Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) | |
Технология | |||
Применение ИКТ. | -Снижение динамики качества знаний учащихся; -Невысокая мотивация к изучению предметов; -Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающихся; -Отсутствие навыка работы с информационными ресурсами сети Интернет. | На всех типах и этапах урока -на этапе мотивации; -на этапе актуализации знаний; - на этапе проблемного объяснения нового материала; -на этапе первичного закрепления; -этап- включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. | -Овладение учащимися ключевыми компетентностями; - Рост динамики качества знаний и эффективности урока; -Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. -Формируется активная учебная деятельность, самостоятельное мышление, познавательные интересы, -Повышается активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся -Углубляются межпредметные связи -Усиливается практическая направленность знаний, -Формируется устойчивый познавательный интерес обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности, -Повышается воспитательное воздействие во всех формах деятельности; -Осуществляется индивидуализации и дифференциации -Развивается способность свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств. - Обучающиеся обучаются методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; становятся активными субъектами учебной деятельности, овладевают практическими способами работы с информацией, - Проведение уроков на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); -Развивается умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. |
Технология индивидуального обучения (автор Г.А Кузнецова) – частично. | •применение заданий разного уровня | -этап - включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. | •развитие умения самостоятельного выполнения работы •умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты |
Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения.(автор В.Д.Шадриков) | •развитие сотрудничества в ученическом коллективе •развитие коммуникативных навыков учащихся | -на этапе первичного закрепления; -этап - включение в систему знаний и повторение. | •повышается интерес к предмету •развитие навыков коллективной деятельности •повышается успеваемость и качество знаний по предмету |
Интеграция уроков (частичная) | ●всевозможная интеграция уроков русского языка и литературы, частично – литература - история. | На всех типах и этапах урока -на этапе мотивации; -на этапе актуализации знаний; - на этапе проблемного объяснения нового материала; -на этапе первичного закрепления; -этап - включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. | •уметь извлекать знания в межпредметной деятельности |
Игровые технологии (автор Б.П.Никитин) | ● повышение мотивации учащихся | - на этапе проблемного объяснения нового материала; -на этапе первичного закрепления; -этап- включение в систему знаний и повторение. | •повышение интереса к изучаемому предмету |
Здоровьесберегающие | Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества. -снижение готовности учащихся к школе на 28%, кроме того, 65% моих детей проживают в плохих социально – бытовых условиях; -Интенсификация процесса обучения; -перегрузка учащихся, снижение двигательной активности, -отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом; -несформированность навыков здорового образа жизни; -"плохая" экология; -кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. | На всех типах и этапах урока -на этапе мотивации; -на этапе актуализации знаний; - на этапе проблемного объяснения нового материала; -на этапе первичного закрепления; -этап- включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. -Создание и поддержка благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке; -учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации; -пятиминутки оздоровительного характера по методике В.И. Ковалько, короткие беседы о здоровье, гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику; -разработка и использование оригинальных задач с элементами здоровьесбережения и театрализации; - разработка уроков в стихах с использованием здоровьесеберегающих технологий. http://festival.1september.ru/authors/209-990-771 -использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного; -контроль соблюдения гигиенических условий учебного процесса (подбор мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим); -исключение перегрузок; -проведение целенаправленной рефлексии в итоговой части урока; -проведение физкультминуток с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа; - определение и фиксация психологического климата на уроке; -контроль за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом. | -Снижение уровня заболеваемости -активное участие обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, -постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, -развитие его саморегуляци, -становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитании -формируется ответственность за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. -воспитывается культура здоровья, личностные качества, представления, мотивацию на ведение здорового образа жизни. |
Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова | • применение заданий разного уровня | -на этапе мотивации; -этап - включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. | •развитие умения самостоятельной работы •умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты |
Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека. Е.Н.Ильин | • привитие интереса к предмету | На всех типах и этапах урока -на этапе мотивации; -на этапе актуализации знаний; - на этапе проблемного объяснения нового материала; -на этапе первичного закрепления; -этап- включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. | •воспитание нравственно-эстетических качеств |
Электронный образовательный ресурс | |||
1.Справочные, научные материалы | |||
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание» http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы | • повысить мотивацию обучения; • повысить эффективность процесса обучения; • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; • совершенствовать методики проведения уроков; • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). | На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие) дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей. ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности | •улучшение качества знаний •повышение интереса к изучаемому предмету •повышается интерес к предмету •развитие навыков коллективной деятельности •повышается успеваемость и качество знаний по предмету |
2.Электронные библиотеки, архивы, пособия: | |||
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник | • повысить мотивацию обучения; • повысить эффективность процесса обучения; • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; • совершенствовать методики проведения уроков; • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). | На всех типах и этапах урока -на этапе мотивации; -на этапе актуализации знаний; - на этапе проблемного объяснения нового материала; -на этапе первичного закрепления; -этап- включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой. | Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и ,как следствие, повышает уровень обученности учащихся. |
3.Издательский дом «Первое сентября»: | |||
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы» | • повысить эффективность процесса обучения; • совершенствовать методики проведения уроков; • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; • планировать и систематизировать свою работу; • использовать как средство самообразования; • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). | Можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. | •Учет особенностей восприятия современных детей и подростков; •Использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность); •Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств; • Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР) |
4.Олимпиады, конкурсы: | |||
http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. | • повысить мотивацию обучения; • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; | Можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. | Несомненное достоинство данного типа ЭОР заключается и в том, что их применение способствует реализации инновационной модели обучения, внедрения которой требуют новые государственные образовательные стандарты: в этой модели учитель не распространитель знаний, не контролер, а организатор учебной деятельности, партнер своих учеников. |
5.Методические материалы: | |||
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru) www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU» http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания) | • повысить мотивацию обучения; • повысить эффективность процесса обучения; • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; • совершенствовать методики проведения уроков; • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; • планировать и систематизировать свою работу; • использовать как средство самообразования; • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). | Можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности | Объективность контроля; Возможности индивидуализации процесса обучения; Возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий); Возможность сочетания методических приемов; Разнообразие видов деятельности обучаемых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Таблица " Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" - из материалов портфолио к аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
это важно...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Из материалов к аттестации педагогического работника....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЗОР и ИКТ) в образовательном процессе.
Здесь я представила наиболее используемые мной технологии при разработки уроков....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Таблица "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе....