Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации.
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме «Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации»
1.Введение
2.Основная часть. Занятия по синтаксису : Что дают эти занятия?
1) а)накапливается материал для усвоения синтаксических понятий и пунктуационных правил;
Б)придаётся более осмысленный характер процессу изучения синтаксису и пунктуации;
В)работа над перечислительной интонацией помогает усвоению правила постановки запятой между однородными членами и между простыми предложениями, входящими в БСП;
2) Работа по обучению выраз. чтению развивает речевой слух
3)Систематическое изучение синтаксиса и пунктуации начинается с изучения правил употребления тире между подлежащим и сказуемым;
4) Выразительное чтение предложений с однородными членами важно при усвоении этого раздела;
А)упражнения с двоякой интонацией и пунктуацией при распр. однор. членах
Б) выполнение предупредительных и объяснительных диктантов;
В)при изучении однородных и неоднородных определений;
Г)выполнение упражнений с обобщающими словами при однородных членах предложения
Д) при изучении темы «Обособленные члены предложения и пунктуация при них»;
3. Заключение.
Известный лингвист В.И.Чернышев писал: « В правописании есть целая обширная часть, которая легко усвоится учениками, научившимися хорошо владеть живой речью. Это – часть, излагающая правила постановки знаков препинания. Правила эти гораздо более связаны с нормальным произношением фраз , чем с навыками глаза и руки… Кто научился говорить человеч. речью с расстановками и выражением… у того знак препинания сам просится встать на свое место при изложении живого слова на бумаге. В особенности это справедливо относительно простых и важнейших зн. препинания: А кто настолько успел в выразительном чтении , что хорошо оттеняет голосом и предложения… тому еще легче выделять их знаками на письме.»
Работа по обучению выразительному . чтению , которая проводится не в органической связи с изучением и закреплением программного курса синтаксиса и пунктуации , не обеспечивает необходимого эффекта, т.к. она носит не систематический, а эпизодический и притом в некоторой степени искусственный . характер. Поэтому обучение выразительному чтению на занятиях по синтаксису и пунктуации носит характер постоянной, систематической, плодотворной работы по подъему культуры и устной и письменной речи. Упражнения могут быть разнообразными и интересными, что выполнение их будет содействовать общему развитию детей , их способности наблюдать, сопоставлять, сравнивать, выражать свои суждения.
Что же дают эти занятия учащимся?
- Накапливается материал для усвоения синтаксических понятий и пунктуац. правил, придается более осмысленный характер процессу изучения синтаксиса и пунктуации, что, в свою очередь , обеспечивает более глубокие и прочные знания и навыки уч-ся по синтаксису и пунктуации. Работа над перечислительной интонацией помогает усвоению правила постановки запятой между однородными членами и простыми предложениями, входящими в состав БСП. Работа над предупредительной интонацией содействует выработке навыка в постановке двоеточия после обобщающего слова перед перечислением однородных членов , а также после слов автора перед прямой речью и в БСП, когда в них последующие простые предложения раскрывают содержание предыдущего.
- Работа по обучению выраз. чтению развивает речевой слух, который необходим для более успешного изучения и материала по литературе, т.к. он позволяет лучше овладеть ее идейными и худож. богатствами. Систематическое изучение пунктуации начинается с правил употребления тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке. При изучении этих правил обращаю внимание на то , что на месте нулевой связки при произношении наблюдается отчетливая и значительная пауза, а перед нею—небольшое повышение голоса(карточки). В процессе закрепления правила постановки между подлежащим и сказуемым путем разнообразных упражнений я требую от уч- ся прочтения соответствующих примеров с четким соблюдением необходимой интонации .
При выполнении письменных домашних упр-ий по учебнику уч-ся обязательно должны приготовиться к выразительному чтению текста. Иногда предлагаю им сформулировать изложенное выше правило произношения подобных предложений. Выразит. Чтение предложений с однород. членами очень важно при усвоении этого раздела . В связи с изучением постановки знаков препинания при однородных членах предложения я стараюсь ознакомить уч-ся с возможностью двоякой интонации и пунктуации при распространенных однор. членах в зависимости от двоякого понимания текста:
Членах в зависимости от двоякого понимания текста:
Например: 1)Я встал, быстро оделся, позавтракал и отправился в школу.
2) Я встал быстро, оделся, позавтракал и отправился в школу.
