Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 7 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Курс русского языка, реализуемый в УМК под ред. Л. М. Рыбченковой, нацелен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_plan_russk.docx | 109.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования (базовый уровень) и Программупо русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2013). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 140 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
- освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Характеристика программы
Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:
- актуализация его метапредметной функции;
- интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
- усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.
Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:
- личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
- регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
- познавательных, включающих общеучебные действия;
- коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.
Особенностью программы является усиление аксиологической направленности изучения предмета, раскрывающей феномен русского языка как одной из значимых культурных ценностей, воспитывающей уважительное, сознательное отношение к родному языку, в связи с чем в курсе актуализирована культурно-историческая составляющая.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе в объеме 140 часов.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- владение всеми видами речевой деятельности;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
- осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы
Речь и речевое общение
- Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
- Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
- Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
- Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
- Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
- Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
- Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
- Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
- Соотношение звука и буквы.
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
- Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
- Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
- Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
- Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
- Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
- Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Темы | Всего часов | В том числе | ||
изучение нового | р/р | к/р | |||
Введение | Речь. Речевое общение. Текст | 10 | 8 | 2 | - |
Морфология | Причастие | 32 | 26 | 4 | 2 |
Деепричастие | 18 | 12 | 4 | 2 | |
Наречие | 29 | 22 | 5 | 2 | |
Служебные части речи. Междометие | 51 | 41 | 6 | 4 | |
Итого | 140 | 109 | 21 | 10 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. - М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
- Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 159 с. (Академический школьный учебник).
- Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.: Просвещение, 2011. — 108 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2009. — 4-е изд.
- Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. — М.: Просвещение, 2010.
Материально-техническое и информационное оснащение
1. АРМ учителя, интерактивная доска.
2. ЭОР: Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
(адрес в интернете: http://school-collection.edu.ru/catalog).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Содержание, время | Виды деятельности | Задачи. Планируемый результат | Цифровые ресурсы | Д/з | ||
теория | практика | предметный | УУД | ||||||
Введение (8 часов + 2 развития речи) | |||||||||
1 | Русский язык в современном мире (п. 1) | Знакомство с учебником. Место русского языка в кругу славянских языков. Функции русского языка. (15 мин.) | Материал п. 1, работа с таблицей «Основные характеристики языка», выполнение упражнений (текст), «советы помощника». (30 мин.) | Работа в группах, совместная, индивидуальная деятельность. | Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях. | Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности. | Презентация «Русский язык в современном мире» | П. 1, у. 5 | |
2-3 | Речь. Речевое общение (п. 2) | Устная и письменная речь. (5 мин.) | Материал п. 2, «Советы помощника», опрос: презентации, составление кластера «Речь», рабочая тетрадь. (40 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Углубление знаний о взаимосвязи речи и языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | П. 2, у. 14, 15 | ||
4 | Речевой этикет (п. 3) | Речевая ситуация, речевая задача. (5 мин.) | Материал п. 3, орфографический тренинг, опрос: крылатые слова, анализ текста, практикум. (35 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). | Презентация «Речевая ситуация» | П. 3, у. 22 | |
5–6 | Р/р Сочинение-рассуждение | Типы и стили речи. Текст. (10 мин.) | Материал у. 21, переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём. (35 мин.) | Беседа, работа в парах (со словарем), самостоятельная работа. | Умение создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). | Презентация «Рассуждение». | Поздравления | |
