Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 8 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Методический аппарат учебника "Русский язык. 8 класс" направлен на овладение учащимися систематическими знаниями на основе преимущественно эвристического метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_plan_russk.docx | 92.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2013). Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 102 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
- освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Характеристика программы
Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:
- актуализация его метапредметной функции;
- интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
- усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.
Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:
- личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
- регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
- познавательных, включающих общеучебные действия;
- коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.
Особенностью программы является усиление аксиологической направленности изучения предмета, раскрывающей феномен русского языка как одной из значимых культурных ценностей, воспитывающей уважительное, сознательное отношение к родному языку, в связи с чем в курсе актуализирована культурно-историческая составляющая.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
План ОУ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе в объеме 102 часа.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- владение всеми видами речевой деятельности;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
- осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы
Речь и речевое общение
- Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
- Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
- Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
- Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
- Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
- Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
- Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
- Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
- Соотношение звука и буквы.
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
- Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
- Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
- Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
- Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
- Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
- Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Темы | Всего часов | В том числе | ||
изучение нового | р/р | к/р | |||
Введение | Речь. Речевое общение. Текст | 13 | 10 | 3 | - |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Виды и средства синтаксической связи | 8 | 7 | 1 | - |
Двусоставные предложения | 15 | 12 | 2 | 1 | |
Односоставные предложения | 13 | 12 | - | 1 | |
Простое осложнённое предложение | 45 | 29 | 10 | 6 | |
Способы передачи чужой речи | 8 | 7 | 1 | - | |
Итого | 102 | 77 | 17 | 8 |
Психолого-педагогическая характеристика класса
Программа составлена для учащихся 8 «Б» класса и рассчитана на 102 часа. Большинство учащихся класса имеет высокий уровень учебной мотивации. Качество знаний по русскому языку на конец 2014-2015 учебного года составляет 86%. Развитие познавательной сферы: мышления, внимания, памяти – у большинства учеников находится на высоком уровне (65%), сформированность процессов мышления: сравнения, классификации, аналогии – в основном на среднем уровне (57%). Таким образом, учащиеся класса обладают хорошим интеллектуальным потенциалом и ориентированы на успешность в учебной деятельности.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. - М.: Просвещение, 2015.
Для учителя:
- Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2015. — 159 с. (Академический школьный учебник).
- Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.: Просвещение, 2011. — 108 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2009. — 4-е изд.
- Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения.— М.: Просвещение, 2010.
Материально-техническое и информационное оснащение
1. АРМ учителя, интерактивная доска.
2. ЭОР: Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
(адрес в интернете: http://school-collection.edu.ru/catalog).
Календарно-тематическое планирование
1 полугодие
№ | Тема | Дата | Содержание | Виды деятельности | Задачи Планируемый результат | Цифровые ресурсы | Д/з | ||
теория | практика | предметный | УУД | ||||||
Введение (10 часов + 3 развития речи) | |||||||||
1-2 | Что такое культура речи (§1) | Речь как отражение культуры человека. Речевые нормы. | Материал п. 1, разбивка на кластеры, анализ текста у. 1, работа со схемой и таблицей у. 2, практикум у. 4-8, самостоятельная работа у. 10-12. | Работа в парах, группах, коллективное обсуждение. | Умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания. | Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией. Коммуникативные (К): соблюдение норм речи | Мини-презентации «Качества речи». | §1, у. 9 | |
3-4 | Р/р Сочинение-рассуждение | Типы речи. | Тексты у. 13, работа над планом, «Советы помощника». | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Мотивация к учению (Л), планирование последова-тельности действий (Р), поиск инфор-мации (П), владение письменной речью (К). | §2, у. 14, 15 | ||
5 | Текст и его структура (§2) | Текст. | Материал п. 2, орфографический тренинг, актуализация знаний у. 15, «Советы помощника», работа с текстом у. 16. | Коллективная работа. Чтение, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Постановка учебной задачи (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), владение всеми видами речевой деятельности (К). | Презентация «Сжатие текста». | У. 18 | |
