Рабочая программа по русскому языку, 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_6_klass.doc | 668 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Романово
Сосьвинского городского округа
Свердловской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей зам. директора УР директором МБОУ СОШ
от __.__.____г., протокол № МБОУ СОШ с. Романово с. Романово
Руководитель МО от __.__.____г., протокол № от __.__.____г., приказ №
________/Романова Т.И./ ________/Романова Т.И./ ______/Студицких И.В./
Рабочая учебная программа
по русскому языку (базовый уровень)
(наименование учебного предмета, уровень изучения)
основное общее образование, 6 класс
(ступень образования, класс)
2015-2016 учебный год
(срок реализации программы)
составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007);
Программу составила:
Вялкова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ с. Романово,
1 КК
с. Романово, 2015 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП-2004) предусматривает на изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | - | - |
Повторение изученного в V классах | 16 | 4 | 1 |
Лексика и фразеология. Культура речи | 21 | 3 | 1 |
Словообразование. Орфография. Культура речи | 32 | 6 | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | 23 | 3 | 1 |
Имя прилагательное | 26 | 5 | 1 |
Имя числительное | 23 | 3 | 1 |
Местоимение | 26 | 4 | 1 |
Глагол | 30 | 5 | 1 |
Повторение и систематизация изученного в VI классе | 8 | - | 1 |
Итого | 204+2 (р) | 33 | 9 |
3. Содержание тем учебного курса
Русский язык – один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в V классе (12 ч+4 ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (18 ч+3 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится Лии оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи (26 ч+6 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (20 ч+3 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (21 ч+5 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (20 ч+3 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (22 ч+4 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (23 ч+5 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в VI классе (8 ч)
4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс VI класса
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
- составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа.
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли.
- описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
- уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
- уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
5. Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.
9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.
10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
Для учителя:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.
3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:Юж.-Урал.кн.изд., 1994.
8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского язык/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.
9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.
10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/М.: изд. Экзамен, 2004.
6. Формы контроля обученности учащихся:
- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
- комплексный анализ текста;
- осложненное списывание; тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинение (описание пейзажа, помещения);
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- работа с деформированным текстом.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Изм. дата | Тема учебного занятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Комбиниро-ванный | Знать всё о богатстве русского языка Уметь самостоятельно работать с материалом учебника | Орфоэпическая работа | ||
Повторение пройденного в 5 классе (12+4) | ||||||
2 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография | Комбиниро-ванный | Знать всё о звуках русского языка Уметь производить фонетический разбор слова | Словарный диктант | ||
3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов | Комбиниро-ванный | Знать правила о морфемах Уметь находить морфемы в словах | Творческий диктант | ||
4 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов | Комбиниро-ванный | Знать правила о морфемах Уметь находить морфемы в словах | Творческий диктант | ||
5 | Части речи. Морфологический разбор слова. | Комбиниро-ванный | Знать о частях речи Уметь производить морфологический разбор | Словарный диктант | ||
6 | Орфограммы в окончаниях слов | Комбиниро-ванный | Знать правила о правописании орфограмм в окончаниях слов Уметь находить орфограммы в словах | Групповая работа | ||
7 | Р.р. Подготовка к классному обучающему сочинению по теме: «Памятный день летних каникул» | Урок развития речи | Знать методику написания сочинения на заданную тему Уметь определять стиль и тип текста | Работа в парах | ||
8 | Р.р. Написание обучающего сочинения по теме: «Памятный день летних каникул» | Урок развития речи | Знать методику написания сочинения на заданную тему Уметь определять стиль и тип текста | Работа в парах | ||
9 | Словосочетание | Комбиниро-ванный | Знать о словосочетании Уметь определять вид связи слов в словосочетании | Групповая работа | ||
10 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения простого предложения | Комбиниро-ванный | Знать о простом предложении Уметь ставить знаки препинания в предложении | Творческий диктант | ||
