Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Закрепление и обобщение изученного о сложносочиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный урок был представлен на педагогическом марафоне учителей г. Красногорска Московской области. Он включает в себя разные виды работ на закрепление материала по сложносочиненному предложению, а также комплексное повторение тем, изученных в младших классах, работу по подготовке к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 9 «В» КЛАССЕ
На тему: «Закрепление и обобщение изученного о сложносочиненном предложении»
учителя Терентьевой Ольги Николаевны
подготовила____________ Терентьева О. Н.
Директор МОУ
«Лицей № 4»: _____________ Панина Людмила Сергеевна
Красногорск, 2007
Цель урока:
1) закрепление понятия о сложносочиненном предложении;
2) обобщение сформированных умений:
- отличать ССП и давать им характеристику;
- ставить знаки препинания в ССП;
3) формирование умения самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: учебник русского языка для 9 класса М.М. Разумовской под редакцией П.А. Леканта, тетради для классных работ, цветные мелки, ручки, дополнительные тетради по русскому языку Г.А. Богдановой;
методическая литература:
«Уроки русского языка в 9 классе» М.М. Разумовской, «Знаки препинания в предложениях с союзом И» Г.А. Богдановой, «Русский язык 9 класс. Проверочные и контрольные тесты» Н.М. Божко; «Итоговые тесты по русскому языку 9 класс» О.Ю. Антонова, Н.А. Абрамова, И.Л. Наумова; «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы» Г.А. Богданова.
План урока.
- Организационный момент. 30 сек.
- Проверка домашнего задания. 10 мин.
- Проверка индивидуального задания повышенной трудности. 5 мин.
- Сообщение темы, цели урока. 30 сек.
- Творческое задание. 3 мин.
- Синтаксический тест-пятиминутка. 5 мин.
Индивидуальная работа с перфокартой для слабых учеников.
- Объяснительный диктант. 6 мин.
- Тест «Проверь соседа». 7 мин.
- Проверочный тест на оценку. 5 мин.
- Итог урока. 2 мин.
- Домашнее задание. 30 сек.
- Организационный момент. 30 сек.
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку и наличие необходимого учебно-методического материала.
- Проверка домашнего задания.
На дом было задано упражнение 43 по рабочей тетради по русскому языку Г.А. Богдановой. К доске вызываются трое учеников для выполнения дополнительных заданий к упражнению:
- первый ученик выписывает все эпитеты из первого абзаца текста и придумывает предложения, в которых слово ОЧЕВИДНО являлось бы членом предложения и вводным словом (плакучая ива, капризный дождь, пригорюнившаяся весна; Это было очевидно. Очевидно, пойдет дождь);
- второй ученик выписывает из текста упражнения выделенные слова для морфемого разбора и слова, содержащие 6 морфем (призадумавшись, разглаживают; преобразившаяся, преодолевающие, прикосновение);
- третий ученик выписывает из текста предлог в течение и придумывает предложения, в которых это слово являлось бы производным предлогом и существительным с предлогом; находит в тексте слово с суффиксом лив и записывает свои слова с этим суффиксом (В течении реки обнаружились пороги. В течение долгого времени он не ходил в школу. Причудливые, горделивый, заботливый, болтливый, пугливый, гневливый).
В это время с классом идет устная проверка.
- Прочитайте со знаками ССП этого текста и объясните их постановку?
- Прочитайте простые предложения из этого упражнения?
- Какие еще предложения по структуре встретились вам в этом тексте? (БСП и предложения с разными видами связи)
- Что соединяет противительный союз а во втором предложении третьего абзаца? (присоединяет предыдущее предложение)
- Над какими видами орфограмм вы работали, выполняя домашнее задание?
- Какие орфограммы вызвали затруднение?
- Проверка индивидуального задания повышенной трудности.
Ученику было поручено заранее подготовить лингвистическое сочинение на тему «Сложносочиненное предложение». После прочтения сочинения учащиеся задают вопросы или дополняют ответ ученика.
- Сообщение темы и цели урока учителем.
Запись числа и темы в тетради для классных работ.
- Творческое задание.
На доске заранее написаны предложения:
1. От сильных дождей дороги были размыты. Сельскохозяйственные работы не прекращались.
2. Обильными струями прольется дождь. Снова выглянет из-за туч приветливое солнце.
3. Дует небольшой северный ветер. Мелкими хлопьями падает снег, укрывает окрестные луга.
