Правописание ТСЯ-и ТЬСЯ- в глаголах
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по программе Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. с использованием ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: | Образовательная - обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас. | Развивающая- развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности. | Воспитательная - создавать условия для воспитания интереса к русскому языку, формировать нравственные качества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._klimenko_l.v.docx | 51.79 КБ |
tsya-tsya_v_glagole_k_uroku_russkogo_yazyka_._5_klass.pptx | 143.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор | Клименко Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Крыловской оош Тацинского района Ростовской области | ||||||||||||||||||||||||||
Класс | 5 класс | ||||||||||||||||||||||||||
УМК | Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык».-М.»Просвещение»,2013. | ||||||||||||||||||||||||||
Тема | Правописание –тся и –ться в глаголах | ||||||||||||||||||||||||||
Цель | Образовательная - обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас. | Развивающая- развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности. | Воспитательная - создавать условия для воспитания интереса к русскому языку, формировать нравственные качества. | ||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |||||||||||||||||||||||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | |||||||||||||||||||||||||
-познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; | учиться применять полученные знания и навыки к решению новых проблем;Давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания», стремление к их преодолению. | - развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость; | - умения в сфере целеполагания, - планированиясвоих действий в соответствии с поставленной задачей, - рефлексии, саморегуляции, самопроверки, -адекватное восприятие оценки учителя. | ||||||||||||||||||||||||
Тип урока | урок изучения нового материала, осмысления его | ||||||||||||||||||||||||||
Основные термины, понятия | Притча, морфология, орфография, глагол, инфинитив | ||||||||||||||||||||||||||
Материально-техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет, толковый словарь Ушаков,. | ||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы | Учебник «Русский язык»;Презентация " -тся и -ться";Правописание -тся и -ться в глаголах http://learningapps.org/1702446Информационно-образовательный ресурс http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html; Игра «Скачки» http://LearningApps.org/display?v=p7ggvmmr316 | ||||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||
Мотивация познавательной деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||
Самоопределе-ние к деятель-ности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока Слайд 1 Слайд 2 | Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы детей.) А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока. -Напомню, что мы продолжаем изучать большой раздел русского языка «Морфология», а в нем тему «Глагол». И прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что же мы уже знаем об этой части речи. Перед вами листы с заданиями, прочтите их и укажите верные утверждения… Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний. 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета. 2. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 3. Глаголы изменяются по временам. 4. Все глаголы изменяются по падежам. 5. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. 6. Не с глаголами всегда пишется слитно. 7. Если глагол без НЕ не употребляется, то он пишется с Не слитно. 8. Неопределенная форма глагола не показывает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода. Хорошо! Проверим себя и ОЦЕНИМ. За правильный выбор – 1 балл Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания. | Подготовка класса к работе: Слушают притчу, анализируют ее содержание
Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения
Критерии оценивания 8 правильных ответов – «5» 6-7 правильных ответов – «4» 4-5 правильных ответов – «3» менее 4 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!! | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
| ||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Работа с утверждениями. (3слайд презентации) | Сегодня на уроке мы с вами поработаем над правописанием глаголов. Предлагаю проанализировать предложения. Отметьте информацию знаками (! или ?), а затем результаты обсудите с соседом по парте. 1. Чтобы определить форму глагола необходимо задать вопрос. 2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? Что сделать? 3. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ, -ТИ. 4. Есть глаголы, в окончании которых слышится [ца], однако, в написании есть различия: радоват[ца] весне, не стоит волноват[ца]. Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? | Дети выполняют задание в парах Отвечают на вопросы учителя Примерные ответы: Поставил восклицательный знак возле цифры 3, потому что немного затрудняюсь при выделении этих суффиксов в глаголах. Я поставил восклицательный знак возле цифры 4. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна. А я поставил возле четверки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока. | Познавательные: понимание, осознание, умение выделить главное, логически мыслить Коммуникативные: общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи | ||||||||||||||||||||||||
Определение темы и цели урока. Постановка учебной задачи. | Итак, вы верно догадались, тема нашего урока «Правописание –тся и –ться в глаголах». Запишите ее в тетрадь. Прочитайте предложения и выделите глаголы, которые написаны без ошибок: http://learningapps.org/1702446 - На какое правило выделенные вами глаголы? Как вы определили, что эти глаголы написаны правильно? -От чего зависят написания таких глаголов? Итак, вы верно догадались, тема нашего урока «Правописание –тся и –ться в глаголах». Запишите ее в тетрадь. - Сформулируйте цели сегодняшнего урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться … Мы познакомимся с глаголами, оканчивающимися на –тся и -ться. Какие задачи поставим перед собой на уроке?