6-7 | Средства и способы связи предложений в тексте (§2) | Лексические и грамматические средства связи. | Работа с таблицей у. 19, составление кластера по теории с.16-17, анализ текста в группах. | Коллективная работа, работа в группах. | Умение определять и использовать лексические и грамматические средства связи текста. | Планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). | Презентация «Лексические и грамматические средства связи». | У. 21 | |
8-9 | Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3) | Функциональные разновидности языка. | Анализ текста у. 22, составление кластера по теории с. 18-19, практикум у. 25, 27, «Советы помощника», у. 32. | Работа в командах. | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Презентация «Функциональные разновидности языка». | У. 29 (1) | |
10 | Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему | Публицистический стиль речи. | Материал у. 28, дополнительный материал для обсуждения. | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Мотивация к учению (Л), планирование последова-тельности действий (Р), поиск инфор-мации (П), владение письменной речью (К). | §4 | ||
11 | Научный стиль (§4) | Функциональные разновидности языка. | Анализ языкового материала у. 32, составление кластера по теории с. 25, у. 36, работа с текстом у. 37. | Коллективная работа, работа в парах с кластером. | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 32. | П. 11, У. 40 | |
12-13 | Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» | Функциональные разновидности языка. | Материал у. 40, творческое задание. | Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм). | Умение опознавать причастие как особую форму глагола. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | У. 49 | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (75 часов + 14 развития речи) | |||||||||
Виды и средства синтаксической связи | |||||||||
14-15 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4) | Разделы грамматики. (10 мин.) | Повторение темы «Служебные части речи», актуализация знаний у. 41, лингвистический эксперимент у. 42, составление кластера по теории с. 31, 32, повторение у. 43, практикум у. 46, 47. | Беседа, работа в парах, самостоятельная работа. | Углубление знаний о роли синтаксиса в формировании и выражении мысли. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Видеоряд к у. 43. | У. 44 | |
16 | Р/р Подробное изложение | Текст. | Материал у. 48, «Советы помощника». | Самостоятельная работа. | Умение составлять план текста, передавать содержание сжато и подробно. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). | Видеоряд к у. 48. | Орфографический практикум §1-6 | |
17 | Словосочетание, его структура и виды (§6) | Словосочетание как единица синтаксиса. | Словарный диктант, материал у. 49, составление кластера по теории с. 36, практикум у. 50, работа с текстом у. 51 (микротемы). | Беседа, работа в парах. | Умение выделять и анализировать словосочетания. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Презентация «Словосочетание». | У. 51 (2) | |
18-19 | Типы связи слов в словосочетании (§7) | Словосочетание как единица синтаксиса. | Повторение темы «Местоимение», материал для наблюдений у. 52, составление кластера по теории с. 38-39, практикум у. 53-55. | Беседа, работа в парах. | Углубление знаний о видах подчинительной связи в словосочетании. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Презентация «Словосочетание». | У. 56, 57 | |
20 | Синтаксический разбор словосочетаний (§8) | Словосочетание как единица синтаксиса. | Материал с. 42, практикум у. 59, 60, работа с тестом у. 61. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение анализировать и характеризовать словосочетания. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Презентация «Словосочетание». | У. 60 (второй текст) | |
21 | Понятие о предложении (§9) | Предложение как единица синтаксиса. | Материал для наблюдений у. 62, практикум у. 63, 64, пересказ у. 84. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять коммуникативную функцию предложений. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Видеоряд к у. 64. | У. 65 | |
Двусоставные предложения | |||||||||
22 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10) | Главные и второстепенные члены предложения. | Актуализация знаний у. 66, практикум у. 67-69, работа с текстом у. 72. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять способы выражения подлежащего. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 72. | У. 73 | |
23 | Р/р Сочинение-рассуждение | Типы речи. | Материал у. 73. | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Мотивация к учению (Л), планирование последова-тельности действий (Р), поиск инфор-мации (П), владение письменной речью (К). | У. 68 | ||
24 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11) | Главные члены предложения. | Повторение темы «Правописание глаголов», материал для наблюдения у. 74, начало составление кластера по теории с. 50, 51, практикум у. 75-77. | Работа в парах, в группе. | Умение определять виды и способы выражения сказуемого. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), умение участ-вовать в кол-лективном об-суждении (К). | Мини-проект «Виды сказуемого» (начало). | У. 77 | |
25 | Составное гла-гольное сказу-емое (§12) | Главные члены предложения. | Материал для наблюдений у. 80, работа с кластером, практикум у. 81, текст у. 86. | Работа в парах, в группе. | Умение определять виды и способы выражения сказуемого. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), умение участ-вовать в кол-лективном об-суждении (К). | Мини-проект «Виды сказуемого» (продолжение). | У.84, 85 | |
26 | Составное именное сказу-емое (§13) | Главные члены предложения. | Материал для наблюдений у. 87, работа с кластером, практикум у. 88, 89, текст у. 93. | Работа в парах, в группе. | Умение определять виды и способы выражения сказуемого. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Мини-проект «Виды сказуемого» (окончание) | У. 92 | |
