Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._rus.yaz_.doc | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанным текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитар- пых наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2, Основной образовательной программой МБОУ СОШ №2 на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, 205 часов в год.
В связи годовым календарным графиком УО города Батайска (приказ № 619 от 26.08. 13 г.) и годовым календарным графиком МБОУ СОШ №2 (приказ № 133 от 26.08.13 г.) на изучение русского языка отводится 205 часов.
Данная программа реализуется с помощью УМК (учебника): С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 5 класс . - 8-е изд.- М.: ООО «Мнемозина», 2011.
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 8
- уроков развития речи – 7
Основное содержание учебного предмета
Наименование раздела, количество часов | Основные содержательные линии | Планируемые результаты | Система оценки | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Лингвистика – наука о языке 1 час | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках в 5 классе русского языка. | Знать структуру учебника, формировать представление о лингвистике как науке о языке. Знать разделы лингвистики и их определения. | Устный опрос по теме. | |
Фонетика как раздел лингвистики 4 часа | Фонетика как раздел лингвистики. Звук - основная единица фонетики. Понятие фонемы. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные (ударные/ безударные), согласные (твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Смыслоразличительная роль звука (фонемы) в слове. Звукопись как выразительное средство устной речи. Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи). | Различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие); | Оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов. | Р.Р. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» |
Орфоэпия как раздел лингвистики 3 часа | Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний (чт, чн, сш, зш, сч, зщ, зж, тс, дс и др.). Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твёрдого согласного перед э в иноязычных словах. Правильное произношение некоторых групп согласных. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. | Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т. д.). | Оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); | Устный опрос по теме; словарный диктант. |
Графика как раздел лингвистики 6 часов | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Письмо и каллиграфия. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита. Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я. Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы. | Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. | Определять смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста. | Контрольная работа № 1 (диктант с языковым анализом). |
Морфемика как раздел лингвистики 6 часов | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи. Корень, приставка, суффикс и окончание - морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности. Морфемы словообразующие и формообразующие. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках: енькими, чик, пере а ешь и т.д. Чередование гласных и согласных в морфемах: типы чередований: а//о, е//и: беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания//оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных(к//ч//ц, г//ж//з и др.) Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи | Уметь различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | Оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). | Устный опрос по теме. Словарный диктант. |
Лексикология как раздел лингвистики 3 часа | Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы, слова – антонимы, слова - омонимы. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова. Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей (общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова). | Выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Сформировать представление о делении лексики с точки зрения её происхождения; знать признаки иноязычных слов; совершенствовать умение работать с этимологическим словарём. | Уметь опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте. | Контрольная работа № 7 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»). |
Орфография как раздел лингвистики 13 часов | Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: правописание морфем (« пиши морфему одинаково»); слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов –слитно, реже- через дефис»); употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной- нарицательные»); перенос слова («переноси слова по слогам»). Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков. Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания. Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имён существительных и глаголов. Употребление ь и ъ на письме: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и –ться в глаголах; разделителные ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов. | Уметь применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок. При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. | Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализом текста). Контрольная работа № 3. Контрольный диктант по разделу «Орфография». |
Морфология как раздел лингвистики 4 часа | Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи (имён существительных, прилагательных, глаголов). Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые (не образуют форм). Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных ( 1 скл Р.п., 2 скл., 3 скл. Ж.р.) и глаголов прошедшего времени. | Уметь различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные / побудительные / вопросительные предложения; определять восклицательную / невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Отрабатывать умение опознавать служебные слова и использовать их в собственной речи. Отрабатывать умение определять форму слова по окончанию. | Оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). | |