11 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | Комбиниро-ванный | Знать виды сложных предложений Развивать пунктуационные умения | Объяснительный диктант | ||
12 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Комбиниро-ванный | Знать виды сложных предложений Совершенствовать умения производить синтаксический разбор | Свободный диктант | ||
13 | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Комбиниро-ванный | Знать способы передачи чужой речи.Уметь пунктуационно оформлять предложения с прямой речью | Графический диктант | ||
14 | Р.р. Текст. Деление текста на части | Урок развития речи | Активизировать знания учащихся о тексте Развивать коммуникативные умения учащихся | Творческое задание | ||
15 | Р.р. Официально-деловой стиль, его языковые особенности | Урок развития речи | Активизировать знания учащихся о стилях речи Развивать коммуникативные умения учащихся | Коммуникативное задание | ||
16 | Обобщение и систематизация по повторению пройденного в 5 классе | Урок комплексного повторения | Знать основные правила, изученные в 5 классе Уметь применять полученные правила на практике | Объяснительный диктант | ||
17 | Контрольный диктант по повторению пройденного в 5 классе | Урок контроля и проверки знаний | Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников | Диктант | ||
Лексика. Фразеология. Культура речи (18+3) | ||||||
18 | Повторение пройденного по лексике в 5 классе | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся | Групповая работа | ||
19 | Р.р. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы | Урок развития речи | Развивать коммуникативные умения учащихся | Словарная работа | ||
20 | Исконно русские слова | Комбиниро-ванный | Дать определение понятию «исконно русские слова» Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся | Словарный диктант | ||
21 | Заимствованные слова | Комбиниро-ванный | Дать определение понятию «заимствованные слова» Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся | Конкурс | ||
22 | Общеупотребительные слова | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся Развивать устную речь учащихся | Свободный диктант | ||
23 | Профессионализмы | Комбиниро-ванный | Раскрыть значение термина «профессионализмы» Развивать устную речь учащихся | Групповая работа | ||
24 | Профессионализмы | Комбиниро-ванный | Раскрыть значение термина «профессионализмы» Развивать устную речь учащихся | Групповая работа | ||
25 | Диалектизмы | Комбиниро-ванный | Раскрыть значение термина «диалектизмы» Развивать устную речь учащихся | Распределительный диктант | ||
26 | Диалектизмы | Комбиниро-ванный | Раскрыть значение термина «диалектизмы» Развивать устную речь учащихся | Цифровой диктант | ||
27 | Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения по теме: «Собиратель русских слов» | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся | Сжатое изложение | ||
28 | Р.р. Написание сжатого изложения по теме «Собиратель русских слов» | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся | Сжатое изложение | ||
29 | Жаргонизмы | Комбиниро-ванный | Объяснение значение термина «жаргонизмы» Развивать речевые и орфографические умения учащихся | Практическая работа | ||
30 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова | Комбиниро-ванный | Объяснение значение термина «нейтральные и стилистически окрашенные слова» Развивать речевые и орфографические умения учащихся | Практическая работа | ||
31 | Устаревшие слова | Комбиниро-ванный | Разъяснить содержание понятия «устаревшие слова» Развивать речь учащихся | Словарный диктант | ||
32 | Устаревшие слова | Комбиниро-ванный | Разъяснить содержание понятия «устаревшие слова» Развивать речь учащихся | Словарный диктант | ||
33 | Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка | Комбиниро-ванный | Разъяснить содержание понятия «неологизмы» Развивать речь учащихся | Групповая работа | ||
34 | Толковые словари иностранных слов, устаревших слов | Комплексного применения знаний | Знакомство учащихся с толковыми словарями | Работа в парах | ||
35 | Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов | Комбиниро-ванный | Дать определение понятию «фразеологизмы» Совершенствовать орфографические умения | Словарный диктант | ||
36 | Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. | Комбиниро-ванный | Дать представление о двух источниках фразеологизмов в русском языке Совершенствовать речевые умения учащихся | Объяснительный диктант | ||
37 | Обобщение и систематизация по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи» | Урок контроля и проверки знаний | Обобщить знания учащихся по теме «Лексика и фразеология» Совершенствовать речевые и орфографические умения | Викторина | ||
38 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | Урок контроля и проверки знаний | Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников | Диктант | ||
Словообразование. Орфография. Культура речи. (26+6) | ||||||
39 | Повторение пройденного по морфемике в 5 классе | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся о составе слова Развивать орфографические умения | Объяснительный диктант | ||
40 | Повторение пройденного по морфемике в 5 классе | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся о составе слова Развивать орфографические умения | Выборочный диктант | ||
41 | Р.р. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности | Комбиниро-ванный | Совершенствовать устную и письменную речь учащихся Развивать орфографические умения | Фронтальная беседа | ||
42 | Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный | Комбиниро-ванный | Дать представление об основных способах словообразования Научить строить словообразовательные цепочки | Практическая работа | ||
