"Правописание -тся и -ться в глаголах"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФИО: Тянгина Татьяна Анатольевна
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык 5 класс». Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов – М.: Просвещение, 2011.
Название раздела: Морфология.
Тема урока: «Правописание -тся и -ться в глаголах».
Цели урока: Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах; вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах; способствовать к развитию интереса учащихся к предмету.
Задачи:
- обучающие – закрепить знания в области морфологии, обучить различным приемам работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, тезисов, конспекта); овладеть основными видами ответов (пересказ, тематический ответ); -развивающие – развить речь, мышление, развить навыки выполнения операций анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов.-воспитательные – воспитать нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения, потребности личности, мировоззрение.
Тип урока: интегрированный урок.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.
Предполагаемый результат:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные УУД:
Умение:
- находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД:
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Организационный момент | Организация учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного! | Самоорганизация на учебную деятельность. Подготовка к работе. | 1 мин. |
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия. | Послушайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Н.Успенского “Окончания глаголов” Показ слайда №1 - Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знаке идёт речь? - А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Итак, тема нашего урока звучит следующим образом. Показ слайда №2 | Учащиеся читают стихотворение и отвечают на вопросы учителя. Записывают тему в тетрадь. | 2 мин. |
Организация восприятия и осмысления новой информации. | - Сначала мы с вами выполним задание и ответим на вопросы: На какие вопросы отвечают глаголы? Отчего зависит написание –тся и ться? Запись предложений под диктовку: Голубым хрусталём загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце. - Теперь, ребята, попробуем дать определение, а потом сравним ответы. Показ слайда №3 | Ученики отвечают на вопросы, что позволит им сделать выводы. Один ученик работает у доски. ученики высказывают свои мнения и сверяют ответы. | 5 мин. |
Работа по теме | А теперь отвлечёмся на минутку и проведём небольшую игру. Вы хотите стать строителем? Если у вас есть такое желание, то вы можете прямо сейчас попробовать себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые. У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. Смотрим внимательно на экран! Показ слайда №4 Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголы на –тся, а в другую – глаголы на -ться | Учащиеся выполняют задание учителя. | 5 мин. |
Физкультминутка | Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз: Сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру. Показ слайда №5 | Ученики выполняют гимнастику для глаз. | 2 мин. |
Работа с учебником | А сейчас открываем учебники на странице 252 и смотрим упражнение 639. | Ученики открывают учебники на странице 252, читают задание и выполняют упражнение. | 9 мин. |
Творческая разминка | А сейчас проведём творческую разминку. Я вам продиктую слова. Ваша задача правильно записать слова в нужный столбик. Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним возиться, белая курица, вулкан курится, острая спица, ему не спится. Не путать существительные на –ца и глаголы на –тся и ться! Показ слайда №6 | Ученики записывают слова в нужный столбик. Учащиеся обращают внимание на произношение. | 5 мин. |
Работа в группах | Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверяйте правильность выполнения задания. Показ слайда №7 | Учащиеся объединяются в пары. Проверяют работы друг друга. | 5 мин. |
Рефлексия | - Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно? - Почему? - Что нового вы узнали? - Где вам могут пригодиться эти знания и умения? | Ученики отвечают на вопросы. | 3 мин. |
Домашнее задание (разноуровневое) | 1.Заполнить таблицу. 2.Повторить правило и выполнить упр.78. | Записывают в дневник домашнее задание. | 2 мин. |
Итоги | Пришло время оценить свои знания и умения. Показ слайда №8 | Учащиеся оценивают свои знания и умения. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Правописание -тся и -ться в глаголах
Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....