Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 9 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
УМК для 9 класса является логическим продолжением указанной линии учебников и содержит систему работы с текстом, который занимает доминирующее положение в структуре урока русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_plan_russk.docx | 85.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2015). Программа составлена для учащихся 9 класса и рассчитана на 102 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
- освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- владение всеми видами речевой деятельности;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
- осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы
Речь и речевое общение
- Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
- Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
- Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
- Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
- Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
- Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
- Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
- Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
- Соотношение звука и буквы.
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
- Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
- Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
- Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
- Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
- Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
- Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Темы | Всего часов | В том числе | ||
изучение нового | р/р | к/р | |||
Введение | Чтение и его виды | 17 | 7 | 6 | 4 |
Сложное предложение | Понятие о сложном предложении | 4 | 2 | 2 | - |
Сложносочиненное предложение | 16 | 10 | 4 | 2 | |
Сложноподчиненное предложение | 33 | 26 | 6 | 1 | |
Бессоюзное сложное предложение | 16 | 10 | 4 | 2 | |
Сложное предложение с разными видами связи | 9 | 3 | 4 | 2 | |
Повторение | Повторение и систематизация изученного | 7 | 4 | - | 3 |
Итого | 102 | 62 | 26 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Содержание | Виды деятельности | Задачи Планируемый результат | Д/з | ||
теория | практика | предметный | УУД | |||||
Введение (11 часов + 6 развития речи) | ||||||||
1-2 | Русский язык как развивающееся явление (§1) | Развитие языка как отражение исторического развития общества. | Материал §1, у. 1, обращение к рубрике «Советы помощника», анализ языкового материала у. 2-7, материал рубрики «Это интересно». | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания. | Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией. Коммуникативные (К): соблюдение норм речи | §1, у. 8 | |
3-4 | Р/р Аудирование и чтение | Текст. | Текст у. 9, работа над содержанием, составление плана, обращение к рубрике «Советы помощника». | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Умение аудирования и чтения. Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). | У. 10 | |
5 | Официально-деловой стиль (§2) | Функциональные разновид-ности современного русского языка. | Материал §. 2, у. 11, 12 (составление устного рассказа), у. 13, 14 (характеристика текста), у. 15, 16 (создание текста). | Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | Умение анализировать и характеризовать официально-деловые тексты. | Постановка учебной задачи (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), владение всеми видами речевой деятельности (К). | У. 17, 18 | |
6-7 | Русский язык – язык художественной литературы (§3) | Функциональные разновид-ности современного русского языка. | Орфографический тренинг, анализ языкового материала у. 19, у. 20 (использование изобразительных средств языка), у. 22 (разноаспектный анализ текста). | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | Умение анализировать и характеризовать тексты художественной литературы. | Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). | У. 21 | |
8-9 | Контрольная работа по стилистике. | Функциональные разновид-ности современного русского языка. | Материалы для работы – тексты Д. Рубиной «Окна» и В. Брюсова «Голос иных миров». | Решение текстовых качественных задач. Работа с раздаточным материалом. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умение анализировать и характеризовать тексты художественной литературы. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | ||
10-11 | Р/р Аудирование и чтение | Текст. | Материал у. 23, дополнительный материал для выполнения заданий, работа по установлению соответствий (таблица), изложение. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умение аудирования и чтения. Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П), владение письменной речью (К). | У. 23 (задание 2) | |
12-13 | Чтение и его виды (§4) | Функциональные разновид-ности современного русского языка. | Анализ языкового материала у. 24, 25, фрагмент романа Т. Толстой «Кысь», составление тезисного плана текста у. 26, 27, обращение к рубрике «Советы помощника», у. 30, 32 (разноаспект-ный анализ текста). | Объяснение наблюдаемых явлений. Самостоятельная работа с учебником. | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). | У. 31 | |
14-15 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст. | Анализ афористического высказывания, работа со словарем, у. 32, сочинение. | Анализ формулировок. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | ||
16-17 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | Орфография и пунктуация. Односоставное предложение. | Диктант с грамматическим заданием. | Решение текстовых качественных задач. | Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П). | §1-4 к словарному диктанту | |
Сложное предложение (2 часа + 2 развития речи) | ||||||||
