Методическая разработка "Орфографическая работа при изучении синтаксиса"
методическая разработка по русскому языку на тему
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать стихи, считалки. Словарно – орфографическая работа дает положительный эффект, если носит развивающий характер: воспитывает интерес к малознакомым словам, к их происхождению, современному строению, к значению и оттенкам значения в разных контекстах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографическая работа при изучении синтаксиса
Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы. Целью моей работы является реализация индивидуальной траектории развития и обучения каждого ребёнка, ликвидация пробелов в знаниях. Для ее реализации использую задания с учётом уровневой дифференциации, групповые и индивидуальные формы работы, различные методы обучения, формы контроля.
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать стихи, считалки.
Ликвидируя пробелы в орфографической подготовке обучающихся, продолжаю работать над правописанием корней слов, правописанием не и ни, написанием н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях. Работу с этими орфограммами провожу, как правило, в форме орфографического анализа текста, предназначенного для изучения синтаксического материала. Постоянное внимание к орфографии неизменно даёт положительные результаты.
Эмблема игр
Каждые Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему, символизирующую город и страну-организатора. Обычно, но не всегда, элементом эмблемы являются олимпийские кольца. Официальная олимпийская эмблема состоит из олимпийского символа и олимпийского девиза: символ — это пять переплетенных цветных колец на белом фоне, а официальный девиз — «Быстрее, выше, сильнее!», который в последние Игры изменялся. Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК. Национальные олимпийские комитеты каждый раз имели свою собственную эмблему. Это прописано в Олимпийской хартии, как и то, что использование эмблемы другими организациями в любых коммерческих целях без разрешения МОК запрещено.
Задание.
- Выпишите слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова, подберите однокоренные слова. Как они пишутся?
- Выпишите слова с фонетическим процессом оглушения согласных.
Олимпийский огонь
Впервые олимпийский огонь был зажжен на IX летних Играх в Амстердаме. Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Олимпийский огонь на факеле передается от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5населенным континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало Игр. По завершении всех соревнований олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие Игр. Первая эстафета олимпийского огня из Олимпии и церемония зажжения олимпийского костра были проведены на XI летних Олимпийских играх в Берлине (Германия) в 1936 году. Огонь был зажжен в Олимпии 20 июля 1936 года, эстафета закончилась в Берлине 1 августа 1936 года.
Задание.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Из предложения 3 выпишите слова, где все согласные звонкие.
3. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне.
Талисманы
Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное изображение, которое ассоциируется в представлении большинства людей с принимающей страной. Традиция была положена во время X зимних Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году, когда талисманом стало изображение лыжника.
Задание.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Дайте этимологическое толкование слова «талисман.
3. Выпишите словарные слова.
4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Следж – хоккей
Следж - хоккей является прямым потомком хоккея с шайбой. Он был изобретен в реабилитационном центре в Стокгольме в начале 1960-х годов группой шведов. Лишившись возможности передвигаться на ногах, но желая продолжить игру в любимый хоккей, шведы модифицировали металлические санки, прикрепив к ним два обычных коньковых полоза, чтобы шайба могла на ребре свободно проходить под санями. Используя в качестве клюшек круглые палки с велосипедными ручками, спортсмены играли без вратаря на озере к югу от Стокгольма. Игра получила широкое признание. Как и в обычном хоккее с шайбой, игра заключается в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить ее наибольшее количество раз в ворота соперника, не пропустив шайбу в свои. Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков, включая вратаря, общее количество игроков в команде – 15. Оборудование игры состоит из саней вместо коньков и двух клюшек, зубчатых с одного конца и изогнутых с другого. Быстрым движением кисти игроки могут разворачиваться, отталкиваясь ото льда с помощью металлических зубьев клюшки, а изогнутым концом клюшки они передают пас и бьют по воротам.
Задание.
1. Сделайте морфологический разбор деепричастий желая, лишившись.
2. Запишите три-четыре однокоренных слова различных частей речи.
Экстремальный спорт
Экстремальным называют такой спорт, в котором борьба природы, водной или снежной стихией, льдом имеет не меньшее чем соперничество с противником. При этом имеется в виду, противоборство происходит в естественной среде: волны, малоисследованные горы, низкие температуры, сила притяжения. Экстремальный спорт бывает летним и зимним. К летним относятся серфинг, виндсерфинг, роллер спорт, скейтбординг, маунтинбайк, рафтинг, подводное плавание и другие. К зимним – сноубординг, виндсерфинг, ледолазание, фристайл. Мир экстремального спорта – особая субкультура, в которую настоящему дано проникнуть только отчаянным и смелым людям.
Задание.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Объясните этимологическое происхождение названий видов спорта,
используя «Словарь олимпийских зимних видов спорта.
Гимн
Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. Музыка занимает важнейшее место в программе Олимпиад. В 1896 г. на первой современной Олимпиаде – был впервые исполнен олимпийский гимн, написанный греческим композитором Спиросом Самарасом на стихи Костиса Паламаса и переведенный на многие языки мира. В 1958 г. МОК признал его официальным гимном Олимпийских игр. На церемониях открытия и закрытия Олимпиад звучат лучшие произведения национального и мирового музыкального искусства, среди которых есть песни, написанные специально к Олимпиаде. Так, на открытии московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д. Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. А на торжественной церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова: До свиданья, Москва, до свиданья! Олимпийская сказка, прощай!
Задание.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
2. Определите основную мысль текста.
3. Из последнего предложения выпишите все слова, где все согласные глухие.
Итак, словарно – орфографическая работа дает положительный эффект, если носит развивающий характер: воспитывает интерес к малознакомым словам, к их происхождению, современному строению, к значению и оттенкам значения в разных контекстах.
Литература
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35.
- Кузьмина С.М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.
- Разумовская М.М. Умения как организующая основа обучения орфографии. - М., «Просвещение», 1990. – с.159.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения над порядком слов при изучении синтаксиса.
Презентация помогает показать, как особое расположение слов становится основой выразительных средств....
Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приёмов компетентностного подхода на осн...
изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале
Подборка предложений различных конструкций на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...
изучение синтаксиса сложного предложения на региональном материале
вторая часть дидактического материала к урокам русского языка по изучению синтаксиса сложного предложения на материале поэтов и писателей Донского края...
«Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приемов технологии компетентностного подхода»
Статья «Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приемов технологии компетентностного подхода»...
«Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения». 8 класс
Данный урок формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации ,в том числе и особенностей культуры, ...
Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации.
Известный лингвист В.И.Чернышев писал: « В правописании есть целая обширная часть, которая легко усвоится учениками, научившимися хорошо владеть живой речью. Это – часть, излагающая правила постановки...