Культура речи 3 часа | Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Словари грамматических трудностей русского языка. | Уметь оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста | Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; Сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. | Устный опрос по теме. Словарный диктант. |
Синтаксис и пунктуация 28 часов | Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний: прил.+сущ., сущ.+сущ., гл.+сущ., гл.+нар. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение / понижение голоса), темп, тон речи. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ: сущ(мест.) +глагол; сущ(мест.) +прилаг.; сущ( мест.) +сущ. Второстепенные члены предложения (определение, обстоятельства, дополнение). Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по наличию и отсутствию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые), по количеству грамматических основ (простые и сложные). Простое осложнённое предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты. Предложения с прямой речью. | Различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), | Оценивать правильность разбора
| Контрольная работа № 4. Зачёт по разделу «Синтаксис». Сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец». Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик». |
Текстоведение 11 часов | Основные признаки текста. Тема. Идея. Логическая после6довательность и грамматическая связь предложений в тексте. Языковые средства связи предложений в тексте. Типы речи. Требования к содержанию и построению текста. | Строить текст по заданному плану. Уметь определять стиль речи, тип текста. Определять тему и идею текста. Организовывать логичную последовательность предложений в тексте. | Аргументированно доказывать при анализе наличие признаков текста. Восстанавливать последовательность предложений в тексте. Создавать текст смешанного типа. | Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» |
Словообразование как раздел лингвистики 12часов | Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка. Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов. | Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования. | Оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). | Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»). |
Лексикология и фразеология как раздел лингвистики 14 часов | Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы, слова – антонимы, слова - омонимы. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова. Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей (общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова). | Выявлять слова, значение которых требует уточнения;определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.Сформировать представление о делении лексики с точки зрения её происхождения; знать признаки иноязычных слов; совершенствовать умение работать с этимологическим словарём. | Уметь опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте. | Контрольная работа № 7 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»). |
Морфология как раздел лингвистики 2 часа Имя существительное 16 часов Имя прилагательное 15 часов Глагол 26 часов | Имя существительное Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис. Лексическое и грамматическое значения(значение рода, лица, времени и др.). Принципы классификации частей речи: общее грамматическое значение; морфологические признаки (постоянные и непостоянные); синтаксическая роль. Особенности употребления частей речи и их правописание. Имя существительное как часть речи: общее (грамматическое) значение; морфологические признаки (постоянные и непостоянные); синтаксическая роль. Словообразование имён существительных. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Склонение имён существительных (на основе ранее изученного). Род имён существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Число имён существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Синтаксическая роль имён существительных в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи: общее ( грамматическое) значение; морфологические признаки (постоянные, непостоянные); синтаксическая роль. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Словообразование имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней. Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Синтаксическая роль имён прилагательных (полных и кратких) в предложении. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. Глагол Глагол как часть речи: общее (грамматическое) значение; морфологические признаки (постоянные и непостоянные); синтаксическая роль. Инфинитив, его грамматические особенности. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. Использование суффиксов –ива-(-ыва-) и –ова-(-ева)- для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по наклонениям ( условное, повелительное, изъявительное). Условное наклонение: значение, образование ( формообразующий суффикс -л- и частица бы), изменение по числам и родам. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов. | Определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. | Оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). | Контрольная работа № 8 (диктант по теме «Имя существительное»). Контрольная работа № 9 (зачёт по теме «Имя прилагательное»). Контрольная работа № 10 (зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола») Контрольная работа № 11 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»). |