18-19 | Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5) | Типы сложных предложений. Средства синтаксической связи между частями сложного предложения. | Орфографический тренинг, анализ языкового материала у. 33, группирование, составление сложных предложений у. 34, 35, материал рубрики «Это интересно». | Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Вывод и доказательство. Систематизация учебного материала. | Умение разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 36 | |
20-21 | Р/р Сочинение-рассуждение | Материал у. 37, 38. | Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | |||
Сложносочиненное предложение (12 часов + 4 развития речи) | ||||||||
22-23 | Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. | Актуализация знаний, анализ языкового материала у. 39, 40, материалы «Памятки» о разрядах сочинительных союзов, у. 41. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 42 | |
24-25 | Р/р Сжатое изложение | Приемы сжатия текста. | Материал у. 43. | Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение передавать содержание текста сжато, выражать своё мнение по поставленной проблеме. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). | ||
26-27 | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7) | Сложносочинённое предложение. | Анализ языкового материала у. 44, работа с таблицей, схемой у. 45, материал рубрики «Это интересно», у. 46-50 (анализ предложений, составление схем). | Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 51, индивидуальные задания. | |
28-29 | Р/р Подробное изложение | Текст. | Материал у. 52, выступления учащихся. | Слушание и анализ выступ-лений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение составлять план текста, передавать содержание подробно. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). | У. 52 (схемы) | |
30-32 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8) | Сложносочинённое предложение. | Актуализация знаний, анализ языкового материала у. 53, составление предложений, объяснение постановки знаков препинания у. 54, 55, 57-59, работа с текстом у. 60. | Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Вывод и доказательство. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). | У. 56 | |
33-34 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9) | Сложносочинённое предложение. | Актуализация знаний, разбор предложений у. 61, составление и решение пунктуационных задач у. 62-64, задания на соответствия, разноаспектный анализ текста у. 65 | Выполнение заданий по разграничению понятий. Вывод и доказательство. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 65 (задание 4) | |
35 | Повторение темы «Сложносочиненное предложение» (§10) | Сложносочинённое предложение. | Материал §10, дополнительные задания. | Выполнение заданий по раз-граничению понятий. Вы-вод и доказа-тельство. Систематизация учебного мате-риала. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | У. 3 (задание 4) | |
36-37 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» | Сложносочинённое предложение. | Разноаспектный анализ текста. | Решение текстовых качественных задач. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | §5-10 к словарному диктанту | |
Сложноподчиненное предложение (27 часов + 6 развития речи) | ||||||||
38 | Понятие о сложноподчиненном предложении (§11) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Словарный диктант, анализ языкового материала у. 66, 67, разбор предложений у. 68 (1-5), материал рубрики «Лингвистическая задачка». | Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 68 (6-8) | |
39-42 | Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Графический диктант, анализ языкового материала у. 69, работа с таблицей у. 70, разбор предложений у. 71, у. 73-75, разноаспектный анализ текста у. 78. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Определение основной и второстепенной информации, универсальные логические действия (анализ, сравнение) (П). | У. 72, 77, 78 (3) | |
43-44 | Р/р Сочинение-рассуждение | Типы речи. | Материал у. 76, дополнительные задания. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной и письменной речью (К). | ||
45-46 | Классификация сложноподчиненных предложений (§13) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Разбор предложений у. 80-82, моделирование у. 83, разноаспектный анализ текста у. 84, дополнительные задания. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 84 (4, 5) | |
47-48 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными (§14) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Анализ языкового материала у. 85, обращение к рубрике «Советы помощника», разбор предложений у. 86-90, классификация у. 91, редактирование у. 95, дополнительный материал. | Объяснение наблюдаемых явлений. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), установление причинно-следственных связей (П), владение устной речью (К). | У. 92, 94 | |
49-50 | Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения | Типы речи. | Материалы у. 96, 97, дополнительные задания. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение вы-полнять рече-ведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Расширение фоновых знаний (Л), постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | §11-15 к словарному диктанту | |
51-52 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (§15) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Словарный диктант, анализ языкового материала у. 98, обращение к рубрике «Советы помощника», разбор предложений у. 99-101, разноаспектный анализ текста (дополнительно). | Объяснение наблюдаемых явлений. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | У. 102, 104 | |
