Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Разработка урока  предназначена для учащихся 8 класса,по  УМК С.И. Львовой.  Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствование навыков анализа текста, умения различать тропы речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка  в 8 классе на тему   « Язык художественной  литературы»

Цели урока:

  • образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи.
  • развивающаяспособствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
  • воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся, любви к родному языку, русской литературе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и   определение темы урока.

Дорогие друзья!  Сегодня мы проводим с вами очередной урок по изучению функциональных стилей языка. Работать мы будем в группах. Я надеюсь, что эта работа пройдет в атмосфере дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, хотя здоровая конкуренция тоже поощряется!  И начнем мы наш урок немного необычно . Некоторым из вас было предложено  индивидуальное задание. Сейчас вы прослушаете тексты и попробуете определить тему нашего урока.

А) звучат стихотворения, подготовленные учащимися.

1-я        ИВАН БУНИН   СЛОВО

 Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

2-я ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

 Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных,
Овладевавших мной стихов!

 

3 – я группа  ВАДИМ ШЕФНЕР

 Много слов на земле. Есть дневные слова - 
В них весеннего неба сквозит синева. 
Есть ночные слова, о которых мы днем 
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. 
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- 
С ними в плен не сдаются и в плен не берут. 
Словом можно убить, словом можно спасти, 
Словом можно полки за собой повести. 
Словом можно продать, и предать, и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить. 
Но слова всем словам в языке нашем есть: 
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. 
Повторять их не смею на каждом шагу,- 
Как знамена в чехле, их в душе берегу. 
Пусть разменной монетой не служат они,- 
Золотым эталоном их в сердце храни! 
И не делай их слугами в мелком быту - 
Береги изначальную их чистоту. 
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь, 
Только эти слова тебе могут помочь! 

Б) Скажите, пожалуйста, что вы сейчас услышали?

-   какой темой, по-вашему, объединены эти стихи?

 -   какими мыслями делятся с нами поэты?

-   А какому из изученных нами стилей относятся эти тексты7

 -   Как бы вы определили тему нашего урока?

В) Запись темы урока на доске и в рабочем листе.

« Язык художественной литературы»   Слайд №1

Г) как вы думаете, какие задачи перед нами стоят?

 - определить основные признаки художественного стиля

 -  выявить особенности языка художественного стиля

 - научиться видеть и использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Задание групп.  У вас  на столах лежат листы с заданиями. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность, докажите свою точку зрения.

 1-я группа 

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи  мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую  из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

                                                                                                  В.Песков. Отечество

2-я группа

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример».

3-я группа

Ёу, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башню. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне все равно: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

4-я группа

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

5-я группа

Автобиография.
Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе Иваново
Вологодской области в семье рабочего.
В 1989 году поступил в первый
класс школы № 444 города Вологда.
В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. Вологда.
Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.

Задание 2.  Определите стиль по его характеристике. Всем группам.

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.
  1. Изучение нового материала.

- о каком стиле речи говорилось в последней формулировке?

Работа с учебником.  Таблица.

 - в чем особенность хср?

 - а при помощи чего создаются образы?

 - какие ИВС вы помните? Презентация

4. Закрепление изученного

Задание 3. Прочитайте предложения и определите выразительное средство языка, которое использовано.

1-я группа 

А как солнышко разбросает теплые лучи, холодные краски сползут в лога.

2-я группа

Сугробы, как мороженое, тают очень быстро. 
3-я группа

В четверг ветер затих, и надвинулся густой сере6ряный туман, скрывая тайны совершившихся в природе перемен.

  4-я группа

 Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

5-я группа

До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

Задание 4.

Псевдотекст №1  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о горах?

 Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в гор ах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста 
  • способы связи предложений в тексте
  • какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля.

Псевдотекст №2  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о грозе?

 Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Гремят раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

 2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте
  • какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля.

Задание5. Паутинка

Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка. Клубочек передает группа к группе

Задание 6. Выполните тест.

1-я группа

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорово, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

2-я группа

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

2)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

3-я группа

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

4) Впереди было ещё почти два года блокады...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Ему она всегда казалась кисейной барышней, не способной на смелый поступок.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длиласьнедолго.

