Конспект урока "Лексика"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Попова Наталья Анатольевна

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку        

Тема: «Повторение по теме «Лексика»

5 класс

                                                       

   

Попова Наталья Анатольевна,  

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 11 г.Тимашевска

2012г

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Повторение по теме «Лексика» (5 класс)

Тип урока: повторение изученного в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: игра

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа составлена на основе  программы «Русский язык 5-9» (2008г.) под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.

УМК: 1). Русский язык. Практика. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 2). Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. 3).Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Повторение и закрепление изученного.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

(4 минуты)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали.

(Слайд 1)

 

В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок
, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

  -Чтобы войти в теремок, нам нужен ключик. А ключом послужит ключевое слово кроссворда.

Задание 1

- Разгадайте кроссворд (Слайд 2).

1. Основная единица языка.

2. Новые слова.

3. Слова, которые употребляются в определенной местности.

4. Слова, близкие по лексическому значению.

5. Слова, противоположные по значению.

6. Запас слов и выражений человека.

7. Устаревшие слова.

- Какое же ключевое слово получилось?

с

л

о

в

о

н

е

о

л

о

г

и

з

м

д

и

а

л

е

к

т

и

з

м

ы

с

и

н

о

н

и

м

ы

а

н

т

о

н

и

м

ы

л

е

к

с

и

к

о

н

а

р

х

а

и

з

м

ы

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексика!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы закрепим  умение  различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь  использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

- Слово

- Неологизмы

- Диалектизмы

- Лексикон

- Синонимы

- Антонимы

- Лексикон

- Архаизмы

-Лексика

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

- Цель урока – повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».

Принцип деятельности.

Регулятивные УУД.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Практика опережающего обучения

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

3.Работа по теме урока

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, с вашей помощью мы благополучно открыли  теремок. А в теремочке несколько заданий для нас. Тот, кто раньше других  правильно справится с заданием, получает карточку, на которой изображена определенная буква. Те, кто наберет 5 карточек, смогут сложить слово. А какое слово, узнаете позже.

Итак, 1-е задание (задание на партах у каждого учащегося).

Задание выполняется письменно:
Возят почту к…рабли, сам…леты, п…езда,

Мчат во все к…нцы з…мли: в степи, в горы, в г…рода.
П
очту в дальние районы дост…вляют2 п…чтальоны

(М. Белкина)

Задания к тексту

1. Вставьте буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы (на выполнение 1 задания отводится 4 минуты.)

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.

3. Определите лексическое значение слов "почта", "почтальон".

С помощью толкового словаря выясните,
эти слова однозначные или многозначные
.

-Угадайте, кто с сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (на доску прикрепляется рисунок). Ба, . да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение слова "корреспонденция"?

(Слайд 3)

Вручение писем адресатам, формулируются задания для учащихся:

-Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Как называются слова, близкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в квартире №1. Его зовут Смелый.

3 а д а н и е 1. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:

"Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам". Назовите имена остальных братьев.

3 а д а н u е 2. Отредактируйте текст, используя синонимы (тексты на партах по одному  на двоих).

"После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел радостно и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал сам
прилежно работать".

Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва,

Они стояли у порога, уже готовые в дорогу.

-Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий.

(Слайд 4)

-Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то, пришла весть от родного дедушки. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время
долгих странс
твий побывало оно под дождем или в речке тонуло.

3 а д а н и е 3. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране)

(Слайд 5)

"Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ... "

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


-Окна квартиры №3 распахнуты настежь
. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет:    (Слайд 6)

Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие личинки смысл запрятан в серединке
.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я. Козловский)

 

-Проверьте, получается ли из полученных карточек слово. Какое?

Те, у кого сложилось слово, получают отметку

«5».


-Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал "Мир".

3 а д а н и е 4. Пользуясь словарем, определите значение слова "мир". Составьте предложения с омонимами.

