Конспект урока Лексика
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающий урок для 5 класса по теме "Лексика" разработан на основе учебника под редакциейМ.М.Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагает исследовательскую, проектную деятельность учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika._sinonimy_antonimy._omonimy.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка для 5 класса
по теме «Обобщение по теме «Лексика».
Синонимы, антонимы, омонимы»
(урок проектной деятельности в рамках ФГОС ООО)
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Учитель | Жадаева И.А. | |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. М. М.Разумовской, П. А. Леканта - М. «Дрофа», 2013. | |
Тема урока | Обобщение по теме «Лексика». Синонимы, антонимы, омонимы. | |
Тип урока | Повторительно-обобщающий | |
Цели урока | Образовательные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в группе, развитию информационной компетенции, творческих возможностей. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, активную жизненную позицию. | |
Планируемые результаты | Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи. Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания | |
Технологии | Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, технология дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Коллективная, групповая, творческая, проектная, ролевая игра | |
Межпредметные связи | Литература (анализ текстов А. С. Пушкина). | |
Внутрипредметные связи | Лексикография (работа со словарями), работа с фигурами речи (градацией, антитезой, синтаксис (составить сложное предложение), текстоведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие заданной схеме).и | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, представляют лингвистический текст в виде словарной статьи, находят орфограммы и объясняют их правописание, | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер учителя, компьютеры учащихся, интерарктивное оборудование, презентация | |
Интернет-ресурсы | http://gramota.ru/slovari/online/, http://go.mail.ru/search_images, http://www.okartinki.ru/, http://images.yandex.ru/ http://www. skaz-pushkina.ru | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал, клей, ножницы, листы формата А4, карандаши, фломастеры. | |
Подготовительный этап к уроку | До начала урока дети распределены на 3 группы, из числа учащихся в группах назначены руководители проектов (ребята, успешно освоившие учебный материал по изучаемой теме), пространство кабинета оптимально организовано для групповой работы. |
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | 5 | Слайд 2 Слайд3 | Перед вами предложения (на слайде).
Задаёт вопросы: - Попробуйте разделить данные предложения на 3 группы. - Какие лингвистические явления они иллюстрируют? -Обменяйтесь тетрадками и произведите взаимопроверку | Читают пословицы и поговорки, Находят однотипные языковые факты. Находят основания для классификации языковых явлений. Размышляют на лингвистические темы. Проводят самоанализ и взаимопроверку . | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. |
3. | Целеполага-ние | 1 | Слайд 4 | Задает вопросы: - Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. - А как называется раздел лингвистики, изучающий названные вами языковые явления. На доске появляется тема урока. | Формулируют тему урока: - Повторение по теме «Лексика». Синонимы, антонимы, омонимы. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. |
4. | Мотивация к учебной деятель-ности | 1 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня у нас будет необычный урок. Наша лингвистическая лаборатория продолжит свою работу. Мы перевоплотимся в исследователей, которые изучают языковые явления, а полученные результаты представим в виде интеллект-карты на научно-практической конференции. | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
5. | Целеполага-ние. | 2 | Слайд 4 | Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока): - Перед началом исследования ученые должны выдвинуть гипотезы. Что сегодня на уроке нам предстоит доказать? | Под руководством учителя формулируют гипотезы: 1. Синонимы -…. 2. Антонимы-… 3. Омонимы - ... | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование гипотез. |
6. | Физминутка | 1 | Слайд 5 | Предлагает поиграть и снять статическое напряжение: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит глагол совершенного вида. А если звучит глагол несовершенного вида, то повернитесь лицом друг другу и улыбнитесь. (Называю глаголы из произведения А.С.Пушкина): Простился, снарядился, села ждать (его), ждет-пождёт, смотрит (в поле), (очи) разболелись, видит, вьется (вьюга), (снег) валится, проходит, (глаз она) не сводит. - Из какого произведения эти глаголы? | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную работу в группах. Актуализируют знания о глаголах совершенного и несовершенного вида; | Познавательные: Опираются на уже известное; |