Примеры обоих вариантов читаются мною и уч-ся со строгим соблюдением необходимых пауз. Выясняется смысловое различие в предложениях . Затем обращается внимание на паузы, на их места в обоих вариантах.
В первом варианте предложения обст-во образа действия быстро относится к сказуемому оделся, во втором – к сказуемому встал.
В итоге делается вывод , что при расстановке зн. препинания , прежде чем применить соответствующее правило пунктуации , следует точно установить строение и смысл предложений, т.к. в некоторых из них зн. препинания можно поставить по – разному в зависимости от того, как подобные предложения понимаются пишущим.
После этого необходимо выполнить ряд упражнений, без которых нельзя выработать у уч- ся навык быстро и правильно определять границы между распрастр. однород. Членами, правильно читать соответствующие предложения и при их записи правильно расставлять зн. препинания.( карточки)
Упражнения на подобные случаи можно проводить и во время предупредительных и объяснительных диктантов( в текст диктантов следует включать 1-2 таких предложения), и во время граммат .разбора,и во время классной проверки письм. дом .заданий. При выполнении этих упраж-ий особое внимание уделяется строгому соблюдению необходимой интонации(при чтении) и графич. Обозначению пауз в соответствующих местах ( при письме). Для таких упр-ий я использую следующие предложения( карточки)
В завершении этих упр-ий с целью проверки степени усвоения нового материала полезно предложить уч-ся выразительно прочитать следующие примеры: ( Я встал рано, пошел на реку, в 6 часов уже начал удить рыбу. – Я встал , рано пошел на реку, в 6 часов утра уже начал удить рыбу. Калиныча более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий , больших городов. )Постоянно ведутся наблюдения при изучении однор. и неоднород. определений. Параграф 189, упр .226,227.
Обращаю внимание на то, что при чтении предложения с однород. определениями наблюдается четкая интонация перечисления, при чтении же предложения с неоднород. определениями этой интонации не наблюдается. При этом целесообразно осуществлять сравнит.. интонац-ый анализ предложений с однород. И неоднород. Определениями, например,(карточки).
Интересный материал для развития навыков выраз-ого чтения предлагается во время изучения пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однород. Членах.(параграф 188) Но довольно часто уч-ся не умеют выраз-но читать и правильно применять пунктуационные правила в предложениях с обобщ-ми словами главным образом потому, что затрудняются в распознавании обобщ. слов. Для этого даю примеры предложений , в которых обобщ-ие слова были выражены разными ч. Речи, одним словом и сочетанием слов, например, (карточки)
При изучении раздела « Обособленные члены предложения и пунктуация при них» надо стремиться к тому ,чтобы уч-ся сознательно усвоили понятия "обособление", чтобы не возникал разрыв между устной и письменной речью. На первом уроке, где вначале дается понятие «обособ. члены предложения», я провожу наблюдения над интонацией конкретных предложений, например, с обобсобленными и необособленными определениями(упр. 246 и параграф 190) Особое внимание обращаю на схемы интонации, данные в этом упр-ии, и учу уч-ся чертить их самостоятельно. Важно, чтобы 8-ки внимательно прислушивались к интонации предложений с обособленными членами .
Рассмотрим , как я провожу эту работу на примерах: (предложения)Я читаю выраз-но предложения из левого столбика , затем оно записывается и проводится синтакс. И морфол. Разбор.распр-ое определение(царившая вокруг) графически выделяется: устанавливается, что определение выражено действ. Причастием прошедшего времени и т.д. Я снова читаю предложение перед чтением предупреждаю уч-ся чтобы они внимательно прислушивались к интонации. Отмечаем, что на месте паузы нет запятой. Далее читаю первое предложение из правого столбика. Учащиеся повторяют. Точно также проводим анализ предложения. После этого даются примеры для закрепления карточки. Если учащиеся недостаточно хорошо усвоили взаимосвязь интонации и знаков препинания, тренировку продолжаю на материале нераспр. Определений, выраж. Причастиями или прилаг.(карточки). В процессе закрепления правил подбираю предложения более сложной синтаксической конструкции(карточки).Далее для усвоения связи между интонацией и пунктуацией при обособленных определениях провожу замену предложений, в которых определяемое слово выражено личным местоимением, предложениями с определяемым словом, выраженным существительным (карточки).Все примеры читаются выразительно, с четким соблюдением интонации.Работу эту продолжаю в 9 классе со сложными предложениями.