Повторение изученного в 5 классе 4 часа | Разделы лингвистики. Правописание морфем. Орфограммы глагола. Простое осложненное предложение. Сложные предложения. Прямая речь. Пунктуационный анализ текста. Языковой анализ текста. | Применять на практике изученные правила | Анализировать применение правил, давать лингвистические ответы на заданную тему по типу рассуждения | Контрольная работа № 12 (контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года). |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения урока | ||
План | Факт | |||||
1 2 | Лингвистика – наука о языке | 2 | Знакомство с учебником, его структурой, основными типами упражнений; формировать представление о лингвистике как науке о языке; определять цели изучения лингвистики в школе и иметь представление о содержании курса русского языка в пятом классе. | 2.09 3.09 | ||
Фонетика как раздел лингвистики (6 часов) | ||||||
3 | Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки | 1 | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости / твердости, звонкости / глухости звуки. | 4.09 | ||
4 | Фонетическая транскрипция | 1 | Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов в строке, количество ударных и безударных слогов). | 4.09 | ||
5 | Фонетический разбор слова. Звукопись | 1 | 6.09 | |||
6 | Звукопись в художественном тексте | 1 | Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. | 7.09 | ||
7 | Слог. Ударение | 1 | Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого | 9.09 | ||
Орфоэпия как раздел лингвистики (3часа) | ||||||
8 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков | 1 | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. | 10.09 | ||
9 | Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков | 1 | Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах. | 11.09 | ||
10 | Произношение согласных звуков. Закрепление | 1 | Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь | 11.09 | ||
Графика как раздел лингвистики (6 часов) | ||||||
11 | Графика как раздел лингвистики | 1 | Осознавать значение письма в истории развития человечества. | 13.09 | ||
12 | Алфавит и его использование. Звуки и буквы. | 1 | Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. | 14.09 | ||
13 | Алфавит и его использование. Звуки и буквы.Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я . | 1 | Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений | 16.09 | ||
14 | Контрольная работа № 1 (диктант с языковым анализом). | 1 | Проверить умения и навыки, полученные по пройденной теме. | 17.09 | ||
15 | Основные признаки текста. Тема и идея. | 1 | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте. | 18.09 | ||
16 | Основные признаки текста. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте. | 1 | Определять смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). | 18.09 | ||
Морфемика как раздел лингвистики (7 часов) | ||||||
17 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. | 1 | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | 20.09 | ||
18 | Окончание как формообразующая морфема. Словообразующие морфемы. | 1 | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. | 21.09 | ||
19 | Корень слова. | 1 | Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. | 23.09 | ||
20 | Корень слова (закрепление). Понятие об этимологии. | 1 | 24.09 | |||
21 | Чередование гласных в корне. | 1 | Характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования. | 25.09 | ||
22 | Чередование согласных в корнях. Чередование о-е с нулём звука. | 1 | Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | 25.09 | ||
23 | Типы речи. Повествование. | 1 | Правильно определять тип речи. | |||
Лексикология как раздел лингвистики (6 часов) | ||||||
24 | Способы объяснения лексического значения слова. Объяснение значения путём толкования слов. | 1 | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. | 27.09 | . | |
25 | Объяснение лексического значения слова методом подбора синонимов и антонимов. | 1 | Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. | 28.09 | ||
26 | Объяснение лексического значения методом подбора однокоренных слов. | 1 | Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. | 30.09 | ||
27 | Тематические группы слов | 1 | Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. | 1.10 | ||
28 | Типы речи. Описание. | 1 | Формировать умение дифференцировать тексты-описания (описание природы, интерьера, характера человека, его внешности и т. д.) | 2.10 | ||
29 | Описание природы. Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка». | 1 | Формировать умение описывать изображённый на картине пейзаж. | 2.10 | ||
Орфография как раздел лингвистики (18 часов) | ||||||
30 | Разделы русской орфографии. Правописание морфем. | 1 | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической грамотностью. | 4.10 | ||
31 | Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ. | 1 | Повторить и закрепить правила написания буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетаний чн, нч, чк, рщ, нщ, щн. | 5.10 | ||
32 | Правописание безударных гласных в корнях слов | 1 | Расширить и систематизировать сведения о правописании гласных и согласных в корнях слов; формировать способности различения орфограмм в корне. | 7.10 | ||
33 | Изложение-миниатюра. | 1 | Отрабатывать умение определять правильное написание корня; тренировка в умении письменно пересказывать текст. | 8.10 | ||
34 | Основные правила написания согласных в корнях слов. | 1 | Отработка умения классифицировать слова по видам орфограмм-согласных в корне. | 9.10 | ||
35 | Основные правила написания согласных в корнях слов. Закрепление. | 1 | Закрепление навыков правильного написания слов с удвоенными согласными. | 9.10 | ||
36 | Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализом текста). | 1 | Проверка навыков правильного написания слов с удвоенными согласными. | 11.10 | ||
37 | Описание внешности. | 1 | Формировать умение создавать тексты-описания внешности, уместно употребляя языковые средства выражения признаков; познакомиться со словариком эпитетов. | 12.10 | ||
