Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку под редакцией Виноградовой Е.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._russk.yaz_.docx | 56.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы | Характеристика основных содержательных линий | Планируемые результаты | Система оценки | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
1. Общие сведения о языке 4 часа | Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Место русского языка в языковой системе: русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык в системе славянских языков. Язык как особая знаковая система. Функции языка. Уровни языка. Основные единицы разных уровней языка и системные отношения между единицами одного и разных уровней. Русистика как наука о русском языке; её разделы. | Знание основных форм существования национального русского языка. Понять значимость языка в жизни человека. Закрепить навыки правописания безударных гласных. Рациональные приемы работы с лингвистическими словарями. Пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания. | Анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка, богатства и выразительности. Правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания. | Сочинение-рассуждение |
Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. 14 часов | Слово как основная единица языка. Отражение слова в словарях русского языка. Лексикология и лексикография как разделы языкознания. Системные отношения в лексике русского языка. Многозначность и её отражение в словарях. Связь происхождения слова, его орфоэпии и орфографии. Активный и пассивный запас лексики русского языка. Неологизмы и устаревшая лексика (архаизмы и историзмы). Сферы употребления лексики, стилистическая дифференциация; стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика (книжная и разговорная, высокая и сниженная). Специальная лексика: термины и профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонная лексика. Поэтизмы. Русская фразеология. Лексические средства выразительности речи. Перифраза. Эвфемизм. Градация. Антитеза. Эвфемизм. Окказионализмы. Лексический повтор. Лексический анализ слова. Лексический анализ текста: выявление лексических единиц разного типа, определение закономерностей их распределения и функционирования в тексте, лексических средств выразительности и создания образа. | Уметь различать свободные и несвободные словосочетания Умение пользоваться словарями Усовершенствовать навыки полного лексического анализа Передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно | Передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной формах; | Изложение с элементами сочинения |
2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. 7 часов | Фонетика как раздел языкознания. Фонетические единицы. Классификация звуков русского языка. Позиционные изменения звуков. Основные виды звуковых чередований. Особенности русского ударения. Орфоэпия как раздел науки о языке. Отражение орфоэпии в словарях. Слоговой принцип русской графики. Роль букв е, ё, ю, я, и в русском языке. Орфография как раздел науки о языке. Принципы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание и / ы в начале корня после приставок. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание ь и ъ. Основные случаи использования прописной буквы. Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка (благозвучие, звукопись, аллитерация, ассонанс, консонанс, звукоподражание, рифма). Историческая изменчивость русской графики и орфографии. Использование буквы ё в современной орфографии. | Повторить основные понятия, основные нормы литературного произношения и ударения Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей Выразительные средства русской фонетики | Знать понятие фонемы, открытого, закрытого слога, логического ударения | Проверочная работа |
4. Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи 7 часов | Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфема как единица языка. Виды морфем: корневые и аффиксальные (приставка, суффикс, окончание), словообразовательные и словоизменительные. Варианты морфем. Словообразование в русском языке. Различие слово- и формообразования. Производные и непроизводные слова. Производящая Связь морфемики, словообразования и орфографии. Правописание сложных слов. Морфемные и словообразовательные ресурсы выразительности и образности речи (анафора, однокоренные слова и слова одной словообразовательной модели как средство связности речи, оживление внутренней формы слова). | Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров. Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический разборы. | Оценивать свою и чужую речь с точки зрения выразительности языковых средств. Использовать в собственной речи выразительные средства словообразования | Контрольная работа |