27-28 | Тире между подлежащим и сказуемым (§14) | Главные члены предложения. | Повторение темы «Написание не с различными частями речи», материал у. 94, работа стаблицей, практикум у. 96-98, работа стекстом у. 102. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | У.100,101 | ||
29 | Второстепенные члены и их роль в предложении (§15) | Главные и второстепенные члены предложения. | Словарный диктант с грамматическим заданием, материал для наблюдения у. 103, практикум у. 104. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. | Определение основной и второстепенной информации, универсальные логические действия (анализ, сравнение) (П). | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (начало). | У. 105 | |
30 | Определение и его виды (§16) | Второстепенные члены предложения. | Материал у. 106, составление кластера по теории у. 108, 110, практикум у. 107, 109. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять способы выражения определений. | Определение основной и второстепенной информации, универсальные логические действия (анализ, сравнение) (П). | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (продолжение). | У. 111 | |
31-32 | Дополнение и его виды (§17) | Второстепенные члены предложения. | Материал у. 113, составление кластера по теории с. 72, практикум у. 114-117, разноаспектный анализ текста у. 119. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять способы выражения дополнений. | Определение основной и второстепенной информации, универсальные логические действия (анализ, сравнение) (П). | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (продолжение). | У. 118 | |
33 | Обстоятельство и его виды (§18) | Второстепенные члены предложения. | Материал у. 120, составление таблицы по теории с. 76-77, «Советы помощника», практикум у. 122-124. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять способы выражения обстоятельств. | Определение основной и второстепенной информации, универсальные логические действия (анализ, сравнение) (П). | Мини-проект «Второстепенные члены предложения» (окончание). | У. 126, Интернет | |
34 | Р/р Сочинение-описание картины | Типы речи. | Материал у. 127, работа в сети Интернет. | Беседа, самостоятельная работа. | Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. | Расширение фоновых знаний (Л), постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение необходимой информации (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Картинка к у. 127. | У. 1 | |
35 | Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19) | Предложение как единица синтаксиса. | Задания §19, разноаспектный анализ текста. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | У. 3 | ||
36 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | Предложение как единица синтаксиса. | Разноаспектный анализ текста. | Самостоятельная работа. | Умение определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). | Орфографический практикум §16-18 | ||
Односоставные предложения | |||||||||
37 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20) | Предложение как единица синтаксиса. | Словарный диктант с грамматическим заданием, актуализация знаний у. 128, практикум у. 129-132, «Советы помощника», редактирование текста у. 135. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение опознавать односоставные предложения. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 131. | У. 134 | |
38-39 | Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21) | Односоставное предложение. | Материал у. 136, работа с таблицей у. 137, практикум у. 139, 140, «Советы помощника», разноаспектный анализтекста у. 141. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Односоставные предложения» (начало). | У. 141 (3) | |
40-41 | Определенно-личные предложения (§22) | Односоставное предложение. | Повторение темы «Образование причастий», графический диктант, «Советы помощника», у. 142, практикум у. 144-147. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). | У. 143, 148 | |
42-43 | Неопределенно-личные предложения (§23) | Односоставное предложение. | Орфографический тренинг, «Советы по-мощника», у. 150, практикум у. 152-155. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). | У. 151, 156 | |
44 | Обобщенно-личные предложения (§24) | Односоставное предложение. | Орфографический тренинг, у. 160, практикум у. 161-166, разноаспектный анализ текста у. 167. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). | У. 165, 168 | |
45-46 | Безличные предложения (§25) | Односоставное предложение. | Орфографический тренинг, «Советы по-мощника», у. 169, практикум у. 170-178, проверочная работа. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Односоставные предложения» (продолжение). | У. 174, 179, орфографический практикум §21-25 | |
47 | Назывные предложения (§26) | Односоставное предложение. | Словарный диктант, «Советы по-мощника», у. 182, практикум у. 183-190, разноаспектный анализ текста у. 193. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Односоставные предложения» (окончание). | У. 192 | |
48 | Повторение темы «Односоставные предложения» (§27) | Односоставное предложение. | Материал §27. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение сопоставлять разные виды односоставных предложений. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 4. | У. 5 | |
49 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | Односоставное предложение. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий. | Самостоятельная работа. | Умение определять виды односоставных предложений. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П). | |||
Простое осложненное предложение | |||||||||