7. | Обобщение изученного: 1. Проектная работа в группах | 20 15 5 | Учитель предлагается ребятам перевоплотиться в исследователей Поработать над интеллект-картой термина. Попробовать себя в роли лексикографов (при составлении словарной статьи термина), художников-иллюстраторов, текстлогов и т. п. В конце урока каждая группа представит и защитит свою интеллект-карту и, опираясь на рабочие материалы, докажет или опровергнет одну из выдвинутых гипотез. За это отвечает старший научный сотрудник лаборатории. Раздает задания старшим научным сотрудникам групп (приложение №1). Следит за ходом работы, при необходимости своевременно оказывает помощь. Если участник группы досрочно справился с заданием, учитель может оценить его, предложив другие виды работы (приложение №2). | Узнают о дальнейшей сюжетной линии урока. Слушают рекомендации учителя по организации проектной деятельности. Получают задания. Старший научный сотрудник распределяет роли, организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности. После выполнения заданий дети распечатывают иллюстративные материалы, структурируют интеллект – карту в соответствии с предложенной структурой Старшие научные сотрудники данных групп представляют полученный результат | Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации. Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. | |
8. | Контроль усвоения материала | 5 | Слайд 6 | Предлагает выполнить задание 1. В каком ряду представлены синонимы? 1)жизненный - житейский 2)высокомерие - надменность 3)высокий - низкий 4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться 2. Укажите слово, имеющее омоним. 1)успех 2)острый 3)топить 4)сидеть 3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. 1)молчаливый 2)неразговорчивый 3)спокойный 4)безгласный 4. Укажите контекстные синонимы, связывающие предложения:
5. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами. 1)годы прошли – студенты прошли; 2)площадь прямоугольника – городская площадь; 3)сборка деталей – сборка на юбке; 4)счастливый брак – производственный брак; 6 В этом предложении есть антонимы: 1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 2) Береги платье снову, а честь смолоду. 3) От доброго не бегай, а худого не делай. 7.В этом предложении есть антонимы: 1) Век живи – век учись. 2) Волков бояться – в лес не ходить. 3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют. Ключ: 1-2); 2-4); 3-3); 4-прогулка-поездка; 5-4); 6-3); 7-3). Учитель проверяет несколько работ, остальные ребята обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, опираясь на слайд - ключ. | Находят основание для классификации языковых явлений. Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: понимать учебные задачи. |
9. | Подведение итогов урока | 1 | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации | Анализируют свою работу и работу группы на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | |
10. | Дифферен-цированное домашнее задание | 1 | Слайд 9 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор): 2. Подобрать из произведений художественной литературы, изученных за курс 5 класса, примеры градации, антитезы, каламбура. (3-4 примера). 3. Проект «Каламбуры в сказках А. С. Пушкина». (на следующий год) | Записывают домашнее задание в дневники. Получают рабочий материал, если выбирают вариант №3 домашнего задания. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
11. | Рефлексия | 3 | Слайд 10 Слайд 11 | Рефлексию по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений): - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда... - Я едва не отчаялся, но... - Я наконец-то понял, что... - Хотелось бы, чтобы этот урок... Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
Приложение 2
ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА».
1. Закончи предложение: «Лексика – это раздел науки о языке, который изучает …»
А. Звуки речи. Б. Части слова. В. Части речи. Г. Словарный состав языка.
2. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова?
А. Толковом. Б. Орфографическом. В. Этимологическом. Г. Орфоэпическом.
3. Каких слов в русском языке нет?
А. Однозначных. Б. Многозначных. В. Без лексического значения. Г. С переносным значением.
4. Найди многозначное слово.
А. Кипеть. Б. Айсберг. В. Жюри. Г. Вестибюль.
5. Закончи определение: «Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, на что указывают разные словарные статьи, называются…»
А. Синонимы. Б. Антонимы. В. Омонимы. Г. Многозначные.
6. Закончи определение: «Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются…»
А. Синонимы. Б. Антонимы. В. Омонимы. Г. Многозначные.
7. Закончи определение: «Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, называются…»
А. Синонимы. Б. Антонимы. В. Омонимы. Г. Многозначные.
8. Найди слово, не являющееся синонимом к слову грустный.
А. Унылый. Б. Печальный. В. Ликующий. Г. Тоскливый.
9. Найди антоним к слову весёлый.
А. Жизнерадостный. Б. Грустный. В. Маленький. Г. Значительный.
10. Укажи словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении.
А. Молчаливый человек. Б. Золотая листва. В. Бархатный голос. Г. Чёрствая душа.
11. Найди слово, с которым прилагательное «лёгкий» будет иметь переносное значение.
