Правописание -тся и -ться в глаголах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание –тся, -ться в глаголах
Класс: 5
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации | ||
Чтение стихотворения, создание психологического настроя Распустились почки, лес зашевелился, На его окраине из травы душистой И открылись кротко от весенней ласки - Так видит весну Спиридон Дрожжин, один из самых известных поэтов - самоучек. - Ребята, а какой вы видите весну? Чем она вас привлекает? Что происходит весной? - Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол) - Как вы думаете, всё ли вы уже знаете о глаголе? - В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд! | Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы. (Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях) | (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) – целеполагание (Л) - самоопределение |
II. Проблемное объяснение нового знания | ||
- Ребята, посмотрите внимательно на слова, помещенные на слайде, составьте из этих слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда) - Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? - А теперь попробуйте сформулировать тему урока. - Итак, чему мы должны научиться, какую цель мы должны перед собой поставить? | Учащиеся составляют предложение Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | (Р) – выполнение учебного действия (Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) (П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – самостоятельное выделение познавательной цели (К) –передача информации, постановка вопросов |
III. Открытие новых знаний Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения | ||
- Понаблюдаем за словами и попробуем сформулировать 2 вывода из ваших наблюдений. Найдите сходство и различие данных глаголов (произносятся одинаково, пишутся по-разному) Вывод № 1 по вопросу. -От чего же зависит написание -тся, -ться? Сверьтесь со слайдом Что помогает в правильности написания глаголов на –тся и –ться по мнению Э. Успенский, узнаем из стихотворения в упр. 631 | Работа в группах ЭТАЛОН Самопроверка Выразительное чтение, осмысление | П) – анализ, сравнение, обобщение (П) – смысловое чтение (К) – постановка вопросов (Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) – планирование, прогнозирование |
Физкультминутка | Потянуться, отдохнуть, | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; | ||
1.- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки? Какое правило мы должны помнить, чтобы не допустить ошибок? 3. Самостоятельная работа с самопроверкой. В лесу начинает все пробуждаться с приходом весны. На пригорке ковром разрастаются подснежники. 4. Работа в паре. Творческое задание. «Паровозик» | Запись на доске и в тетрадях с проговариванием. Запись в столбик на доске. Самостоятельная работа. Если нет ошибок – смайлик молодец! Если есть ошибки – старайся, будь внимательнее! | (П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П) – умение структурировать знания (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) – выполнение действий по алгоритму (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – управление поведением партнёра (К) – планирование учебного сотрудничества (Р) – контроль, оценка, коррекция (Р) – осознание качества и уровня усвоения (Л) – осознание ответственности за общее дело |
V.Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности | ||
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я чего хотел?.. Получил необходимые знания?
Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил… Домашнее задание: - выучить материал - упр. 632 или написать 5 предложений на тему «Прогулка по весеннему лесу, городу…», используя изученную орфограмму | Отвечают на вопросы учителя | (П) – рефлексия способов и условий действия (П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – учёт разных мнений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Правописание -тся и -ться в глаголах
Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....
"Правописание -тся и -ться в глаголах"
конспект урока по ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....