53-54 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (§16) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Аудирование, анализ языкового материала у. 105, создание текста у. 110, 111, дополнительный материал. | Объяснение наблюдаемых явлений. Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, извлечение необходимой информации (П), владение устной и письменной речью (К). | У. 106, 108 | |
55 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места (§17) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Аудирование, анализ языкового материала у. 112, разбор предложений, моделирование у. 113-115, обращение к рубрике «Советы помощника». | Объяснение наблюдаемых явлений. Выполнение заданий по разграничению понятий. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), подведение под понятие (П), владение устной речью (К). | У. 116 | |
56-57 | Р/р Составление плана текста | Текст. | Материал у. 117-119, дополнительные задания. | Самостоятельная работа с учебником. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умение вы-полнять рече-ведческий ана-лиз текста. | Планирование последовательности действий, коррекция (Р), смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | У. 118 (5, 6) | |
58-60 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Анализ языкового материала у. 120, разбор предложений у. 121-126, моделирование у. 127,128, разно-аспектный анализ текста у. 129, дополнительные задания, говорение у. 130. | Объяснение наблюдаемых явлений. Выполнение заданий по разграничению понятий. Анализ проблемных ситуаций. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | У. 129 (3, 4) | |
61-63 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Анализ языкового материала у. 131, разбор предложений у. 134, 136, моделирование у. 133, 135, разноаспектный анализ текста у. 138, дополнительные задания, обращение к рубрике «Советы помощника». | Объяснение наблюдаемых явлений. Выполнение заданий по разграничению понятий. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, продуцирование высказывания в устной форме (П), владение устной речью (К). | У. 137, 138 (4, 5) | |
64-65 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (§20) | Строение сложных предложений. Разряды союзов. Союзы и союзные слова. | Анализ языкового материала у. 140, разбор предложений у. 141, 142, определение языковых примет стиля у. 143, 144. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. Работа с научно-популярной литературой. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), классификация, конкретизация (П), владение устной речью (К). | У. 145 (интернет-ресурсы), §16-21 к словарному диктанту | |
66-67 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (§21) | Строение сложных предложений. | Словарный диктант, выступления учащихся, материал §21, анализ языкового материала у. 146, разбор предложений у. 150, 151, разноаспектный анализ текста у. 152, дополнительные задания. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых качественных задач. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, продуцирование высказывания в устной форме (П), владение устной речью (К). | У. 146 (рассказ), 152 (4, 5) | |
68 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (§22) | Строение сложных предложений. | Выступления учащихся, материал §22, моделирование у. 153. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых качественных задач. Систематизация учебного материала. | Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, обобщение, подведение под понятие (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). | У. 154 | |
69 | Повторение темы «Сложноподчиненное предложение» (§23) | Строение сложных предложений. | Материал §23, дополнительные задания к у. 3. | Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. Систематизация учебного материала. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи (Р), обобщение, классификация, извлечение необходимой информации (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | У. 3 (3, 5) | |
70 | Контрольный диктант по те-ме «Сложноподчинённое предложение» | Строение сложных предложений. | Диктант с грамматическим заданием. | Решение текстовых качественных задач. | Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст, выполнять синтак-сический и пунктуацион-ный разбор. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П). | §22-24 к сло-варно-му дик-танту, проектные работы по тексту | |
Бессоюзное сложное предложение (12 часов + 4 развития речи) | ||||||||
71-72 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24) | Строение сложных предложений. | Словарный диктант, материал §24, анализ языкового материала у. 155, разбор предложений у. 156, 157, моделирование у. 158, речеведческий анализ текста у. 159, обращение к рубрикам «Это интересно» и «Из истории языка». | Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. | Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 160 | |
73-74 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25) | Строение сложных предложений. | Анализ д/з, анализ языкового материала у. 162, обращение к рубрике «Советы помощника», работа с таблицей у. 163, работа со схемой у. 165, разбор предложений у. 166-169. | Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | У. 164, 170 | |
75-76 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст. | У. 173, дополнительный материал. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной и письменной речью (К). | ||
77-78 | Бессоюзные предложения со значением перечисления (§26) | Строение сложных предложений. | Анализ языкового материала у. 174, работа со схемой у. 176, разбор предложений у. 175, 177-179, разноаспектный анализ текста (дополнительное задание). | Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. | Планирование последовательности действий (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). | У. 180, 181 | |