7-8 | Функциональные разновидности языка (п. 4) | Функциональные разновидности языка. (10 мин.) | Орфографический тренинг, аудирование у. 26, «Дебаты», «Советы помощника», работа с таблицей. (35 мин.) | Работа в командах. | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Презентация. | У. 29 (1) | |
9-10 | Текст | Текст. (10 мин.) | Актуализация знаний у. 32, кластер с. 20, переработка текста у. 33, проверочная работа у 36. (35 мин.) | Работа в парах, самостоятельная работа. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). | Видео опыта к у. 24. | У. 35 | |
Морфология. (111 часов + 19 развития речи) | |||||||||
11 | Система частей речи в русском языке (п. 5) | Самостоятельные и служебные части речи. (10 мин.) | Материал у. 37-38, «Советы помощника», практикум у. 39, рабочая тетрадь, кластер. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах с кластером. | Актуализация знаний о системе частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 37. | П. 11, У. 40 | |
12-13 | Понятие о причастии (п. 7) | Причастие как особая форма глагола. (15 мин.) | У. 41, «Советы помощника», работа с текстом у. 42, словосочетание у. 43, редактирование у. 47. (30 мин.) | Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм). | Умение опознавать причастие как особую форму глагола. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). | Алгоритм «Узнай причастие». | У. 46, 48 | |
14-15 | Признаки глагола и прилагательного у причастия (п. 8) | Морфологические признаки причастия. (15 мин.) | Таблица у. 49, практикум у. 50, 57, орфографический тренинг у. 54, 56, рабочая тетрадь, проверочная работа у. 55. (30 мин.) | Беседа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение определять грамматические признаки причастия. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Видеоряд к у. 50. | П. 8, у. 56, 58 | |
16-17 | Причастный оборот (п. 9) | Причастный оборот. (15 мин.) | Орфографический тренинг, анализ у. 60, практикум у. 62-65, редактирование у. 67, проверочная работа (рабочая тетрадь). (30 мин.) | Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»). | Умение опознавать причастные обороты, правильно расставлять знаки препинания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Видеоряд к у. 68. | У. 66, 69 | |
18 | Действительные и страдательные причастия (п. 10) | Значение причастий. (10 мин.) | Материал п. 10, орфографический тренинг, составление кластера, практикум у. 71, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Беседа, работа в парах. | Умение опознавать действительные и страдательные причастия. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Видеоряд к у. 72. | У. 72 (3) | |
19 | Р/р Сжатое изложение | Приемы сжатия текста. (10 мин.) | Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Презентация. | П. 11 | |
20-21 | Полные и краткие формы причастий (п. 11) | Полные и краткие формы причастий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 73, 74, практикум у. 75-79, рабочая тетрадь, сочинение у. 81. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Презентация к сказкам Ф. Кривина. | У. 80 | |
22 | Причастия настоящего и прошедшего времени (п. 12) | Время причастий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 82, работа со схемой, практикум у. 83, рабочая тетрадь, пересказ у. 84. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Видеоряд к у. 84. | П. 13 | |
23-24 | Образование действительных причастий (п. 13) | Образование причастий. (10 мин.) | Актуализация знаний о спряжении, материал для наблюдений у. 85, работа со схемой, практикум у. 87-92, рабочая тетрадь, работа с текстом у. 94. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Видеоряд к у. 94. | У. 93 | |
25-26 | Образование страдательных причастий (п. 13) | Образование причастий. (10 мин.) | Материал п. 13, работа с таблицей, кластером, практикум у. 97-100, создание презентации, тест - рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). | Мини-проект «Образование причастий». | П. 12, у. 3 | |
27-28 | Р/р Работа с информацией | Текст. | Текст и задания к нему. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо. | Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), владение письменной речью (К). | Видеоряд «Икар и Дедал». | ||
29-30 | Правописание гласных перед н и нн в причастиях (п. 15) | Полные и краткие страдательные причастия. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 103, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.104-108, рабочая тетрадь, текст у. 110. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Презентация «Написание причастий». | П. 15, у. 108, 109 | |
31-32 | Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (п. 16) | Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 111, 112, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.113-117, рабочая тетрадь, текст у. 118. (35 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация, преобразование информации (П). | Презентация «Написание причастий». | У. 116, 118 | |
33 | Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных (п. 17) | Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные. (10 мин.) | Орфографический практикум у. 120-123, работа с кластером у. 124, рабочая тетрадь – тест. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Презентация «Написание причастий». | У. 126 | |
34 | Морфологический разбор причастия (п. 18) | Причастие как особая форма глагола. (10 мин.) | П. 18, «Советы помощника», работа с текстом у. 127, практикум рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение выполнять морфологический разбор причастия. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К). | Презентация. | У. 128 | |