38 | Правописание падежных окончаний существительных. | 1 | Восстановить в памяти сведения о написании гласных в падежных окончаниях существительных и отработать навыки их правильного выбора. | 14.10 | ||
39 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | Восстановить в памяти сведения о написании гласных в падежных окончаниях существительных и отработать навыки их правильного выбора. | 15.10. | ||
40 | Правописание личных окончаний глаголов. Закрепление. | 1 | Восстановить в памяти сведения о написании гласных в падежных окончаниях существительных и отработать навыки их правильного выбора. | 16.10 | ||
41 | Употребление ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих. | 1 | Повторить, расширить и обобщить сведения о написании ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих. | 16.10 | ||
42 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 | Формировать навык правильного выбора написания –тся и –ться в глаголах. | 18.10 | ||
43 | Употребление разделительных ь и ъ. | 1 | Повторить правило об употреблении разделительных Ь и Ъ и отработать его практическое применение. | 19.10 | ||
44 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | Повторить правила о раздельном написании предлогов и правописании не с глаголами и отработать их практическое применение. | 21.10 | ||
45 | Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография» | 1 | Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе. | 22.10 | ||
46 | Контрольная работа № 3. Контрольный диктант по разделу «Орфография». | 1 | Проверять навыки правописания слов с орфограммами, изученными в рамках раздела «Орфография»; правильно подбирать однокоренные слова. | 23.10 | ||
Морфология как раздел лингвистики (5 часов) | ||||||
47 | Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. | 23.10 | ||
48 | Выразительные возможности самостоятельных частей речи. Морфологические признаки существительных и прилагательных. | 1 | Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. | 25.10 | ||
49 | Морфологические признаки глагола. Наречие как часть речи. Служебные слова. | 1 | Познакомиться с планом морфологического разбора глагола и сформировать умение проводить его частичный морфологический разбор; создать представление о наречии как части речи; отрабатывать умение опознавать служебные слова и использовать их в собственной речи. | 26.10 | ||
50 | Образование форм слова с помощью окончания. | 1 | Отрабатывать умение определять форму слова по окончанию. | 28.10 | . | |
51 | Нулевое окончание. | 1 | Закрепить умение различать формы слова и однокоренные слова, соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема. | 29.10 | ||
Культура речи (3 часа) | ||||||
52 | Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка. | 1 | Иметь представление об основных требованиях к речи: внятность, точность, ясность, чистота, правильность, выразительность. | 30.10 | ||
53 | Употребление в речи этикетных слов. | 1 | Отрабатывать умение уместно использовать этикетные формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности в разных ситуациях речевого общения. | 30.10 | ||
54 | Подведение итогов работы в первой четверти. | 1 | Подвести итоги работы по изучению русского языка в первой учебной четверти. | |||
Синтаксис (33 часа) | ||||||
55-56 | Словосочетание как единица синтаксиса. | 2 | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. | |||
57 | Подготовка к сочинению по картине И. И. Фирсова «Юный живописец». | 1 | Развивать умение описывать произведение живописи; формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению. | |||
58 | Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. | 1 | Овладеть основным понятием о предложении как единице синтаксиса | |||
59 | Основные элементы интонации. | 1 | Формировать представление об интонации и её основных элементах. | |||
60 | Главные члены предложения. | 1 | Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. | |||
61 | Способы выражения грамматической основы. | 1 | Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | |||
62 | Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик». | 1 | Повторять сведения о различных видах описания; формировать умение описывать местность. | |||
63 | Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения. | 1 | Распознавать главные и второстепенные члены предложения. | |||
64-65 | Роль определения в речи. Дополнение. | 2 | Углубить представление о роли определений в тексте; закрепить сведения о дополнении и отработать умение распространять предложения этим второстепенным членом. | |||
66 | Сжатое изложение-миниатюра (упр. 351). | 1 | Формировать умение сжато излагать текст. | |||
67 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. | |||
68 | Основные интонационные конструкции. | 1 | Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. | |||
69 | Виды предложений по эмоциональной окраске | 1 | Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (восклицательные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. | |||
70 | Роль восклицательных предложений в художественной речи. | 1 | Закреплять представление о функциях восклицательных по эмоциональной окраске предложений в художественной речи; отработать умение использовать восклицательные предложения в художественном описании. | |||
71 | Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов. | 1 | Повторить и закрепить сведения о распространённых и нераспространённых предложениях. | |||
72 | Виды предложений по количеству грамматических. | 1 | Формировать представление о структурных и интонационных различиях простых и сложных предложений; развивать умение составлять простые и сложные предложения по заданной синтаксической модели | |||
73 | Виды сложных предложений по средствам связи. | 1 | Формировать умение различать и использовать в речи бессоюзные и союзные предложения; совершенствовать пунктуационное умение постановки знаков препинания в сложных предложениях. | |||
