Риторика
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская А.К. М.: Дрофа, 2002г.
Данный спецкурс относится к циклу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и призвано обогатить и расширить кругозор учащихся, обобщить их знания в области филологических и общественных наук. Большое значение уделяется практической деятельности учащихся – публичные выступления перед своими товарищами по заранее подготовленной теме и участие в дискуссии по предлагаемой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
риторика | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С. А. Новгородова
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса
по риторике
для ___ класса
Составитель:
Федулова А. С.
учитель русского языка
и литературы
Чурапча 2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская А.К. М.: Дрофа, 2002г.
Данный спецкурс относится к циклу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и призвано обогатить и расширить кругозор учащихся, обобщить их знания в области филологических и общественных наук. Большое значение уделяется практической деятельности учащихся – публичные выступления перед своими товарищами по заранее подготовленной теме и участие в дискуссии по предлагаемой проблеме. На данном этапе изучения учащиеся отрабатывают навыки грамотного и аргументированного отстаивания своей позиции в процессе выступления входе дискуссии, что имеет важное развивающее и воспитательное значение.
В процессе изучения спецкурса осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как русский язык, литература, обществознание, история.
Количество учебных часов:
12 часов
В том числе:
- контрольных работ: 1ч
Учебно-методический комплект:
- Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2005г.
-Ладыженская Т.А.Риторика 1-11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений-М: Флинта, 2003 г.
-Граудина Л.Н. Русская риторика. Хрестоматия.М: Просвещение. 1996г.
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, зачёт.
Календарно-тематическое планирование по риторике 11 класс.Число | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля |
1 | Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала | Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики. Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе. Источники курса и истоки современной риторики. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. | Знать понятия предмета риторики, цели и задачи курса, методы работы в риторическом классе, роль риторики в современном мире Знать понятие речевого идеала, пути становления и истоки русского речевого идеала | Краткое выступление (5мин) на тему: «Какую роль играет риторика в современной общественной жизни?» Связное высказывание |
2 | Речевой идеал древней классики. Риторический идеал раннего христианства. Древнерусская риторическая традиция. | Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине »), уравновешенность (« годность », « фругалитас » Цицерона). Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна. Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец. Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, | Иметь представление об основных общеэстетических категориях, определяющих риторический идеал античной классики Иметь представление о нормах и идеалах речевого поведения христиан на примере евангельских текстов Знать основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве Иметь представление о древнерусской риторической традиция. Знать особенности русской культуры и специфику отечественного речевого идеала Уметь создать по риторическому образцу свое выступление. | Связное высказывание. Анализ евангельского текста. Связное высказывание. Выступление по риторическому образцу. |
3 | Понятие эффективности речевого общения. Основные элементы речевой ситуации | Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: Категории монолога и диалога и формы речевого общения. Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация. Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения. Сообщение прямое и косвенное | Знать различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: Знать основные элементы речевой ситуации. Уметь анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения | Описание речевых ситуаций по схеме (с.131) |
4 | Оратория: мастерство публичного выступления: Принципы подготовки к публичной речи. | Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования. Принцип гармонии речевого события. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. | Иметь представление о качествах, которые необходимо развивать. Иметь представление о . механизме стресса, способах его преодоления и использования. Знать речевую этику в риторическом понимании Знать принципы подготовки к публичной речи, уметь их использовать при подготовке собственной речи. | |
5 | Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Построение речи «по законам адресата». | Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом. Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора. | Знать законы современной общей риторики, риторические средства и принципы их выполнения. Уметь строить речь «по законам адресата». Владеть приемами и способами самоубеждения, самоанализа. | |
6 | Структура публичного выступления. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция) | Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму. | Знать общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму | |
7 | Использование техники «общих мест». | «Общее место»(топ) как смысловая модель. Топ «род и вид». Топ «определение», его структура и место в речи. Топ «целое – части». Смысловая модель «свойства». Смысловая модель «сопоставление». Смысловая модель «причина и следствие». Смысловая модель «обстоятельства». Смысловая модель «пример» и «свидетельства». Смысловая модель «имя». | Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи. Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи. Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи. Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи. | Составить смысловую схему текста Анализ текста Анализ текста с под-тверждением выска-занных наблюдений и мнений цитатами Использование в речи принципа бинарных архетипических оппозиций ( на примере литературных произведений) |
8 | Смысловая схема речи. | Смысловая схема речи | Уметь составлять смысловую схему речи, изобретать импровизированную речь на предложенную тему. | Составить смысловую схему речи. Выступление (5 минут), используя составленную схему. |
9 | Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция) | Риторические традиции расположения содержания в описании. Принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Структура хрии и использование ее принципов в строении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления. | Знать риторические традиции расположения содержания в описании. Освоить принципы риторического анализа расположения идей в речи .Уметь располагать изобретенное содержание соответственно требованиям риторики. Научиться выбирать ту модель диспозиции, которая отвечает речевому намерению и другим элементам речевой ситуации. Уметь видеть модель в готовом тексте и строить свою речь на основании этой модели. | Описание предмета, архитектурного сооружения, человека. Повествование о событии с использованием той или иной повествовательной стратегии и самых распространенных приемов «начала». Анализ текста –рассуждения. Сочинение-рассуждение |
10 | Риторический канон: словесное выражение (элокуция) | Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразитель-ности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Средства речевой выразительности: риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи. | Уметь слышать и видеть чужую речь как систему риторических средств воздействия. Уметь распознавать риторические тропы в текстах разной стилистической и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи. Уметь распознавать риторические тропы в текстах разной стилистической и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи. | Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности |
11 | Риторические функции речевой нормы | Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы. | Знать риторические функции речевой нормы и уметь применять в собственной речи. | Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности |
12 | Контрольная работа | Знать риторические функции речевой нормы и уметь применять в собственной речи. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи. | Краткое выступление (5мин) на выбранную тему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"
Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...
Риторика на тему "Сеятели разумного, доброго, вечного..."
Риторика на тему «Сеятели разумного, доброго, вечного…» (о В.А. Сухомлинском) Ну вот и еще один день прошел. Устала немного… Но сколько же получила удовольствия от общения с...
К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"
Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....
Программа элективного курса "Риторика и культура речи"
Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....
К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"
Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....
Программа театрального кружка "Театр + Риторика"
Программа «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...
Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов
Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....