35-36 | Правописание не с причастиями (п. 19) | Правописание не с причастиями. (10 мин.) | Проверочная работа, актуализация знаний у. 129, материал для наблюдения у. 130-132, работа с таблицей у. 133, алгоритм «Советы помощника». (35 мин.) | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Презентация. | У. 137 | |
37 | Р/р Изложение | Приемы сжатия текста. (10 мин.) | У. 139. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). | Презентация. | П. 20 | |
38 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (п. 20) | Написание суффиксов причастий. (5 мин.) | Актуализация знаний у. 140, материал для наблюдения у. 141-142, орфографический тренинг у. 143- 144, творческая работа у. 146. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, со-поставление (П), создание текста (К). | Видеоряд «Вулканы». | Тест (рабочая тетрадь п. 21) | |
39-40 | Повторение темы «Причастие» (п. 21) | Причастие как особая форма глагола. Образование и написание причастий. (10 мин.) | Материал п. 21. (35 мин.) | Работа в группах, парах, проект. | Умение выполнять тестовые задания. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Презентация по теме «Причастие». | У. 3 | |
41-42 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками | Морфологические признаки и написание причастий. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная индивидуальная работа с текстом. | Проверка уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | Спроецированные на экран грамматические задания к тексту. | ||
43 | Понятие о деепричастии (п. 22) | Деепричастие как особая форма глагола. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 147-150, задания поискового характера у. 151, 153, «Советы помощника». (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение опознавать деепричастие как особую форму глагола. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). | Алгоритм «Узнай деепричастие». | П. 22, у. 153 | |
44-45 | Деепричастный оборот (п. 23) | Деепричастный оборот. (15 мин.) | Материал для наблюдения у. 155-156, поисковая работа у. 159-162, комплексный анализ текста (рабочая тетрадь). (30 мин.) | Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»). | Умение опознавать деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Видеоряд к у. 161. | П. 23, у. 163 | |
46 | Р/р Тезисный план текста | Текст. (5 мин.) | Материал у. 165, «Советы помощника», беседа. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение составлять тезисный план текста. | Выбор нравственно-эстетических ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 165. | У. 165 (3) | |
47-48 | Правописание не с деепричастиями (п. 24) | Написание деепричастий. (5 мин.) | Орфографический тренинг, рабочая тетрадь у. 3, материал для наблюдений у. 166, поисковая работа у. 167-168, «Советы помощника», комплексный анализ текста у. 172. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 172. | У. 170 | |
49-50 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида (п. 25) | Деепричастие как особая форма глагола. (5 мин.) | Актуализация знаний, практикум у. 173-175, «Советы помощника», работа с таблицей у. 178, работа с текстом у. 182. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение образовывать деепричастия. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Презентация. | Рабочая тетрадь п. 25 | |
51 | Р/р Сочинение-описание картины | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. (5 мин.) | У. 181-182. (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Развитие умения создавать текст-описание. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Видеоряд к у. 182. | ||
52-53 | Рассуждение и его виды (п. 26) | Текст как речевое произведение. (10 мин.) | Актуализация знаний у. 183, поисковые задания у. 187-189, создание текстов у. 191. (35 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа над мини-проектом в группе. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Презентация. | Рабочая тетрадь п. 26 (на выбор) | |
54-55 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст как речевое произведение. (5 мин.) | У. 193. (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Видеоряд к у. 193. | ||
56 | Морфологический разбор деепричастия (п. 27) | Деепричастие как особая форма глагола. (5 мин.) | Орфографический тренинг, материал п. 27, у. 194, работа со словарём. (40 мин.) | Работа в парах, коллективная, мини-проект. | Умение выполнять морфологический разбор деепричастия. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К). | Презентация к таблице. | Рабочая тетрадь п. 27 | |
57-58 | Повторение темы «Деепричастие» (п. 28) | Деепричастие как особая форма глагола. Образование и написание деепричастий. (10 мин.) | Аудирование, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение выполнять тестовые задания. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Презентация по теме «Причастие». | Тест (рабочая тетрадь п. 28) | |
59-60 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками | Морфологические признаки и написание деепричастий. Приёмы сжатия текста. | Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа, работа в парах. | Умение анализировать грамматические формы, образовывать деепричастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), умение вступать в диалог, рефлексия (К). | Спроецированные на экран задания к тексту. | ||
