Выступление на конференции "Педагогическое мастерство: теория и практика"
материал по русскому языку на тему
Применение модульного обучения на уроках русского языка. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-modulnoe_obuchenie.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочно-модульное обучение на уроках русского языка
Сычёва Ирина Васильевна
МБОУ Красноармейская СОШ
Учитель русского языка и литературы
Педагогическое мастерство: теория и практика
Руководящей основой дидактики пусть будет
исследование и открытие метода, при котором
учащие меньше бы учили, а учащиеся больше
бы учились, в школах было бы меньше шума,
одурения, напрасного труда, а больше радостей
и основательного успеха.
Ян Амос Коменский
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Блочно-модульную технологию я использую в старших классах при изучении русского языка. Исходным этапом учебной деятельности по предмету является полный объём знаний в области основных разделов русского языка. Поэтому приоритетным является такой тип урока, как обобщение и систематизация знаний.
Весь учебный материал разделяется на блоки, а блоки на модули.
Обобщающие таблицы и опорные сигналы составлены в доступной форме, последовательность их усвоения даёт представление о языке как системе, при изучении которых использован приём сопоставления. Всё это направлено на развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
С 1 сентября и до окончания учебного года полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет полугодовые и годовые оценки. В конце полугодия проводится зачетная неделя (консультации, досдача, пересдача зачетов для задолжников). Если ученик набирает не удовлетворяющее его количество баллов за зачетные работы, он имеет право ―добрать недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях, т.е. досдать, а не пересдать), но только один раз, в специально отведенное время. В конце полугодия и года составляется рейтинг учащихся за все виды деятельности.
Тематическое планирование
Наименование блоков и модулей | Количество часов | ||
всего | теорет. | практ. | |
Введение. Общие сведения о языке. | 1 | 1 | |
Блок 1. Лексика. Фразеология. | 6 | 6 | |
| 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
Блок 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 6 | 6 | |
2.1. Фонетика. Правила фонетической транскрипции. Классификация звуков речи. | 1 | 1 | |
2.2. Графика. Соотношение буквы и звука. | 1 | 1 | |
2.3. Орфоэпия. Произносительные нормы русского языка. Нормы русского ударения. | 3 | 2 | 1 |
2.4. Принципы русской орфографии. | 1 | 1 | |
Блок 3. Морфемика. | 6 | 4 | |
3.1. Правописание корневых морфем. | 2 | 2 | |
3.2. Морфемный разбор. Гласные после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. | 4 | 2 | 2 |
Блок 4. Словообразование. | 4 | 2 | |
4.1. Способы словообразования. Правописание приставок. Гласные на стыке морфем. | 4 | 2 | 2 |
Блок 5. Грамматика. Морфология. Орфография. | 22 | 15 | |
5.1. Морфологические признаки и правописание существительных, прилагательных. | 2 | 2 | |
5.2. Морфологические признаки и правописание местоимений и числительных. | 3 | 1 | 2 |
5.3. Правописание наречий. | 4 | 2 | 2 |
5.4. Н-НН в словах разных частей речи. | 2 | 2 | |
5.5. Правописание глаголов. | 2 | 2 | |
5.6. Правописание причастий, деепричастий. | 4 | 2 | 2 |
5.7. НЕ и НИ с разными частями речи. | 5 | 2 | 3 |
5.8. Слитное, раздельное, дефисное написания. | 2 | 2 | |
Блок 6. Синтаксис. Пунктуация. | 13 | 7 | |
6.1. Синтаксический разбор. Члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | 2 | |
6.2. Осложнения простого предложения. | 4 | 2 | 2 |
6.3. Виды сложных предложений. ССП, СБП. | 4 | 2 | 2 |
6.4. Виды сложных предложений. СПП. | 3 | 1 | 2 |
Блок 7. Речь. Функциональные стили речи. | 3 | 1 | |
7.1. Функциональные стили речи. Обзор. | 3 | 1 | 3 |
Блок 8. Наука о русском языке. | 2 | ||
8.1. Защита рефератов. | 2 | ||
Блок 9. Повторение. | 2 | 2 | |
Всего часов по дисциплине: | 68 | 41 | 27 |
Карта самооценки
Блок Тема | Карта заданий | Карта текущего контроля | Карта самооценки | Итоговый тест | Итоговая оценка | ||||
Блок I. Лексика. Фразеология. 1.Лексическая система русского языка. | |||||||||
2.Слово и его употребление, происхождение | |||||||||
3.Русская фразеология | |||||||||
Блок II. Фонетика. 1.Классификация звуков речи | |||||||||
2.Графика | |||||||||
3.Орфоэпия | |||||||||
4.Принципы русской орфографии | |||||||||
Блок III. Морфемика 1.Правописание корневых морфем | |||||||||
2.Морфемный разбор. Глассные после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. | |||||||||
Блок IV. Словообразование 1.Способы словообразования. Правописание приставок. Гласные на стыке морфем. | |||||||||
Блок V. Грамматика. Морфология. Орфография. 1.Морфологические признаки и правописание существительных, прилагательных. | |||||||||
2.Морфологические признаки и правописание местоимений, числительных. | |||||||||
3.Правописание наречий. | |||||||||
4.Н-НН в словах разных частей речи. | |||||||||
5.Правописание глаголов. | |||||||||
6.Правописание причастий, деепричастий. | |||||||||
7.Не и НИ с разными частями речи. | |||||||||
8.Слитное, раздельное, дефисное написания. | |||||||||
Блок VI.Синтаксис. Пунктуация. 1.Синтаксический разбор. Классификация союзов. | |||||||||
2.Осложнения простого предложения. | |||||||||
3.виды сложных предложений. СПП.СБП. | |||||||||
4.Виды сложных предложений. СПП, | |||||||||
Блок VII.Речь. Функциональные стили речи. | |||||||||
Блок VIII. Наука о русском языке | |||||||||
Блок IX . Повторение. |
Рейтинговая шкала по модулям
Модули
№ | Модуль | Количество часов | Рейтинговый балл |
I. | Лексика. Фразеология. | ||
II. | Фонетика. | ||
III. | Морфемика | ||
И так далее |
Рейтинговая шкала по итогам полугодия.
Предмет | Русский язык | |||||||||||
№ п/п | Ф.И. учащегося | Модуль | Всего баллов | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. |
Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале
Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной | Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале |
90% и более | 5 |
80-89% | 4 |
75-79% | 4 |
65-74% | 3 |
60-64% | 3 |
Хотя бы один из модулей оценен на "2" | 2 |
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению "Технология модульного обучения.Теория и практика"
Вашему вниманию представлена презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Технология модульного обучения.Теория и практика", содержащая тезисы выступления....
Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.
В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...
Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике
Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...
Выступление на педагогическом совете. "Современные педагогические технологии – от теории к практике"
В предлагаемом материале содержится текст выступления на педагогическом совете....
Выступление на заседании педагогического совета Эффективность урока математики-от теории к практике
...
Выступление на Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования"
Статья в сборнике...
Выступление "Ресурсы МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания (теория и практика)".
Выступление на тему "Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания".Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которо...