Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
материал на тему
Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Ф.И.О. учителя Парфенова Ирина Геннадьевна
Технологии | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) |
Информационные технологии | Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Задача учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Надо научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование. | Информационные технологии использую в обучении на следующих этапах: -во вступительном слове учителя или учащихся; -на этапе предъявления учебной информации; -на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; -на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); -на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; -на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; -во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям; -при подготовке к государственной итоговой аттестации. В кабинете, оснащенном компьютерной техникой, у учащихся появляется заинтересованность и потребность в знаниях. Целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения? Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п. На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), но, работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Это разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. На уроках русского языка и литературы можно использовать самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Фраза», «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Достоинство электронного учебника в том, что большой объем информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы. Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, на родине С.Есенина, П.П.Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты (klassika.ru - электронная библиотека русской классической литературы, litera.ru, litera.edu.ru ). В кабинете литературы представлена видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом. | Считаю, что использование информационных технологий обучения в системе существенно влияет и на формирование образовательных компетенций школьников: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации). |
Использование ЭОР позволяет сделать урок более результативным, по-настоящему развивающим и познавательным. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://scool-collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» «Учительский портал» «Российский общеобразовательный портал» «Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ)» «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия» http://www.megabook.ru/encyclopedia «Литература для школьников» Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала Культура письменной речи Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО Филологический портал Philology.ru | При планировании стараюсь предусмотреть как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки д/з, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного и т.д. К каждой из изученных тем стараюсь выбрать различные виды: тесты, презентации, проекты, тренажеры, диафильмы. Использую во внеурочной деятельности. | Результат: - овладение учащимися ключевыми компетентностями; - рост динамики качества знаний и эффективности урока; - формируется активная учебная деятельность, самостоятельное, мышление, познавательные интересы; - повышается активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся; - углубляются межпредметных связей; - формируется устойчивый, познавательный интерес обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности; - осуществляется индивидуализации и дифференциации; - развивается способность свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств; - проведение уроков на высоком эстетическом уровне; | |
Технология формирования типа правильной читательской деятельности | Технология универсальна. Может применяться на уроках русского языка и литературы. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему эта технология, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Цель технологии: формирование читательской компетенции школь-ника. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. | Эта технология едина для всех типов уроков деятельностной направленности в соответствии с ФГОС: -уроки «открытия» новых знаний; -уроки отработки умений и рефлексии; -уроки общеметодологической направленности; -уроки развивающего контроля. Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. Соответственно она используется на таких этапах изучения темы, как первичное восприятие, обработка информации и обобщение. На уроках любого типа эта технология всегда используется на этапе мотивации к деятельности и на этапе актуализации знаний. Также на 50% уроков эта технология используется на этапе включения в систему знаний и повторения. На своих уроках я использую такие виды деятельности, как - постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе; - определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; - выбор ключевых слов; - фиксации первичных впечатлений; - постановка уточняющего вопроса; - постановка к тексту обобщающих вопросов; - анализ текста; - обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста; - выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов; - творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). | В результате использования технологии формирования типа правильной читательской деятельности решаются следующие задачи: - формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; - одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать с целью поиска необходимой для решения определённых задач на уроке и в жизни информации; - введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; - развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; - развитие творческих способностей детей; - приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с различными понятиями. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Проблемно-диалогическая технология | Эта технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. | Проблемно-диалогическое обучение означает, что на уроке «открытия» новых знаний должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность. Побуждающий диалог помогает ученику на этапе постановки проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. | В результате использования технологии повышается познавательная активность: вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего до чего додумался лично. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний. |
Технология критического мышления | Название технологии объясняет её суть: мышление «работает» через чтение и письмо, через те базовые процессы, с помощью которых человек получает и передаёт информацию, следовательно, важно научить школьников эффективно читать и писать, т.е. развивать письменную («внутреннюю») и устную речь. Имеется в виду обучение не первичному письму и чтению, а продуктивному (вторичному) чтению, в процессе которого информация подвергается анализу. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Под критическим мышлением подразумевается, по определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, «мышление рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. | Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии. Урок по данной технологии состоит из трех этапов (стадий): - стадия вызова; - смысловая стадия; - стадия рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме (повторение изученного, обучение с опорой на субъектный опыт), затем познакомиться с новой информацией (этап исследования нового учебного материла), потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить (этап применения знаний). В целом данная структура урока соответствует традиционной структуре, но урок по данной технологии отличается тем, что главным вопросом для учителя является вопрос, как будет организована мыслительная деятельность учеников, насколько эффективна будет учебная работа. Отмечается, что предпочтение отдаётся самостоятельной деятельности обучающихся. Основными формами урока являются парно-групповые формы, что полностью соответствует системно-деятельностному подходу к обучению в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). | Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлена на достижение образовательных результатов: 1) умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; 2) пользоваться различными способами интегрирования информации; 3) задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; 4) решать проблемы; 5) вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; 6) выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; 7) аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; 8) способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); 9) брать на себя ответственность; 10) участвовать в совместном принятии решения; 11) выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; 12) умение сотрудничать и работать в группе и др.