50 | Понятие о простом осложненном предложении (§28) | Сложное предложение и предложение осложненной структуры. | Словарная работа по §§20-26, анализ языкового материала у. 194, практикум у. 195, 196, анализ схемы у. 197, разноаспектный анализ текста у. 199. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение опознавать предложения осложненной структуры. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Видеоряд к у. 199. | У. 198 | |
51 | Понятие об однородных членах предложения (§29) | Однородные члены предложения. | Повторение темы «Правописание о/ё после шипящих», анализ языкового материала у. 200, 201, «Советы помощника», практикум у. 203-207, разноаспектный анализ текста у. 208. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять условия однородности. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 208. | У. 209, 210 | |
52-53 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30) | Однородные члены предложения. | Анализ языкового материала у. 211, практикум у. 212-213, составление кластера по теории с. 135-136, разноаспектный анализ текста у. 219. | Коллективная работа, работа в парах. | Углубление знаний о способах связи однородных членов предложения и знаках препи-нания между ними. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). | Видеоряд к у. 219. | У. 217 | |
54-55 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст как речевое произведение. | Материал у. 220, Интернет. | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Видеоряд к у. 220. | У. 218 | |
56-57 | Однородные и неоднородные определения (§31) | Однородные члены предложения. | Анализ языкового материала у. 221, практикум у. 223-226, составление кластера по теории у. 222, разноаспектный анализ текста у. 227. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять условия однородности. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение (П), согласованное выполнение действий (К). | Видеоряд к у. 228. | У. 228, 229 | |
58-59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32) | Однородные члены предложения. | Материал для наблюдений у. 230, практикум у. 231-235, «Советы помощника», лингвистический эксперимент у. 236. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять условия однородности. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Мини-проект «Обобщающие слова». | У. 237, орфографический практикум §28-33 | |
60 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33) | Однородные члены предложения. | Словарный диктант с грамматическим заданием, материал §33, у. 238. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение анализировать структуру предложения, выполнять синтаксический разбор. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | §34,з.1 | ||
61-62 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» (§34) | Однородные члены предложения. | Материал §34. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение анализировать структуру предложения, выполнять синтаксический разбор. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, обобщение (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 3. | У. 3 (5, 6) | |
63-64 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками | Однородные члены предложения. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий. | Самостоятельная работа. | Умение анализировать структуру предложения, выполнять синтаксический разбор. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности, самооценка (Р), извлечение необходимой информации (П). | §35 | ||
Предложения с обособленными членами | |||||||||
65-66 | Обособление определений (§35) | Обособленные члены предложения. | Анализ языкового материала у. 239, практикум у. 242-244, составление кластера по теории у. 240, разноаспектный анализ текста у. 249. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять условия обособления. | Планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Мини-проект «Обособленные члены предложения (начало)». | У. 248, 250 | |
67-68 | Обособленные члены предложения. | Повторение темы «Употребление дефиса», анализ языкового материала у. 252, практикум у. 254, 255, составление кластера по теории у. 253, разноаспектный анализ текста у. 257. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять условия обособления. | Планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Мини-проект «Обособленные члены предложения (продолжение)». | У. 256 | ||
69-70 | Обособление обстоятельств (§37) | Обособленные члены предложения. | Анализ языкового материала у. 258, 259, практикум у. 260-263, разноаспектный анализ текста у. 265. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять условия обособления. | Планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Мини-проект «Обособленные члены предложения (продолжение)». | У. 261 | |
71-72 | Обособление дополнений (§38) | Обособленные члены предложения. | Анализ языкового материала у. 266, практикум у. 267, 268, разноаспектный анализ текста у. 269. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение определять условия обособления. | Планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Мини-проект «Обособленные члены предложения (окончание)». | «Советы помощника», у. 269 (2) | |
73-74 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст как речевое произведение. | Материал у. 269, Интернет. | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Видеоряд к у. 269. | ||
75-76 | Обособление уточняющих членов предложения (§39) | Обособленные члены предложения. | Анализ языкового материала у. 270, стр. 172, «Советы помощника», практикум у. 271-275, разноаспектный анализ текста у. 276. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять условия обособления. | Планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | У. 276 (5) презентация | ||
77-78 | Р/р Презентация проектных работ | Текст как речевое произведение. | Выступления учащихся. | Коллективная работа, самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Презентации проектных работ. | Орфо-графи-ческий прак-тикум §35-39 | |
