Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных; отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок — зачёт
Тема урока: «Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях».
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных; отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
Развивающие: развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом.
развитие творческих способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий;
развитие словарного запаса учащихся.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка;
воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Метапредметные.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Ход урока.
- Слово учителя.
Ребята, тема урока «Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях». На уроке необходимо повторить 12 понятий и правил, выполнить 12 практических заданий устно, то есть подготовить себя к выходу на контроль знаний, умений, навыков, полученных на уроках при изучении темы. Принцип работы — работа в парах сменного состава — известен. Алгоритм работы по «Мурманской методике» перед вами, карточки с цветовыми сигналами на столах. Приступаем к работе.
Учитель следит за ходом работы и экраном учета.
- Работа по карточкам цветового сигнала в парах сменного состава (карточки прилагаются).
З. Учет выполнения работы.
На экране выставляются +(l) +(2) +3) +(4). Итог.
- Контроль знаний и умений учащихся. Итоговый контроль проводим в виде устного зачета, используя 4 организационных формы (зачет принимают учителя русского языка и литературы, цель которых оценивание знаний и умений учащихся.
- Обобщение темы урока.
Что повторили и с чем вышли на контроль?
- Подведение итогов. Оценочные суждения. Выставление отметок за зачет.
7. Д\з. повторить параграфы о причастии
Листок учителя.
Тема.
Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях.
1 | 2 | 3 | 4 | |
Определения. Правила. | Задания. | Упражнения. | Карточки. | |
1.Причастие как часть речи. | Что такое причастие? | Найти причастия в предложениях. | На крошечной прогалинке, окруженной кустиками орешника, Ромка снова попал на клубнику. | |
2.Причастный оборот. | Знаки препинания при причастном обороте. | Расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. | Сорока чистившая на ветке ольховника черный острый клюв вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела. | |
З. Образование действительных причастий настоящего времени. | Как образуются действительные причастия настоящего времени? | Образуйте от глаголов неопределенной формы действительные причастия настоящего времени. | Звучать, видеть, жить, превратиться, извергать. | |
4.Морфологические признаки причастия. | Назовите признаки прилагательного и глагола у причастий. | Найдите в предложении причастие и докажите, что это причастие. | Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной заплывшей речки. | |
5. Образование действительных причастий прошедшего времени. | Как образуются действительные причастия прошедшего времени? | Образуйте От глаголов неопределенной формы действительные причастия прошедшего времени. | Застыть, поднимать, скакать. Вспыхивать, напомнить. | |
6.0рфограмма «Не с причастиями». | Расскажите о правописании не с причастиями. | Раскройте скобки и объясните о слитном, раздельном написании не с причастиями. | Твердый, (не) мигающий взгляд несколько смутил Павку. Сила растительности этого, (не) пробитого скотом леса, на каждом шагу поражала Оленина. | |
7.Синтаксическая роль в предложении причастий. | Какова синтаксическая роль причастий в предложении? | Найдите причастия в предложении и определите их синтаксическую роль. | Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. | |
8. Образование страдательных причастий настоящего времени. | Как образуются страдательные причастия настоящего времени? | Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени. | Слышать, открывать, напрягать, озарять. | |
9. Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий». | Расскажите о правописании в суффиксах причастий. | Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их правописание. | Пробива.. .щийся, неоцен.. .мый, постро . . .нный, необита... мый, слыш... щий, нагон...щий. | |
10. Синтаксическая роль причастных оборотов. | Какова синтаксическая роль причастных оборотов? | Найдите причастный оборот в предложении и определите его синтаксическую роль. Расставьте недостающие знаки препинания. | Лес окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака вставал во всем своем зеленом величии. |
Повторение темы «Причастие»
КАРТОЧКА №1
1.Что такое причастие?
2.3наки препинания при причастном обороте'?
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
- Найти причастия в предложении.
Большую часть дневного времени дворы, не защищенные никакой растительностью, лежали в ярких лучах солнца.
2.Расставить знаки препинания в предложении.
Человек не умеющий ходить портит дорогу, а не умеющий говорить — портит речь.
З. Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени: окружать, слышать, нарастать, строить, решаться
КАРТОЧКА №2
1. Назовите признаки прилагательного и глагола у причастия.
2.Как образуются действительные причастия прошедшего времени.
З. Правописание не с причастиями.
- Найдите причастия в предложении и докажите, что это причастие,
Странное впечатление производили эти глаза, неподвижно устремленные в одну точку и ничего не видящие...
- Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени: застыть, бежать, блистать, установиться, вырасти, прийти
З. Раскройте скобки и объясните слитное, раздельное написание.
(Не) выполненная вовремя работа, (не)тронутый снег, (не)летящую, а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть никак невозможно.
КАРТОЧКА №3
1. Синтаксическая роль причастия в предложении.
2.Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
З. Правописание гласных в суффиксах причастий
- Найдите причастия в предложении и определите их синтаксическую роль.
Однажды, в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся , но еще не умеющий летать птенец, почти ничем не отличающийся от взрослых птиц.
- Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Терпеть, различать, осуждать, воображать, слышать.
З. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
Небь.. .щее стекло, описыва.. .мый портрет, участву.. .щий в конкурсе, необита.. .мый остров, учаща.. .щийся пульс.
КАРТОЧКА №4
1. Что такое причастный оборот?
2. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
З. Расскажите о правописании гласных после шипящих в суффиксах причастий.
1 .Найти причастный оборот в предложении и определить его синтаксическую роль.
Мы смотрели на песчаную землю, усыпанную прошлогодней хвоей и шишками.
2. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
Испечь, вымыть, услышать, подхватить, убедить,
З. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Испеч. . . нный, освещ... нный, раскраш.. .нный, отвлеч... нный, скруч.. .нный, загорож... нный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.
Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...
Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под ...
Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
В данной разработке доступно изложен материал для знакомства с пречастием как часть речи. Данный материал будет очень полезен каждому учителю русского языка....
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Технологическая карта урока по теме: "Причастие как часть речи", 7 класс...
Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»
Урок с использованием современных образовательных технологий...
Конспект урока по русскому языку на тему "Причастие как часть речи" (7 класс).
Тип урока: открытие новых знаний....