5. Морфология и орфография. Культура речи 34 часа | Морфология как раздел языкознания. Система частей речи русского языка. Разные квалификации слов категории состояния. Признаки слова как части речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки (постоянные и непостоянные ), синтаксические и словообразовательные признаки. Грамматические омонимы. Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в словах разных частей речи. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ Правописание наречий, глаголов, причастий. Слитное, Раздельное и дефисное написание. | Владение орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме | Контрольная работа Тестирование по материалам ЕГЭ |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата | |
план | факт | ||||
Общие сведения о языке | |||||
1 | Язык - особая знаковая система. | 1 | Раскрыть связи между происхождением языка и появлением человеческого общества. Работа с отрывком из речи И.И.Срезневского: устное изложение текста, толкование отдельных слов, словосочетаний и текста в целом | 1.09 | |
2 | Русский язык как объект изучения русистики. | 1 | Создание устных высказываний различных типов и жанров, отработка орфографических и пунктуационных навыков | 5.09 | |
3 | Языковая норма. | 1 | Составление плана, тезисов, подготовка сообщения на основе текста Лопатина и Улуханова из энциклопедии "Русский язык" | 8.09 | |
4 | Слово как основная единица языка. Словари русского языка. | 1 | Объяснять место лексикологии и фразеологии в системе основных разделов науки о языке. Устанавливать и объяснять взаимосвязь лексического уровня с другими уровнями языка. | 12.09 | |
Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. | |||||
5 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | Осознавать принципы классификации словарного состава языка и объяснять системных отношения в лексике русского языка. Анализировать отдельные примеры сходства и различий в лексических системах родного языка и других иностранных языков | 15.09 | |
6 | Входная контрольная работа. Диктант | 1 | Самостоятельная работа с целью проверки и корректировки знаний учащихся | 19.09 | |
7 | Омонимия и паронимия. | 1 | Закрепить знания об омонимах и паронимах. Усовершенствовать навыки полного лексического анализа. Устное сообщение на лингвистическую тему | 22.09 | |
8 9 | Синонимия. Синонимия. Градация | 2 | Расширить знания о стилистических фигурах речи. Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника. Комплексный анализ текста | 26.09 29.09 | |
10 11 | Антонимия. | 2 | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | 3.10 6.10 | |
12 13 | Место русского языка среди других языков. Словарный состав русского языка с точки зрения его происхождения. | 2 | Закрепить знания об историзмах, архаизмах, неологизмах. Усовершенствовать навыки полного лексического анализа. Устное сообщение на лингвистическую тему | 10.10 13.10 | |
14 15 | Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Лексика русского языка с точки зрения сфер её употребления. | 2 | Опознавать изобразительные лексические средства русского языка. Объяснять причины исторических изменений в словарном составе языка и приводить соответствующие примеры | 17.10 20.10 | |
16 | Русская фразеология. Пути возникновения фразеологизмов. | 1 | Знать стилистическую принадлежность фразеологизмов и основные функции в речи. Уметь пользоваться фразеологическими словарями | 24.10 | |
17 | Повторение по разделу: «Лексикология. Лексикография. Фразеология». | 1 | Совершенствование навыков анализа средств выразительности речи, выполнения творческих заданий | 27.10 | |
18 | Контрольная работа по теме: «Лексикология и Фразеология». | 1 | Уметь производить художественно-стилистический анализ. изобразительно-выразительных свойств языка, уметь производить художественно-стилистический анализ. изобразительно-выразительных свойств языка, Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы. | 31.10 | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | |||||
19 | Фонетическая система русского языка. Позиционное изменение звуков. | 1 | Умение соблюдать орфоэпических норм: действие закона перехода[ э] в [о] в современной речи; смягчение согласного перед [э] в заимствованных словах, произношение звуков на месте сочетаний чн, чт; акцентологические нормы | 10.11 | |
20 | Орфоэпия. Особенности русского ударения. Русская графика. | 1 | Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и и акцентологические нормы совр. рус. яз. Использовать в собственной практике орфоэпический словарь | 14.11 | |
21 | Орфография как наука. Правописание гласных в корне слова. | 1 | Знакомство с принципами русской орфографии, отработка навыков правописания Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. | 17.11 | |
22 | Правописание согласных в корне слова. Буквы и-ы в начале корня после приставок | 1 | Использовать в собственной речевой практике орфографический словарь и справочники по русскому правописанию | 21.11 | |
23 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Уметь классифицировать орфограммы в соответствии с принципами, закрепление навыков правописания | 24.11 | |
24 | Правописание Ъ и Ь. Правописание прописной буквы. | 1 | Самостоятельная работа с учебником Орфографическая работа | 28.11 | |
25 | Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка | 1 | Совершенствование навыков анализа средств выразительности речи, выполнения творческих заданий | 1.12 | |
Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | |||||
26 | Морфема как единица языка. | 1 | Повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика и словообразование» Повторить способы словообразования. Осложненное списывание Уметь производить морфемный разбор слова, определять морфемы и классифицировать орфограммы; закрепление навыков правописания | 5.12 | |
27 28 | Словообразование в русском языке. | 2 | Знакомство с выразительными средствами словообразования. Анализ текста Объяснять место морфемики и в системе основных разделов лингвистики. Устанавливать и объяснять взаимосвязь морфемного уровня с другими уровнями языка | 8.12 12.12 | |
29 | Правописание сложных слов. | 1 | Знать способы образования с помощью морфем. Строить словообразовательную цепочку. Иметь представление о словообразовательном гнезде. Иметь представление о неморфологических способах образования слов. Уметь пользоваться этимологическим, словообразовательным и морфемным словарями | 15.12 | |
30 | Повторение по разделам: «Фонетика. Морфемика. Словообразование». | 1 | Анализировать морфемные и словообразовательные средства выразительности речи. Опознавать изобразительные средства словообразования в русском языке | 19.12 | |
31 | Контрольная работа по теме: «Фонетика. Морфемика. Словообразование». | 1 | Знать основные правила правописания и уметь применять их в речевой практике | 22.12 | |
32 | Морфемные и словообразовательные средства выразительности речи. | 1 | Анализировать морфемные и словообразовательные средства выразительности речи. Опознавать изобразительные средства словообразования в русском языке | 26.12 | |
Морфология. Орфография. Культура речи | |||||
33 | Система частей речи русского языка. Имя существительное. | 1 | Уметь по общему грамматическому значению, морфологическим (постоянным и непостоянны) и синтаксическим и словообразовательным признакам определять принадлежность слова к той или иной части речи. Уметь различать грамматические омонимы | 12.01 | |
34 35 | Образование, изменение и правописание имен существительных. | 2 | Знать об основных способах образования, об изменении и правописании имен существительных, правописании имен собственных, правописание суффиксов и падежных окончаний существительных, правописание Ь на конце существительных Уметь пользоваться грамматическими нормами употребления имен существительных: употребление несклоняемых сущ., определение рода несклоняемых зависимых сущ и аббревиатур, произношение и правописание сущ., обозначающих отчества. | 16.01 19.01 | |
36 | Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи. | 1 | Знать, на какие разряды делятся прилаг. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилаг. Обогащать свою речь именами прилагательными разных разрядов | 23.01 | |
37 | Образование и правописание имен прилагательных. | 1 | Различать и правильно образовывать сравнительную и превосходную степени прилаг. Находить в тексте данные форы прилагательных | 26.01 | |
38 | Использование имен прилагательных в художественной речи. | 1 | Иметь представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием прилаг. В создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагат. Иметь представление о переходе некоторых прилагательных в существ. Овладевать навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилаг. Использовать словари синонимов и антонимов | 30.01 | |
39 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Иметь представление о понятии числа и уметь отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа. Знать, что обозначают числительные, относящиеся к разным разрядам. Уметь правильно строить словосочетания типа пара носков, двое чулок ит.д. Совершенствовать умение пользоваться орфоэпическим словарём | 2.02 | |
40 | Образование и правописание имен числительных | 1 | Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова в состав которых входит числительное. Правильно склонять количественные и порядковые числительные. Читать правильно(с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Правильно склонять порядковые числит. в сочетании с существительными которые к ним относятся, в частности для обозначения дат | 6.02 | |
41 | Местоимения как часть речи. Роль местоимения в речи. | 1 | Усвоить понятие местоименных слов. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надёжным и нейтральным, самым распространённым средством связ предложений в тексте, однако их неосторожное употребление может вызвать смысловую неточность. | 9.02 | |
42 | Образование, изменение и правописание местоимений. | 1 | Знать грамматические нормы: употребление личных местоимений 3 лица с предлогами, согласование определений и сказуемых с местоимениями кто и что и производными; различия в употреблении неопределённых местоимений; орфоэпические нормы при склонении местоимения сколько | 13.02 | |
43 | Глагол как часть речи. Переходность и возвратность глагола. Вид глагола. | 1 | Знать основные признаки глаголов. Уметь определять синтаксическую роль инфинитива | 16.02 | |