- Из данных предложений постройте ССП, выражающие значения противопоставления, чередования явлений, одновременности действий.
VI. Синтаксический тест-пятиминутка.
На доске записано предложение.
Птицы бе…звучно м…хали крыльями (1) время от времени (2) горта…о перекликаясь (3) и голос их (4) пр…тяжный и п…чальный (5) казалось (6) заполнял собой все небо (7) и всю землю (8) прон…кая в самые глухие лесные чащ…бы (9) и в самые бездо…ые глубины озер.
1) 2, 3, 5, 6, 7
2) 3, 5, 6, 7, 8, 9
3) 1, 3, 4, 5, 6, 8
4) 1, 3, 5, 8, 9
- На месте каких цифр должны стоять знаки препинания? Выберите правильный вариант ответа.
- Кто пойдет к доске и объяснит свой выбор, а также вставит пропущенные орфограммы?
Во время этой работы слабым ученикам раздаются карточки-перфокарты. См. приложение.
- Объяснительный диктант.
Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких облаков. День был серый, бесприютный. Шумели со свистом голые лесные вершины, и скрипела со стоном надломленная неподалеку береза. У оврага одиноко каркала мокрая ворона, усевшись на сучке старого дуба, и пугала людей.
VIII. Тест «Проверь соседа».
А1. Какое из следующих утверждений неверно?
- Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
- Простые предложения могут соединяться в ССП при помощи интонации.
- Части ССП могут связывать союзы: не только… но и; же; зато; оттого.
- Между частями ССП запятая не ставится, если у них есть общий компонент.
А2. Выпишите номера ССП.
- Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и бессмысленно смотрел в сторону уходящего человека.
- Улыбка у нее была слабая, еле заметная, и строгое выражение глаз изменилось.
- Заря прощается с землею, ложится пар на дне долин, смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его вершин.
- И грезит пруд, и дремлет тополь сонный, вдоль туч скользя вершиной заостренной.
А3. Выпишите номера ССП, между частями которых запятая не ставится?
- То слишком морозит, то моросит дождь.
- Падал снег, и на душе было тоскливо.
- Тишина и несмелое тявканье собаки.
- Теперь на этом месте была открыта горным ветрам площадка да сохранилась часть стены в две трети человеческого роста.
После выполнения теста учащиеся меняются тетрадями с соседом и проверяют друг друга. Учитель объявляет правильные ответы, а ребята ставят оценки.
IX. Проверочный тест на оценку.
В дополнительной тетради по русскому языку Г.А. Богдановой учащиеся работают с небольшими тестами по вариантам, после чего сдают их учителю на проверку.
X. Подведение итогов урока.
Вопросно-ответная форма беседы.
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Как соотносятся друг с другом части сложносочиненных предложений?
- С помощью каких союзов связываются независимые части сложносочиненного предложения?
- Какие виды отношений могут возникать внутри ССП?
- Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
- В каких случаях между частями ССП знаки препинания не ставятся?
После учитель оценивает работу учащихся на уроке.
- Домашнее задание.
Подобрать из текстов художественной литературы 7 сложносочиненных предложений с разными союзами и с разными отношениями; подготовиться к контрольному диктанту.
XII. Организационный момент.
Подготовить учащихся к окончанию урока. Проверить запись домашнего задания в дневник.
Приложение.
Карточка 14.
Поставьте, где надо знаки препинания. Определите, из скольких частей состоит сложносочиненное предложение. Выпишите союзы.
- Я был на Родине своей. Леса раскачивали просинь (?) и меж березовых ветвей светлым-светла стояла осень.
- Горят метелки молочая (?) и ярко-желтый зверобой (?) разлуку тихую вещая (?) других цветов не замечая (?) как бы прощается с тобой.
- Внезапно туман исчезает (?) и появляется солнце.
- Шиповник заалел (?) зажег костры (?) зазывно каждый куст в лесу пылает (?) и вот уже туман свои холсты над небольшою речкой расстилает.
Карточка 21.
Поставьте, где надо, знаки препинания. В предложении укажите, что соединяет в нем союз и. Определите, какое это предложение.
- Из бочки с дождевой водой сейчас никто не брал воду (?) и вода в ней была застоявшаяся (?) теплая (?) зеленая.
- На дне поселилась лягушка (?) и по поверхности шныряли какие-то водяные существа.
- Лягушка вылезла из бочки только вечером (?) и сидела около крыльца.
- Осень заворожила стройные березки (?) и зеленый наряд их превратила в золотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...