43 | Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный | Комбиниро-ванный | Дать представление об основных способах словообразования Научить строить словообразовательные цепочки | Практическая работа | ||
44 | Основные способы образования слов в русском языке: осново- и словосложение | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования Научить строить словообразовательные цепочки | Творческий диктант | ||
45 | Основные способы образования слов в русском языке: сложение полных и сокращённых слов, аббревиация | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования Научить строить словообразовательные цепочки | Творческий диктант | ||
46 | Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования Научить строить словообразовательные цепочки | Творческий диктант | ||
47 | Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. | Комбиниро-ванный | Дать толкование термина «этимология» Научить производить этимологический разбор слов | Свободный диктант | ||
48 | Этимологические словари | Комбиниро-ванный | Дать толкование термина «этимология» Научить пользоваться этимологическим словарём | Практическая работа | ||
49 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочный пересказ исходного текста | Урок развития речи | Совершенствовать текстовую деятельность | Составление сложного плана | ||
50 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос- - -кас- | Комбиниро-ванный | Совершенствование орфографических умений учащихся | Словарный диктант | ||
51 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос- - -кас- | Урок-практикум | Закрепить умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне | Словарный диктант | ||
52 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар- | Комбиниро-ванный | Совершенствование орфографических умений учащихся | Объяснительный диктант | ||
53 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар- | Комбиниро-ванный | Совершенствование орфографических умений учащихся | Групповая работа | ||
54 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар- | Урок-практикум | Закрепить умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне | Групповая работа | ||
55 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | Комбиниро-ванный | Совершенствование орфографических умений учащихся | Комментированное письмо | ||
56 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | Урок-практикум | Развивать орфографические умения учащихся | Творческий диктант | ||
57 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с трудными случаями правописания приставок пре- и при- | Объяснительный диктант | ||
58 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | Урок-практикум | Познакомить учащихся с трудными случаями правописания приставок пре- и при- | Свободный диктант | ||
59 | Р.р. Подготовка к написанию выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся | Выборочное изложение | ||
60 | Р.р. Написание выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся | Выборочное изложение | ||
61 | Буквы ы и и после приставок на согласные | Комбиниро-ванный | Развивать орфографические умения учащихся | Объяснительный диктант | ||
62 | Буквы ы и и после приставок на согласные | Комбиниро-ванный | Развивать орфографические умения учащихся | Словарный диктант | ||
63 | Правописание соединительных гласных о и е | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся со способами образования сложных слов Совершенствование орфографических умений учащихся | Тест | ||
64 | Сложносокращённые слова | Комбиниро-ванный | Дать представление о способах образования сложных слов Совершенствование орфографических умений учащихся, развивать речь учащихся | Распределительный диктант | ||
65 | Сложносокращённые слова | Комбиниро-ванный | Дать представление о способах образования сложных слов Совершенствование орфографических умений учащихся, развивать речь учащихся | |||
66 | Р.р. Подготовка к написанию сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | Урок развития речи | Развивать текстовые умения учащихся Совершенствовать орфографические умения | Практическая работа | ||
67 | Р.р. Написание сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся Совершенствовать орфографические умения | Практическая работа | ||
68 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Комбиниро-ванный | Формировать умение производить морфемный и словообразовательный разбор Совершенствовать орфографические умения | Практическая работа | ||
69 | Обобщение и систематизация по теме «Словообразование и орфография. Культура речи» | Урок-практикум | Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования Совершенствовать орфографические умения | Творческий диктант | ||
70 | Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи» | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Словообразование» | Диктант | ||
Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное (20+3) | ||||||
71 | Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе | Комбиниро-ванный | Повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе | Объяснительный диктант | ||
72 | Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе | Комбиниро-ванный | Повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе | Выборочный диктант | ||
73 | Склонение существительных на –мя | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными Формировать умение правильно их писать | Творческий диктант | ||