61-62 | Наречие как часть речи (п. 29) | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (15 мин.) | Актуализация и углубление знаний о наречии у. 196-197, поисковые задания у. 198-199, материал для наблюдений с. 108, практикум у. 200-202. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия, отличать наречия от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Презентация «Это интересно» (к с. 109). | П. 29, у. 203 | |
63-64 | Разряды наречий по значению (п. 30) | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 204, работа с текстом у. 207. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять разряды наречий, группировать наречия по заданным признакам. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). | Презентация «Приёмы сжатия текста», видеоряд к у. 207. | Рабочая тетрадь п. 30 | |
65-66 | Р/р Сочинение-рассуждение | Текст как речевое произведение. (5 мин.) | Текст «Как растения-иностранцы Россию осваивали». (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). | Видеоряд к тексту. | П. 31 | |
67-68 | Степени сравнения наречий (п. 31) | Сравнительная степень наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 209-214, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 215. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий.. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). | П. 31, у. 215 | ||
69-70 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) (п. 32) | Написание наречий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 216, практикум у. 217-220, тест рабочая тетрадь, работа со словарём. (35 мин.) | Работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 220. | Рабочая тетрадь п. 32 | |
71-72 | Морфологический разбор наречия (п. 33) | Морфологические признаки имени наречия. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений (порядок и образец разбора наречия), работа с текстом у. 221, 222. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия. | Мотивация к учению (Л), смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). | У. 222 (2) | ||
73-74 | Одна и две буквы н в наречиях на о (е) (п. 34) | Словообразование наречий. (15 мин.) | Актуализация знаний, материал для наблюдения у. 223, практикум у. 224, «Советы помощника» к у. 225, работа с текстом у. 227, работа со словарём. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). | Видеоряд к у. 227. | У. 226 | |
75 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий (п. 35) | Написание гласных после шипящих. (10 мин.) | Актуализация знаний (выборочный диктант), работа с орфограммой у. 228, практикум у. 229, «Советы помощника» к у. 230. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, группе. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). | Презентация «Буквы о или ё (е) в различных частях речи». | У. 231 | |
76 | Буквы о и а на конце наречий (п. 36) | Словообразование наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 232, практикум у. 233, «Советы помощника» к у. 234, словарная работа с. 125, работа с текстом у. 235. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). | Видеоряд к у. 235. | У. 235 (5) | |
77-78 | Дефис между частями слова в наречиях (п. 37) | Словообразование наречий. (10 мин.) | Рабочая тетрадь с. 5-7, материал для наблюдения у. 236, практикум у. 237, 239, «Советы помощника к у. 238, работа с текстом у. 240. (35 мин.) | Работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). | Рабочая тетрадь п. 37 | ||
79 | Р/р Изложение | Текст. (5 мин.) | У. 241. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, написание изложения. (40 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), смысловое чтение (П), владение письменной речью (К). | Видеоряд к у. 241. | П. 38 | |
80-82 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (п. 38) | Словообразование наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, работа с таблицей у. 242, практикум у. 243-245, «Советы помощника» к у. 246, 247, работа со словарём. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | У. 247 | ||
83 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий (п. 39) | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 250, правило, практикум у. 249, 251, комплексный анализ текста у. 252. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | Видеоряд - социальная реклама к у. 252. | У. 252 (2) | |
84-85 | Р/р Речевая характеристика героя. | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. (10 мин.) | У. 252. | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать изложение с заданной степенью свернутости. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Презентация «Строение текста-рассуждения». | П. 40, у. 7 | |
86-87 | Повторение темы «Наречие» (п. 40) | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (15 мин.) | Рабочая тетрадь п. 39, 40, учебник материал п. 40. (30 мин.) | Работа в группе, парах (взаимопроверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания наречий. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у. 1 рабочей тетради. | У. 10 (1, 2) | |
88-89 | Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. | Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение анализировать текст, использовать наречия в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). | У. 302 | ||
90 | Предлог как часть речи (п. 41) | Предлог как служебная часть речи, значения предлогов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 253, практикум у. 254, «Советы помощника» к у. 255. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | У. 256 | ||
