изучение синтаксиса сложного предложения на региональном материале
материал по русскому языку по теме
вторая часть дидактического материала к урокам русского языка по изучению синтаксиса сложного предложения на материале поэтов и писателей Донского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЁ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ.
1.Ты послушай, как любо играют казаки у вечерних костров и откуда берут-выбирают жемчуга сочных песенных слов? А. Данилов.
2.Тем, что Россия раскинулась от Чёрного моря до Тихого океана, она обязана казачеству.
А. Гулыга.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЁ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
ВРЕМЕНИ.
1. Когда из дома уезжаю 2.Сердце забьётся, как только услышишь
Я на недельку иль на две, Милые с детства слова:
Свой город часто вспоминаю Белые яблони, белые вишни, Белая Калитва.
И вновь грущу о Калитве. А. Снитко.
Е. Кирьянова.
3.Но пока всходит солнце высоко, будет жить наш казачий народ. П. Ильин.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЁ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ.
1. Под твой крест, что века торопливо 2. Исстари поверье есть в землях казачьих,
Ты несёшь, православная Русь, Что души казаков, пропавших в войну,
Я подставлю плечо молчаливо Лазоревым цветом на вешних курганах
И нелёгкой судьбе покорюсь. Свечкою алой горят на ветру.
В. Кресс. Ю. Сухарев.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЁ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ.
1.Родная степь: ковыль да жито, да полынок в степи седой,- ты перед нами так открыта, как мы открыты пред тобой. А. Сафронов.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЁ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.
Устало дремлют древние курганы, сомкнули важно трав густых ресницы, кто знает этим утром ранним, что снилось им, древним, что им снится? Н. Хибатуллина.
Чтоб было свободней и жилось бы вольней, Россия рождала героев казачьих кровей.
О. Зеленин.
3. Там, где речка, как сабля, 4. Надо так жизнь прожить,
В буйных травах блестит, Чтоб потом не жалеть,
Там, где русичей слава что когда переступишь ты смерти черту,
Сквозь столетья звенит, Не упала душа бы твоя в пустоту.
Там средь белых апрелей, Т. Леонова.
Словно белая птица, 5. Чтоб смерть мог казак молодой пережить
Город юный и древний, И в памяти вечной был светел,
Сын казачьей станицы. Остался бессмертник его сторожить,
А. Снитко. Суровый победы свидетель.
А. Софронов.
6.Обещайте, что игом позора не позволите Дон запятнать, что орлиного смелого взора не придётся к земле опускать! В. Каргальская.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.Слава казачья зарницею алой 2. Рождены донскими казаками,
Мелькает в далёком военном пути, Связаны с тобой одной судьбой,
Славе казачьей в атаках удалых Калитва, стоять тебе веками,
До самого синего неба расти. Белый город в дымке голубой.
А. Софронов. П. Ильин.
3. Вот возьму и влюблюсь в атамана, чем я хуже казачки иной? Е. Кирьянова.
4. Пустынны белые равнины, 5. Степи под небом синим,
Безмолвна степь среди зимы, Вольно растут хлеба:
За неглубокою лощиной Это моя Россия – родина и судьба.
Стоят промёрзшие холмы. О. Зеленин.
В. Минеев. 6. Я закрою глаза: вот я снова в Ростове. А Софронов.
7. Поздно что-то изменить; 8. В улочке тихой есть дом над рекой,
Дважды не прожить, конечно; С детства мне светят его огоньки;
Знаю точно: полюбить – Связан я с вами единой судьбою,
Значит, не прожить безгрешно. Связан навеки, мои земляки.
Т. Леонова. А. Снитко.
9. Казаки – люди вольные, 10. Казаки – люди гордые,
Казаки – люди смелые, Казаки – люди славные,
Здесь живут три столетия, Верой-правдой Отечеству
Крепок дух казаков. Честь имеют служить.
Т. Долгопятова. Т. Долгопятова.
11. Спустился на степь предвечерний покой, 12. Степная родина отныне
Багряное солнце за тучами меркнет, Со мной безмолвно говорит,
Растет на кургане за Доном-рекой Сухая веточка полыни
Суровый цветок-бессмертник. Неясным пламенем горит.
А. Софронов. А. Богданович.
13. Казак – прирождённый воин: со времён седой древности он стоял на рубежах земли Российской, на передовых её постах, как страж и разведчик. А. И. Куприн.
14.Уходили мы из Крыма 15. В эту ночь мы ушли от погони,
Среди дыма и огня, Расседлали своих лошадей;
Я с кормы всё время мимо Я лежал на шершавой попоне
В своего стрелял коня. Среди спящих усталых людей.
Н. Туроверов. Н. Туроверов.
16. Не преклоним знамёна донские, 17. Есть на кладбище Дона могила,
Мы ворвёмся во вражеский стан; По ночам она светом горит:
Возродим мы и Дон, и Россию, То с казачеством тайною силой
Спи спокойно, донской атаман. Атаман Каледин говорит.
В. Каргальская. В. Каргальская.
18. Синим мартом сникла вьюга, 19. Засветилась робко верба
Отшуршала снежной пылью, В лёгком газовом платочке,
Выйди ночью – веет с юга, Улететь готовы в небо
В тёмном небе шорох крыльев. Тополей тугие почки.
И. Илюхин. И. Илюхин.
20. Клён прислушался и вздрогнул до макушки,
У затонов зашушукалась лоза,
А у маленькой речушки-хлопотушки
Почему-то затуманились глаза.
Е. Рукшина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Синтаксис сложного предложения"
пРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА. УРОК- ОБОБЩАЮЩИЙ....
изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале
Подборка предложений различных конструкций на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Обобщение по теме «Синтаксис сложного предложения»
Цель: 1) Обобщение ЗУН по теме.2) Развитие навыков интерактивного тестирования; формирование навыков работы по методу учебных проектов: выполнение, оформление и защита проектов в виде слайдовой ...
Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"
Данное учебно-методическое пособие предназначено для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...
Материалы к итоговому уроку по теме "Синтаксис сложного предложения"
На уроке применяются игровые технологии. Урок позволяет обобщить знания о синтаксисе сложного предложения, подготовиться к ОГЭ...
Современные рок-композиции на уроках изучения синтаксиса сложного предложения в старших классах.
Предложенные разработки могут быть использованы на уроке при изучении, закреплении и повторении синтаксиса сложного предложения как для индивидуальной самостоятельной работы учащихся...