44 | Наклонение и время глагола. Лицо, род, число глаголов. | 1 | Знать ограничения в образовании глагольных форм (глаголы, не имеющие форм повелительного наклонения1-го лица настоящего и будущего времени) стилистически нейтральные и стилистически окрашенные личные формы глаголов. Уметь правильно использовать акцентологические нормы при образовании глагольных форм | 20.02 | |
45 46 | Спряжение глаголов. Правописание глаголов. | 2 | 27.02 2.03 | ||
47 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | 6.03 | ||
48 | Причастие Роль причастий в речи. Причастие как особая форма глагола. | 1 | Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Иметь представление о семантических различиях прилаг. и причастия. Опознавать определяемое слово. Тренироваться в синонимической замене причастного оборота придаточным определительным (А6) | 13.03 | |
49 | Образование и правописание причастий. | 1 | Понимать смысловые , структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени. Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие | 16.03 | |
50 | Деепричастие как особая форма глагола. Роль деепричастий в речи. | 1 | Знать, основные признаки деепричастий и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам | 20.03 | |
51 | Образование и правописание деепричастий. Повторение по теме: «Глагол и его формы». | 1 | Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся(-сь) Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями | 30.03 | |
52 | Контрольная работа (тест) по теме: «Глагол и его формы». | 1 | 3.04 | ||
53 | Наречие. Роль наречий в речи | 1 | Повторить основные группы наречий по значению | 6.04 | |
54 | Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. | 1 | Усвоить понятие о наречии как самостоятельной части речи. Совершенствовать умение работать с научным текстом | 10.04 | |
55 | Образование и правописание наречий. | 1 | Знать основные правила правописания наречий и уметь применять их в речевой практике | 13.04 | |
56 57 | Правописание н/нн в различных частях речи. | 2 | Повторить правописание н/нн в различных частях речи . Распознавать морфологические омонимы. Усвоить нормы употребления форм степеней сравнения наречий | 17.04 20.04 | |
58 | Контрольная работа (диктант) по теме: «Правописание н/нн в разных частях речи. | 1 | Совершенствовать навыки правописания | 24.04 | |
59 | Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов. | 1 | Повторить сведения о предлоге, усвоить новые понятия, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Понять значение предлогов. Их разряды по значению. Усвоить синонимию предлогов | 27.04 | |
60 | Союз. Правописание союзов. | 1 | Повторить сведения о союзе как части речи. Тренироваться в конструировании сложных предложений с союзами. Тренироваться в пунктуационном оформлении предложений с союзами | 4.05 | |
61 | Частица. Правописание частиц. | 1 | Усвоить основные признаки частицы как части речи. Совершенствовать орфографические навыки. Уметь отличать частицу от омонимичных частей речи. Учиться использовать частицу для выражения различных дополнительных оттенков значения | 8.05 | |
62 | Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. | 1 | Научиться различать частицы не и ни. Повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание» | 11.05 | |
63 | Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 | Повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание» | 15.05 | |
64 | Контрольная работа по теме: «Правописание самостоятельных и служебных частей речи». | 1 | 18.05 | ||
65 | Анализ контрольной работы | 1 | 22.05 | ||
66 | Междометие. Междометие как часть речи. | 1 | Познакомиться с междометием как особым классом слов, не относящимся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Совершенствовать навыки интонирования предложений с междометиями. Этикетные междометия | 25.05 | |
67 | Повторение и обобщение за курс 10 класса | 1 | Знать основные правила правописания и уметь применять их в речевой практике | 29.05 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку под редакцией Виноградовой Е.М.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Методологической основой данной программы, в соответствии с требованиями фундаментального ядра общего образования, являются принципы фундаментальности и системности. Программа исходит из личностного и компетентностного подходов в обучении и ставит в центре внимания воспитание осознанного и личностно-мотивированного изучения русского языка, закрепление и совершенствование языковой, лингвистической коммуникативной и культуроведческой компетенций, формирование которых должно проходить в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Совершенствование собственно предметных умений требует развития универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
В рамках языковой компетенции курс русского языка в X – XI классах ставит целью систематизацию и обобщение знаний о разных уровнях языка, совершенствование умения сопоставлять, классифицировать, оценивать лингвистические факты. Он нацелен на изучение языковых единиц с учётом их функций и взаимодействия в речи, на развитие навыка лингвистического анализа текста с обоснованием закономерности отбора языковых средств в нём.