74 | Тип речи рассуждение. | 1 | Учить опознавать тексты-рассуждения и анализировать их структуру; формировать умение создавать тексты-рассуждения, уместно употребляя языковые средства выражения последовательности развития мысли, логики предъявления доказательств (аргументов). | |||
75 | Типы речи. Обобщение. | 1 | Повторить и обобщить сведения о типах речи и отрабатывать умение их опознавать; совершенствовать умение строить тексты заданного типа речи. | |||
76 | Понятие однородных членов предложения. | 1 | Иметь представление о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; повторить и углубить сведения о предложении с однородными членами: об их значении, пунктуационном и интонационном оформлении. | |||
77 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Обобщить и закрепить сведения об однородных членах предложения, способах их связи; отрабатывать умение опознавать обобщающие слова и правильно оформлять предложения с обобщающим словом при однородных членах на письме. | |||
78 | Понятие об обращении. | 1 | Формировать представление об обращении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с обращениями; отрабатывать умение использовать этикетные формы обращения к собеседнику в собственной речи. | |||
79 | Обращение. Закрепление. | 1 | Закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями и использовать обращения в собственной речи в соответствии с ситуацией общения. | |||
80 | Предложения с вводными словами. | 1 | Иметь представление о вводных словах; формировать умение правильно произносить и оформлять на письме предложения с вводными словами. | |||
81 | Предложения со сравнительными оборотами. | 1 | Иметь представление о сравнении (его речевой роли, особенностях строения и пунктуационного оформления); отрабатывать умение опознавать и выделять сравнительные обороты на письме. | |||
82 | План текста. | 1 | Формировать представление о назначении плана текста; совершенствовать умение составлять план готового текста. | |||
83 | Понятие о предложениях с прямой речью. | 1 | Формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного формления предложений с прямой речью. | |||
84 | Диалог. | 1 | Вырабатывать умение оформлять на письме диалог. | |||
85 | Диктант «Проверяю себя». | 1 | Самопроверка учащихся в усвоении правил пунктуационного оформления простых осложнённых предложений и предложений с прямой речью и определение направления дальнейшей работы по овладению материалом раздела «Пунктуация». | |||
86 | Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис». | 1 | Обобщить и систематизировать знания по разделу «Синтаксис» | |||
87 | Контрольная работа № 4. Зачёт по разделу «Синтаксис». | 1 | Проверить усвоение раздела «Синтаксис». | |||
Пунктуация (9 часов) | ||||||
88 | Понятие о пунктуации. Знаки препинания. | 1 | Формировать понятие о пунктуации как разделе лингвистики; осмысление роли пунктуационных знаков в письменной речи. | |||
89 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Повторить сведения о знаках препинания в конце предложения и знаках препинания внутри простого предложения и отработать умение проводить пунктуационный анализ предложений с тире между подлежащим и сказуемым. | |||
90 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Отрабатывать умение правильно оформлять на письме предложения с однородными членами. | |||
91 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | Отрабатывать умение правильно оформлять на письме предложения с обращениями и с вводными словами; повторить сведения о знаках препинания между частями сложного предложения и закрепить умение правильно оформлять сложные предложения на письме. | |||
92 | Изложение. | 1 | Уметь пересказывать текст с сочетанием всех типов речи с использованием тезисного плана; правильно оформлять на письме простые осложнённые и сложные предложения | |||
93 | Основные нормы построения текста. | 1 | Знать основные требования к содержанию текста; составлять устные и письменные высказывания и редактировать готовые тексты. | |||
94 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Повторить сведения о знаках препинания в предложениях с прямой речью и закрепить умение правильно оформлять предложения с прямой речью на письме | |||
95 | Контрольная работа № 5 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»). | 1 | проверить умения в области синтаксиса и пунктуации в пределах изученного в первом полугодии. | |||
96 | Анализ контрольных работ. Подведение итогов первого полугодия. | 1 | Анализировать ошибки, допущенные на контрольной работе. | |||
Словообразование как раздел лингвистики (16 часов) | ||||||
97 | Словообразование как раздел лингвистики. | 1 | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; | |||
98 | Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | 1 | Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования. | |||
99 | Образование сложных слов. | 1 | Формировать представление о сложении как способе образования сложных слов. | |||
100 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | 1 | Отрабатывать умение выбирать правильное написание наиболее употребительных слов с корнями –лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос-. | |||
101 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 1 | Усвоить правило написания о-ё после шипящих в корне и отработать умение правильно писать наиболее употребительные слова с о-ё после шипящих в корне. | |||
102 | Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 | Уметь проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных, используя справочную литературу (словообразовательный словарик, словарь значения морфем и этимологический словарь). | |||
103 | Словообразование имён существительных. | 1 | Закрепить умение проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных, используя справочную литературу (словообразовательный словарик, словарь значения морфем и этимологический словарь). | |||
