Конспект урока "Путешествие по стране Причастие".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шитакова Мария Валерьевна

Конспект урока "Путешествие по стране Причастие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Сценарий урока с использованием компьютера.

Учитель – Шитакова Мария Валерьевна.

Предмет – Русский язык.

Тема – Причастие

Продолжительность занятия – 45 минут.

Класс –шестой.

Образовательное учреждение – Томская область, р.ц. Александровское,

МОУСОШ

Тип: повторительно-обобщающий урок по морфологии.

Форма: урок-путешествие с применением компьютерных технологий.

Класс: 6-й по программе М.Разумовской.

Цели.

Образовательные:

1)Активизировать знания по теме « Причастие».

2)Формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии и причастном обороте.

Воспитательные:

1)Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока,  задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

1)Работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения

Учебно-методическое обеспечение:

Авторский медиапродукт – презентация 16 слайдов (среда Power Point, Word)

                             Медиапродукт.

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

II. Схема взаимосвязи презентации.

                   

Содержание кадров.

1.Титульный лист, тема урока.

2. В поезд можете садиться…

3.Станция Действительных и Страдательных причастий.

4. Станция Действительных и Страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

5.Ключ. Взаимопроверка.

6.Станция Загадка

7.Кроссворд

8. Кроссворд

9.Станция причастных оборотов.

10.Ключ. Самопроверка.

11.Станция Не с причастиями.

12.Станция Лирическая.

13.Стихотворение Э.Дубровиной.

14.Рефлексия.

15.Домашнее задание

16. Спасибо за урок

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:                                                                                                    1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

 2. Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня        наглядности.                                                  

    Оборудование: компьютер, проектор, карта страны «Причастие», карточки,     ключи.  Оцени себя,  рыбки с заданием.

План урока:

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: …

3 минуты

 Рассказ учителя о …

5 минут

Станция Действительных и Страдательных  причастий

5минуты

Станция Действительных и Страдательных  причастий настоящего и прошедшего времени

6 минут

Станция Загадка

5 минут

Станция Причастных оборотов…

5минут

Станция НЕ с причастиями

6минуты

Станция Лирическая

5 минут

Рефлексия

5 минут

                                               

   Ход урока.

  На доске записан эпиграф к уроку.

                                                              Причастие – это такая часть речи, которая                

                                                              сохранила всё движение глагола и красоту

                                                               прилагательного.

 

  1. Оргмомент. (Слайд№1)

Учитель: Здравствуйте, тема нашего урока- «Путешествие по стране «Причастие». На нашем «чудо-паровозе» мы побываем на разных станциях, на каждой из которых вас будут встречать препятствия в виде заданий, и только исполнив их, мы сможем ехать дальше, но помните, что на каждой станции мы сможем пробыть не дольше, чем это отмечено на карте. Ну, что согласны?

Ученики: Да! (Слайд№2)

Учитель: В поезд можете садиться,

                  Этот поезд быстро мчится

                  По степям, до синих гор

                  На зелёный семафор.

Станция первая - Действительных и страдательных причастий. (Слайд№3)

Учитель: Ребята, вы находитесь на  станции «Действительных и страдательных причастий». Жители этой станции ходили на рыбалку, и каково же было их удивление, когда они обнаружили в своей снасти не простых рыбок, а золотых. Рыбаки, конечно же, захотели их отпустить, но оказалось, что это сделать, не так-то просто, так как одни рыбки плавают на берегу Действительных причастий, а другие – на берегу Страдательных  причастий. Жители станции просят помочь им распределить золотых рыбок на берег Действительных  причастий и берег Страдательных причастий. На каждой рыбке написано причастие, вам нужно определить, какое это причастие - ДП или СП и соответственно распределить по берегам. Для выполнения этого задания я приглашаю двух человек. Стоянка поезда на этой станции – 3 минуты.

Задание: Кружащиеся в воздухе (Действительное причастие)

                Книга, прочитанная детьми (Страдательное причастие)

                Ведущая в сад (Действительное причастие)

                     Распиленная плотником (Страдательное причастие)

                     Очищенная от грязи (Страдательное причастие)

                 Решающий задачу (Действительное причастие)

Учитель: С заданием вы справились,  и мы можем ехать дальше. Мы добрались до следующей станции – Действительных и Страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. (Слайд№4)Жители этой станции оставили для вас задание, которое находится у вас в карточке под номером №1. Вам нужно образовать причастия от глаголов. На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты.

