Методические разработки"Система изучения правил правописания в начальных классах вспомогательной школы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чаюн Марина Михайловна

Тема: «Система изучения правил правописания в начальных классах вспомогательной школы» Для изучения в младших классах вспомогательной школы вы¬делены расходящиеся с произношением написания, которые мож¬но подвести под обобщения в виде правил. Последовательность и длительность изучения правил правописания зависят от уровня речевого развития школьников, сформированности аналитико-синтетической деятельности, принципов, которым подчинены написа¬ния, а также сложности их усвоения детьми. Наиболее легкими являются правила правописания мягкого знака в конце и середине слова для обозначения мягкости соглас¬ных, а также разделительного мягкого знака, так как эти правила базируются на звуко-буквенном анализе, т. е. тесно смыкаются с фонетически правильным письмом. Как и при обучении, всем фонетическим написаниям, опорой здесь является правильное слуховое восприятие и произношение. При изучении этой темы, прежде всего, необходимо умение учащихся различать на слух твердые и мягкие согласные и правильно их произносить. Этому будут способствовать следующие упражнения. 1. Определить, в каких словах данный согласный твердый, а в каких —мягкий (кон— конь, стол— соль). Правильно произне¬сти эти слова. 2. Среди ряда слов услышать слова с мягкими согласными и поднять руку. Повторить слова. 3. Среди предложенных рисунков найти те, в названиях которых встречается мягкий согласный. Правильно произнести слова. 4. Уточнить количество звуков в анализируемых словах. Сделать условно-графическую запись. 5. Прочитать заданные слова и выписать или назвать слова с Ь. 6. В подписях под рисунками подписать, где надо Ь. 7. Сделать подписи под рисунками, где требуется Ь 8. Составить словосочетание или предложение с данными словами. (Ролик) УСВОЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ К традиционным относятся написания, которые не имеют способов проверки. Эти слова с непроверяемыми безударными гласными Правописание слов с непроверяемой безудар¬ной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Слова с непроверяемой безударной гласной (собака, газета, тетрадь, заяц и др.). Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка. Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение ор-фограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Рекомендуется следующая последовательность работы со «сло¬варными» словами. 1.Прочитать напечатанное слово. Определить его значение. 2. Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь, выделить проверяемую орфограмму 3.Подбирать к слову со¬ответствующий рисунок. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ Правописание имен собственных формируется в течение длительного времени , так как в своей основе имеет определённое грамматическое понятие. Главным при обучении здесь является не зрительно-моторное восприятие, а суждение, позволяющее выделить имена собственные и правильно их написать. Для обучения правописанию имен собственных можно реко¬мендовать следующие задания. 1. Прочитать слова (Ваня, Маша). Сказать, что они обозна¬чают. 2. Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова, которые обозначают имена (фамилии, клички животных и т. д.). 3. Прочитать имена (фамилии, клички). Обратить внимание на их правописание. Сделать вывод: «Имена людей (фамилии, клички животных) пишутся с большой буквы». Сложность для детей представляет раз¬личение имен собственных и нарицательных. Первые упражнения должны быть направлены на выделение имен собственных. 1. Прочитать. (Мальчик Ваня. Мальчик Петя. Девочка Катя. Девочка Галя.) Выписать имена мальчиков, девочек. (Мальчики: .... Девочки: ... .) Сказать, с какой буквы пишутся имена. Подчеркнуть большую букву в именах мальчиков, девочек. 2. Дописать клички животных. Клички животных писать с большой буквы. (Собаки: Жучка, .... Кошки: Мурка, .... Коро¬вы: Буренка, .... Лошади: Сивка, ... .) Подчеркнуть большую букву в кличках животных. 3. Прочитать. (Моя фамилия Иванов. Фамилия моей мамы Иванова, Фамилия моего папы Иванов. Наша фамилия Ивановы.) Написать свою фамилию, фамилию своей мамы, своего папы. Сказать, с какой буквы пишутся фамилии людей. Подчеркнуть большую букву в фамилиях людей. 4. Прочитать и обратить внимание на большую букву в именах и отчествах людей. (Мою маму зовут Лидия Ивановна. Моего папу зовут Сергей Петрович. Мою учительницу зовут Нина Ми¬ хайловна.) Написать имя и отчество своей мамы, своего папы, своей учительницы. Подчеркнуть большую букву в именах собственных. 2. Дописать предложения, вставляя имена собственные. Для облегчения усвоения правил правописания в младших классах программный материал распре¬делен так, чтобы каждое новое правило опиралось на пройден¬ный материал, изучалось поэтапно и довольно длительно. Главным в системе обучения орфографии является требование сознательного усвоения орфографического правила. Прежде всего этому должны способствовать упражнения, подготавливающие учеников к пониманию нового правила, постановка проблемы, подводящей к необходимости его применения, а также яркое и убедительное его объяснение. Следующим моментом успешного формирования орфографиче¬ского навыка является овладение детьми операциями, связанными с применением правил на практике. Здесь рекомендуются упражнения, развивающие умение объяс¬нять написание слов, пользуясь правилом. Достаточная практика учеников в решении орфографических задач будет способствовать выработке у них умения контролиро¬вать себя при помощи усвоенного правила. Для этого ученики прежде всего должны уметь выделять орфограммы. Большое значение в усвоении правил правописания имеет по¬вторение трудных случаев в начале и в конце года, в начале и кон¬це четверти, после прохождения каждой темы. Особое внимание следует уделить повторению правил, на основе которых строится усвоение нового материала. Кроме того, необходимо найти время для повторения пройденных орфограмм при изучении каждой последующей темы. Это важно, так как учащиеся вспомогатель¬ной школы могут усвоить материал только в том случае, если он часто встречается в их практике, иначе полученный навык распа¬дается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_izucheniya_pravil_pravopisaniya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система изучения правил правописания  в начальных классах вспомогательной школы»

