из двух частей. Тестовая часть включает 18 заданий. В них проверяются знания по орфоэпии, словообразовани...

Итоговая работа по русскому языку 8 класс (в формате Статград, 2015)

Работа содержит аналогичные задания тем, что и в Статграде. В работе проверяются знания по фонетике, морфемике, морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации. Такую работу полезно проводить на к...

Итоговая работа по русскому языку 6 класс (в формате Статград, 2015)

Работа содержит задания аналогичные тем, что предлагает Статград в 2015 году.В работе проверяются знания по фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии, синтаксису. Предлагается комплексный ана...

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 6 класс (в формате дистанционного обучения)

Работа предназначена для выполнения в режиме дистанционного обучения....

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 8 класс (в формате дистанционного обучения)

Работа предназначена для выполнения в режиме дистанционного обучения....

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...