открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse_po_teme_sredstva_vyrazitelnosti.docx | 23.05 КБ |
kontrolnyy_test.docx | 15.1 КБ |
ekspress_opros.docx | 10.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе по теме: "Изобразительно- выразительные средства языка» (Подготовка к ГИА).Задание А3,С 2.1.
Цели урока:
Познавательный аспект; Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка, совершенствование навыков анализа текста худ. стиля речи,отработка задания А3
Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.,бережное отношение к матери.
Оборудование:Запись темы, Эпиграф, Портрет Сухомлинского, презентация, Песня о маме,тесты. Текст»Гласит старинная легенда»карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Запись темы урока
Самая большая ценность народа-- язык, на котором он пишет,говорит, думает…( Д, С, Лихачев)
Подготовка к ГИА-неотъемлемая часть современного курса русского языка 9 класса.Сегодня мы обратимся к словам Лихачева.Они станут эпиграфом урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст,работать с тестами, применять теоретические знания при выполнении заданий по теме.
II. Вступительное слово
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
«Слова молчат там, где звучит музыка»- гласит пословица. Давайте погрузимся в волшебный мир музыки, и я уверена, она поможет разобраться нам в непростых взаимоотношения х родителей и детей.
3. Звучит песня « Мама».
Слово учителя.Мама… Мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека, самого близкого, родного, любимого , дорогого.Мамочка,.. мама… Такое душевное слово, несущее столько воспоминаний, столько тепла и доброты.Произносишь это слово , и сердце наполняется прекрасным, ни с чем не сравнимым чувством - чувством любви.Но нет, не слово прекрасно, прекрасна сама мама…
4. Слово учителя. Разобраться в многообразии средств выразительности поможет нам текст В, А, Сухомлинского «Гласит старинная легенда» Немного об авторе.
Василий Александрович Сухомлинский_- выдающийся педагог,член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического труда,автор книг по вопросам теории и методики воспитания в школьном и семейном коллективах.( СЛАЙД № 1)
Читает текст Сопова Елизавета.( ПРЕЗЕНТАЦИЯ О МАМЕ).
5. Анализ текста
-К какому стилю речи вы отнесете данный текст?( Художественный)
- Определите тип речи.( Повествование с элементами рассуждения)
-Над какими проблемами размышляет автор текста?( Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Автор с трепетом говорит о нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.)
- Какая преобладает в тексте лексика с точки зрения ее употребления?( Книжнаялек сика просторечная,лексика активного и пассивного запаса(Устаревшие, диалектизмы, фразеологизмы),
6.Объяснение нового материала.Работа с презентацией.
Ребята, изобразительно-выразительные средства русского языка делятся на лексические и грамматические явления.К лексическим явлениям относятся тропы.Тропы- стилистические приемы, состоящие в употреблении слова в переносном значении.
-Какие тропы вы знаете?Основные- метафора, метонимия, ирония, гипербола, разновидности- олицетворение, синекдоха, литота.
Какое значение по употреблению имеют тропы?( С их помощью достигается особая изобразительность и образность.)
-Вспомните, что называется Метафорой? Значение, пример из текста Сухомлинского.
-Что такое олицетворение, эпитет,сравнение.Значение, пример.
Какие еще тропы вы знаете?( ирония, гипербола, литота, синекдоха.)Приведите свой пример.
К грамматическим явлениям относят синтаксические средства художественной изобразительности или стилистические фигуры.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, "практического" употребления.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ усиливают выразительность и изобразительность текста
-Перечислите известные вам стилистические фигуры.( Рит. Восклицания, вопрос, обращения,параллелизм,анафора, эпифора.инверсия,эллипсис, умолчание,парцелляция, многосоюзие, градация.)Что называется антитезой,Инверсией, повтором,параллелизмом,умолчанием? Значение, пример из текста.
Таким образом, Необходимо уметь находить образные средства в тексте и уметь использовать в речи.
7.Закрепление изученного материала.
А)Синтаксическая минутка.
Однородные члены предложения- одно из грамматических явлений.
Сын убил мать,вынул из ее груди сердце, положил в кленовый листок,несет.
(Роль, найти обращения.)
Б)Лексический диктант.
Ант…теза,Эл(ЛЛ)ипсис,пер..фраза,м..тафора,ум…лчание, пара(Л,ЛЛ)елизм,д..алектизмы,..питет.
в)Карточки.( 3 чел.)ключ;1-1,2-4,3-3,4-2,5-3,6-2,7-3,8-2,9-1,10-4.