Для изучения в младших классах вспомогательной школы выделены расходящиеся с произношением написания, которые можно подвести под обобщения в виде правил. Последовательность и длительность изучения правил правописания зависят от уровня речевого развития школьников, сформированности  аналитико-синтетической деятельности, принципов, которым подчинены написания, а также сложности их усвоения  детьми.

Наиболее легкими являются правила правописания мягкого знака в конце и середине слова для обозначения мягкости согласных, а также разделительного мягкого знака, так как эти правила базируются на звуко-буквенном анализе, т. е. тесно смыкаются с фонетически правильным письмом. Как и при обучении, всем фонетическим написаниям, опорой здесь является правильное слуховое восприятие и произношение.

При изучении этой темы,  прежде всего, необходимо умение учащихся   различать  на слух твердые и  мягкие согласные и  правильно   их произносить.

 Этому будут способствовать следующие упражнения.

  1. Определить, в каких словах данный согласный твердый, а в каких —мягкий  (кон— конь, стол— соль). Правильно произнести эти слова.
  2. Среди ряда слов услышать слова с мягкими согласными и поднять руку. Повторить слова.
  3. Среди предложенных рисунков найти те, в названиях которых встречается мягкий согласный. Правильно произнести слова.
  4. Уточнить количество звуков в анализируемых словах. Сделать условно-графическую запись.
  5. Прочитать заданные слова и выписать или назвать слова с Ь.
  6. В подписях под рисунками подписать, где надо Ь.
  7. Сделать подписи под рисунками, где требуется Ь
  8. Составить словосочетание или предложение с данными словами. (Ролик)

УСВОЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ

К традиционным относятся написания, которые не имеют способов проверки. Эти слова с непроверяемыми безударными гласными

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Слова с непроверяемой безударной гласной (собака, газета, тетрадь, заяц и др.).

Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.

Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение орфограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием.

Рекомендуется следующая последовательность работы со «словарными» словами.

1.Прочитать напечатанное слово. Определить его значение.

  1. Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь,  выделить проверяемую орфограмму

3.Подбирать к слову соответствующий рисунок.

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

Правописание имен собственных формируется в течение длительного времени , так как в своей основе имеет определённое грамматическое понятие. Главным при обучении здесь является не зрительно-моторное восприятие, а суждение, позволяющее выделить имена собственные и правильно их написать.