 После выполнения задания, ребята меняются карточками (взаимопроверка).

Сверяют с ключом (правильный ответ) Слайд№5, ставят оценку, опираясь на  ключ. Оцени себя. Оценку заносят в ведомость

Учитель: Задание вы выполнили, можем ехать дальше. Мы добрались до следующей станции – Загадка.(Слайд№6) Для того, чтобы продолжить путь, вы должны разгадать кроссворд. Разгадав его, в выделенном столбике, мы получим название страны, по которой мы путешествуем. (Слайд№7-8)

Учитель читает сочетания слов, которые нужно заменить причастиями.

  1. Который закипает.
  2. Которых избрали.
  3. Которых можно различить.
  4. Которых заметили.
  5. Который отдал.
  6. Который засмеялся.
  7. Которых испытывают.
  8. Которую разлили.
  9. Которых захватили.

Учитель: Молодцы, кроссворд разгадан, мы можем продолжать путь. Сейчас вы посетите станцию Причастных оборотов. (Слайд№9)Жители станции приготовили для вас небольшое задание. У них есть чудо-дерево, на котором вместо простых листочков - золотые листочки с заданиями. Я оторвала себе один листик (показывает), а у вас точно такой же листочек в карточке под №2, нашли? Вам нужно в предложениях найти причастные обороты и выделить их графически.

После выполнения задания, ребята сами проверяют свою работу (Слайд №10), сверяют с ключом, выставляют оценку в ведомость. После выставления оценок, учитель спрашивает ребят, как  они себя  оценили.

Учитель: С заданием вы справились, продолжаем путешествие. Мы добрались с вами до станции  Не с причастиями.(Слайд№11) Это станция почтовая, мы получили конверт, в котором лежит задание. Вы должны его выполнить. Вот оно (показывает). Ребята, у вас точно такое же задание в карточке под №3. Но прежде чем вы начнёте выполнять задание, жители станции хотели бы вас спросить, как пишется не с причастиями? (Ответы учеников)

После выполнения задания, один человек читает каточку, объясняет написание, ученики проверяют, сверяют с ключом, ставят оценку и заносят в ведомость. Учитель спрашивает ребят, как они себя оценили, ребята поднимают руки.

Учитель: Задание успешно выполнено, можем ехать дальше. Мы  приехали с вами на конечную станцию страны Причастие – Лирическую. (Слайд№12)Жители станции приготовили для вас стихотворение Э.Дубровиной (Учитель читает стихотворение, звучит музыка).

И станут повторять движенья ветра

Берёзы, отражённые в воде.

Берёзы, отражённые в воде,

Расплёсканные, белые стволы,

Зигзаги чёрные, мозаика листвы…

Берёзы, отражённые в воде,

Вы словно сны о юности мелькнувшей,

Колеблемые  солнечной  волной.

И не пригладить ствол, и не сломать

Извилистую, трепетную ветвь…

Вас можно лишь ладонью расплескать.

Но стихнет рябь - вы снова предо мною,

Берёзы, отражённые в воде.

                                              Э. Дубровина

Ребята, эпиграф нашего  урока как нельзя лучше отражает смысл той  работы, которую мы сейчас проведём.

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Работа по первой строфе.(Слайд№13)

Какая картина, какие образы возникают в вашем представлении?

Как описывается берёза? При помощи каких слов?

Не ощущается ли во всём этом стихотворении как бы качание отражения на тихо колеблемой воде?

Скажите, какую роль играют в описании причастия?

Работа по второй строфе.

Посмотрите на вторую строфу из  этого стихотворения. Возможно его прочесть?

Из стихотворения исчезли слова, что это за слова?  (Причастия)

Давайте попробуем восстановить текст.

Учитель:  Вот мы и совершили небольшое путешествие по замечательной стране. Давайте сделаем вывод,  что же такое причастие, зачем оно нужно?

Учитель благодарит учеников за работу, просит поставить средний балл.