74 | Склонение существительных на –мя | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными Формировать умение правильно их писать | Творческий диктант | ||
75 | Склонение существительных на –мя | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными Формировать умение правильно их писать | Творческий диктант | ||
76 | Р.р. Различные сферы употребления устной публичной речи | Урок развития речи | Знакомство учащихся со сферами употребления устной публичной речи | Работа с текстом | ||
77 | Несклоняемые имена существительные. | Комбиниро-ванный | Знакомство с несклоняемыми именами существительными и со способами определения рода имён существительных | Орфографический диктант | ||
78 | Несклоняемые имена существительные | Комбиниро-ванный | Знакомство с несклоняемыми именами существительными и со способами определения рода имён существительных | Орфографический диктант | ||
79 | Текстообразующая роль существительных | Комбиниро-ванный | Знакомство учащихся с текстообразующей ролью имён существительных | Работа с текстом | ||
80 | Словообразование имён существительных | Комбиниро-ванный | Знакомство со способами словообразования имён существительных | Творческий диктант | ||
81 | Словообразование имён существительных | Комбиниро-ванный | Знакомство со способами словообразования имён существительных | Объяснительный диктант | ||
82 | Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения-описания по личным впечатлениям | Урок развития речи | Развивать текстовые умения учащихся Совершенствовать орфографические умения | Практическая работа | ||
83 | Р.р. Написание контрольного сочинения-описания по личным впечатлениям | Урок развития речи | Развивать текстовые умения учащихся Совершенствовать орфографические умения | Практическая работа | ||
84 | Не с существительными | Комбиниро-ванный | Формировать навыки написания не с существительными | Творческое списывание | ||
85 | Не с существительными | Комбиниро-ванный | Формировать навыки написания не с существительными | Практическая работа | ||
86 | Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик- | Комбиниро-ванный | Формировать навыки правильного написания гласных в суффиксах -ек и -ик | Орфографический диктант | ||
87 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок | Комбиниро-ванный | Формировать навыки написания гласных о и е в суффиксах существительных | Тест | ||
88 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок | Урок-практикум | Формировать навыки написания гласных о и е в суффиксах существительных | Орфографический диктант | ||
89 | Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-) | Комбиниро-ванный | Формировать навыки правописания суффиксов – чик (-щик) | Орфографический диктант | ||
90 | Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-) | Урок-практикум | Формировать навыки правописания суффиксов – чик (-щик) | Орфографический диктант | ||
91 | Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное» | Комбиниро-ванный | Повторить изученное об имени существительном, устранить пробелы в знаниях учащихся | Практическая работа | ||
92 | Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное» | Комбиниро-ванный | Повторить изученное об имени существительном, устранить пробелы в знаниях учащихся | Объяснительный диктант | ||
93 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя существительное» | Диктант | ||
Имя прилагательное (21+5) | ||||||
94 | Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. | Комбиниро-ванный | Повторить сведения об имени прилагательном | Диагностические диктанты | ||
95 | Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. | Комбиниро-ванный | Повторить сведения об имени прилагательном | Объяснительный диктант | ||
96 | Р.р. Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности | Урок развития речи | Научить детей составлять связный текст описательного характера, углубить знания учащихся о тексте | Словарно-стилистическая работа | ||
97 | Качественные прилагательные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных» Сформировать умение отличать качественные имена прилагательные | Орфографический диктант | ||
98 | Р.р. Описание предметов, находящихся вблизи, вдали | Урок развития речи | Повторить типы речи, работа с текстом описательного характера | Работа с текстом | ||
99 | Относительные прилагательные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных» Сформировать умение отличать относительные имена прилагательные | Объяснительный диктант | ||
100 | Относительные прилагательные | Урок-практикум | Закрепить знания учащихся об относительных именах прилагательных Сформировать умение отличать относительные имена прилагательные | Словарный диктант | ||
101 | Р.р. Подготовка к написанию классного контрольного изложения по теме: «Ужасная ночная метель» | Урок развития речи | Научить детей выборочно излагать текст описательного характера | Написание выборочного изложения | ||
102 | Р.р. Написание классного контрольного изложения по теме: «Ужасная ночная метель» | Урок развития речи | Научить детей выборочно излагать текст описательного характера | Написание выборочного изложения | ||
103 | Притяжательные прилагательные | Комбиниро-ванный | Познакомить с понятием «притяжательные прилагательные», сформировать умение определять притяжательные прилагательные | Выборочный диктант | ||
104 | Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных. Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени | Работа с текстом | ||
