Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений
(Русский язык 5-9 кл.), Москва, Просвещение 2008. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_9_klass.doc | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Романово
Сосьвинского городского округа
Свердловской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей зам. директора УР директором МБОУ СОШ
от __.__.____г., протокол № МБОУ СОШ с. Романово с. Романово
Руководитель МО от __.__.____г., протокол № от __.__.____г., приказ №
________/Романова Т.И./ ________/Романова Т.И./ ______/Студицких И.В./
Рабочая учебная программа
по русскому языку (базовый уровень)
(наименование учебного предмета, уровень изучения)
основное общее образование, 9 класс
(ступень образования, класс)
2015-2019 годы
(срок реализации программы)
составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений
(Русский язык 5-9 кл.), Москва, Просвещение 2008. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Программу составила:
Вялкова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ с. Романово,
1 КК
с. Романово, 2015 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008).
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | - | - |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 5 | - | 1 |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 2 | - | - |
Сложносочиненные предложения | 8 | 1 | 1 |
Сложноподчиненные предложения | 19 | 2 | 1 |
Бессоюзные сложные предложения | 13 | 1 | 1 |
Сложные предложения с различными видами связи | 6 | 1 | 1 |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 16 | - | 5 |
ИТОГО | 68 | 5 | 10 |
Рабочая программа по русскому языку в IX классе рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю); из них на развитие речи отводится всего 15 часов, на контрольные работы – 7 часов.
3. Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (4 ч + 2 ч). Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч)
Союзные сложные предложения (6 ч)
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч):
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (18 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (4 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (5 ч + 2 ч). Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
4. Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка ученик должен: знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТ-ТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
5. Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2009 г.
2. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2011.
3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2009.
5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.
6. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2008.
7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
8. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2009.
9. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011
10. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2011
Для учителя:
1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2009.
2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2009.
3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009.
4. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.
5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
6. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2008.
7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2010.
9. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
10. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2009.
11.Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2011 год: Предпрофиль-ная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2011.
Словари:
№ | Автор | Наименование |
1 | Школьный словарь строения и изменения новых слов | |
2 | В.И.Даль | Толковый словарь живого великорусского языка т.1 |
3 | В.И.Даль | Толковый словарь живого великорусского языка т.2 |
4 | В.И.Даль | Толковый словарь живого великорусского языка т.3 |
5 | В.И.Даль | Толковый словарь живого великорусского языка т.4 |
6 | П.Я.Черных | Историко-этимологический словарь современного русского языка |
7 | А.Н. Тихонов | Комплексный словарь русского языка |
8 | В.В.Морковкин | Тематический словарь русского языка |
9 | В.В. Бурцева | Словарь иностранных слов |
10 | В.Т. Бирюкова | Учебный словарь трудностей русского языка для школьников |
11 | А.А. Семенюк | Лексические трудности русского языка |
12 | А.П. Гуськова | Популярный словарь русского языка |
13 | З.Е. Александрова | Словарь синонимов русского языка |
14 | В.В Бурцева | Новый орфографический словарь-справочник русккого языка |
15 | Р.П. Рогожников | Словарь устаревших слов русского языка |
16 | Т.А. Ганиева | Русский язык (энциклопедия) |
17 | В.П. Жуков | Словарь русских пословиц и поговорок |
18 | Р.И. Яранцев | Русская фразеология |
19 | Н.М. Семенова | Новый краткий словарь иностранных слов |
20 | П.Я. Черных | Историко-этимологический словарь современного русского языка |
21 | В.В. Львов | Школьный орфоэпический словарь русского языка |
22 | В.В. Агеносов | Литература в школе от А до Я (энциклопедический словарь справочник) |
23 | С. Стахорский | Популярная энциклопедия русская литература |
24 | В.В. Агеносов | Русские писатели XIX век большой учебный справочник |
25 | В.В. Агеносов | Русские писатели XX век большой учебный справочник |
26 | О.Ф. Вакурова | Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку |
27 | Э.Л. Безносов | Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Подготовка к ЕГЭ по литературе |
28 | Н.П. Михальская | Библиографический словарь часть 1. зарубежные писатели |
29 | Н.П. Михальская | Библиографический словарь часть 2. зарубежные писатели |
30 | Э.Л. Безносов | Русская литература XIX век. Большой учебный справочник |
31 | С. Стахорский | Энциклопедия русская литература |
Таблицы:
№ | Наименование |
1 | 1)Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 2)Буквы Ы-И после приставок и после Ц |
2 | 1)Знаки препинания в предложениях с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ 2)НЕ с различными частями речи |
3 | 1)Разделы русской орфографии 2)Разделы русской пунктуации |
4 | 1)Правописание окончаний глаголов 2) Знаки препинания в СПП |
5 | 1) Знаки препинания в ССП 2)Падежные окончания существительных |
6 | 1)Ь и Ъ в словах 2) Знаки препинания в БСП |
7 | 1) Знаки препинания в предложениях с союзом И 2)Гласные после шипящих |
8 | 1)Образование сложных слов и их написание 2) Знаки препинания в предложениях с цитатами |
9 | 1) Знаки препинания в предложениях с и основные случаи их употребления 2)Различение НЕ и НИ |
10 | 1)Правописание некоторых буквосочетаний 2) Знаки препинания при обособлении приложений |
11 | 1) Правописание суффиксов причастий 2) Знаки препинания в предложениях с союзом КАК |
12 | 1) Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами 2)Правописание суффиксов глаголов |
13 | 1) Знаки препинания в предложениях с деепричастием 2)Правописание суффиксов К и СК в прилагательных |
14 | 1) Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП 2)Правописание приставок |
15 | 1)Правописание суффиксов имен существительных 2)Обособление согласованных определений |
16 | 1)Тире между подлежащим и сказуемым 2)Правописание морфем |
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценки | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме 2. Фактические ошибки отсутствуют 3. Содержание излагается последовательно 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта | Допускается: 1) 1 орфографическая 2) или 1 пунктуационная 3) или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок 4) а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов | Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | 1. Работа не соответствует теме 2. Допущено много фактических неточностей 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления 5. Нарушено стилевое единство текста. | Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок |
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
7. Календарно-тематическое планирование (68 часов)
№ урока | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Ключевые компетенции | Подготовка к ОГЭ | Словарно-орфографическая работа | ||||||
Введение | ||||||||||||
1 | Международное значение русского языка | Расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении, раскрыть содержание понятия «мировой язык»; совершенствовать умения работы с текстом (озаглавливание текста, выделение его основной мысли, микротем, деление текста на абзацы, постановка вопросов к тексту, выявляющих его проблематику, определение общей темы для нескольких текстов) | Стили текста, типы речи | ООН, ЮНЕСКО, олимпиада, СНГ | ||||||||
Повторение изученного в 5-8 классах | ||||||||||||
2 | Комплексное повторение. Устная и письменная речь | Восстановить в памяти учащихся и углубить знания об устной и письменной формах речи. Познакомиться с признаками письменной речи; с монологическим и диалогическим видами речи | Средства выделения частей высказывания (разделы, главы, параграфы, абзацы) | Оптималь-ный, интернет, инфросфера, | ||||||||
3 | Комплексное повторение. Монолог и диалог | Познакомиться с признаками речи; с монологическим и диалогическим видами речи | аксиома, адресат | |||||||||
4Р | Комплексное повторение. Стили языка | Вспомнить разновидности русского литературного языка (стили речи), которые обслуживают разные стороны общественной жизни (сферы общения). Дать сведения о речевых жанрах, в которых реализуются разговорный, публицистический, научный и деловой стили речи | Повторить смысловую и композиционную целостность текста: вступление заключение, основная часть, основные признаки текста: относительная завершенность текста, законченность и видовременное единство | Конверсия, стагнация, консенсус, коррумпи-рованный, саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция | ||||||||
5 | Комплексное повторение. Простое предложение. Предложение с обособленными членами | Повторить сведения по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепить умения синтаксического анализа предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков Повторить предложения с обособленными членами, как одним из способов смыслового выделения или уточнения второстепенных членов | Классификацию простых предложений по наличию главных членов, второстепенных членов, по пропуску какого–либо члена предложения, виды односоставных предложений | Олифа, обкорнать Детинца, кремник, застреха, вервие, корвет | ||||||||
6 | Комплексное повторение. Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Повторить сведения об обращении; восстановить в памяти школьников сведения о вводных словах и вставных конструкциях | Письмо, диалог, интонацию вводности (паузы, понижение силы голоса, более быстрое их проговаривание) | |||||||||
Сложные предложения | ||||||||||||
7 | Сложные предложения. Союзные и бессоюзные предложения | Вспомнить сведения о том, что в зависимости от средств связи между частями сложного предложения выделяются бессоюзные и союзные сложные предложения . Отработать умения различать простые и сложные предложения, определять средства связи частей сложного предложения , разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова | Синтаксический разбор предложений, постановку знаков препинания в сложном предложении. Правописание безударных гласных корня, букв н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Абонемент, авторитет, вернисаж, кенкет, колонна, колонка | ||||||||
8 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Вспомнить о функциях знаков препинания (знаки завершения, разделения, выделения). Ознакомить учеников с выделительной ролью запятых в СПП, с авторской пунктуацией в сложных предложениях. Рассмотреть вопрос об интонации сложного предложения | Знаки препинания при причастных, деепричастных оборотах; однородные члены предложения | Сертификат, номинал | ||||||||
Сложносочинённое предложение | ||||||||||||
9 | Сложносочиненное предложение. Основные группы ССП | Повторить и углубить сведения о ССП: выделение грамматических основ простых предложений, которые связываются в сложное предложение с помощью сочинительных союзов и интонации, формировать умение находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП, правильно ставить и объяснять знаки препинания, проводить синтаксический разбор | Сведения о сочинительных союзах и особенностях их употребления | Спонсор, бартер | ||||||||
10 | Смысловые отношения в ССП | Повторить и углубить сведения о смысловых отношениях в ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | Правописание слов тоже, также, зато и то же, так же, за то | Произноше-ние слов: источенные, источен, источена, источено | ||||||||
11 | Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами и знаки препинания в них. | Повторить и углубить сведения о смысловых отношениях в ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | ||||||||||
12Р | Сжатое изложение | Уметь сжимать лингвистический текст, используя прием замены одних синтаксических конструкций синонимичными | Орфограммы корня: безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением | Репродукция, пейзаж, колорит, точка обзора | ||||||||
Сложносочи-нённые предложения с разделительными союзами и знаки препинания в них. | Вспомнить о функциях знаков препинания (знаки завершения, разделения, выделения). Ознакомить учеников с выделительной ролью запятых в СПП, с авторской пунктуацией в сложных предложениях. Рассмотреть вопрос об интонации сложного предложения | Знаки препинания при причастных, деепричастных оборотах; однородные члены предложения | Сертификат, номинал | |||||||||
13 | Сложносочи-нённые предложения с противитель-ными союзами и знаки препинания в них | Совершенствовать постановку знаков препинания в ССП. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения (примечание на стр. 42), познакомиться с ССП, в которых запятая не ставится | Типы односоставных предложений, однородные члены предложения | Реактивный, реакция, регата, гармонично | ||||||||
14 | Синтаксичес-кий и пунктуацион-ный разбор ССП | Познакомиться с планом и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора ССП | Употребление разделительных, соединительных, противительных союзов в ССП | Аромат, аспидно-черный, верста | ||||||||
15 | Систематиза-ция и обобщение по теме «ССП» | Закрепить умения устанавливать средства связи простых предложений в составе сложных, различать по характеру средств связи БСП, ССП и СПП, квалифицировать знаки завершения, выделения, разделения, закрепить изученные пунктуационные правила, характеризовать смысловые отношения в ССП | ||||||||||
16К | Контрольная работа по теме «ССП» | Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа | Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. Основа предложения. | |||||||||
Сложноподчинённые предложения | ||||||||||||