А. Мешок. Б. Портфель. В. Характер. Г. Удар.
12. Найди существительное, которое не может употребляться с прилагательным дружный.
А. Класс. Б. Работа. В. Семья. Г. Рукопожатие.
13. Какой из глаголов-синонимов может употребляться в любых типах речи и в любой ситуации?
А. Говорить. Б. Болтать. В. Ораторствовать. Г. Трепаться.
14.*Найди слово, в корне которого (с учётом лексического значения!) нужно писать букву Е.
А. Об…жать (маму). Б. Разв…вается (наука). В. Сп…ши (на занятие). Г. Пос…деть (у ручья).
15.*Найди «четвёртое лишнее» слово.
А. Эпитет. Б. Метафора. В. Олицетворение. Г. Лексикон.
16.*Укажи словосочетание, в котором не нарушена лексическая совместимость.
А. Моя автобиография. Б. Написать автобиографию. В. Прейскурант цен. Г. Памятный
сувенир.
Приложение 1
Группа №1
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА ТЕРМИНА «СИНОНИМ»
Теоретики
1) Дайте толкование термина.
2) По этимологическому словарю выясните его происхождение.
3) Обобщите все знания по теме и представьте классификацию термина.
4) Укажите синтаксическую роль в тексте.
Художники
Подберите иллюстративный материал, опираясь на следующие интернет-ресурсы. http://gramota.ru/slovari/online/, http://go.mail.ru/search_images, http://www.okartinki.ru/, http://images.yandex.ru/ http://www. skaz-pushkina.ru
Лингвисты – археологи
- Восстановите текст.
- Сформулируйте правило. Аргументируйте свой ответ.
- Найдите и выпишите примеры термина.
Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..; Обойди всё царство наше, Хоть весь мир!
Творческая группа
1) Вспомните определение градации.
2) Из предложенных текстов выпишите примеры градации.
Группа №2
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА ТЕРМИНА «АНТОНИМ»
Теоретики
1) Дайте толкование термина.
2) По этимологическому словарю выясните его происхождение.
3) Обобщите все знания по теме и представьте классификацию термина.
4) Укажите синтаксическую роль в тексте.
Художники
Подберите иллюстративный материал, опираясь на следующие интернет-ресурсы. http://gramota.ru/slovari/online/, http://go.mail.ru/search_images, http://www.okartinki.ru/, http://images.yandex.ru/ http://www. skaz-pushkina.ru
Лингвисты – археологи
- Восстановите текст.
- Сформулируйте правило. Аргументируйте свой ответ.
- Найдите и выпишите примеры термина.
Творческая группа
1) Вспомните определение антитезы.
2) Подберите пословицы и поговорки на тему….
Группа №3
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА ТЕРМИНА «ОМОНИМ»
Теоретики
1) Дайте толкование термина.
2) По этимологическому словарю выясните его происхождение.
3) Обобщите все знания по теме и представьте классификацию термина.
4) Укажите синтаксическую роль в тексте.
Художники
Подберите иллюстративный материал, опираясь на следующие интернет-ресурсы. http://gramota.ru/slovari/online/, http://go.mail.ru/search_images, http://www.okartinki.ru/, http://images.yandex.ru/ http://www. skaz-pushkina.ru
Лингвисты – археологи
- Восстановите текст.
- Сформулируйте правило. Аргументируйте свой ответ.
- Найдите и выпишите примеры термина.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости.
Творческая группа
1) Вспомните определение каламбура.
2) По опорным словам попробуйте составить собственные примеры каламбуров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Лексика V класс»
Цели: разъяснить значение приветствия в нашем общении; познакомить ребят с формами приветствия в наше время и в далеком прошлом; показать наглядно мимику при приветствии; научить детей правильно...
Конспект урока "Лексика"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
План-конспект урока по английскому языку "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"
"УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"...
Конспект урока "Лексика" 5 класс
Конспект урока ( технологическая карта) русского языка. 5 класс....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
конспект урока "Лексика. Правила чтения".
конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Лексика. Правила чтения"....
Конспект урока Лексико-грамматический практикум. Сложно-составные существительные. Настоящее простое и настоящее длительное время.
Конспект урока в 6 классе по УМК У “Английский в фокусе-6”, В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. ВаулинаЛЛе Лексико-грамматический практикум. Слож...