урок русского языка в 7 классе "Использование частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе, направленного на закрепление знаний о частицах и формирование умений отличать частицу ни, союз ни-ни, приставку ни. Урок состоит из тренировочных упражнений, творческого задания и теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_chastits.docx | 17.67 КБ |
ispolzovanie_chastitsy_ni_soyuza_ni-ni_pristavki.pptx | 75.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина г. Ейска
муниципального образования Ейский район, Краснодарского края
Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе
«Использование частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ».
Автор : Коломиец Светлана Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории.
2016г.
Тема: «Использование частицы ни, союза ни-ни, приставки ни»
Цели: отработка навыков использования и различения частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.
Задачи:
1)формировать умения различать частицу ни, союз ни-ни, приставку ни;
2)развивать мышление, логику, внимание, память, речь;
3)воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Программа: Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы». М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2010 г.
Учебник: «Русский язык 7 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская и др.: «Просвещение», 2010г.
Оборудование: компьютер
Ход урока.
- Организационный момент.
Слово учителя:
-Ребята, сегодня обобщим знания о частице, научимся отличать и использовать частицу ни, союз ни-ни и приставку ни.
- Основная часть.
1.Фронтальный опрос:
-Что такое частица?
-На какие группы делятся частицы?
-Что такое формообразующие частицы?
-На какие группы делятся смысловые частицы?
-Как пишутся частицы?
2.Тренировочные упражнения.
1)Выборочный диктант.
-Выпишите предложения с частицами, укажите их разряд.
1.Вещь неценная, да дорога как память.
2.Вот пошел он в лес да заблудился.
3.Да говорите скорее!
4.А знаете ли вы, что летчик Молоков-герой Советского Союза?
5.Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде.
6.Какие-то некошеные травы расстилались предо мной.
7.Задача-то решена верно!
8.В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
9.В одиночку ничего не сделаешь.
10.Вряд ли вы знали об этом.
11.Он спрятался за то дерево, что и я.
12.Пусть он расскажет эту историю до конца!
13.Если бы я мог, я вернул бы все назад.
2).Творческое задание: составьте предложения, используя частицы НЕ и НИ. Для составления предложений используйте подсказки.
1. Частица выражает отрицание.
2.Частица выражает утверждение.
3.Частица используется в предложениях без подлежащего для выражения утверждения.
4. Частица используется для усиления отрицания.
5. Частица используется для выражения утверждения после слов КТО,ЧТО.
6. Частица используется в устойчивых оборотах речи.
Например: 1. Он не был сегодня в школе (выражает отрицание).
3).Комментированное письмо (по цепочке у доски).
1.В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление.
2.Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что лебедей можно съесть.
3.Мишка не любил долго раздумывать ни над своими, ни над чужими решениями.
4.Егор ни разу в жизни не видел ни одой настоящей картины.
5.Все, что было вчера,- никогда больше не повторится.
6.Что бы ты ни делал, никогда не забывай о справедливости.
7.Не нужно для меня ни блага богачей, ни почестей правителей могучих.
8.От страха он был ни жив ни мертв.
3.Закрепление.
Тест с взаимопроверкой.
1.Отметьте частицы:
а) даже, б)чтобы, в)если, г)пускай.
2. Отметьте усилительные частицы:
а)бы, б)вот, в)уж, г)ведь.
3. Отметьте формообразующие частицы:
а)как, б)пусть, в)более, г)ли.
4. Отметьте дефисное написание частиц:
а)все(таки), б)ответь(ка), в)найди (же), г)(не)ходи туда.
5.Отметьте словосочетания с частицей НЕ:
а)н…мешай мне б)н…бывать этому в)н…минуты простоя г)нет н…одного места.
6.Отметьте предложения с частицами:
а)Чтобы уметь, надо учиться.
б)Не обижайся на меня.
в)Нет ни желания, ни возможностей.
г)Куда ни глянешь- люди.
Ключ: 1-а,г; 2-в,г; 3-б,в; 4-а,б; 5-а,г; 6-б,г.
- Итог.
Выставление оценок.
Домашнее задание: упр.412.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Что такое частица? -На какие группы делятся частицы? -Что такое формообразующие частицы? -На какие группы делятся смысловые частицы? -Как пишутся частицы? Фронтальный опрос
1. Частица выражает отрицание. 2.Частица выражает утверждение. 3.Частица используется в предложениях без подлежащего для выражения утверждения. 4. Частица используется для усиления отрицания. 5. Частица используется для выражения утверждения после слов КТО,ЧТО. 6. Частица используется в устойчивых оборотах речи. Составьте предложения, используя частицы НЕ и НИ. Для составления предложений используйте подсказки
1.Отметьте частицы: а) даже, б)чтобы, в)если, г)пускай. 2. Отметьте усилительные частицы: а)бы, б)вот, в)уж, г)ведь. 3. Отметьте формообразующие частицы: а)как, б)пусть, в)более, г)ли . 4. Отметьте дефисное написание частиц: а)все(таки), б)ответь( ка ), в)найди (же), г)(не)ходи туда. 5.Отметьте словосочетания с частицей НЕ: а)н…мешай мне б)н…бывать этому в)н…минуты простоя г)нет н…одного места. 6.Отметьте предложения с частицами: а)Чтобы уметь, надо учиться. б)Не обижайся на меня. в)Нет ни желания, ни возможностей. г)Куда ни глянешь- люди. Тест с взаимопроверкой.
1-а,г; 2-в,г ; 3-б,в; 4-а,б; 5-а,г; 6-б,г . Ключ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Урок русского языка в 5 классе пл теме: "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-"
Цели урока:*Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.*Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, р...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Конспект написан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Тип урока: урок усвоения новых знаний....
Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"
Урок по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...