4-я группа

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.

3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

4) Она стала листать классный журнал.

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является градация

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) Они медленно вошли в темные, душные, мрачные комнаты.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

5-я группа

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
5. Рефлексия.

Что понравилось сегодня на уроке?

Какое задание было интересным?

Что хотелось бы повторить?

  1. Подведение итогов.
  1. Выполнить упражнение
  2. Выписать из повести "Капитанская дочка" предложения, в которых использованы разные средства выразительности (6 предложений)
  3. Творческая работа  « Осенние вечера», стихотворение  написать

Ответы к тесту.

1 группа

2группа

3 группа

4 группа

5 группа

1.1

1.1

1.2

1.3

1.4

2.4

2.1.

2.1

2.4

2.3

3.2

3.1

3.2

3.2

3.4

Приложение№1.

Рабочая тетрадь

Ф.И. _________________________________________________

1 группа.

Тема урока: ___________________________________________________

Задание №1

Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность, докажите свою точку зрения.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи  мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую  из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

                                                                                                  В.Песков. Отечество

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Определите стиль по его характеристике.

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.

1.________________________________________

2.______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

5._______________________________________

Задание 3. прочитайте предложения и определите выразительное средство языка, которое использовано.

А как солнышко разбросает теплые лучи, холодные краски сползут в лога.

__________________________________________________________________

Задание 4.

Псевдотекст №1  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о горах?

 Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в гор ах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста 
  • способы связи предложений в тексте
  • какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание5. Паутинка

Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка. Клубочек передает группа к группе

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Выполните тест.

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорово, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь

Ф.И. _________________________________________________

2  группа.

Тема урока_________________________________________________________

Задание №1

Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность, докажите свою точку зрения.

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Определите стиль по его характеристике.

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.

1.________________________________________

2.______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

5._______________________________________

Задание 3. прочитайте предложения и определите выразительное средство языка, которое использовано.

Сугробы, как мороженое, тают очень быстро. 

____________________________________________________________________
Псевдотекст №2  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о грозе?

 Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Гремят раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

 2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте
  • какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Паутинка

Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка. Клубочек передает группа к группе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Выполните тест.

2-я группа

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

2)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь

Ф.И. _________________________________________________

3  группа.

Задание №1

Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность, докажите свою точку зрения.

Ёу, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башню. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне все равно: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Определите стиль по его характеристике.

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя

1.________________________________________

2.______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

5._______________________________________

Задание 3. прочитайте предложения и определите выразительное средство языка, которое использовано.

В четверг ветер затих, и надвинулся густой сере6ряный туман, скрывая тайны совершившихся в природе перемен.

__________________________________________________________________

Задание 4.

Псевдотекст №1  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о горах?

 Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в гор ах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста 
  • способы связи предложений в тексте

какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание5. Паутинка

Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка. Клубочек передает группа к группе

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Выполните тест.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

4) Впереди было ещё почти два года блокады...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь

Ф.И. _________________________________________________

4  группа.

Тема урока__________________________________________________________________

Задание №1

Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность, докажите свою точку зрения.

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Определите стиль по его характеристике.

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя

1.________________________________________

2.______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

5._______________________________________

Задание 3. прочитайте предложения и определите выразительное средство языка, которое использовано.

Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

______________________________________________________________________

Псевдотекст №2  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о грозе?

 Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Гремят раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

 2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте
  • какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Паутинка

Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка. Клубочек передает группа к группе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Выполните тест.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.

3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

4) Она стала листать классный журнал.

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь

Ф.И. _________________________________________________

5  группа.

Тема урока_____________________________________________________________________

Задание №1

Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность, докажите свою точку зрения.

Автобиография.
Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе Иваново
Вологодской области в семье рабочего.
В 1989 году поступил в первый
класс школы № 444 города Вологда.
В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. Вологда.
Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Определите стиль по его характеристике.

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя

1.________________________________________

2.______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

5._______________________________________

Задание 3. прочитайте предложения и определите выразительное средство языка, которое использовано.

До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

___________________________________________________________________

Задание 4.

Псевдотекст №1  Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о горах?

 Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в гор ах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:  

  • единство темы 
  • тип речи 
  • стиль текста 
  • способы связи предложений в тексте
  • какие средства выразительности использованы в тексте худ стиля.
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Паутинка

Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка. Клубочек передает группа к группе

Задание 6. Выполните тест.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Паспорт

открытого урока

Дзюбы Галины Анатольевны

КЛАСС: 8 "А"

ТЕМА:   "Язык художественной литературы"

УУД:

познавательные

  • поиск и выделение необходимой информации
  • осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме

регулятивные

  • оценка результатов  и мобилизация деятельности  обучающихся

           коммуникативные

  • постановка вопросов
  • сотрудничество в поиске и сборе информации

           личностные

  • ценностно-смысловая ориентация обучающихся
  • воспитание любви и бережного отношения к языку
  • развитие представлений о культурных ценностях

Методы обучения

  • репродуктивные (устное высказывание на лингвистическую тему по изученному материалу)
  • продуктивные (создание текста)
  • частично - поисковые

Общеучебные умения:

  • выделение главного
  • сопоставление
  • анализ
  • вывод

Характеристика класса.

В классе 23 обучающихся: девочек - 13, мальчиков - 10.

Успевают на "5" - 4 чел

                       "4" - 8 чел.

                       "3" - 11 чел

По специальной коррекционно-развивающей программе 7 вида обучаются 2 человека.

1-я        ИВАН БУНИН   СЛОВО

 Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

2-я ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

 Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных,
Овладевавших мной стихов!

 

3 – я группа  ВАДИМ ШЕФНЕР

 Много слов на земле. Есть дневные слова - 
В них весеннего неба сквозит синева. 
Есть ночные слова, о которых мы днем 
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. 
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- 
С ними в плен не сдаются и в плен не берут. 
Словом можно убить, словом можно спасти, 
Словом можно полки за собой повести. 
Словом можно продать, и предать, и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить. 
Но слова всем словам в языке нашем есть: 
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. 
Повторять их не смею на каждом шагу,- 
Как знамена в чехле, их в душе берегу. 
Пусть разменной монетой не служат они,- 
Золотым эталоном их в сердце храни! 
И не делай их слугами в мелком быту - 
Береги изначальную их чистоту. 
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь, 
Только эти слова тебе могут помочь! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка на тему «Язык художественного произведения» Составитель: Дзюба Галина Анатольевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №78 п.Гигант Сальского района Ростовской области

Слайд 2

Тема урока: «Язык художественной литературы» определять особенности художественного стиля речи ; отличать текст художественного стиля от других стилей речи; находить и определять изобразительно-выразительные средства языка, у потреблять выразительные средства языка в своей речи

Слайд 3

Задание 1. Определите стиль предложенного текста. Аргументируйте свой ответ Публицистический. Официально-деловой. Разговорный. Научный. Официально-деловой

Слайд 4

Задание 2. Определите стиль по его характеристике. Научный Официально-деловой Разговорный. Публицистический Художественный.

Слайд 5

Основные признаки художественного стиля воздействие образность эмоциональность использование выразительных средств языка эстетическая функция

Слайд 6

Изобразительно-выразительные средства языка На печальные поляны льёт печально свет она. Лес, точно терем расписной… Спит черемуха в белой накидке… Горит душа , и сердце стонет. И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме… Море шумело, бушевало, гремело, грохотало всю ночь.

Слайд 7

Паутинка Составьте текст на тему «Золотой листопад» , используя в предложениях выразительные средства языка.

Слайд 8

Проверь себя! 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 1.1 1.1 1.2 1.3 1.4 2.4 2.1 2.1 2.4 2.3 3.2 3.1 3.2 3.2 3.4

Слайд 9

Домашнее задание Выполнить упражнение № 159 (з.1 – устно, з.2 – письменно) Выписать из повести "Капитанская дочка" предложения, в которых использованы разные средства выразительности (6 предложений) Творческая работа « Осенние вечера» ( написать сочинение – миниатюру или стихотворение.

Слайд 10

Друзья! Благодарю вас за работу! Желаю успеха в выполнении домашнего задания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

урок русского языка "Особенности стиля художественной литературы"

Название предмета Русский языкКласс 11УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базо...