17 | Сложнопод-чиненное предложение | Совершенствовать умение видеть структуру СПП, определять границы между главным и придаточным предложениями и на этой основе правильно ставить пунктуационные знаки | Стили речи, правописание приставок пре и при, -тся и –ться в глаголах | Дебитор, контракт | ||||||||
18 | Строение СПП и пунктуация в нём. Место придаточного предложения по отношению к главному | Закрепление умения понимать строение СПП, выделять запятой придаточные предложения. Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным | Орфограммы 3-7, словарные слова | Перспектива, кроссовки, модем, программа, видеомагнитофон, кинескоп, волхвы, баллада | ||||||||
19 | Союзы и союзные слова в СПП | Научить отличать союзы от союзных слов, определять какой частью речи и каким членом предложения в придаточной части является союзное слово | Орфограммы 1-5, правописание союзов тоже - также | Прообраз, этимология, дзюдо, компонент, готический | ||||||||
20 | Роль указательных слов в СПП | Рассказать о роли указательных слов в СПП, продолжить изучение конструктивных особенностей СПП | Не с разными частями речи | Скопидомст-во, стандарт | ||||||||
21Р | Сжатое изложение | Восстановить порядок следования выделенных в четыре абзаца частей текста (3, 4, 1, 2), подробно изложить текст, соблюдая восстановленную логическую последовательность | График, эскиз, онегинская строфа | |||||||||
22 | Группы СПП. СПП с придаточными определитель-ными | Формирование умений:
| Орфограммы 18-21, правописание порядковых числительных | Сетевой этикет, коммуника-ция | ||||||||
23 | Группы СПП. СПП с придаточными изъяснитель-ными | Формирование умений:
| Правописание производных предлогов, правописание ъ и ь знаков | Паритет, вальвация | ||||||||
24 | Группы СПП. СПП с придаточными обстоятельст-венными | Знакомство со СПП с придаточными обстоятельственными. Обобщенное представление об этих предложениях | Словарные слова, орфограммы 17-20 | |||||||||
25 | Группы СПП. Придаточные предложения места и времени | Формирование умений:
| Знаки препинания при однородных и обособленных членах. Постановка тире между подлежащим и сказуемым | Куртина, режиссер, душегрейка | ||||||||
26-27 | Группы СПП. Придаточные предложения условные, уступительные, цели, следствия | Формирование умений:
| Правописание частиц не - ни Е – и в окончаниях имен существительных, причастный оборот, синонимы | Компания, кампания, оригинальный, электрон, протон, десерт | ||||||||
28-29 | Группы СПП. Придаточные предложения образа действия и степени, меры, причины, сравнительные | Формирование умений:
| Стили речи, орфограммы 28-30 | Мерцает, лампада, реалии (бытовые), превратное (мнение), гравитация, антология | ||||||||
30К | Закрепление темы «Придаточные в СПП» | Формирование умений:
| Сравнительные обороты, з – с на конце приставок | Фимиам, гавот, парафин | ||||||||
31 | СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них | Формирование умений:
| Сравнительные обороты, з – с на конце приставок | Фимиам, гавот, парафин | ||||||||
32 | СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них | Формирование умений:
3. Правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.) | ||||||||||
33 | Синтаксичес-кий разбор СПП | Совершенствовать умения анализировать языковой материал и классифицировать его, осуществлять синтаксический разбор на основе образцов устного и письменного разборов (с. - 113, 116, 117) | Стили речи, орфограммы 32-34 | |||||||||
34 | Пунктуации-онный разбор СПП | Совершенствовать умения анализировать языковой материал и классифицировать его, осуществлять пунктуационный разбор на основе образцов устного и письменного разборов (с. - 113, 116, 117) | ||||||||||
35К | Контрольная работа по теме «СПП» | Привести в систему знания учащихся СПП Повторение сведений о СПП | Орфограммы 21-24 | Кооператив, электрификация | ||||||||
Бессоюзное сложное предложение | Повторение сведений о СПП | Словарные слова | ||||||||||
36 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки | Орфограммы 35-37 | Булава, булатные (копья) | ||||||||
37 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях | Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки | ||||||||||
38 | БСП со значением перечисления | Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки | Однородные члены предложения, орфограммы 11-13 | |||||||||
39 | Запятая и точка с запятой в БСП | Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки | Однородные члены предложения, орфограммы 11-13 | |||||||||
40Р | Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192) | Написать подробное изложение с дополнительным заданием, ответив на вопрос: О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья | Деталь в художественном произведении. Запятая и точка с запятой в БСП | |||||||||
41 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения | Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях | Орфограммы 17-19, слитное и раздельное написание не - ни | Трилогия | ||||||||
42 | Двоеточие в БСП | Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях | ||||||||||