91-92 | Предлоги производные и непроизводные (п. 42) | Грамматические омонимы. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 257, практикум у. 258, рабочая тетрадь п. 42 у. 1, продолжение текста у. 311, таблица у. 259 (35 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Правописные умения, основанные на умении верно определять часть речи. | Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К). | Видеоряд «Эрмитаж» к у. 1 (рабочая тетрадь) | Рабочая тетрадь (тест) | |
93-94 | Р/р Сочинение | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | Актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Видеоряд к у. 264. | П. 43 | |
95 | Предлоги простые и составные (п. 43) | Предлог как часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 265, 266, создание текстов у. 268, 269, рабочая тетрадь у. 1. (35 мин.) | Беседа, работа в группах, парах. | Умение различать предлоги по структуре, использовать их в речи. | Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К), соблюдение норм устной и письменной речи (К). | Мини-проект по у. 267. | У. 277 | |
96-98 | Правописание предлогов (п. 44) | Морфологическая характеристика предлогов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 271, «Советы помощника», практикум у. 272-276, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 278, рабочая тетрадь. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | Видеоряд «Это интересно». | У. 277, 279 | |
99-100 | Употребление предлогов в речи (п. 45) | Предлоги-синонимы и антонимы. (5 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 280-282, грамматические нормы у. 284-288, рабочая тетрадь у. 1-3. (35 мин.) | Работа в парах. | Развития умения соблюдать грамматические нормы. | Формулирование проблемы, анализ, сравнение (П), соблюдение норм речи, умение вступать в диалог (К). | Видеоряд к у. 327. | У. 289-290 | |
101 | Морфологический разбор предлога (п. 46) | Морфологические признаки предлога. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений (порядок и образец разбора предлога), работа с текстом у. 292. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки предлога. | Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). | У. 293 | ||
102-103 | Повторение темы предлог. Тест (п. 47) | Общее грамматическое значение, морфологические признаки, написание предлогов. (15 мин.) | Рабочая тетрадь, учебник материал п. 46, тест. (30 мин.) | Работа в группе, парах (взаимопроверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания предлогов. | Анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | У. 3 | ||
104 | Союз как часть речи (п. 48) | Союз как служебная часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 294, практикум у. 295, 296, работа с текстом у. 255. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Видеоряд к у 297. | Рабочая тетрадь | |
105 | Разряды союзов (п. 49) | Грамматическое значение и структура союзов. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 298, теоретический материал, практикум у. 299-301. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять разряды союзов. | Смысловое чтение, классификация, выведение следствий (П), соблюдение норм речи, умение всту-пать в диалог (К). | У. 302 | ||
106 | Сочинительные союзы (п. 50) | Разряды сочинительных союзов. | Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 303, составление кластера по теории п. 50, практикум у. 304, составление схем, моделирование у. 305, 306. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять сочинительные союзы, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). | Презентация «Сочинитель-ные союзы». | Рабочая тетрадь. | |
107-108 | Подчинительные союзы (п. 51) | Разряды подчинительных союзов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 307, составление кластера по таблице п. 51, практикум у. 309, составление схем, моделирование. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять подчинительные союзы, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). | Презентация «Подчинительные союзы». | Рабочая тетрадь | |
109-111 | Правописание союзов (п. 52) | Морфологическая характеристика союзов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 310, 312, 314, «Советы помощника», практикум у. 311, 313, 315 составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 316, рабочая тетрадь. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | У. 317 | ||
112-113 | Р/р Сочинение-рассуждение | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | У. 316, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Презентация «Рассуждение и его виды». | П. 53 | |
114-116 | Союзы и союзные слова (п. 53) | Морфологическая характеристика союзов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения с. 172, работа с таблицей, практикум у. 320, 322, рабочая тетрадь, разноаспектный анализ текста у. 323. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (проектная). | Умение различать союзы и союзные слова. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Мини-проект по у. 319. | У. 321 | |
117-118 | Союзы в простых и сложных предложениях (п. 54) | Предложение. (10 мин.) | Материал для наблюдения с. 324, работа с теорией, практикум у. 325-328, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 332. (35 мин.) | Коллективная работа. | Развитие умений анализировать синтаксис предложения. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). | У. 329 | ||