105 | Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения | Комбиниро-ванный | Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени | Работа с текстом | ||
106 | Словообразование имён прилагательных | Комбиниро-ванный | Развивать навык словообразования имён прилагательных | Объяснительный диктант | ||
107 | Не с именами прилагательными | Комбиниро-ванный | Рассмотреть основные случаи правописания не с прилагательными | Объяснительный диктант | ||
108 | Не с именами прилагательными | Комбиниро-ванный | Отработать навыки правописания не с именами прилагательными | Предупредительный диктант | ||
109 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Комбиниро-ванный | Рассмотреть случаи написания букв о и е после шипящих и ц, сформировать навыки грамотного письма | Тест | ||
110 | Р.р. Описание пейзажа по картине | Урок развития речи | Подготовить учащихся к описанию пейзажа по картине | Работа с текстом | ||
111 | Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных | Комбиниро-ванный | Рассмотреть основные случаи правописания суффиксов имён прилагательных с н и нн | Работа с текстом | ||
112 | Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных | Комбиниро-ванный | Сформировать умение различать значение суффиксов -ан, -ян, -ин, -н, -енн, -онн | Работа с текстом | ||
113 | Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных | Комбиниро-ванный | Отработка правописания суффиксов -ан, -ян, -ин, -н, -енн, -онн | Объяснительный диктант | ||
114 | Различение на письме суффиксов –к- и –ск- | Комбиниро-ванный | Отработать навыки различия на письме суффиксов – к и -ск | Орфографический диктант | ||
115 | Различение на письме суффиксов –к- и –ск- | Комбиниро-ванный | Отработать навыки различия на письме суффиксов – к и -ск | Выборочный диктант | ||
116 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | Комбиниро-ванный | Рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных, формировать умение грамотного написания имён прилагательных | Работа с текстом | ||
117 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | Комбиниро-ванный | Рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных, формировать умение грамотного написания имён прилагательных | Работа с текстом | ||
118 | Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное» | Комбиниро-ванный | Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся | Диктант | ||
119 | Контрольное тестирование №1 по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное» | Контрольный тест | ||
Имя числительное (20+3) | ||||||
120 | Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении | Урок первичного изучения нового материала | Познакомить учащихся с понятием числительного, разграничить понятие числа и числительного как части речи, формировать умение находить числительные в речи | Работа с текстом | ||
121 | Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении | Урок закрепления новых знаний | Познакомить учащихся с понятием числительного, разграничить понятие числа и числительного как части речи, формировать умение находить числительные в речи | Объяснительный диктант | ||
122 | Простые и составные числительные | Комбиниро-ванный | Показать разницу в строении числительных | Работа с текстом | ||
123 | Текстообразующая роль числительных | Комбиниро-ванный | Показать текстообразующую роль числительных | Работа с текстом | ||
124 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Комбиниро-ванный | Формировать умение правильно писать имена числительные | Практическая работа | ||
125 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Комбиниро-ванный | Формировать умение правильно писать имена числительные | Практическая работа | ||
126 | Количественные числительные, обозначающие целые числа | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с количественными числительными | Предупредительный диктант | ||
127 | Количественные числительные, обозначающие целые числа | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с количественными числительными | Выборочный диктант | ||
128 | Склонение количественных числительных | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся со склонением числительных | Объяснительный диктант | ||
129 | Склонение количественных числительных | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся со склонением числительных | Работа с текстом | ||
130 | Правописание гласных в падежных окончаниях числительных | Комбиниро-ванный | Отработка умения правильно писать гласные в падежных окончаниях числительных | Объяснительный диктант | ||
131 | Р.р. Подготовка к написанию выборочного изложения на тему «Митраша» | Урок развития речи | Формировать навыки написания выборочного изложения | Написание выборочного изложения | ||
132 | Р.р. Написание выборочного изложения на тему «Митраша» | Урок развития речи | Формировать навыки написания выборочного изложения | Написание выборочного изложения | ||
133 | Дробные числительные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «дробные числительные», формировать навыки склонения дробных числительных | Орфографический диктант | ||
134 | Дробные числительные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «дробные числительные», формировать навыки склонения дробных числительных | Орфографический диктант | ||
135 | Собирательные числительные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», формировать употребления собирательных числительных в речи | Объяснительный диктант | ||
136 | Собирательные числительные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», формировать употребления собирательных числительных в речи | Работа с текстом | ||
