открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Определительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе по теме "Определительные местоимения" построен в соответствии с ФГОС. Проведение каждого этапа описано подробно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_6_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (6 КЛАСС)
ТЕМА: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ».
ЦЕЛИ:
- дидактическая: создать условия для осознания и осмысления информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
- развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности, развивать «умение учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
- воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать в учениках уверенность в себе.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения (проблемно-диалогического), развития исследовательских навыков, проектной деятельности, технология уровневой дифференциации, технология продуктивного чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПРЕДМЕТНЫЕ: научиться определять определительные местоимения по грамматическим признакам.
УУД. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, «Рабочий лист» с заданиями, таблица со словом «реставратор», таблица «Домик» для каждого ученика.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Оформление тетрадей.
- Перед вами «Рабочий лист» с заданиями. В течение урока вы должны заполнить его. Подпишите свой рабочий лист.
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.
Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение местоимения.
Задание №1. Прочитайте стихотворение Исаковского (самостоятельно и вслух).
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог. ( М. Исаковский)
- Что желает поэт своей Родине?
- Найдите местоимения. Определите разряд местоимений.
- Почему у местоимения «все» не смогли определить разряд?
- Следовательно, какие цели ставим перед собой? (Узнать, какой это разряд и в чем его особенности – значение, собственно слова, изменение, роль в предложении).
2.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
- Как устранить причину затруднения?
Обратитесь к рабочему листу. Выполним задание №1. Прочитайте, что надо сделать. Составив слово, запишите в тетрадь тему урока и покажите мне.
Тема урока: Определительные местоимения.
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома)
3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.
Задание 1: Засели дом.
- В учебнике на стр. перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план.
Задание 2: А теперь мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):
В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
- Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
Задание3:
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):
Обратиться к люб… прохожему.
Люблю всяк… фрукты.
Заменить ин… словом.
Нет друг… задания.
- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных).
Задание 4:
- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.
- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам.
- Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.
Задание 5:
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? Где надо узнать? (Словарное слово – реставратор).
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме.
Обратитесь к заданию №2 в рабочих листах
Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.
Слова каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.
Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».
Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).
Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».
Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».
- Прочитайте текст, который у вас получился. Что узнали из текста?
Задание 6:
- Посмотрите на план нашего дома. Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)
- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте.
1.На каждый роток не накинешь платок. Каждый кулик свое болото хвалит. Не всякое слово – пословица. Сам погибай, а товарища выручай. За всякое дело берись умело. Всякая работа мастера хвалит. И сам тонет и других топит.
- Запишем вывод в таблицу.
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях.
- Какие местоимения относятся к определительным?
- На что указывают определительные местоимения?
- На какие вопросы чаще всего отвечают?
4. Как изменяются? На какую часть речи похожи?
5. Какова синтаксическая роль определительных местоимений?
ФИЗМИНУТКА (проводят 2-3 ученика)
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотри прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И потопайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
4.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
а) У иного и снега зимой не выпросишь.
С любым можно договориться.
Это каждому известно.
Каждый дом своим хозяином славится.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Дошли до самого леса.
Иному человеку скажешь правду, а он обидится.
Выбери любую игрушку.
От иной похвалы хоть в землю уйди.
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Выполните задание №3. Найдите определительные местоимения, определите род, число и падеж и синтаксическую роль. (Проверка)
6.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
а) на «5» - упр.445- по заданию
б) на «4»- выполнить задание №3 в «Рабочем листе»: выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркни их как члены предложения.
Ругать жалко, а похвалить не за что.
-Вся комната янтарным блеском озарена.
-Мне встречались всякие люди.
Брат мой, а ум у него свой.
-Не всякая пословица при всяком молвится.
Жалеть коня – истомить себя.
-В другой раз будь умнее.
-Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да неохоч.
в) на «3» - выполнить задание №4 в «Рабочем листе».
Игра «Поймай на слух» (если останется время).
Я называю местоимения. Вы хлопаете только тогда, когда слышите определительные местоимения.
7.РЕФЛЕКСИЯ.
Выполните тест задания №5.
Какую цель мы ставили в начале урока?
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; Б. другой; В. никто; Г. иной.
- Найди ошибку в написании местоимения:
А. любого; Б. иному; В. всякова; Г. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
А. по падежам и числам; В. по родам, числам и падежам;
Б. только по родам; Г. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
А. только подлежащим или сказуемым; В. любым членом предложения;
Б. подлежащим, определением, дополнением. Г. только определением;
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Выучить определительные местоимения.
2.Творческая работа.
- Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ___________________________________
Задание 1. Правильно вставьте буквы и составьте из них слово.
Позв(о,а)лять шалости, велоси(п,пп)ед, янва(рь,р)ский, ждал н(е,и)сколько дней, по(т,д)заголовок, пос(е,и)деть от горя, со(л,лл)дат, н(и,е)кто не забыт, лес(д,т)ница, в(е,и)теран, ма(л,лл)яр, б(ь,ъ)ющийся, ветре(н,нн)ый, без(и,ы)нтересный, с(е,и)бя. |
Задание 2. Вставьте определительные местоимения.
Местоимение________ определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.
Слова ___________, _____________ обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.
___________ обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».
Местоимение ______________ означает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).
Местоимение ________ указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».
Слово _____________ подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».
Задание 3. Выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркнуть их как члены предложения.
Ругать жалко, а похвалить не за что.
Вся комната янтарным блеском озарена.
Мне встречались всякие люди.
Брат мой, а ум у него свой.
Не всякая пословица при всяком молвится.
Жалеть коня – истомить себя.
В другой раз будь умнее.
Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да неохоч.
Задание 4. Восстанови текст, вставляя определительные местоимения.
Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....