|
Записывают тему урока в тетрадь. Читают предложения и выделяют глаголы, написанные без ошибок. Ответы на вопрос учителя. – Научиться писать глаголы, оканчивающиеся на –тся и -ться – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать эти глаголы | Регулятивные: Вырабатывать общее решение в совместной деятельности Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Формулировать цели урока. | ||||||||||||||||||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||
Работа с пословицами, с текстом «Интервью буквы». Чтение правила сучебника и рифмованное правило (слайд 4) | Вы верно рассуждаете, а теперь давайте посмотрим на следующий слайд. Записаны пословицы: Не стыдно (не)знать, стыдно (не)учит…ся. Всякий человек в деле познаёт…ся. Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании глаголов? Я предлагаю послушать отрывок из интервью, которое дала одна из букв русского алфавита. "Перед нами пригожая, миловидная буква, а говорят вы очень капризная… -Как вы думаете,какая буква давала интервью? -Согласны ли, что она капризная? -Как история соотносится с темой урока? -Вернемся к пословицам, в каких глаголах напишем мягкий знак, а в каких нет? -Как же проверить правильность наших выводов? -Конечно, заглянуть в научную литературу. Откроем учебник и познакомимся с правилом. Прочитайте правило написания –тся и –ться в глаголах. А теперь прочитайте правило написания -тся и -ться в стихах: Чтоб не думать, не гадать, Нужно ль мягкий знак писать, Надо помнить, что к глаголу Должен ты вопрос задать. Мягкий знак в вопросе есть, То хвала ему и честь – Нужен тоже он в глаголе. Так всегда учили в школе! |
Читают пословицы. Слушают «Интервью буквы» Отвечают на вопросы. Читают определение учебника и стихотворные строчки о правописании –тся и –ться в глаголах | Предметные: уметь правильно писать изучаемую орфограмму, задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: целеполагание и планирование учебных действий Личностные: осознание себя как личности в коллективе, группе | ||||||||||||||||||||||||
Осмысление материала. Тренировочные упражнения |
| Работают над составлением алгоритма определения написания –тся- ться
Что делает? Что сделает? Пишу – тся
Что делать? Что сделать? Пишу –ться. | Личностные: осознание себя как личности в коллективе, группе Регулятивные: целеполагание и планирование учебных действий Познавательные: понимание, осознание, умение выделить главное, искать пути решения учебной задачи, логически мыслить Коммуникативные: общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи
| ||||||||||||||||||||||||
Физминутка. | Давайте немного отдохнем. Для этого поднимемся с мест. Если я назову глагол на -ться – приседают мальчики, на значение слова, форму глагола, чтобы правильно написать: заботится о сестре и стремится тся – приседают девочки. Улыбаться, умывается, вертится, смеяться, волнуется, восхищаться, переберется, расставаться, заботиться. Молодцы! Присаживайтесь. Почему, когда я произнесла глагол заботиться, присели и мальчики, и девочки? (Нужно знать, с каким словом сочетается этот глагол. Например. Он (что делает?) заботится. Не забывайте (что делать?) заботиться о братьях наших меньших.) | ||||||||||||||||||||||||||
Организация работы на закрепление полученных знаний Слайд 5 | 1. Работа с учебником упр.639. Выполните по вариантам: 1 вар. выписывает 2 подлежащих с глаголами – сказуемыми на -тся, 2 вар. 2 словосочетания с глаголами на -ться: Трус боится, руки не отнимутся, работа спорится, человек узнается, дело ставится и славится; Волков бояться, приподняться лень. 2.Обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку. 3. Игра «Скачки» | Самостоятельно выполняют упражнение, распределяя глаголы по группам- тся и ться. Обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по парте. Выполняют задания, объясняют написание слов с пропусками. | Познавательные: понимание текстов, извлечение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия. контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; планирование учебного сотрудничества | ||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | |||||||||||||||||||||||||||
Итоги урока | Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания. -К огда же пишется -тся, а когда –ться в глаголе ? | Отвечают на вопросы учителя Читают задание к упр., задают вопросы. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. С каким настроением работали? Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели? Продолжите предложения: Я понял, что … |
Отвечают на вопросы. Продолжают начатые предложения. | Личностные: мение давать самооценку на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: извлечение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия. контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества; | ||||||||||||||||||||||||
Оценки за урок. | Выставляет и комментирует оценки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ : 1 2 3 4 5 6 7 8 0 + + 0 + 0 + + Критерии оценивания 8 правильных ответов – «5» 6-7 правильных ответов – «4» 4-5 правильных ответов – «3» менее 4 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!
1. Чтобы определить форму глагола необходимо задать вопрос. 2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? Что сделать? 3. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ, -ТИ. 4. Есть глаголы, в окончании которых слышится [ ца ], однако, в написании есть различия: радоват [ ца ] весне, не стоит волноват [ ца ]. Задание: Проанализируйте предложения. Отметьте информацию знаками (! или ?), а затем результаты обсудите с соседом по парте.
Запомни: Чтоб не думать, не гадать, Нужно ль мягкий знак писать, Надо помнить, что к глаголу Должен ты вопрос задать. Мягкий знак в вопросе есть, То хвала ему и честь – Нужен тоже он в глаголе . Так всегда учили в школе
Лингвистическая задача Задание: Запишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Не стыдно (не)знать, стыдно (не)учит… ся . Всякий человек в деле познаёт… ся .
Алгоритм правописания – тся и – ться . Неопределенная форма (что делать?) Учиться хочу Трудиться могу Форма 3-го лица единственного числа (что делает?) Учится мальчик Трудится папа
Выполните проверку 1 вариант Трус боится, руки не отнимутся, работа спорится, человек узнается, дело ставится и славится . 2 вариант Волков бояться, приподняться лень
Как определить - тся или – ться следует писать? ?
Домашнее задание выучить правило, орфограмма 23, упр . 642. Задание на «5»- подобрать и записать 3 пословицы , в которых есть орфограмма 23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Правописание -тся и -ться в глаголах
Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....
"Правописание -тся и -ться в глаголах"
конспект урока по ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....