119 | Морфологический разбор союза (п. 55) | Морфологические признаки союза. (10 мин.) | Материал п. 55. Орфографический тренинг, таблица, практикум у. 333, 334, проверочная работа - рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа под руководством учителя, работа в парах. | Умение выполнять морфологический разбор союза. | Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). | Видеоряд к у. 335. | У. 335 | |
120 | Повторение темы «Союз» (п. 56) | Морфологические признаки союза. (10 мин.) | Материал п. 56, разноаспектный анализ текста (рабочая тетрадь с. 38-39). (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). | Видеоряд к у. 408. | У. 408, 416 | |
121-122 | Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками | Союз как служебная часть речи. (10 мин.) | Тест (рабочая тетрадь). | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение различать, использовать и характеризовать союзы. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). | П. 57 | ||
123 | Частица как часть речи (п. 57) | Частица как служебная часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 336, «Советы помощника», практикум у. 337, работа с текстом у. 338. (35 мин.) | Работа под руководством учителя, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки частицы, отличать частицыот слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). | Презентация «Частица». | Рабочая тетрадь | |
124-125 | Разряды частиц (п. 58) | Морфологические признаки частицы. Омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 339, работа с теорией, практикум у. 340, 341, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 342. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать формообразующие и смысловые частицы. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений, преобразование информации (П). | Схема «Разряды частиц». | У. 351 | |
126 | Правописание частиц (п. 59) | Морфологические признаки частицы. Омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения рабочая тетрадь, теория, практикум у. 348-350, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 352. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | Мини-проект к у. 352. | П.57, морфологический разбор. | |
127-128 | Правописание частицы не (п. 60) | Не с различными частями речи. (15 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 354, «Советы помощника», практикум у. 355-357, работа с текстом у. 360. (30 мин.) | Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | У. 358, 359 | ||
129-130 | Разграничение не и ни (п. 61) | Употребление не и ни. (15 мин.) | Материал для наблюдения у. 361, таблица, практикум у. 363, 364, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 368. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). | Презентация «Употребление не и ни». | У. 366 | |
131-132 | Р/р Сочинение-рассуждение | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | У. 368, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, выбирать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). | Презентация «Рассуждение и его виды». | У. 367 | |
133 | Повторение темы «Частица» (п. 62) | Частица как служебная часть речи. (10 мин.) | Материал п. 62, разноаспектный анализ текста у. 3, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). | Презентация «Частица». | П. 60, у. 435 | |
134-135 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» | Служебные части речи. Текст. | Разноаспектный анализ текста. | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение различать, использовать и характеризовать служебные части речи. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). | П. 63 | ||
136-137 | Междометие (п. 63) | Междометие как часть речи. (5 мин.) | Материал для наблюдения у. 369, работа с таблицей, практикум у. 370-372, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и использовать в речи междометия. | Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К). | Видеоряд «Это интересно». | П. 61 | |
138-140 | Повторение | Части речи. (10 мин) | Составление кластера, орфографический и пунктуационный тренинг, разноаспектный анализ текста. | Коллективная работа, работа в группе (мини-проект). | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Выбор ценностных ориентиров (Л), постановка и формулирование цели деятельности (Р), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К). | Проект «Части речи». | Задание в тетради | |
ИТОГО: 119 часов + 21 развития речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 6 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Изучение курса русского языка в 6 классе призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компет...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 8 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
Методический аппарат учебника "Русский язык. 8 класс" направлен на овладение учащимися систематическими знаниями на основе преимущественно эвристического метода....
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 9 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
УМК для 9 класса является логическим продолжением указанной линии учебников и содержит систему работы с текстом, который занимает доминирующее положение в структуре урока русского языка....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)
Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....