Цель изучения курса русского языка в 10 классе – обобщение, систематизация, обогащение и развитие знаний и навыков по русскому языку как основы подготовки к получению высшего профессионального образования.
Программа предполагает решение следующих задач:
- обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в современном мире и связи с национальной культурой;
- обогащение знаний о сферах гуманитарной культуры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гуманитарных дисциплинах; формирование готовности к сознательному выбору профессии;
- систематизация, закрепление и углубление знаний о русском языке как особой знаковой системе с учётом разнообразия его функций и сфер использования;
- развитие навыков устной и письменной речевой коммуникации, сознательного выбора формы монологической и диалогической речи, композиции и используемых языковых единиц,
- развитие навыков работы с разными источниками (словари и справочная литература, дополнительные источники информации – в том числе интернет-ресурсы) и формами предъявления информации (связный текст, структурированный перечень, таблицы, схемы, презентации и др.);
- развитие умения выбирать способ чтения текста; совершенствование навыков критической оценки и переработки информации;
- развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация, сопоставление фактов, аргументация суждений, посильный исторический комментарий отдельных фактов языка и речи, оценка лингвистических явлений с точки зрения языковой нормы, коммуникативной целесообразности, тенденций духовной культуры;
- развитие навыков квалификации (текстоведение) и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания, в том числе с учётом эстетической функции художественной речи;
- совершенствование навыка редактирования текста.
Программа предполагает, что закономерным продолжение изучения системы языка должно стать развитие навыков анализа и построения речи. Ключевые понятия курса – языковая система и её целесообразное использование в речи. В основе концепции курса – принцип функциональности и комплексного построения обучения, в соответствии с которым обобщение теоретических знаний идет параллельно с развитием общеучебных и предметных умений, а работа с одним уровнем языка требует повторения знаний о других уровнях. Материал по орфографии, пунктуации, культуре речи, средствам выразительности, закономерностям использования языковых единиц даётся в едином блоке с теоретическим описанием уровней языка.
Учебный курс строится с использованием форм работы, ориентированных на разных способы итоговой аттестации выпускников – в том числе ЕГЭ (тесты, зачеты, сочинение- рассуждение)
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способностью свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом;
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученный знания, умения и навыки анализа языковых умений на межпредметном уровне;
3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы являются:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; - понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе –34 часа. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2, Основной образовательной программой МБОУ СОШ №2 на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов год
В связи с годовым календарным графиком УО города Батайска (приказ № 619 от 26.08. 13 г.) и годовым календарным графиком МБОУ СОШ №2 (приказ № 133 от 26.08.13 г.) на изучение русского языка отводится 66 часов. Произойдет уплотнение темы «Морфология» вместо 36 часов – 34 часа
Дополнительные часы – из школьного компонента - дают возможность включить в программу работу по подготовке десятиклассников к ЕГЭ.
Таким образом, в рамках 66 часов реализуется основное содержание программы.
Данная программа реализуется с помощью УМК (учебника): Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова. М.: ООО «Русское слово», 2012
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 7
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- компьютер
- проектор
- интерактивная доска
- принтер/сканер/копир
- телевизор
- видеомагнитофон
- DVD проигрыватель
Цифровые образовательные ресурсы:
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 класс.
- Русский язык. Мультимедийный курс. 1-9 классы.
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы).
- Русские электронные словари.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Печатные пособия:
- Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
- Словари синонимов, антонимов.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.
- Примерная программа основного общего образования по русскому
языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Народное образование № 8, 2005г.
6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2002
7. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010
8. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнение по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофы, 2006
9. Современный русский язык. Учебник для вузов \ Под редакцией Д.Э.Розенталя – М.: Высшая школа, 2005
10.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
11.Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
12.Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2010.
13.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
14.Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....