Г)Карточка.Индивидуальное задание.
Найдите в тексте слова лексики активного и пассивного запаса.
Фразеологизмы-
Контекстные синонимы-
Диалектизмы-
Замените слово» постылой»( ПР № 38)стилистически нейтральным синонимом.
г)Контрольное решение практических задач.(СЛАЙД)
Мой верный друг!Мой раб коварный!Мой царь!МОЙ раб!родной язык!(В.Брюсов.Родной язык.)
Какие из перечисленных средств выразительности характерны для этих строк?( Инверсия, анафора,антонимы, рит.обращение)
Сотни слов родных и метких,сникнув, голос потеряв,взаперти, как птицы в клетках,дремлют в толстых словарях.( В,Шефнер.Устная речь.(Олицетворение, сравнение)
Во дни сомнений во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!( Рит. Восклицания, синонимы, эпитеты, параллелизм)
Ключ;1-1 ,2-2, 3-2, 4-1, 5-1,6,7,8.
В)Проверочный тест с самопроверкой.(КЛЮЧИ НА СЛАЙДЕ)
8.Подведение итогов урока.Воспитательное значение урока.
О матери можно говорить бесконечно… Каждый вкладывает в значение этого слова что — то своё, особенное. Но любой человек, если в нём есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать — моя мать». Стоит задуматься над этими словами и призвать всех друзей, знакомых, детей и подростков: «Давайте беречь это самое дорогое сокровище, самую большую ценность в нашей жизни — мать! Давайте дадим её рукам возможность чаще отдыхать, и они навсегда останутся такими же любящими, нежными и добрыми! Давайте не будем забывать о том, что для того, чтобы жилось спокойно и счастливо, материнское сердце берёт на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни!»…
Я гимны матери пою
За то, что жизнь ее как подвиг,
Что сотворила жизнь мою
И злобы никогда не помнит.
Я гимны матери пою
За бесконечное терпенье,
За смелость в жизненном бою,
За сладкие любви мгновенья.
Я гимны матери пою:
На свете нет ее прекрасней.
Она несет нам в жизни счастье,
И звезды честь ей отдают.
Я гимны матери пою
За то, что нас она лелеет,
Как солнце, светит нам и греет,
И где она, там как в раю.
И повторять не устаю:
Превыше доброта и верность,
Я гимны матери пою!
9.Дом. задание. 1 гр. Составить текст на любую тему с использованием тропов. 2гр. Написать сочинение на лингвинистическую тему.
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
№1 Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)
1)Олицетворение
2)Синекдоха
3)Сравнение
4)Аллегория
№2 Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А. Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
1)Метонимия
2)Оксюморон
3)Аллегория
4)Эпитеты
№3 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» ( И.С Тургенев )
Ученик утверждает : « В своем высказывании И.С. Тургенев использует эпитеты, риторический вопрос и риторические восклицания, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?
1)Парцелляция
2)Повторы
3)Эпитеты
4)Синонимы
№4 В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?
«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины» ( К.Г. Паустовский)
1)Устаревшее слово, инверсия, эпитеты
2)Лексические повторы, олицетворение, ряды однородных членов
3)Параллелизм, сравнение, метафора
4)Оксюморон, антонимы, лексические повторы
№5 Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:
Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)
1)Инверсия
2)Риторический вопрос
3)Лексический повтор
4)Сравнение
5)Литота
6)Анафора
7)Антонимы
8)Риторическое обращение.
Ключ: 1-1. 2-2. 3-2. 4-1. 5-1,6,7,8.
Предварительный просмотр:
ЭКСПРЕСС-ОПРОС
1.Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:
1) антитеза 3)эпифора
2)анафора 4)лексический повтор
2.Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание 3)эллипсис
2)параллелизм 4)бессоюзие
3.Художественное образное определение
1)эпитет 3)анафора
2)метафора 4)олицетворение
4.Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета
1)метонимия 3)синекдоха
2)перифраза 4)метафора
5.В каком варианте ответа названы только фигуры речи
1)метафора, риторический вопрос 3)инверсия, литота
2)эпитет, сравнение 4)риторическое обращение, градация
КЛЮЧ: 1.-2 2.-3 3.-1 4.-2 5.-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8
Этот материал поможет учителям и учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию В 8 по русскому языку....
Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".
Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....
"Изобразительно-выразительные средства языка" (подготовка к ЕГЭ)
Материал урока включает разные виды упражнений по отработке тестового задания №24 (часть 1)...
Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития знаний...
Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ.
Презентация. ЕГЭ. Выполнение задания 26....