-А под самой крышей находится мансарда. Там идет заседание любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пленящие и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью

Обливаться, и равнодушно холодом дышать.

Я. Козловский

- В каком значении используются слова?

-Для них почтальон Печкин принес бандероль.

   


-Она предназначена для
' любителей поэзии. Здесь сборник стихов. Откроем его.

 З а д а н и е 5. Найдите слова, использованные в переносном значении:

Усталое солнце по небу гуляет,
Ленивая тучка над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.


А. Громова


Полз состав. Он устал - от гудка до хвоста.
Полз состав
, полз, и стал, и уснул у моста. 

В. Левин

Задание 6 (на выбор):

-Задание 1 предлагается тем, у кого не получилось слово ТЕРЕМ.

-Задание 2 предлагается тем, у кого из полученных карточек получилось слово ТЕРЕМ.

1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова: "горький", "холодный", "печальный", " дышит".

2. Напишите сочинение-миниатюры на одну из тем: ''Гулял по лесу ветер", "Бежал веселый ручеек", "Пришла волшебница-зима". Лексическое задание: используйте слова в переносном значении, синонимы, антонимы.

 -Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?

-Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в жизни?

-Продолжите, пожалуйста, предложения:

  1. Сегодня я узнал(а)…
  2. Я задумался(ась), о том      
  3. Я меня получилось…
  4. Было интересно…
  5. Я научился(ась)…
  6. Теперь я могу…
  7. Было трудно…
  8. Мне захотелось…
  9. Я почувствовал(а), что…
  10.  Я выполнял(а) задания и …
  11. Урок дал мне для жизни…
  12. Я попробую…
  13. Я понял(а), что…
  14. Меня удивило, что…
  15. Я смог(ла)…

Работают самостоятельно

Работают со словарем

Группа учащихся работает со словарем, остальные отвечают устно

Ответившие верно получают карточки (Т)

Синонимы

Синонимы к слову смелый: храбрый, отважный Ответившие верно получают карточки (Е)

Работают в группах

Варианты ответов учащихся.

Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Антонимы

Ответившие верно получают карточки (Р)

Подбирают антонимы к прилагательным

Ответившие верно получают карточки (Е)

Омонимы

Ответившие верно получают карточки (М)

Один-два учащихся озвучивают определение по памяти.

Терем

Определяют значение слова"мир".

Два ученика работают у доски

Выясняется значение слова мансарда

В переносном значении

Определяется значение слова бандероль(работа со словарем)

Работа в парах

Усталое, гуляет

Ленивая, скучает

Сонной

Спит, игривый

Полз, устал, хвост

Полз, уснул

Выполняют задания письменно

Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения)

Развитие коммуникативных и познавательных УУД

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)

Познавательные УУД    (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей)

Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации)

Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)

УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации),  познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации)

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные                  (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации)

V. Домашнее задание

Оскудела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это и есть ваше общее творческое домашнее задание.

А вот выполнение заданий теста по теме «Лексика» предлагаю выполнить по желанию.

Тест по теме «Лексика»

  1. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?

  1. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд
  2. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок
  3. Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение
  4. Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1.  Подарок, подношение, презент, гостинец
  2.  Поэт, стихотворец, певец, лауреат
  3.  Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться
  4.  Объединение, союз, ассоциация, альянс

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. Узы, оковы, путы
  2. Воображение, фантазия, вымысел
  3. Старание, одолжение, услуга
  4. Холм, пригорок, возвышенность

  1. Какая пара слов не является антонимами?

  1. Редколесье, чащоба
  2. Жизнерадостный, печальный
  3. Лицемерный, двуличный
  4. Закономерный, случайный

  1. Какая пара слов не является антонимами?

1)Лучезарный, мрачный

2)Милосердие, безжалостность

3)Немногословный, словоохотливый

4)Жизнерадостный, оптимистичный

Задание в формате ЕГЭ

Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция)

Принцип деятельности

Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...