Рефлексия. Понравилось вам наше путешествие? (Слайд№14)

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я …….».

Домашнее задание. (Слайд№15)

Написать мини-сочинение, используя предложения с причастиями и причастными оборотами, не забывая,  какими замечательными выразительными возможностями  они обладают. О чём писать? Может  быть, описать придуманную вами страну, её историю, ваши приключения в ней. Или это будет рассказ о любопытном  происшествии, возможно юмористический. А может быть, вы напишите о любимом уголке природы.

                                           

                                                Ключи. Оцени себя.

№1 Станция Действительных и Страдательных  причастий настоящего и прошедшего времени.

            Ошибки                           Оценка

                0                                         5

               1-2                                       4

                 3                                         3

              4 и более                              2

№2 Станция Причастных оборотов

              Ошибки                           Оценка

                0                                         5

                1                                         4

               2- 3                                      3

              4 и более                              2

№3 Станции  Не с причастиями

                0                                         5

               1-2                                       4

                 3                                         3

              4 и более                              2

Карточка для ученика.

Задание №1: образовать от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Глаголы

Действительные  причастия

Страдательные причастия

    Настоящего

   времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

Везти

Закрыть

Обижать

Задание№2: в предложении выделить графически причастный оборот.

  1. При желании звуки издаваемые струнами и клапанами могут принять любой образ.
  2. Защищённые инеем рощи сияли алмазным блеском.

Задание№3: раскройте скобки.

1.Река (не)замерзающая целую зиму. 2. (Не)освещённая комната. 3. Кофта (не)сшита. 4.(Не)расколотый, а целый орех. 5.(Не)тронутый лес. 6. Луг (не)скошен. 7. Журнал (не)выписанный, а купленный.

                                     Ведомость

Станция действительных и страдательных причастий

Станция Причастных оборотов

Станция НЕ с причастиями

Средний балл


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по стране Причастие

Слайд 2

В поезд можете садиться, Этот поезд быстро мчится. По степям, до синих гор На зелёный семафор.

Слайд 3

Станция Действительных и Страдательных причастий

Слайд 4

Станция Действительных и Страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Слайд 5

Глаголы Действительные причастия Страдательные причастия Везти Закрыть Обижать Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени Везущий Вёзший Везомый Везённый Закрывающий Закрывавший Закрываемый Закрытый Обижающий Обижавший Обижаемый Обиженный

Слайд 6

Станция Загадка

Слайд 7

Кроссворд

Слайд 8

З А К И П А Ю Щ И Й И З Б Р А Н Н Ы Е Р А З Л И Ч И М Ы Е З А М Е Ч Е Н Н Ы Е О Т Д А В Ш И Й З А С М Е Я В Ш И Й С Я И С П Ы Т У Е М Ы Е Р А З Л И Т А Я З А Х В А Ч Е Н Н Ы Е

Слайд 9

Станция Причастных оборотов

Слайд 10

При желании звуки , издаваемые струнами и клапанами , могут принять любой образ. 2. Защищённые инеем рощи сияли алмазным блеском.

Слайд 11

Станция Не с причастиями

Слайд 12

Станция Лирическая

Слайд 13

И станут повторять движенья ветра Берёзы, отражённые в воде. Берёзы, отражённые в воде, Расплёсканные, белые стволы, Зигзаги чёрные, мозаика листвы… Берёзы, отражённые в воде, Вы словно сны о юности, мелькнувшей, Колеблемые солнечной волной. И не пригладить ствол, и не сломать Извилистую , трепетную ветвь… Вас можно лишь ладонью расплескать. Но стихнет рябь- вы снова предо мною, Берёзы , , отражённые в воде Э. Дубровина

Слайд 14

Что такое причастие? Зачем оно нужно? Понравилось вам наше путешествие? Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я …………

Слайд 15

Домашнее задание. Написать мини-сочинение, используя предложения с причастиями и причастными оборотами.

Слайд 16

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ»

план-конспект урока в 7 классе с использованием ЭОР...

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

конспект урока по теме " Причастие"

урок по теме "Причастие" для 7 класса...

Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)

Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д.  Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...

Конспект урока по теме: "Причастие как часть речи"

Конспек урока в 7 классе по теме: "Причастие как часть речи"...