Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка в 8 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya_fgos.docx | 53.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 8
Дата -____________
УМК: под редакцией М.Т. Баранова « Русский язык.8 класс».
Автор урока: Кузнецова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОО лицей №4 имени профессора Е.А. Котенко города Ейска
Тема: Односоставные предложения. Обобщение изученного.
Тип урока: урок комплексного применения УУД при обобщении знаний об односоставных предложениях.
Цель:
Воспитательная (Личностная)
1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма.
Развивающая (Метапредметная)
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных членов предложения, определения видов односоставных предложений;
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.
6. Развивать творческие способности учащихся.
Образовательная (Предметная)
1.Распознавать односоставные предложения в тексте.
2.Классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям.
3.Построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
4.Формировать орфографические и пунктуационные навыки.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
устойчивый познавательный интерес к русскому языку патриотизм |
общения
|
видами аудирования,
переработку текста (план, схема, таблица)
|
|
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| проводить наблюдение под руководством учителя; • осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку Воспитание патриотизма |
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- «Словарь пословиц и поговорок», «Толковый словарь Ожегова»
- ЭОР «Односоставные предложения»,
- интерактивная доска
- рабочий лист ученика
- документ-камера
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока, исходя из того, что уже известно об односоставных предложениях. Используйте опорные слова:
| Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу Душа, чело и вечность… Прислушайтесь к словам. В них слово человечность Не слышится ли вам? Я. Козловский -Прочтите эпиграф к уроку. Какие предложения по наличию главных членов встретились в эпиграфе? Какие виды односоставных предложений использовал Я. Козловский? Прочтите еще раз эпиграф, а что вам слышится в словах Я. Козловского? Как вы понимаете значение слова «человечность»? Подберите синонимы к данному слову. | Настраиваются на плодотворную работу | Регулятивные | |||
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Словарная работа | Благотворительность, гуманность, человеколюбие, милосердие, сострадание, отзывчивость, меценатство, доброта, душевность, благодушие. | - Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и поговорим о таких красивых и нужных в наше время словах как «меценатство» и «благотворительность». Они воскрешают в памяти такие понятия как благородство, щедрость, широта натуры, образованность, любовь к Родине (Третьяковская галерея, Московский художественный театр, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых, Театральный музей А.А. Бахрушина и т.д) А еще – любовь к людям, сострадание (приют, богадельня, больница, церковь и т.д.) Лексико – орфографическая работа. - Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении слов : «меценат», «благотворительность». | Работа в группах, работа со словарем. | Познавательные, коммуникативные | |||
III. Проверка усвоения теоретических знаний по теме | Компетентност-но- ориентирован-ное задание. | Вспомнить виды односоставных предложений и их признаки, восстановить соответствие между видом предложения и его признаками | Организует беседу, консультирует учащихся - Используя составленную таблицу, расскажите об односоставных предложениях. | Работа в парах, заполняют таблицу в рабочих листах | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | |||
Работа с ЭОР: интерактивная таблица «Односоставные предложения» | Сопоставление составленных таблиц с материалом ЭОР. | Организует беседу, консультирует учащихся | Сопоставляют записи в рабочих листах с интерактивной таблицей | Регулятивные | ||||
IV. Обобщение и систематизация знаний | Работа с текстом, работа в паре | Аудирование, анализ текста | Организует беседу, консультирует учащихся - Запишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип. 1)При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.(русс.) 2)Добрый и честный человек – сила нашего сердца.(тадж.) 3)Кто доброе творит, того зло не вредит.(русс.) 4) Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками.(кит.) 5)Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.(яп.) 6)Чем беднее, тем щедрее.(русс.) 7)Друг друга поддерживать – победу одерживать.(русс.) | - записывают пословицы т, определяют вид односоставных предложений -работа в парах | Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям) Коммуникативные Познавательные | |||
Отчёт одной из пар | С помощью документ-камеры проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения | Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание | Коммуникативные Познавательные Регулятивные ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения) | |||||
IV. Физминутка | Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. (Зрительная гимнастика) | Выполняют физминутку | Регулятивные | |||||
Обобщение и систематизация знаний | Комплексный анализ текста |
(4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают. (7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот … ( По Д. Лихачеву.)