79-80 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40) | Обособленные члены предложения. | Словарный диктант, материал §40. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение определять условия обособления. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, обобщение (П), владение устной речью (К). | У. 3 | ||
81-82 | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками | Обособленные члены предложения. | Решение тестовых задач. | Самостоятельная работа. | Умение определять условия обособления, конструировать предложения с обособленными членами. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности, самооценка (Р), извлечение необходимой информации (П). | |||
83-84 | Предложения обращениями (§41) | Обращение. | Анализ языкового материала у. 277, стр. 180, практикум у. 278-281, повторение темы «Изобразительные средства языка», разноаспектный анализ текста у. 287. | Коллективная работа, работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение опознавать и моделировать предложения с обращениями. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект по у. 290. | У. 288 | |
85-86 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст как речевое произведение. | Материал у. 287-289, Интернет. | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | |||
87-88 | Предложения с вводными конструкциями (§42) | Вводные конструкции. | Повторение темы «Правописание чередующихся гласных в корне слова», составление кластера по теории у. 293, практикум у. 294-298, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 303. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять функции вводных конструкций в речи. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 303. | У. 302 | |
89 | Предложения со вставными конструкциями (§43) | Анализ языкового материала у. 304, стр. 172, «Советы помощника», практикум у. 305-307, разноаспектный анализ текста у. 308. | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять функции вставных конструкций в речи. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 308. | Работа в группах | ||
90-91 | Р/р Конференция «Другому как понять тебя» | Учебно-научный подстиль речи, доклад, аннотация. | Выступления учащихся (материал у. 308, Интернет). | Работа в группах. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Презентации проектных работ. | Орфографический практикум §41-43 | |
92 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44) | Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкция-ми. | Словарный диктант, материал §44. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение определять, конструировать предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, обобщение (П), владение устной речью (К). | |||
93-94 | Итоговая контрольная работа. | Текст как речевое произведение. | Разноаспектный анализ текста. | Самостоятельная работа. | Умение производить разноаспектный анализ текста, создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи, выполнять тестовые задания. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | |||
Способы передачи чужой речи | |||||||||
95-96 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45) | Способы передачи чужой речи. | Анализ языкового материала у. 309, стр. 202, «Советы помощника», практикум у. 310-314, составление кластера по теории у. 315, разноаспектный анализ текста у. 318. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение опознавать и моделировать предложения с прямой речью. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (начало). | У. 316, 319 | |
97 | Диалог (§46) | Способы передачи чужой речи. | Анализ языкового материала у. 320, стр. 206, «Советы помощника», практикум у. 321-324, разноаспектный анализ текста у. 325. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение опознавать и моделировать текст с диалогом. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (продолжение). | У. 318 | |
98 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст как речевое произведение. | Материал у. 318-319, Интернет. | Самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | |||
99 | Косвенная речь (§47) | Способы передачи чужой речи. | Анализ языкового материала у. 326, стр. 210, «Советы помощника», практикум у. 327-329, разноаспектный анализ текста у. 331. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение опознавать и моделировать предложения с косвенной речью. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (продолжение). | У. 331 (3) | |
100 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48) | Способы передачи чужой речи. | Самостоятельная работа, анализ языкового материала у. 332, стр. 214-215, «Советы помощника», практикум у. 333-334, разноаспектный анализ текста у. 335. | Работа в парах, в группе (мини-проект). | Умение опознавать и моделировать предложения с цитатами. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Способы передачи чужой речи» (окончание). | У. 335 (3) | |
101-102 | Повторение темы «Способы передачи прямой речи» (§49) | Способы передачи чужой речи. | Материал §49. | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение опознавать и моделировать предложения с чужой речью. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 6 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Изучение курса русского языка в 6 классе призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компет...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 7 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Курс русского языка, реализуемый в УМК под ред. Л. М. Рыбченковой, нацелен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных уч...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 9 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
УМК для 9 класса является логическим продолжением указанной линии учебников и содержит систему работы с текстом, который занимает доминирующее положение в структуре урока русского языка....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)
Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....