|
Технология здоровьесбережения | Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому применяю современные образовательные технологии через призму здоровьесбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности. | Каждый урок я начинаю с психологического настроя класса. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Соблюдаю требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (регулярное проветривание кабинета на переменах, соблюдение правильной осанки). Регулярно провожу физкультминутки, упражнения для рук, точечный массаж, упражнения на релаксацию. Для снятия зрительного утомления использую гимнастику для глаз по методике У. Г. Бейтса, В. Ф. Базарного, В. А. Ковалева, Э.С. Аветисова, Н. Исаевой. | Внедрение в практику работы данного приёма здоровьесберегающих технологий, мне позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье детей. |
Технология проектного обучения | Использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы. Выбор проектного метода обоснован тем, чтобы учебный процесс стал более увлекательным для учащихся. Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. | Этот метод я использую на этапах обобщения на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности. Вид деятельности - сотрудничество. | Результаты в ходе выполнения проектов. 1.Формируются и отрабатываются: - навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; - навыки публичного выступления (ораторское искусство) - умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; - умение работать в группе, в команде. 2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры. 4. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. 5. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества. Результат: Учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности и творческих конкурсах. Созданы проекты «Моя родословная», «Что в имени тебе моем», «Почему мы так говорим», «Время читать! (создание буктрейлеров)» и т.д. На 19 % увеличилось число учащихся участвующих в выполнении проектов по русскому языку и литературе. |
Технология уровневой дифференциации | Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет ученический коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. | Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями: - создание атмосферы, благоприятной для учащихся; - активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы учащийся учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; - обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). В моём классе есть разные дети: и отличники, и «средние» ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому я прихожу к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации. | Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания следующего уровня. Создается ситуация успеха и ощущение уверенности у обучающихся. Возрастает степень психологического комфорта учащихся на уроках. Дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования. |
Технология групповой работы | Подобная форма организации обучения создает все необходимые условия для общего развития, проявления сотрудничества, взаимодействия с другим человеком. Групповая работа-наиболее эффективная альтернатива традиционным методам обучения. | Создаю на уроке и внеклассном мероприятии ситуации, когда возникает групповой эффект совместной учебно-воспитательной деятельности, акцентируется работа по коллективной поддержке человека и дела, развиваются стремления к здоровому соперничеству и соревновательности. Групповые способы работы организую через малые и большие группы, через работу в паре, в группе и индивидуально на разных этапах урока (изучение нового материала, закрепление и т.д.) Групповая деятельность оказывает мощное стимулирующее воздействие на ребенка, помогает раскрыться личностям с неявными лидерскими качествами; происходит взаимное обогащение членов группы. | Результат: - коллективное взаимообучение; - развитие коммуникативных компетенций; - расширение кругозора; - создание атмосферы эмоционального комфорта; - позитивная динамика качества знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Таблица " Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" - из материалов портфолио к аттестации....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
это важно...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Из материалов к аттестации педагогического работника....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЗОР и ИКТ) в образовательном процессе.
Здесь я представила наиболее используемые мной технологии при разработки уроков....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Таблица "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе...