Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9И класса (на 2015-2016 год)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
192241, Пражская улица, дом 36, литер А, тел 269-03-54
Рассмотрено: Рекомендовано к утверждению:
На заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2015 г. Председатель МО _____________/_______________/ подпись расшифровка | Протокол педагогического совета № _1_ от « 31 » августа 2015 г. |
Утверждено Директор ГБОУ СОШ № 303 Имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга _____________/ А.А. Виноградова / подпись расшифровка приказ № 194 от « 31 » августа 2015г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для обучающихся 9И класса
(на 2015-2016 учебный год)
Составитель:
учитель высшей категории
Романенко Галина Борисовна
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа по русскому языку для 9И класса:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089);
3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);
4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);
5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;
6) Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2010.
- Цели и задачи изучения предмета
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:
- формирование у учащихся языковой интуиции;
- приобретение и систематизация знаний о родном языке;
- овладение функциональной грамотностью;
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
- формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В 9 классе – 68 часов. Количество часов в неделю: 2 часа
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Межпредметные связи
Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения. более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.
- Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений с учетом характеристики 9И класса.
Количество учащихся в классе - 29 человек, данный коллектив существует 8 лет.
В классе есть учащиеся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонные к проявлению фантазии и нестандартно мыслящие. Коллектив способен к творческому решению задач. Уровень обученности – средний; обучаемость – средняя; поддаются воспитательному процессу; средний уровень реализации учебного потенциала; средний уровень сформированности учебной деятельности.
Психолого-педагогические особенности обучающихся этого класса обуславливает применение разнообразных педагогических методов и технологий: технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, технологии проектной деятельности для повышения познавательного интереса; технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся; информационно-коммуникационных технологии.
- Информация об используемом УМК
Программа реализуется в адресованном учащимся 5— 9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остаётся в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в определённой последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Учебно-методический комплекс
Название учебной программы | Используемые учебники | Пособия для учителя |
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2010 | Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2013 Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2013 Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013 | «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006. «Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007. «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. |
- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа 9 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них:
Уроков развития речи - 17
Диктантов - 12
Изложений - 3
Сочинений - 5
- Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Технологии, используемые в образовательном процессе:
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
- Технология разноуровневого обучения
- Технология обучения как учебного исследования
- Технология обучения в сотрудничестве
- Метод проектов
- Информационные технологии.
- Технологии оценивания достижений учащихся
- Технология "Портфолио"
- Рейтинговые технологии
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Технология проведения дискуссий
- Тренинговые технологии
- Виды и формы входящего, промежуточного, итогового контроля.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);
- комплексный анализ текста;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
- тест;
- изложение;
- сочинение.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.
Основным видом контроля являются работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА, составление схем, таблиц и т.д.
- Соответствие требованиями ГИА
Планируемые результаты изучения учебного предмета полностью соответствуют требованиям ГИА. В результате освоения данной программы все учащиеся должны сдать выпускной экзамен за курс основной школы в формате ГИА.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты изучения учебного предмета полностью соответствуют требованиям ГИА. В результате освоения данной программы все учащиеся должны сдать выпускной экзамен за курс основной школы в формате ГИА.
Планируемы результаты изучения предмета:
- получить успеваемость 100%;
- продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
- подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен
знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
- создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
- знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
- текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание тем учебного курса для 9 класса
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.
Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества.
Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык,
уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.
3. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Знать признаки сложных предложений.
Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
3.1 Сложносочиненное предложение
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
3.2 Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.
4. СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
5. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СП) С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты
6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.
Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.
7. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные понятия курса
Богатство, образность, выразительность языка; нормы современного русского языка, фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, словосочетание, предложение, союзные сложные предложения., бессоюзные предложения, общий второстепенный член, пунктуационный разбор, синтаксический разбор, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, придаточные предложения, главное предложение, виды подчинения, сложные предложения с разными видами связей, стили речи, способы передачи чужой речи, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, цитаты, способы цитирования, язык как развивающееся явление, словарь как вид справочной литературы, виды словарей.
Темы рефератов
- Русский язык в современном мире.
- Словарь как вид справочной литературы.
- Русский литературный язык и его нормы.
- Выразительность русского языка как языка художественной литературы.
Темы проектов
- Языковые средства выразительности речи.
- Типы речи.
- Стили речи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Количество часов |
1 четверть | ||
1. | Общие сведения о языке | 3 |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах | 7 |
3. | Сложное предложение, в т.ч.: | 32 |
Сложносочиненное предложение | 8 | |
2 четверть | ||
Сложносочиненное предложение | 2 | |
Сложноподчиненное предложение | 12 | |
3 четверть | ||
Сложноподчиненное предложение | 10 | |
4. | Бессоюзное сложное предложение | 8 |
5. | Сложные предложения с разными видами связи | 2 |
4 четверть | ||
Сложные предложения с разными видами связи | 4 | |
6. | Предложения с чужой речью | 6 |
7. | Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах | 6 |
Итого: 68 часов |
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Розенталь Д.Э. «.Лексика и стилистика.» «Орфография и морфология». «Синтаксис и пунктуация». «Оникс» 2010г.
- «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
- «Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007.
- «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы. Санкт-Петербург, «Паритет», 2004
- А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. Москва, «Творческий центр», 2004
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. Москва, «Творческий центр»
- 9 класс. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. Москва, «Дрофа», 2008
- Г.Т.Егораева. ГИА.Русский язык. Выполнение заданий части С. Москва, «Экзамен», 2012
- Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.Б.Карашева. Школьный толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург, «Просвещение», 2002
- Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. Москва, «Дрофа», 2001
- В.П.Жуков, А.В.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 2003
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1987
- Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. Москва, «Русский язык», 2002
Электронные учебно-методические комплекты:
- 1.Мультимедийная энциклопедия «Русская литература». 8-11 кл. (1 диск)
- 2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 – 9 классы. (4 диска)
- 3. Мультимедийное издание «Репетитор 2008 по русскому языку Кирилла и Мефодия».
- 4. Образовательные программы «Русский язык».
- 5. Диск. Тесты.9 класс.
- 6.(http://www.openclass.ru),(http://www.rusedu.ru),(http://www.edu.ru), (http://www.fipi.ru),(http://www.ege.edu.ru), (http://www.ruslit.metodist.ru), (http://www.sarviki.ru)
Материально-техническое обеспечение:
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации.
Дидактический материал:
Тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты.
Раздаточный материал (карточки)
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9Э КЛАССА
№ | № уро ка | Дата | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Формы контроля | ИКТ-поддержка | Планируемы результаты обучения | ||
1 четверть Общие сведения о языке (3часа) | ||||||||||
| 1. | Вводный урок о русском языке. Основные формы существования национального русского языка | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей) | Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа» | Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. | Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты). | ||||
2. | Понятие о литературном языке | Русский литературный язык-основа национального русского языка. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы | Составить таблицу. Написать сочинение-миниатюру | Таблица. Сочинение-миниатюра | Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферы функционирования | |||||
3. | Нормирован-ность – отличительная особенность современного литературного языка | Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка | Тест | Тест | Применять общие правила произношения и написания слов, находить и исправлять нарушения в устной и письменной речи | |||||
Повторение изученного в 5-8 классах (7 часов) | ||||||||||
| 1. | Повторение грамматики, орфографии и пунктуации | Комплексная работа с текстом, подготовка к сочинению, | Часть сочинения-рассуждения | Создание текста по теме «природа» с включением описания как фрагмента текста, как часть сочинения-рассуждения. | Знать стили текстов, типы речи, уметь составлять тематические тексты, анализировать предложенный текст | ||||
| 2. | Р/Р Язык и речь. Текст и слово. | Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое; их особенности | Устное монологическое высказывание | Устное монологическое высказывание на заданную тему | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией | ||||
3. | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами. | Синтаксис и пунктуация простого предложения | Объяснительный диктант | Объяснительный диктант | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложения, составлять схемы, расставлять знаки препинания | |||||
4. | Предложения с обособленными членами | Предложение с обособленными второстепенными членами | Комментированное письмо | Комментированное письмо | Уметь опознавать, выразительно читать, конструировать по схемам | |||||
5. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Диктант «Проверяю себя» | Диктант | Уметь выразительно читать, объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи | |||||
6. | Р/Р Описание по воображению и памяти | Описание по воображению и памяти. Определение основных микротем | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина | Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение Описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме | |||||
7. | Р/Р Описание по воображению и памяти | Описание по воображению и памяти. Определение основных микротем | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина | Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение Описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме | |||||
Сложное предложение (32 часа) | ||||||||||
Сложносочинённое предложение (10 часов) | ||||||||||
1. | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложного Предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме | ||||
2. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя» | Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя» | Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Выявлять эти отношений, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме | |||||
3. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем | Творческий диктант | Творческий диктант. Ответы на вопрос: Сходство и различие в постановке запятых между однородными членами и частями ССП | Знать основные группы ССП, по значению и союзам. Уметь смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | |||||
4. | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Взаимодиктант | Взаимодиктант | Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом и и простые предложения с однородными членами, связанными союзом и. | |||||
5. | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | ||||
6. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. | Диктант «Проверяю себя» | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами | |||||
7. | Повторение орфографии, подготовка к контрольной работе | Повторение и систематизация орфограмм, изученных в 5-8 классах, орфографический разбор | Практикум | Выполнение практических заданий | Умение делать орфографический и морфемный разбор слова. | |||||
8. | Повторение орфографии, подготовка к контрольной работе | Повторение и систематизация орфограмм, изученных в 5-8 классах, орфографический разбор | Практикум | Выполнение практических заданий | Умение делать орфографический и морфемный разбор слова. | |||||
2 четверть | ||||||||||
9. | Контрольная работа в форме ГИА | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Диктант | Диктант с грамматическим заданием (в форме тестов ГИА) | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора | |||||
10. | Анализ письменных работ | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | |||||
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (всего 22 часа) | ||||||||||
1. | Понятие о сложноподчиненном предложении Строение СПП, средства связи его частей | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей | Составить план , проиллюстрировать пункты плана своими примерами. Конструировать предложения по схемам | Составить план §205, проиллюстрировать пункты плана своими примерами. Конструировать предложения по схемам | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | ||||
2. | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | Таблица в учебнике упр.75 | Составление схем, комментированное письмо | Понимать различие союзов и союзных слов, уметь различать, ставить знаки препинания | |||||
3. | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Взаимодиктант | Взаимодиктант | Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части. Их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания | |||||
4. | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Схемы СПП | Работа с текстом | Уметь определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, интонационно и пунктуационно оформлять СПП | |||||
5. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения. Сложный план. Средства выразительности текста | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста. | |||||
6. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения. Сложный план. Средства выразительности текста | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста. | |||||
7. | Виды придаточных предложений | Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные | Конструирование по схемам | Синонимичная замена СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные | ||||
8. | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | Диктант | Диктант «Проверяю себя» | Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным | |||||
9. | Придаточные определительные | Придаточные определительные | Описательная миниатюра | Составить описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным | Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений | |||||
10. | Придаточные определительные | Придаточные определительные | Редактирование | Редактирование текстов | Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их | |||||
11. | Придаточные дополнительные | Придаточные дополнительные | Повествовательная миниатюра | Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительными придаточными | Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью | |||||
12. | Придаточные дополнительные | Придаточные дополнительные | Повествовательная миниатюра | Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительными придаточными | Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью | |||||
3 четверть | ||||||||||
13. | Р/Р Публицистический стиль речи. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу | Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии | Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно-популярные книги». Составление плана рецензии | План рецензии | Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному | |||||
14. | Р/Р Публицистический стиль речи. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу | Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии | Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно-популярные книги». Составление плана рецензии | План рецензии | Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному | |||||
15. | Придаточные обстоятельственные | Придаточные обстоятельственные | Устное сообщение | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточные определительных». Конструирование предложений по схемам | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 – 9 классы. | Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания | ||||
16. | Придаточные обстоятельственные | Придаточные Обстоятельственные. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным | Устное высказывание | Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных обстоятельственных. Ответить на вопросы: почему в художественной речи, особенно в поэзии, уступительные придаточные часто прикрепляются к главному словами «сколько», «как» и др. с усилительной частицей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выражением какой стилевой черты служат? | Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению Подчинительных союзов и союзных слое; определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное | |||||
17. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Осложненное списывание | Осложненное списывание | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | ||||
18. | Различные способы выражения сомнения | Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи | Творческое списывание | Творческое списывание | Уметь определять значение сравнений , выраженные разными способами, ставить знаки препинания, употреблять в речи | |||||
19. | Обобщение и систематизация изученного по СПП | Строение СПП, средства связи, виды придаточных, знаки препинания | Работа с текстом составление плана, схем СП | Работа с текстом составление плана, схем СП | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения. Расставлять знаки препинания | |||||
20. | Р/Р Аннотация | Аннотация: ее цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации | Анализ аннотаций | Анализ аннотаций, пересказ близкий к тексту | Понимать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, уметь сравнивать, редактировать, составлять самим | |||||
21. | Р/Р Портретный очерк | Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка | Сочинение-миниатюра | Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (заготовки) | Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка | |||||
22. | Р/Р Портретный очерк | Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка | Сочинение-миниатюра | Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (заготовки) | Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка | |||||
Бессоюзное сложное предложение (8 часов) | ||||||||||
1. | Понятие о бессоюзном сложном Предложении. Интонация в БСП. Запятая и. точка с запятой в них | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них | Комментированное письмо | Составление предложений по схемам. Комментированное письмо | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | ||||
2. | Тире в бессоюзном сложном предложении | Тире в бессоюзном сложном предложении | Взаимодиктант | Составить тезисный план §216, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант | Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | |||||
3. | Двоеточие в бессоюзном сложном Предложении | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Диктант | Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя» | Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | |||||
4. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор | Взаимодиктант. Составление рассказа | Взаимодиктант. Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека (страх, удивление, волнение и др.), используя по возможности БСП | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | |||||
5. | Повторим орфографию | Повторение пунктуации, орфографии, комплексная работа с текстом | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | Уметь определять стиль, тип речи ,тему текста ,его основную мысль, находить орфограммы и пунктограммы. | |||||
6. | Повторим орфографию | Повторение пунктуации, орфографии, комплексная работа с текстом | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | Уметь определять стиль, тип речи ,тему текста ,его основную мысль, находить орфограммы и пунктограммы. | |||||
7. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения. Сложный план. Средства выразительности текста | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста., выражать собственное мнение | |||||
8. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения. Сложный план. Средства выразительности текста | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, выражать собственное мнение | |||||
Сложные предложения с разными видами связи ) 6 часов) | ||||||||||
1. | Сложные предложения с разными видами связи | Структурные особенности сложных предложений с разными видами связей | Составление предложений по схемам | Составление схем, составление предложений по схемам | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости of сочетания видов связи | ||||
2. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Творческое списывание | Творческое списывание | Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы | |||||
4 четверть | ||||||||||
3. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Анализ текста | Анализ текста художественного стиля | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи | |||||
4. | Контрольная работа | Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания | Комплексный анализ текста. | Комплексный анализ текста. Сочинение-рассуждение | Уметь производить комплексный анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации, создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой | |||||
5. | Р/Р Стили речи | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основное жанры стилей | План статьи | Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля | Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка | |||||
6. | Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи | Научный и официально-деловой стиль речи | Конспект статьи | Ответить на вопросы: в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они выполняют? Составить конспект статьи «Стилистическое использование синонимов» | Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра в официально-деловом стиле (объявление | |||||
Предложения с чужой речью (6 часов) | 57. | |||||||||
1. | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Конструирование предложений по схемам | Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку | ||||
2. | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Конструирование предложений по схемам | Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия5 – 9 классы. | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку | ||||
3. | Предложения с прямой речью | Строение предложений с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Осложненное списывание | Осложненное списывание | Уметь пунктуационно оформлять "Предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | |||||
4. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Конструирование предложений | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи | Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания | |||||
5. | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | Записать текст под диктовку | Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры | Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания | |||||
6. | P/P Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме | |||||
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (6 часов) | ||||||||||
1. | Фонетика. Графика. Орография. Орфоэпия | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы | Тест | Тест | Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий» | |||||
2. | Морфемика и словообразование | Состав слова, морфемный словообразовательный разбор, форма слова, однокоренные слова | Тест | Тест | Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор, различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова» | |||||
3. | Лексика и фразеология Морфология и синтаксис | Словарный состав языка, устойчивые словосочетания Средства и способы связи между предложениями | Работа с текстом, со словарями Комплексный анализ текста | Работа с текстом, со словарями Комплексный анализ текста | Уметь выполнять лексический разбор, работать с разными видами словарей Уметь находить и определять лексические и грамматические средства связи | |||||
4. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; подробно излагать прочитанный текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать; собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта | |||||
5. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций | Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; подробно излагать прочитанный текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать; собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта | |||||
6. | Анализ письменных работ | Анализ ошибок, допущенных в работах учащихся | Коллективная работа по анализу текста | Коллективная работа по анализу текста | Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение строить высказывание своего мнения по проблеме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основеФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),Приме...
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для учащихся 6 класса на 2015-2016 учебный год, по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English» (3 часа в неделю, всего 102 часа)
Данный материал будет полезен учителям, работающим по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English" в 6 классе. Рабочая программа рассчитана на 102 часа и содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по английскому языку в 4 а классе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 4 а классе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку в 5 б классе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 5 б классе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку в 6 абв классах на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 6 абв классах на 2015-2016 учебный год...