137 | Порядковые числительные | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с понятием «порядковые числительные», формировать употребления правописания порядковых числительных | Работа с текстом | ||
138 | Склонение порядковых числительных | Комбиниро-ванный | Знакомство учащихся со склонением имён числительных | Предупредительный диктант | ||
139 | Склонение порядковых числительных | Комбиниро-ванный | Закрепление навыка склонения имён числительных | Выборочный диктант | ||
140 | Р.р. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом | Урок развития речи | Знакомство учащихся со структурой, языковыми особенностями публичного выступления | Работа с текстом публицистического стиля | ||
141 | Обобщение и систематизация по теме «Имя числительное» | Комбиниро-ванный | Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся | Диктант | ||
142 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное» | Контрольный диктант | ||
Местоимение (22+4) | ||||||
143 | Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении | Комбиниро-ванный | Дать представление о местоимении как о части речи | Работа с научным лингвистическим текстом | ||
144 | Разряды местоимений: личные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о разрядах местоимений | Словарный диктант | ||
145 | Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о разрядах местоимений и о правописании буквы н в личных местоимениях | Объяснительный диктант | ||
146 | Разряды местоимений: возвратное местоимение себя | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя | Выборочный диктант | ||
147 | Разряды местоимений: вопросительные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о вопросительных местоимениях | Практическая работа | ||
148 | Разряды местоимений: относительные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление об относительных местоимениях | Тест | ||
149 | Разряды местоимений: неопределённые местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о неопределённых местоимениях | Предупредительный диктант | ||
150 | Образование неопределённых местоимений | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся с образованием неопределённых местоимений | Практическая работа | ||
151 | Не в неопределённых местоимениях | Комбиниро-ванный | Отработка навыка написания не в неопределённых местоимениях | Практическая работа | ||
152 | Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами – то, - либо, - нибудь и после приставки кое- | Комбиниро-ванный | Отработка навыка написания дефиса в неопределённых местоимениях | Объяснительный диктант | ||
153 | Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами – то, - либо, - нибудь и после приставки кое- | Комбиниро-ванный | Отработка навыка написания дефиса в неопределённых местоимениях | Словарный диктант | ||
154 | Разряды местоимений: отрицательные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя | Работа с текстом | ||
155 | Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях | Комбиниро-ванный | Отработка навыка написания не и ни в неопределённых местоимениях | Работа с текстом | ||
156 | Раздельное написание предлогов с местоимениями | Комбиниро-ванный | Отработка навыка раздельного написания предлогов с местоимениями местоимениях | Практическая работа | ||
157 | Разряды местоимений: притяжательные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление о притяжательных местоимениях | Практическая работа | ||
158 | Склонение местоимений | Комбиниро-ванный | Научить учащихся склонять местоимения | Тест | ||
159 | Текстообразующая роль местоимений | Комбиниро-ванный | Показать учащимся текстообразующую роль местоимений | Работа с текстом | ||
160 | Р.р. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности | Урок развития речи | Углубить знания учащихся о типах текста, о структуре текста-рассуждения | Работа с текстом | ||
161 | Разряды местоимений: указательные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление об указательных местоимениях | Практическая работа | ||
162 | Разряды местоимений: указательные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление об указательных местоимениях | Объяснительный диктант | ||
163 | Разряды местоимений: определительные местоимения | Комбиниро-ванный | Дать учащимся представление об определительных местоимениях | Словарный диктант | ||
164 | Р.р. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных рассказов | Урок развития речи | Знакомство со строением и языковыми особенностями рассказа по воображению и по сюжетным рисункам | Работа с текстом | ||
165 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | Урок развития речи | Обучать учащихся написанию сочинения по картине | Написание сочинения | ||
166 | Р.р. Написание сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» | Урок развития речи | Обучать учащихся написанию сочинения по картине | Написание сочинения | ||
167 | Обобщение и систематизация по теме «Местоимение» | Урок-практикум | Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся | Тест | ||
168 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Местоимение» | Контрольная работа | ||
Глагол (24+6) | ||||||
169 | Повторение пройденного о глаголе в 5 классе | Урок-практикум | Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения | Словарный диктант | ||
170 | Повторение пройденного о глаголе в 5 классе | Урок-практикум | Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения | Групповая работа | ||