Для обучения правописанию имен собственных можно рекомендовать следующие задания.

  1. Прочитать слова   (Ваня, Маша). Сказать, что они обозначают.
  2. Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова,  которые обозначают имена   (фамилии,   клички животных и т. д.).
  3. Прочитать   имена   (фамилии,  клички).  Обратить  внимание на их правописание.  Сделать вывод: «Имена   людей   (фамилии, клички животных)  пишутся с большой буквы».

Сложность для детей представляет различение имен собственных и нарицательных. Первые упражнения должны быть направлены на выделение имен собственных.

  1. Прочитать.   (Мальчик Ваня. Мальчик Петя. Девочка Катя. Девочка Галя.) Выписать имена мальчиков, девочек.  (Мальчики: .... Девочки: ... .)  Сказать,    с    какой  буквы пишутся имена.
    Подчеркнуть большую букву в именах мальчиков, девочек.
  2. Дописать    клички   животных.    Клички   животных писать с большой буквы.  (Собаки: Жучка, .... Кошки: Мурка, .... Коровы: Буренка, .... Лошади: Сивка, ... .)  Подчеркнуть большую
    букву в кличках животных.
  3. Прочитать.   (Моя  фамилия   Иванов.    Фамилия моей мамы Иванова, Фамилия моего папы Иванов. Наша фамилия Ивановы.)

Написать свою фамилию, фамилию своей мамы, своего папы. Сказать, с какой буквы пишутся фамилии людей. Подчеркнуть большую букву в фамилиях людей.

4. Прочитать и обратить внимание на большую букву в именах и отчествах людей.  (Мою маму зовут Лидия Ивановна. Моего папу зовут Сергей Петрович. Мою учительницу зовут Нина Ми
хайловна.)

Написать имя и отчество своей мамы, своего папы, своей учительницы.

Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

2. Дописать предложения, вставляя имена собственные.

Для облегчения усвоения правил правописания в младших классах  программный материал распределен так, чтобы каждое новое правило опиралось на пройденный материал, изучалось поэтапно и довольно длительно.

Главным в системе обучения орфографии является требование сознательного усвоения орфографического правила. Прежде всего этому должны способствовать упражнения, подготавливающие учеников к пониманию нового правила, постановка проблемы, подводящей к необходимости его применения, а также яркое и убедительное его объяснение.

Следующим моментом успешного формирования орфографического навыка является овладение детьми операциями, связанными с применением правил на практике. Здесь рекомендуются упражнения, развивающие умение объяснять написание слов, пользуясь правилом.

Достаточная практика учеников в решении орфографических задач будет способствовать выработке у них умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. Для этого ученики прежде всего должны уметь выделять орфограммы.

Большое значение в усвоении правил правописания имеет повторение трудных случаев в начале и в конце года, в начале и конце четверти, после прохождения каждой темы. Особое внимание следует уделить повторению правил, на основе которых строится усвоение нового материала. Кроме того, необходимо найти время для повторения пройденных орфограмм при изучении каждой последующей темы. Это важно, так как учащиеся вспомогательной школы могут усвоить материал только в том случае, если он часто встречается в их практике, иначе полученный навык распадается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.

Урок был  проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён  Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...

Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе «Баскетбол. «Школа баскетбольного мяча».

Цель урока: закрепить знания по разделу «Баскетбол», формировать и развивать двигательные навыки Задачи урока:1.     Оздоровительные·...

Методическая разработка Урок-занятие для учащихся начальных классов «Здоровый образ жизни»

Занятие помогает обобщить знания учащихся по теме «Здоровый образ жизни», формировать потребность вести здоровый образ жизни. Способствует формированию убеждения о необходимости сохранения личного здо...

Методические разработки по английскому языку в начальных классах

План урока в 3 классе и технологическая карта урока. Контрольная работа в 4 классе по английскому языку....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей в инструментальном классе Детской школы искусств"

Методическая разработка  "Развитие творческих способностей в инструментальном классе  Детской школы искусств"...