79-80 | Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27) | Строение сложных предложений. | Анализ языкового материала у. 182, синтаксические синонимы у. 183, 185, схема у. 186, систематизация знаний у. 188-189. | Слушание объяснений учителя. Систематизация учебного материала. Решение текстовых качественных задач. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. | Планирование последовательности действий (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), владение устной речью (К). | У. 184, 189 | |
81-82 | Р/р Дебаты | Текст. | Материал у. 190, дополнительные задания. | Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых качественных задач. Анализ проблемных ситуаций. | Умение выполнять речеведческий анализ текста, строить высказывание с учетом коммуникативной задачи. | Выбор ценностных ориентиров, мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью, умение вступать в диалог (К). | У. 190 (6) | |
83-84 | Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения (§28) | Строение сложных предложений. | Анализ языкового материала, таблица у. 191, синтаксические синонимы у. 192, 193, разбор предложений у. 194-198, разноаспектный анализ текста у. 200. | Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых качественных задач. Анализ графиков, таблиц, схем. | Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. | Планирование последовательности действий (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), владение устной речью (К). | У. 196, 199 | |
85 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29) | Строение сложных предложений. | Актуализация знаний, материал §29, «Памятки», разбор предложений у. 201, 202, разноаспектный анализ текста у. 203. | Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых качественных задач. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, обобщение, подведение под понятие (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). | У. 203 (5) | |
86 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (§30) | Строение сложных предложений. | Материал §30, дополнительные задания. | Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Систематизация учебного материала. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, обобщение, подведение под понятие (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). | У. 3 (5, 6) §25-31 к сло-варно-му дик-танту | |
Сложное предложение с разными видами связи (5 часов + 4 развития речи) | ||||||||
87 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (§31) | Строение сложных предложений. | Словарный диктант, материал §31, обращение к рубрике «Советы помощника», разбор предложений у. 204-206. | Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение текстовых качественных задач. | Умение анализировать структуру предложения, выполнять синтаксический разбор. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | У. 207 | |
88-89 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст. | Материал у. 208, 209, дополнительные задания. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых качественных задач. | Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной и письменной речью (К). | ||
90-91 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§32) | Строение сложных предложений. | Актуализация знаний, материал §32, разбор предложений у. 210, разноаспектный анализ текста у. 210 (с дополнительными заданиями). | Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых качественных задач. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, обобщение, подведение под понятие (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). | У. 211 (4, 5), проектные работы урока 70 | |
92-93 | Р/р Презентация проектных работ | Функциональные разновид-ности современного русского языка. | Выступления учащихся с проектами по теме «Языковые средства создания образа эпохи». | Слушание и анализ выступ-лений своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций. | Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. | Выбор ценностных ориентиров, мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью, умение вступать в диалог (К). | ||
94-95 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | Строение сложных предложений. | Разноаспект-ный анализ текста. | Решение текстовых качественных задач. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | ||
Повторение (7 часов) | ||||||||
96-99 | Повторение и систематизация изученного. Сочинение-рассуждение | Части речи. Предложение. Орфография и пунктуация. Текст. Типы речи. | Материал демоверсии сайта ФИПИ. | Слушание объяснений учите-ля. Систематизация учебного материала. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Решение текстовых качественных задач. | Умение производить разноаспектный анализ текста, выполнять тестовые задания, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | ||
100-102 | Итоговые контрольные работы в формате ОГЭ | Части речи. Предложение. Орфография и пунктуация. Текст. Типы речи. | Материал демоверсии сайта ФИПИ. | Решение текстовых качественных задач. | Умение производить разноаспектный анализ текста, выполнять тестовые задания, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 6 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Изучение курса русского языка в 6 классе призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компет...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 7 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Курс русского языка, реализуемый в УМК под ред. Л. М. Рыбченковой, нацелен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных уч...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 8 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Методический аппарат учебника "Русский язык. 8 класс" направлен на овладение учащимися систематическими знаниями на основе преимущественно эвристического метода....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)
Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....