2. Актуализация знаний (4 минуты)
| - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали. (Слайд 1)
В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
-Чтобы войти в теремок, нам нужен ключик. А ключом послужит ключевое слово кроссворда.
Задание 1 - Разгадайте кроссворд (Слайд 2). 1. Основная единица языка. 2. Новые слова. 3. Слова, которые употребляются в определенной местности. 4. Слова, близкие по лексическому значению. 5. Слова, противоположные по значению. 6. Запас слов и выражений человека. 7. Устаревшие слова.
- Какое же ключевое слово получилось?
|
|
|
| с | л | о | в | о |
|
|
|
|
|
|
|
| н | е | о | л | о | г | и | з | м | д | и | а | л | е | к | т | и | з | м | ы |
|
|
|
|
|
|
| с | и | н | о | н | и | м | ы | а | н | т | о | н | и | м | ы |
|
|
|
|
|
|
|
| л | е | к | с | и | к | о | н |
|
|
|
|
|
|
| а | р | х | а | и | з | м | ы |
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексика! - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.
- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав. |
Учащиеся разгадывают кроссворд. - Слово - Неологизмы - Диалектизмы - Лексикон - Синонимы - Антонимы - Лексикон - Архаизмы
-Лексика
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока – повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика». | Принцип деятельности. Регулятивные УУД. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Практика опережающего обучения
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)
|
3.Работа по теме урока
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
| - Ребята, с вашей помощью мы благополучно открыли теремок. А в теремочке несколько заданий для нас. Тот, кто раньше других правильно справится с заданием, получает карточку, на которой изображена определенная буква. Те, кто наберет 5 карточек, смогут сложить слово. А какое слово, узнаете позже.
Итак, 1-е задание (задание на партах у каждого учащегося).
Задание выполняется письменно: Возят почту к…рабли, сам…леты, п…езда, Мчат во все к…нцы з…мли: в степи, в горы, в г…рода. Почту в дальние районы дост…вляют2 п…чтальоны (М. Белкина) Задания к тексту 1. Вставьте буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы (на выполнение 1 задания отводится 4 минуты.) 2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.
3. Определите лексическое значение слов "почта", "почтальон". С помощью толкового словаря выясните, эти слова однозначные или многозначные.
-Угадайте, кто с сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (на доску прикрепляется рисунок). Ба, . да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение слова "корреспонденция"?
(Слайд 3) Вручение писем адресатам, формулируются задания для учащихся: -Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Как называются слова, близкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в квартире №1. Его зовут Смелый.
3 а д а н и е 1. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: "Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам". Назовите имена остальных братьев.
3 а д а н u е 2. Отредактируйте текст, используя синонимы (тексты на партах по одному на двоих).
"После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел радостно и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал сам прилежно работать".
Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва, Они стояли у порога, уже готовые в дорогу.
-Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий. (Слайд 4)
-Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то, пришла весть от родного дедушки. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало оно под дождем или в речке тонуло.
3 а д а н и е 3. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране) (Слайд 5)
"Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ... "
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет: (Слайд 6)
Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие личинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я. Козловский)
-Проверьте, получается ли из полученных карточек слово. Какое? Те, у кого сложилось слово, получают отметку «5». -Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал "Мир".
3 а д а н и е 4. Пользуясь словарем, определите значение слова "мир". Составьте предложения с омонимами.
-А под самой крышей находится мансарда. Там идет заседание любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пленящие и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью Обливаться, и равнодушно холодом дышать. Я. Козловский
- В каком значении используются слова?
-Для них почтальон Печкин принес бандероль. -Она предназначена для' любителей поэзии. Здесь сборник стихов. Откроем его.
З а д а н и е 5. Найдите слова, использованные в переносном значении:
Усталое солнце по небу гуляет, Ленивая тучка над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
А. Громова Полз состав. Он устал - от гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, и уснул у моста.
В. Левин
Задание 6 (на выбор):
-Задание 1 предлагается тем, у кого не получилось слово ТЕРЕМ. -Задание 2 предлагается тем, у кого из полученных карточек получилось слово ТЕРЕМ.
1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова: "горький", "холодный", "печальный", " дышит". 2. Напишите сочинение-миниатюры на одну из тем: ''Гулял по лесу ветер", "Бежал веселый ручеек", "Пришла волшебница-зима". Лексическое задание: используйте слова в переносном значении, синонимы, антонимы.
-Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке? -Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в жизни? -Продолжите, пожалуйста, предложения: - Сегодня я узнал(а)…
- Я задумался(ась), о том
- Я меня получилось…
- Было интересно…
- Я научился(ась)…
- Теперь я могу…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- Я почувствовал(а), что…
- Я выполнял(а) задания и …
- Урок дал мне для жизни…
- Я попробую…
- Я понял(а), что…
- Меня удивило, что…
- Я смог(ла)…
|
Работают самостоятельно
Работают со словарем
Группа учащихся работает со словарем, остальные отвечают устно
Ответившие верно получают карточки (Т)
Синонимы
Синонимы к слову смелый: храбрый, отважный Ответившие верно получают карточки (Е)
Работают в группах
Варианты ответов учащихся. Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.
Антонимы Ответившие верно получают карточки (Р)
Подбирают антонимы к прилагательным
Ответившие верно получают карточки (Е)
Омонимы Ответившие верно получают карточки (М)
Один-два учащихся озвучивают определение по памяти.
Терем
Определяют значение слова"мир".
Два ученика работают у доски
Выясняется значение слова мансарда
В переносном значении
Определяется значение слова бандероль(работа со словарем)
Работа в парах
Усталое, гуляет Ленивая, скучает Сонной Спит, игривый
Полз, устал, хвост Полз, уснул
Выполняют задания письменно
|
Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения)
Развитие коммуникативных и познавательных УУД
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)
Познавательные УУД (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей)
Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)
УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации)
Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками)
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации) |
V. Домашнее задание
| Оскудела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это и есть ваше общее творческое домашнее задание. А вот выполнение заданий теста по теме «Лексика» предлагаю выполнить по желанию.
Тест по теме «Лексика»
- В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?
- Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд
- Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок
- Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение
- Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение
- В каком ряду не все слова являются синонимами:
- Подарок, подношение, презент, гостинец
- Поэт, стихотворец, певец, лауреат
- Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться
- Объединение, союз, ассоциация, альянс
- В каком ряду не все слова являются синонимами:
- Узы, оковы, путы
- Воображение, фантазия, вымысел
- Старание, одолжение, услуга
- Холм, пригорок, возвышенность
- Какая пара слов не является антонимами?
- Редколесье, чащоба
- Жизнерадостный, печальный
- Лицемерный, двуличный
- Закономерный, случайный
- Какая пара слов не является антонимами?
1)Лучезарный, мрачный 2)Милосердие, безжалостность 3)Немногословный, словоохотливый 4)Жизнерадостный, оптимистичный
|
Задание в формате ЕГЭ | Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция)
Принцип деятельности
Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),
|