| Выполняют указанные задания, творческая работа | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | ||||
V. Подведение итогов, рефлексия | Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? Составление синквейна | Организует работу - И подвести черту нашему разговору о меценатстве и благотворительности мне хотелось бы необычным способом: составлением синквейна – пятистишия. Посмотрите на алгоритм написания синквейна. В основе должна быть главная мысль, идея, выраженная одним словом. - Вы уже поняли, что в первой строке нашего синквейна должно находиться ключевое слово. Попробуйте составить синквейн, начав со слова «благотворитель» или «меценатство» (самостоятельная работа в парах). Озвучивание работ желающими. | Делают вывод о том, что такое односоставные предложения, какую роль они играют в тексте Составление синквейна | Регулятивные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных
Личностные – адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||||
VI. Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: напишите на основе текста Д. Лихачева сочинение объемом 1 стр., в котором выразите свое отношение к поставленной в тексте проблеме; подготовьте сообщение – презентацию об одном из меценатов. Используйте в своих работах односоставные предложения. | |||||||
Приложение №1
Сообщение о Гае Цильнии Меценате.
Первого из известных истории меценатов звали... Меценат. Таково было его имя - Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным. Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана - будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помог ему взойти на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда не имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было... в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен. Создав литературный кружок, Меценат сумел установить в нем доброжелательную атмосферу, послужившую основой дружбы участников. По их многочисленным свидетельствам, там не наблюдалось ни чрезмерного честолюбия, ни зависти, ни прочих низменных проявлений. В общем, союз был удивительный, редкостный для мира искусства. Но может быть, этот патриций обладал не только редким чутьем на дарования, что признавалось современниками, но и воспринимал их лишь в сочетании с высокой духовностью?! |
Приложение № 2.
Благотворитель
Добросердечный, щедрый
Помогает, сострадает, заботится
Благотворитель не ждет награды
Сострадание
Меценатство
Щедрое, интеллигентное
Покровительствует, сберегает, дорожит
Заботится о процветании Родины
Патриотизм
Таблица
Вид предложения | Признаки |
Безличное | Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица) |
Определённо-личное | Главный член -подлежащее |
Неопределённо-личное | Главный член-сказуемое (безличный глагол) |
Назывное | Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) |
Рабочий лист ученика
Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Душа, чело и вечность…
Прислушайтесь к словам.
В них слово человечность
Не слышится ли вам?
Я. Козловский.
- Работа с таблицей.
Используя таблицу, расскажите, какие бывают односоставные предложения и чем они отличаются от двусоставных. Чем отличаются назывные предложения от других односоставных? Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения? А чем они различаются?
- Сопоставьте виды предложений с их признаками.
Вид предложения | Признаки |
Безличное | Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица) |
Определённо-личное | Главный член -подлежащее |
Неопределённо-личное | Главный член-сказуемое (безличный глагол) |
Назывное | Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) |
2. Спишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.
- При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. (русс.)
- Добрый и честный человек – сила нашего сердца. (тадж.)
- Кто доброе творит, того зло не вредит. (русс.)
- Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)
- Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (яп.)
- Чем беднее, тем щедрее. (русс.)
- Друг друга поддерживать – победу одерживать. (русс.)
3. Словарь.
Пословица__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Меценат___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Благотворитель_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Комплексный анализ текста.
(1) Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.
(4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.
(7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …
( По Д. Лихачеву.)
- Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
- Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.
- Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.
- Синквейн.
Меценатство
_________________, __________________
_________________, __________________, ___________________
_________________ __________________ ___________________ ____________________
_________________
Благотворитель
_________________, __________________
_________________, __________________, ___________________
_________________ __________________ ___________________ ____________________
_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом при обобщении изученного о простом предложении
Обобщить и закрепить знания об обособленных членах предложения; рассказать о знаках препинания в предложениях такой конструкции; вспомнить, чем может быть выражен обособленный член предложения.Повтори...
Комплексная работа с текстом при обобщении изученного о простом предложении
Обобщить и закрепить знания об обособленных членах предложения; рассказать о знаках препинания в предложениях такой конструкции; вспомнить, чем может быть выражен обособленный член предложения.Повтори...
«Обобщение изученного по теме « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»
Урок-практикум...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Закрепление и обобщение изученного о сложносочиненном предложении"
Данный урок был представлен на педагогическом марафоне учителей г. Красногорска Московской области. Он включает в себя разные виды работ на закрепление материала по сложносочиненному предложению, а та...
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"
Цели: · повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...