104 | Словообразование имён прилагательных. | 1 | Закрепить сведения об основных способах образования прилагательных и отработать умение проводить их словообразовательный анализ. | |||
105 | Словообразование глаголов. Изложение. | 1 | повторить сведения о способах образования глаголов; тренировать учащихся в умении проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста (термин не вводится). | |||
106 | Группы приставок в зависимости от написания. | 1 | Формировать представление о трёх группах приставок в зависимости от их написания; отличать приставки на з-/с- от приставки с-. | |||
107 | Правописание приставок на з/с. | 1 | Отличать приставки на з/с от приставки с-; формировать умение применять правило написания слов с приставками на з/с. | |||
108 | Правописание приставок. Обобщение. | 1 | Формировать умение правильно писать наиболее употребительные слова с приставками пре- и при-. | |||
109 | Образование слова и его морфемное строение. Морфемный разбор слова. | 1 | добиться осознанного подхода к морфемному разбору слова (понимания того, что морфемный разбор является разновидностью смыслового анализа и результатом анализа словообразовательного). | |||
110 | Морфемный разбор слова. Закрепление. | 1 | Отработать и закрепить навык использования семантико-словообразовательного подхода в процессе определения морфемной структуры слова; повторить изученные в разделе «Словообразование» сведения. | |||
111 | Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»). | 1 | проверить умения, сформированные в ходе изучения раздела «Словообразование». | |||
112 | Подготовка к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье». | 1 | совершенствовать умение составлять устное описание природы. | |||
Лексикология как раздел лингвистики (16 часов) | ||||||
113 | Деление лексики русского языка на группы. | 1 | Повторить и углубить сведения о лексикологии и фразеологии как разделах лингвистики; формировать представление о группировке лексики с точки зрения смысловых связей слов; с точки зрения употребления слов в речи, с точки зрения их происхождения. | |||
114 | Переносное значение слова. | 1 | Различать прямое и переносное значения слова. Повторить и углубить сведения о переносном значении слова. | |||
115 | Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор. | 1 | Уметь опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте; познакомиться с планом лексического разбора и формировать умение проводить лексический анализ слов. | |||
116 | Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами. | 1 | Уметь опознавать и различать тропы и определять их роль в художественном тексте; формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями. | |||
117 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | Уметь опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. | |||
118 | Подготовка к сочинению «Берёзовая роща». | 1 | Подготовиться к сочинению по картине. | |||
119-120 | Исконно русские и заимствованные слова. | 2 | Сформировать представление о делении лексики с точки зрения её происхождения; знать признаки иноязычных слов; совершенствовать умение работать с этимологическим словарём. | |||
121 | Написание букв ы-и после ц. | 1 | Сформировать правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем. | |||
122 | Лексика ограниченного употребления. | 1 | Иметь представление о диалектизмах и профессионализмах как словах ограниченного употребления. | |||
123 | Лексика ограниченного употребления. Закрепление. | 1 | Совершенствовать умение работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов. | |||
124-125 | Устаревшие слова. | 2 | Иметь представление об устаревших словах и познакомить со значением некоторых устаревших слов; совершенствовать умение работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов. | |||
126 | Фразеология как раздел лингвистики. | 1 | Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. | |||
127 | Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология». | 1 | Повторить и обобщить изученное в разделе «Лексикология и фразеология». | |||
128 | Контрольная работа № 7 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»). | 1 | Проверить сформированность умений в области лексикологии и фразеологии. | |||
Морфология как раздел лингвистики (81час) | ||||||
129 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи. | 1 | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. | |||
130 | План морфологического разбора самостоятельных частей речи. | 1 | Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. | |||
131 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | |||
132 | Правописание суффиксов –чик-, -щик-. | 1 | Усвоить правильный способ определения верного написания суффиксов –чик-, -щик-: выработки умения опознавать орфограмму и умения правильно определять производящую (исходную) основу и её конечный согласный. | |||
133 | Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | 1 | Усвоить правильный способ определения верного написания суффиксов -ек-, -ик- (-чик-): выработки умения опознавать орфограмму и умения правильно определять выбор суффикса. | |||
134 | Деление имён существительных на собственные и нарицательные. | 1 | Познакомиться с группами собственных имён существительных. | |||
135 | Собственные и нарицательные имена существительные. Закрепление. | 1 | Распознавать собственные и нарицательные. | |||
136 | Собственные и нарицательные имена существительные. Повторение. | 1 | Повторить сведения о смысловых различиях собственных и нарицательных имён существительных. | |||
137 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Распознавать одушевленные и неодушевленные. | |||
138 | Род имён существительных. | 1 | Повторить сведения о грамматическом значении рода и способа определения рода имени существительного; сформировать представление о существительных общего рода и особенностях их употребления в речи. | |||
139 | Склонение имён существительных. | 1 | Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными | |||