171 | Повторение пройденного о глаголе в 5 классе | Урок-практикум | Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения | Групповая работа | ||
172 | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся | Коммуникативное задание | ||
173 | Переходные и непереходные глаголы | Комбиниро-ванный | Раскрыть смысл грамматической категории переходность - непереходность | Групповая работа | ||
174 | Переходные и непереходные глаголы | Комбиниро-ванный | Закрепить знания учащихся о переходных и непереходных глаголах, дать представление о возвратных глаголах, развивать орфографические умения | Объяснительный диктант | ||
175 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | Комбиниро-ванный | Дать представление о грамматической категории наклонения, раскрыть особенности глагола в изъявительном наклонении | Творческий диктант | ||
176 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | Комбиниро-ванный | Дать представление о грамматической категории наклонения, раскрыть особенности глагола в изъявительном наклонении | Объяснительный диктант | ||
177 | Р.р. Подготовка к написанию классного обучающего изложения на тему «Витькина гайка» | Урок развития речи | Развивать текстовые умения учащихся | Написание обучающего изложения | ||
178 | Р.р. Написание классного обучающего изложения на тему «Витькина гайка» | Урок развития речи | Совершенствование текстовой деятельности учащихся, развитие орфографических умений | Написание обучающего изложения | ||
179 | Условное наклонение глагола | Комбиниро-ванный | Дать представление об условном наклонении глагола, об образовании глаголов в условном наклонении и об их изменении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся | Словарный диктант | ||
180 | Условное наклонение глагола | Комбиниро-ванный | Закрепить знания учащихся об условном наклонении глагола, об образовании глаголов в условном наклонении и об их изменении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся | Объяснительный диктант | ||
181 | Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении | Комбиниро-ванный | Выработать навык учащихся о раздельном написании частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся | Объяснительный диктант | ||
182 | Повелительное наклонение глагола | Комбиниро-ванный | Дать представление о повелительном наклонении, его значении и способах образования, совершенствовать орфографические умения учащихся | Объяснительный диктант | ||
183 | Повелительное наклонение глагола | Комбиниро-ванный | Закрепить изученное о повелительном наклонении, совершенствовать орфографические умения учащихся | Словарный диктант | ||
184 | Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении | Комбиниро-ванный | Закрепить навык написания буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении, совершенствовать орфографические умения учащихся | Выборочный диктант | ||
185 | Разноспрягаемые глаголы | Комбиниро-ванный | Дать представление о разноспрягаемых глаголах и их особенностях, развивать орфографические умения, совершенствовать речь учащихся | Выборочный диктант | ||
186 | Безличные глаголы | Комбиниро-ванный | Дать представление о безличных глаголах, научиться употреблять их в речи, развивать орфографические умения учащихся | Выборочный диктант | ||
187 | Безличные глаголы | Комбиниро-ванный | Обобщить изученное о безличных глаголах, проанализировать случаи употребления личных глаголов в значении безличных, развивать орфографические и речевые навыки учащихся | Распределительный диктант | ||
188 | Текстообразующая роль глаголов | Комбиниро-ванный | Показать текстообразующую роль глаголов | Работа с текстом | ||
189 | Словообразование глаголов | Комбиниро-ванный | Познакомить учащихся со словообразованием глаголов | Объяснительный диктант | ||
190 | Р.р. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности | Урок развития речи | Совершенствовать текстовую деятельность учащихся | Написание сочинения | ||
191 | Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть) | Комбиниро-ванный | Совершенствовать орфографические умения учащихся | Объяснительный диктант | ||
192 | Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть) | Комбиниро-ванный | Совершенствовать орфографические умения учащихся | Словарный диктант | ||
193 | Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть) | Комбиниро-ванный | Совершенствовать орфографические умения учащихся | Тест | ||
194 | Р.р. Подготовка к написанию классного контрольного изложения на тему «Старинные названия братьев-месяцев» | Урок развития речи | Отработать навык учащихся в написании изложения | Написание изложения | ||
195 | Р.р. Написание классного контрольного изложения на тему «Старинные названия братьев-месяцев» | Урок развития речи | Отработать навык учащихся в написании изложения | Написание изложения | ||
196 | Обобщение и систематизация по теме «Глагол» | Комбиниро-ванный | Актуализировать знания учащихся о глаголе, полученные в 6 классе, устранить пробелы в знаниях учащихся | Работа с текстом | ||
197 | Обобщение и систематизация по теме «Глагол» | Урок-конкурс | Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся | Проведение конкурса | ||
198 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Глагол» | Контрольный диктант | ||
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (10+2) | ||||||
199 | Разделы науки о языке | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о разделах науки о языке | Работа с текстом | ||
200 | Орфография. Орфографический разбор | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о | Орфографический диктант | ||
