развитие речи
учебно-методический материал по русскому языку ( класс) на тему
комплект материалов для урокв развития речи в 5-8 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_5-8kl.rar | 138.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Заметка
Заметка любой разновидности - это жанр чисто информационный. В газетах над заметками нередко ставят рубрику «Информация».
Заметка - это самый малый газетный жанр. В основе ее лежит обычно один факт. Ее размер колеблется от десятка до сотни строк. С другой стороны, это, пожалуй, самый популярный газетный жанр. В самом названии заложена ее суть: заметить - значит выделить что-то го окружающей жизни.
Поводом для написания и опубликования заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни. Заметка не претендует на глубокое исследование, сопоставление или обобщение фактов. Это свежий факт без рассуждений. Важнейшее требование к ней – оперативность. Новость хороша вовремя.
Содержание заметки, как и любого информационного жанра, отвечает обычно на шесть классических вопросов: Что произошло? Где произошло? Кто в центре происшедшего события? Как произошло? Почему произошло? или на часть из них. Стиль заметки лаконичен. Авторы по возможности избегают сложных периодов, не отвлекаются описанием второстепенного, но стремятся найти и сочно подать одну-две яркие детали, ибо хотя заметка мала и лаконична, ей противопоказаны сухость изложения и шаблоны, языковые штампы.
Назначение заметки любой разновидности – сообщать общественно значимые факты. Она агитирует фактами. Заметка не является простой регистрацией события или явления. Уже отбором факта из множества других, выдвижением на первый план определенных сторон факта, наиболее важных с точки зрения пишущего, автор как бы оценивает этот факт (явление, событие).
Тематика заметок беспредельна. Но автор должен уметь замечать среди обилия жизненных фактов самые волнующие, самые злободневные и в то же время еще никем не примеченные. Поэтому он должен подумать: что нового даст его заметка читателям, в данном, случае ученикам V класса или ученикам всей школы?
Жанр заметки имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по своему назначению, композиции, языку или, как говорят журналисты, по способу обработки материала. В журналистике у них такие названия: короткая заметка без заголовка, или хроникальная (хроника); короткая заметка с заголовком о положительном, поучительном факте или, проще, положительная; короткая заметка с заголовком о недостатках, или критическая; полемическая заметка (положительная и критическая); заметка–отклик; расширенна я заметка (положительная и критическая) и др.
Разновидности заметки отражены и в школьной программе. Так, в V классе рекомендуется заметка информационного характера; в VI классе — заметка на тему дискуссионного характера; в VII классе - заметка с выводами и предложениями. Нетрудно выявить соотношение между разновидностями этого жанра, принятыми в журналистике и в школьной программе. К заметкам информационного характера относятся хроника, короткая заметка с заголовком о поучительном факте и короткая заметка с заголовком о каком-то недостатке. Заметка на тему дискуссионного характера - это не что иное, как полемическая заметка о положительных, поучительных фактах или о недостатках. Заметками с выводами и предложениями можно считать заметку-отклик и расширенную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.
Интеграция изобразительного искусства с уроками письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...