"Изобразительно-выразительные средства языка" (подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Материал урока включает разные виды упражнений по отработке тестового задания №24 (часть 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

План урока русского языка в 11 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства языка." ( Подготовка к ЕГЭ)

Цели урока: закреплять знания, развивать умения обучающихся, необходимые для выполнения экзаменационного задания № 24 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи:

  • совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;
  • продолжить работу по развитию речи обучающихся, восприятию художественной образности текста;
  • способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать любовь к русскому языку на лучших образцах художественных произведений.

Тип урока: обобщение и закрепление материала.

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки, тесты ЕГЭ.

Виды работы : фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, работа с тестами ЕГЭ.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Целеполагание. Вступительная беседа.

Вопросы обучающимся:

-Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Повторить термины; скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности; продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.

3.Повторение, актуализация д/з:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какой из стилей самый богатый? Почему? (Художественный стиль: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическую негу)

-На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.  На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? (Тропы и стилистические фигуры).

-  Вспомните, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи.

У доски работают 2 ученика, соотносят названия с основной группой. В результате получаются 2 схемы на доске.

 Соотнесите тропы и их определения

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б)  сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) перифраз

в)  употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г)  замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д)  употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1)  эпифора

а)  расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

 2) антитеза

б)  пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в)  повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г)  одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д)  усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.  

Остальные обучающиеся отвечают на вопросы:

-Что такое тропы? Для чего они используются?

          -Что лежит в основе стилистических фигур? Какова роль стилистических фигур?

4. Тренировочные задания.

А)Тест 

1.  Какая стилистическая фигура используется в следующем предложении: «В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут» (А.С.Пушкин):

  1. градация
  2. инверсия
  3. синтаксический параллелизм
  4. эпифора.

2. Какой троп используется в строчке «Там припомнят кремлевского горца» (О. Мандельштам):

  1. перифраз
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. сравнение

3. Какой троп используется в строчке «Горит костер рябины красной» (М.Цветаева):

  1. гипербола
  2. олицетворение
  3. метафора
  4. сравнение

4.Какая стилистическая фигура используется в следующем предложении «Есть тоска веселая» (С.Есенин)

  1. эллипсис
  2. оксюморон
  3. градация
  4. умолчание

5. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая» (Е.Гришковец).

  1. парцелляция
  2. градация
  3. анафора
  4. эллипсис

6. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«О времена! О нравы! (Цицерон).

  1. градация
  2. оксюморон
  3. риторическое восклицание
  4. антитеза

7. Какой троп используется в строчке: «И пишет боярин всю ночь напролет, Письмо его местию дышит» (А.К.Толстой).

  1. эпитет
  2. гипербола
  3. метонимия
  4. сравнение.

8. Какой троп используется в строчке «Мужики – за топоры» (А.К.Толстой)

  1. градация
  2. оксюморон
  3. эллипсис
  4. инверсия.

Б)Работа с карточками, в которых в первой колонке процитированы строчки художественных произведений. Обучающиеся определяют тропы, указывая их функциональную роль в тексте.

"Чахлая рябина мокнет под дождём"

Эпитет

помогает зримо представить предмет

 

"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела"

Сравнение

делает зримым отвлечённое понятие

"В саду горит костёр рябины красной"

метафора

образное выражение превращается в реальную картину

"Заря алая улыбается"

олицетворение

усиливает выразительность речи

"Съел три тарелки"

метонимия

употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи

"В сто сорок солнц закат пылал"

Гипербола

чтобы преувеличить значение, обратить внимание

"Мальчик с пальчик"

Литота

для эмоциональной оценки

"За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне  Недолго я ещё благодарил"

Ирония

даёт отрицательную оценку предмета или явления

В)Работа в группах (карточки)

1 группа. В каком случае дано неправильное определение тропа?

 1) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
  2) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
   3) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
   4) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2 группа. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

  1) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
  2) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
  3) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
   4) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3 группа. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

1) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
 2) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
 3) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
 4) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

5. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

А) Самостоятельная работа.

-Прочитайте текст, найдите в нем средства художественной выразительности и запишите их в самостоятельно составленную таблицу.

(1)Несколько лет назад, во время долгой поездки по железной дороге, мне захотелось осмотреть это государство на колесах, котором я очутился на трое суток. (2)Около часу ночи я прошел весь поезд из конца в конец. (3)В коридорах мне пригодилось переступать через спящих. (4)Я остановился и при свете ночников стал присматриваться. (5)Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. (6)Но вот он поворачивается во сне и при свете ночника я вижу его лицо. (7)Какое лицо! (8)От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод. (9)Эти бесформенные тяжёлые кулаки породили чудо изящества и обаяния. (10)Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые и нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт. (11)Ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды.(12) Но люди растут без садовника.(13) Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. (14)И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных  кабаков. (15)Моцарт обречён.(16) И в каждом из этих людей, может быть, убит Моцарт.

 (По А. де Сент-Экзюпери)

Б) Совместная работа класса с рецензией.

-Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г)цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
      (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
      (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
 

      Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить(А) ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует(Б) _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных(В) ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к(Г) ________ (предложение 5).

      Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) ключевые слова
      4) синтаксический параллелизм
      5) риторический вопрос
      6) цитация
      7) гипербола
      8) инверсия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот

6. Обобщение, подведение итогов урока.

- Итак, какое значение имеют средства выразительности в тексте? (Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства).

-Еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена. 

Обсуждение сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.

7. Домашнее задание.

Обчающиеся получают новый текст для самостоятельного выполнения экзаменационного задания № 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)

Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития знаний...