201 | Орфография. Орфографический разбор | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о | Орфографический диктант | ||
202 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о пунктуации | Синтаксический разбор предложений | ||
203 | Р.р. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года» | Урок развития речи | Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему | Написание сочинения | ||
204 | Р.р. Написание классного контрольного сочинения на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года» | Урок развития речи | Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему | Написание сочинения | ||
205 | Лексика и фразеология | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о лексике и фразеологии | Выборочный диктант | ||
206 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о словообразовании | Распределительный диктант | ||
207 | Морфология. Морфологический разбор слова | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии | Объяснительный диктант | ||
208 | Морфология. Морфологический разбор слова | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии | Предупредительный диктант | ||
209 | Контрольное тестирование №2 | Урок контроля и проверки знаний | Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по повторению изученного в 6 классе | Контрольное тестирование | ||
210 | Синтаксис. Синтаксический разбор | Урок обобщающего повторения | Повторить, обобщить и систематизировать материал о синтаксисе | Практическая работа |
8. Контрольно-измерительные материалы
Содержание | Контрольные работы/диктанты по разделам | Кол-во |
Русский язык – один из развитых языков мира | - | - |
Повторение изученного в V классе | В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес. За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса. Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину. День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг. (104 слова) Задания:
| 1 |
Лексика и фразеология. Культура речи | Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия. Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, а в траве горят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька. Вот и озеро. Здесь по березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов) Задания:
| 1 |
Словообразование. Орфография. Культура речи | Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки и приманку. Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман. Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки. Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки. К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом. (95 слов) Задания:
| 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек. В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. «Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди. (101 слово) Задания: 1. Озаглавить текст. 2. Синтаксический разбор П: Поздней осенью выпадает первый снег. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. 3. Определить склонение существительных во втором абзаце текста. 4. Морфемный разбор сложных слов: путешественники, пешеходные, разноцветные. | 1 (1) на выбор |
Русская зима Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как они ловко вонзают свои клювики в шишки и выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов) Задания:
| ||
Имя прилагательное | Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился. Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал. Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костер около смолистого пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них. Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность. Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки. Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рев машин. «Неужели близко дорога?» - подумал он. Он поднялся, затоптал костер и пошел на шум машины. (115 слов) Задания: 1. Синтаксический разбор П: Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал. 2. Графически обозначить все прилагательные текста и определить их разряд. | 1 (1) на выбор |
Необычный стрелок Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек. Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напомнил взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием. Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена. Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов) Задания:
| ||
Имя числительное | Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад? Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов излучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров. И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые 100 метров глубины она возрастает на 3 градуса. (120 слов) Задания:
| 1 |
Местоимение | Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, но только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи. Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов) Задания:
| 1 |
Глагол | Ноябрь Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок. Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов. На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды. Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить. Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы. (109 слов) Задания:
| 1 |
Повторение и систематизация изученного в VI классе | Лес Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце. Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками. А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. (125 слов) Задания:
| 1 |
Итого | 9 (11) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....