140 | Правописание не с существительными. | 1 | Сформировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными. | |||
141 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Закрепление. | 1 | Отрабатывать умение выбирать правильное написание не с существительными; отработать и проверить умение выбирать правильное написание существительных с орфограммами в корне и в окончании; тренировать в умении проводить морфологический разбор существительных. | |||
142 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. | 1 | Повторить сведения о механизме формообразования в русском языке и добиться осмысления особенностей формообразования существительных (изменение по падежам и числам); формировать представление о несклоняемых именах существительных и тренировать в умении употреблять в речи несклоняемые имена существительные с учётом их принадлежности к определенному роду | |||
143 | Безударные окончания –е и –и в именах существительных. | 1 | Развивать умение видеть в тексте формы имён существительных с безударными окончаниями –е и -и; организовать работу со схемой и добиться усвоения правильного способа действия при выборе окончания –е, -и в именах существительных. | |||
144-145 | Имя существительное как член предложения. | 2 | Развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи. | |||
146 | Правильное произношение имён существительных. | 1 | Закреплять умение проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений типа сущ. в им. п. – сущ в им. п.; тренировать в умении определять синтаксическую роль имени существительного. | |||
147 | Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных. | 1 | Совершенствовать умение правильно образовывать падежные формы имён существительных; тренировать в умении согласовывать прилагательные с несклоняемыми иноязычными именами существительными. | |||
148 | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | 1 | Повторение и систематизация сведений по теме. | |||
149 | Контрольная работа № 8 (диктант по теме «Имя существительное»). | 1 | Проверка усвоения темы «Имя существительное». | |||
150 | Анализ контрольных работ. Подведение итогов III-ей учебной четверти. | 1 | Анализ типичных ошибок, допущенных в контрольной работе № 7; оценка работы по изучению русского языка в III-ей четверти. | |||
151- 156 | Резерв рабочих часов | 6 | Повторение и систематизация сведений по теме. | |||
157 | Общее значение имени прилагательного. | 1 | Определять имя прилагательное как часть речи по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую речь | |||
158 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | Определять имя прилагательное как часть речи по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую речь | |||
159 | Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». | 1 | ||||
160 | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | 1 | Различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные по значению и грамматическим свойствам. | |||
161 | Притяжательные имена прилагательные. | 1 | Употребление относительных и притяжательных прилагательных в значении качественных | |||
162 | Повторение по темам «Общее значение имени прилагательного» и «Разряды прилагательных по значению». | 1 | Повторить общее (грамматическое) значение имени прилагательного и разряды прилагательных по значению. | |||
163 | Степени сравнения прилагательных. | 1 | Правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; использовать их в речи. | |||
164-165 | Полные и краткие имена прилагательные. | 2 | Правильно образовывать краткую форму имен прилагательных; правильно произносить и писать краткие прилагательные при изменении по родам и числам. | |||
166 | Склонение имён прилагательных. | 1 | Повторить сведения об особенностях изменения самостоятельных частей речи о механизме формообразования; | |||
167 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | Совершенствовать умение согласовывать имена прилагательные с существительными в составе словосочетаний прил. + сущ. (главное слово). | |||
168 | Имя прилагательное как член предложения. | 1 | ||||
169 | Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы. | 1 | Правильно произносить и писать краткие прилагательные при изменении по родам и числам. | |||
170 | Правильное употребление имён прилагательных в речи. Закрепление | 1 | Употребление в речи прилагательные в переносном значении; осознавать особенности имени прилагательного в русском языке по сравнению с родным. | |||
171 | Контрольная работа № 9 (зачёт по теме «Имя прилагательное»). | 1 | Проверить знания по теме «Имя прилагательное» | |||
172 | Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению. | 1 | Распознавать глаголы, определять их грамматические признаки, устанавливать синтаксическую функцию. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | |||
173 | Роль глагола в речи. | 1 | Распознавать глаголы, определять их грамматические признаки, устанавливать синтаксическую функцию. Правильно употреблять их в речи. | |||
174-175 | Инфинитив – начальная форма глагола. | 2 | Употреблять словосочетания с глаголами в неопределенной форме. | |||
176 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 1 | Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять их в речи. | |||
177 | Вид глагола. Закрепление. | 1 | Формировать представление о видовой паре и о способах образования таких пар; формировать правильный способ выбора написания суффиксов глаголов несовершенного вида –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-). | |||
178 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | Иметь представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и учить различать глаголы этих групп | |||
179 | Возвратные и невозвратные глаголы. | 1 | Иметь представление о структурных различиях возвратные и невозвратных глаголов и на этой основе формировать умение различать эти группы глаголов; | |||
