статья "Проектная деятельность на уроках русского языка"
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
В настоящее время в образовании активно набирает обороты проектная деятельность, которая решает не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи.Проект даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Лысенко Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия №8
В настоящее время в образовании активно набирает обороты проектная деятельность, которая решает не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Учебный проект – одна из личностно ориентированных технологий, совмещающая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Проект даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Основной целью проектного обучения является формирование творческого мышления учащихся. В основе такого обучения лежит исследовательский метод решения познавательных задач. Проектная деятельность направлена на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать нужную информацию и анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, тщательно обдумывать принимаемые решения и умело планировать действия.
Проект для учащегося – это возможность делать что-то самостоятельно, в паре или в группе; это возможность проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу, показать достигнутый результат. Для учителя проект – это интегрированное учебное средство обучения и воспитания, позволяющее развивать ученику навыки в планировании деятельности, в поиске необходимой информации, ее систематизации и структуризации, в применении знаний, умений в различных ситуациях, рефлексии и самоанализе, презентации и самопрезентации.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, бедность словарного запаса, отсутствие навыка анализа и обобщения, а также работы с текстом. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания. Такая деятельность формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги.
Организуя проектную деятельность, можно предложить учащимся следующие этапы работы (на примере реализации проекта по русскому языку «Это коварное ударение» в 5 классе):
1 этап. Подготовительный (определение цели и темы проекта). Ученики самостоятельно выбирают тему в рамках направлений, предложенных учителем. Формулируют учебную задачу, определяют цель работы: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы. Определяется планируемый продукт - презентация (в электронном виде), памятка «Мой акцентологический минимум».
2 этап. Планирование работы. Формирование рабочей группы из 2 человек, выбор руководителя исполнителя, распределение обязанностей, определение сроков выполнения. Разработка графика консультаций. Составление плана работы: изучение литературы по данной проблеме, наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, членов семей родителей, составление карточек со словами для опроса, распределение их по группам, исследование (опросники для одноклассников и их родителей), обобщение исследований.
3этап. Реализация проекта. Поиск, структурирование и анализ собранного материала в соответствии с обозначенными обязанностями внутри группы, решение возникающих проблем.
4 этап. Презентация (представление результатов аудитории, ответы на вопросы, объяснение полученных результатов). Презентация проекта происходит в виде публичной защиты на специальном заседании. Представление информации в мультимедиа, презентация буклета, выводы:
-выявили слова,в которых больше всего и чаще всего нарушаются акцентологические нормы;
-изучили акцентологические нормы с целью повышения уровня культуры нашей речи и речи окружающих нас людей;
-познакомились с орфоэпическими словарями и составили памятку «Мой акцентологический минимум» для одноклассников и их родителей.
5 этап. Осмысление и оценка (подведение итогов, оценка результатов, анализ в группе). Происходит рефлексия. Учитываются замечания учителя и учащихся других групп.
Кратко всю информацию о проекте можно представить в виде паспорта проекта, который выглядит следующим образом:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: Это коварное ударение.
Учебный предмет: русский язык.
Тип проекта: парный, долговременный, практико-ориентированный.
Цель: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Задачи: на основе анализа литературы и тест - опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы;
-определить пути повышения культуры речи;
- способствовать активному включению в изучение нормы литературного языка;
-создать индивидуальную памятку «Мой акцентологический минимум».
Возраст участников проекта: 11-12 лет
Состав проектной группы: Сермукова Динара, Фофонова Евгения, Сермукова Алина.
Аннотация проекта: на наш взгляд, актуальность данного проекта очевидна, потому что произношение слов часто вызывает затруднения у учеников; практическая значимость проекта заключается в следующем: собранный нами материал может быть использован на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, памятка «Мой акцентологический минимум», предложенная нами, поможет ребятам в обучении и запоминании правильного произношения наиболее часто употребляемых слов. Личная значимость проекта в том, что при работе каждый приобретает знания в плане русского языка, умения работать в паре, добывать, анализировать, систематизировать материал.
Предполагаемые продукты: презентация (в электронном виде), буклет.
Этапы работы над проектом: работа над проектом продолжалась в течение 3-х месяцев.
Список использованной литературы.
1.Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград, 2009. – 169 с.
2.Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.
"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.
Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности
Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...