статья "Проектная деятельность на уроках русского языка"
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Лысенко Ирина Викторовна

В настоящее время в образовании активно набирает обороты проектная деятельность, которая решает не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи.Проект даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Лысенко Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия №8

В настоящее время в образовании активно набирает обороты проектная деятельность, которая решает не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Учебный проект – одна из личностно ориентированных технологий, совмещающая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Проект даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Основной целью проектного обучения является формирование творческого мышления учащихся. В основе такого обучения лежит исследовательский метод решения познавательных задач. Проектная деятельность направлена  на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать нужную информацию и анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, тщательно обдумывать принимаемые решения и умело планировать действия.

Проект для учащегося – это возможность делать что-то самостоятельно, в паре или в группе; это возможность проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу, показать достигнутый результат. Для учителя проект – это интегрированное учебное средство обучения и воспитания, позволяющее развивать  ученику навыки  в планировании деятельности, в поиске необходимой информации, ее систематизации и структуризации, в применении знаний, умений  в различных ситуациях, рефлексии и самоанализе, презентации и самопрезентации.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, бедность словарного запаса, отсутствие навыка анализа и обобщения, а также работы с текстом. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания. Такая деятельность   формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги.

Организуя проектную деятельность, можно предложить учащимся следующие этапы  работы (на примере реализации проекта по русскому языку «Это коварное ударение» в 5 классе):

1 этап. Подготовительный (определение цели и темы проекта). Ученики самостоятельно выбирают тему в рамках направлений, предложенных учителем. Формулируют учебную задачу, определяют цель работы: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы. Определяется планируемый продукт - презентация (в электронном виде), памятка «Мой акцентологический минимум».

2 этап. Планирование работы. Формирование рабочей группы из 2 человек,  выбор руководителя исполнителя, распределение обязанностей, определение сроков выполнения. Разработка графика консультаций.  Составление плана работы: изучение литературы по данной проблеме, наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, членов семей родителей, составление карточек со словами для опроса, распределение их по группам, исследование (опросники для одноклассников и их родителей), обобщение исследований.

3этап. Реализация проекта. Поиск, структурирование и анализ собранного материала в соответствии с обозначенными обязанностями внутри группы,  решение возникающих проблем.

4 этап. Презентация (представление результатов аудитории, ответы на вопросы, объяснение полученных результатов). Презентация проекта происходит в виде  публичной защиты  на специальном заседании. Представление информации в мультимедиа, презентация буклета, выводы:

-выявили слова,в которых больше всего и чаще всего нарушаются акцентологические нормы;

-изучили акцентологические нормы с целью повышения уровня культуры нашей речи и речи окружающих нас людей;

-познакомились с орфоэпическими словарями и составили памятку «Мой акцентологический минимум» для одноклассников и их родителей.

5 этап. Осмысление и оценка (подведение итогов, оценка результатов, анализ в группе). Происходит рефлексия. Учитываются  замечания учителя и учащихся других групп.

        Кратко всю информацию о проекте можно представить в виде паспорта проекта, который выглядит следующим образом:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: Это коварное ударение.

Учебный предмет:  русский язык.

Тип проекта: парный, долговременный, практико-ориентированный.

Цель: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Задачи: на основе анализа литературы и тест - опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы;

-определить пути повышения культуры речи;

- способствовать  активному включению в изучение нормы литературного языка;

-создать индивидуальную памятку «Мой акцентологический минимум».

Возраст участников проекта:  11-12 лет

Состав проектной группы: Сермукова Динара, Фофонова Евгения, Сермукова Алина.

Аннотация проекта:  на наш взгляд, актуальность данного проекта очевидна, потому что произношение слов  часто вызывает затруднения у учеников;  практическая значимость проекта заключается в следующем: собранный нами материал может быть использован на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, памятка «Мой акцентологический минимум», предложенная нами, поможет ребятам в обучении и запоминании правильного произношения наиболее часто употребляемых слов. Личная значимость проекта в том, что при работе каждый приобретает знания в плане русского языка, умения работать в паре, добывать, анализировать, систематизировать материал.

Предполагаемые продукты:  презентация (в электронном виде), буклет.

Этапы работы над проектом: работа над проектом продолжалась в течение 3-х месяцев.

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград, 2009. – 169 с.

2.Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...