Открытый урок по русскому языку. 10 класс.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок изучения нового материала в 10 классе по русскому языку. Тема: "Словообразование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.docx | 18.89 КБ |
razdatka.docx | 11.61 КБ |
razdatka_2.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Путилина С.А., русский язык, 22.10.15. 10 класс.
Тема: Способы словообразования.
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, доска
Ход урока.
Оргмомент. 1 мин. Приветствие. Запись даты и вида работы.
Повторение изученного. 3 мин.
Обучающимся предлагается, опираясь на полученные знания по теме «Морфология», проанализировать составленную фразу Льва Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». СЛАЙД 1.
Актуализация знаний. 6 мин.( за 6 кл.)
Бокр и бокренок имеют общую морфему? (Да)А разные?(Да, суф.добавлен во втором слове) Эта морфема здесь имеет какую функцию: формообразующую или словообразующую? Словообразование выделяется как большой раздел языкознания. Именно он делает наш язык поистине необычным и сложным. В этом вы убедитесь сегодня. Итак, к бокру добавили суффикс? Как мы называем такой способ словообразования? (Суффиксальный)Давайте возьмем реальный корень, имеющий значение. Например, лис.
Лис (производящая основа) – лисенок (производное слово). Повторите, какой способ словообразования? (суф-ый)
Попробуйте найти в языке другие производящие основы и приставить к ним аффиксы: лес, внук, порядок, купать, вкус, окно, рукав, нога, одеяло – говорим о префиксальном способе и префиксально-суффиксальном.
(Запись трех способов, известных с 6 класса, с обновленной терминологией. На доске и в тетр.)
Новая тема. 18 мин
Ребята. Вам даны глаголы. Попробуйте образовать от них существительные, определив способ. (У доски)
Решать (решение), суффиксальн.
Варить (варение), суффиксальн.
Петь (пение), суффиксальн.
Смешить (смех). ( Замечают, что Суффикс пропал. Обсуждение. Пытаются назвать способ… Бессуффиксный или нулевая суффиксация. Запись на доске и в тетр.термина)
Восходить (восход),
хлопотать (хлопоты),
звать (зов);
от прилагательных можно образовать слова бессуф.способом:
зеленый (зелень),
синий (синь),
сухой (суша),
мемориальный (мемориал).
Давайте поработаем со словом мороз. Образуйте суф.способом глагол от слова мороз. СЛАЙД 2.(Морозить). От глагола морозить образуйте суффиксальным способом причастие. (Мороженое) «Мороженое мясо» и «мороженое на палочке» образованы одним способом? (Нет). Если бы способ был один, то слова бы не различались. А они имеют разницу. Какую? (часть речи). Так как же образовано слово мороженое – сущ? От какого слова? ( Размышляют. Вывод: от мороженое – прич.). Это следующий новый способ для вас – субстантивация (запись в тетр.и на доске).От лат. Substantium-существительное. То есть переход из одной части речи в другую, в сущ..
Найдите слова, образованные суф.способом, и слова субстантивированные. СЛАЙД 3.
Столовая ложка, большая столовая.
Пострадавший пешеход, пострадавший доставлен в больницу.
Мороженый судак, фруктовое мороженое.
Больной пес, больной выпил лекарство.
Учительская закрыта, учительская похвала.
Второе желание, оплатить второе.
Далекое прошлое, прошлое событие.
Ребята. Поделимся на 4 группы. Сейчас мы будем работать с четырьмя новыми для вас способами. Они близки. Их часто объединяют в одно название. Подумайте, по какому принципу они объединены, и попытайтесь дать им название, не используя вспомогат.материал. (Раздаточный материал.)
- Громкоговоритель, себялюбие, овощехранилище, глинозем, северозапад, рукопись, листопад.
- Быстрорастворимый, гладковыбритый, долгоиграющий, вышеизложенный, быстросохнущий.
- Соцпедагог, педколлектив, сбербанк, универмаг, спецкор, завхоз, завуч, лесхоз, ликбез.
- ПДД, загс, МГУ, СССР, ГБОУ СОШ, вуз.
(Вывод : способы сложение, сращение, сложносокращения, аббревиация. Все эти способы называют сложением.)
Дом.Задание. 3 мин. (На доске.)
Признанные писатели и поэты владели словобразованием на самом высоком уровне. Они могли составлять из корней и аффиксов самые любопытные и необычные слова. Например, А.С.Пушкин, говоря о своей любви к Наталье Гончаровой использовал слово «оганчарован». В.В. Маяковский смело сочинял новые слова: «испешеходить», «синеветь»…Многие авторы сочиняли подобные слова. Они названы в науке окказионализмы. Найдите в литературоведческих словарях определение термина ОККАЗИОНАЛИЗМ. Выпишите в тетрадь примеры с именем автора. Попробуйте придумать свой(и) окказионализм(ы).
Закрепление. 7 мин.
Попробуем выполнить тест по типу заданий блока А ЕГЭ по словообразованию. Выполнив, сдаем на проверку. (раздат.материал.)
Рефлексия. 2 мин.
Ребята. Какие новые термины сегодня вошли в ваш лексикон? (называют). На сегодня мы «насловообразовывались». Это вам мой окказионализм. До свидания. Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Громкоговоритель,
себялюбие,
овощехранилище,
глинозем,
северозапад, рукопись,
листопад.
Быстрорастворимый, гладковыбритый, долгоиграющий, вышеизложенный, быстросохнущий.
Соцпедагог, педколлектив, сбербанк,
универмаг,
спецкор,
завхоз,
завуч,
лесхоз,
ликбез.
ПДД,
загс,
МГУ,
РФ,
ГБОУ СОШ,
вуз.
Предварительный просмотр:
Ф.И. _____________________________________________
Тест по разделу «Словообразование»
А) Какой способ образования слова любитель?
1) приставочный
2) приставочно-суффиксальный
3) суффиксальный
4) бессуффиксный
Б) Какой способ образования слова прослыть?
1) приставочный
2) приставочно-суффиксальный
3) суффиксальный
4) бессуффиксный
В) Какой способ образования слова подсчет?
1) приставочный
2) приставочно-суффиксальный
3) суффиксальный
4) бессуффиксный
Г) В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?
1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый
2) главк, ФСБ, спецназ, нелегал
3) МГУ, РФ, вуз, местком
4) РГПУ, светотень, РАН, юрфак
Д) Какое слово образовано не приставочно-суффиксальным способом?
1) разрыдаться
2) проигрыш
3)наконечник
4) подмораживает
Е) В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?
1) По улице шел военный.
2) Учащийся решил пример путём подстановки.
3) Школьная столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.
ОТМЕТКА _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."
Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...