180 | Правописание корней с чередующимися гласными е-и. | 1 | Формировать умение различать слова, в которых есть корень с чередованием е-и; выработать у учащихся правильный способ действия при выборе гласной е-и в корне с чередованием. | |||
181 | Изменение глаголов по наклонениям. | 1 | Иметь общее представление о наклонениях глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях. | |||
182 | Условное наклонение. | 1 | Находить и определять глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения и правильно употреблять их в речи. | |||
183 | Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола | 1 | Формировать представление о значении, образовании, изменении глаголов в повелительном наклонении; умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов | |||
184 | Орфограммы в формах повелительного наклонения глагола. | 1 | Отрабатывать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов; формировать навык написания ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов. | |||
185 | Повелительное наклонение. Закрепление. | 1 | Развивать навыки орфографически правильного написания форм повелительного наклонения глагола; совершенствовать умение использовать формы повелительного наклонения глаголов в собственной речи. | |||
186 | Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. | 1 | Обобщить сведения о значении и изменении по временам глаголов в изъявительном наклонении и сформировать представление о смысловых различиях глаголов в разных временах; соотнести категории вида и времени глагола. | |||
187 | Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. | 1 | Обобщить сведения о значении и изменении по временам глаголов в изъявительном наклонении и сформировать представление о смысловых различиях глаголов в разных временах. | |||
188 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | Закреплять умение использовать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. | |||
189 | Спряжение глаголов. Закрепление. | 1 | Развивать умение опознавать морфемы с чередованиями в личных формах глаголов. | |||
190 | Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола». | 1 | Повторить и систематизировать сведения о непостоянных морфологических признаках глагола и отработать соответствующие умения. | |||
191 | Контрольная работа № 10 (зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола») | 1 | Проверить умения в рамках темы «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола». | |||
192 | Безличные глаголы. | 1 | Формировать представление о безличных глаголах: значении, семантических группах, грамматических особенностях, роли в предложении. | |||
193 | Изложение текста-повествования. | 1 | Формировать умение правильно использовать видо-временные формы глагола при изложении текста-повествования | |||
194 | Глагол как член предложения. | 1 | Обобщить сведения о роли в предложении глаголов разных грамматических групп: инфинитив; формы изъявительного наклонения, формы условного и повелительного наклонений; безличные глаголы. | |||
195 | Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи. | 1 | Совершенствовать умение пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, грамматических, лексических норм; определять роль глагольных форм в предложении | |||
196-197 | Повторение по теме «Глагол». | 2 | Повторить и обобщить изученные теоретические сведения по теме «Глагол»; отрабатывать умение определять грамматические признаки глагола. | |||
198 | Контрольная работа № 11 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»). | 1 | Проверить умения, сформированные в ходе изучения темы «Глагол» | |||
199 | Анализ контрольных работ по теме «Глагол». Повторение по итогам года. | 1 | Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе по теме «Глагол»; повторить и обобщить сведения о разделах лингвистики, изученных в курсе пятого класса. | |||
200 | Повторение по итогам года. Слово – дело великое (Л. Н. Толстой). | 1 | Закреплять в сознании учащихся представление о силе речевого воздействия и о назначении слова в жизни человека; совершенствовать умение проводить сопоставитель-ный смысловой анализ художественных текстов. | |||
201 | Повторение по итогам года. Правописание морфем. Орфограммы глагола. | 1 | Закреплять в сознании учащихся представление о морфемном (морфологическом) принципе русской орфографии как ведущем и отрабатывать умение использовать этот принцип при выборе написания. | |||
202 | Повторение по итогам года. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения. | 1 | Отрабатывать навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых и сложных предложений | |||
203 | Повторение по итогам года. Разученный диктант. | 1 | Тренировка в орфографическом и пунктуационном анализе текста и записи его под диктовку. | |||
204 | Повторение по итогам года. Языковой анализ текста. | 1 | Тренировка в языковом анализе текста. | |||
205 | Контрольная работа № 12 (контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года). | 1 | Проверка умения учащихся в рамках изученных в курсе пятого класса разделов лингвистики. | |||
206 207 | Анализ контрольных работ по итогам года. Подведение итогов учебного года. | 2 | Анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе по итогам года; подвести итоги изучения курса русского языка пятого класса. |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь.Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.
- Брынцева О.Л. Русский язык. Тренинг. 5 класс. Контрольные работы / О.Л.Брынцева. –М.: Айрис-пресс, 2009
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
- Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легтон, 2009
- Симакова Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
- Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс – М.: Вербум – М, 2000
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Якунина А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. –М.: Айрис-пресс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....