Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания
методическая разработка по музыке по теме
Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 7.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания»
В каждом возрастном периоде дошкольного детства стоят свои задачи по ознакомлению с художественной литературой. С возрастом уровень восприятия литературных произведений у детей повышается, развивается поэтический слух.
В младших группах перед воспитателем стоят задачи: «Пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям»
В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «Малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки. Работая в тесном взаимодействии с воспитателем, я, на музыкальных занятиях, использую потешки, заклички, загадки, песенки из русского фольклора. Например: потешку «Две тетери», впоследствии можно использовать как музыкальную игру в группе или на участке.
После слушания сказок: «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» можно повторить песенки действующих лиц. Например, в сказке «Теремок», очень важно, чтоб каждый герой исполнял свой вопрос соответственно образу: Лисичка поёт высоким голосом, а мишка – исполняет низким.
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши быстро запоминают такие образы, как Петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза и т.п. Чтоб дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога, можно вызывать по одному и предложить: «Анечка, вспомни какую песню пела лисичка под окошком петушку?» Аня исполняет : «Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку!»
Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей и они начинают использовать их в своих играх друг с другом. При инсценировании детьми стишков можно брать небольшие, такие как «Игрушки» А.Барто, которые воспитывают у ребят чувство симпатии, положительные эмоции. Детям нравится созвучность строк и они легко запоминают наизусть . После исполнения песни «Лошадка» /музыка М. Раухвергера, слова А. Барто / дети с желанием двигаются по залу прямым галопом. А стихотворный текст программной игры: «Солнышко и дождик» / музыкаМ. Раухвергера, слова А.Барто/ способствует улучшению качества исполнения танцевальных движений:
«Смотрит солнышко в окошко, - Ходьба врассыпную.
Светит в нашу комнату. - Руками изображают фонарики.
Мы захлопали в ладошки, - Хлопки.
Очень рады солнышку!»
При таком музыкальном исполнении стиха, дети быстрее запоминают и обогащают свою художественную речь.
Исходя из задач « Программы воспитания в детском саду»: «Воспитывать у детей любовь к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух :/улавливать звучность музыкальность, ритмичность поэтической речи /. Чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений». Решать эти поставленные задачи помогает музыка. Детей подготовительной и старшей групп я приглашаю в музыкальную гостиную, где предлагаю определить по поэтическим строкам Русского поэта Ф Тютчева- какое музыкальное произведение мы будем слушать:
« На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел,
В лазури жаворонок звонкий Дети предполагают, что прозвучит «Песня жаворонка» П.И.Чайковского /узнают по портрету/– самого поэтизированного и близкого нашей русской душе композитора.
Пробуждение природы ни кого не оставляет равнодушным. Признайтесь нам всем хочется побольше побывать на тёплой весенней улице, почувствовать, как ласковый ветер касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают всё живое! Вот П.И.Чайковский подметил это изменение в природе, услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал нам об этом.
Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его!
Затем мы продолжаем знакомиться с творчеством П.И.Чайковского
Слушаем фрагмент пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского/ кассета /.
Это произведение похоже на колыбельную, наверно няня рассказывает какую – то сказку ребёнку перед сном.
А строки русского поэта К. Ибряева детям подсказывают , какое произведение будет звучать в следующую минуту:
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой,
Снова звуков полноводье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из- под рук!
Их волна крутая кружит,
Но сдержать не может, нет!
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывём за ними в след!
Эти волшебные строки приводят детей нас на праздник в королевство сластей, где всех встречает «Фея Драже» из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского /дети слушают танец «Феи Драже/
Далее, в художественной мастерской, ребята пробуют нарисовать музыку, которую будут слушать, после отгадывания загадки об инструменте, начинающем это великолепное произведение:
Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные.
И на волнах, качая шхуны,
Резвятся ветры удалые.
И ветер, и волну морскую-
Всё струны нам изображают.
Всё звуки музыки рисуют
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки,
Наш инструмент зовётся….
/АРФА /
Да, во вступлении к вальсу слышна нежная, воздушная мелодия арфы.
Я предлагаю послушать праздничный « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», который звучал в честь прихода Марии с принцем в сказочную страну сластей. Дети знакомятся с понятием- Вальс /в переводе с французского означает: «Кружиться» /
Посещение ребятами музыкальной гостиной хочется закончить словами поэта К. Ибряева:
И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех!
Только в синтезе музыки, поэзии и других видов художественной литературы будет развитие речи ребёнка наиболее эффективным и плодотворным.
Музыкальный руководитель
Илясова И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...
Рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ
Внутренняя рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ...
Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...
Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы
Программа представляет систему работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи средствами художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса....
Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы
Пособие адресовано учащимся 3-4 классов для групповых или индивидуальных занятий.Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...