43 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. | Закрепить умение различать БСП с тире; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях | Орфограммы 37-39 | Посредник, поработить | ||||||||
44 | Тире в БСП | Закрепить умение различать БСП с тире; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях | ||||||||||
45-46 | Синтаксичес-кий и пунктуацион-ный разбор БСП | Познакомится с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов БСП и образцами их применения; потренироваться в проведении синтаксического и пунктуационного разборов при выполнении упражнений | Словарные слова | Нравствен-ный подвиг, рать, | ||||||||
47 | Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Закрепить пройденный материал по БСП | Знаки препинания в БСП | |||||||||
48К | Контрольная работа по теме «БСП» | Закрепить пройденный материал по БСП | Знаки препинания в БСП | |||||||||
Сложные предложения с различными видами связи | ||||||||||||
49 | Сложные предложения с различными видами связи. Союзная (сочинитель-ная и подчинитель-ная) и бессоюзная связь | Углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки | Орфограммы 37 - 40 | Идеал, идеально, идеальный | ||||||||
50 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Углубить представление о структуре сложных предложениях с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки | Орфограммы 41 - 42 | Альманах, аналогия, притязать | ||||||||
51 | Синтаксичес-кий и пунктуацион-ный разбор сложного предложения с различными видами связи | Познакомить учащихся с планами, образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи, отработать умения синтаксического и пунктуационного разборов на практике | Знаки препинания при причастном обороте | Системати-чески, регулярно, планомерно, силуэт, прогноз, прогнозиро-вание | ||||||||
52Р | Публичная речь | Знакомство с публичной речью, отличие понятий «публичный» и «публицистический» | Диалог | Аргумент, дикция, лектор, лекция, оратор, аудитория | ||||||||
53 | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Повторить сложные предложения с различными видами связи | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи | Профессор. Профессио-нал, профессио-нальный, диссертация, дифферен-циация | ||||||||
54К | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Обобщить знания о сложных предложениях с различными видами связи и знаках препинания в них | Словарные слова | |||||||||
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе | ||||||||||||
55 | Повторение «Фонетика. Графика. Орфография» | Обобщить знания по фонетике; углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии | Синтаксический разбор БСП | Аббревиату-ра, транскрип-ция | ||||||||
56 | Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография» | Обобщить знания по лексике и фразеологии; в совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей | Сведения о предложении – одной из основных единиц синтаксиса, выполняющей коммуникативную функцию | Армрестлинговертайм, спринтер, стайер | ||||||||
57 | Повторение «Морфемика. Состав слова и словообразо-вание. Орфография» | Обобщить знания по разделам «Морфемика», «словообразование»; совершенствовать орфографические навыки | Правописание приставок на з – с, пре – при, Безударных гласных и согласных в суффиксах разных частей речи | Домочадец, домохозяин, домовладе-лец, домашничать | ||||||||
58Р | Сжатое изложение | Написать сжатое (5 – 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство» | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Бутафория, искусство, кинокартина | ||||||||
59 | Повторение темы «Морфология» | Обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора | Служебные части речи. Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени | |||||||||
60 | Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация» | Закрепить знания о синтаксисе словосочетания, сложного и простого предложения | Вводные слова | Междометие | ||||||||
61 | Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация» | Систематизация сведений об орфографии и пунктуации | Правописание дефиса между частями самостоятельных слов | |||||||||
62Р | Сочинение на лингвистичес-кую тему | Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения | Границы предложения. Пропуск слов в предложении | |||||||||
63Р | Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259) | Написать сжатое (5 – 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство» | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Бутафория, искусство, кинокартина | ||||||||
64Р | Р/р Сочинение на свободную тему (упр. 279) | Написать сочинение на тему «Если бы мне предложили написать, о чем я хочу» | Типы речи, стили речи | |||||||||
65Р | Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | Сжато пересказать фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи | Знаки препинания в БСП | |||||||||
66-68 | Подготовка к ОГЭ. Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....