Собирательные числительные (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Расова Людмила Алексеевна

Цели : - Сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» пст. Заозерье

                         Конспект урока по русскому языку 6 класс

Тема: Собирательные числительные.

                                                                                                   Подготовила: учитель русского

                                                                                                    языка и литературы Расова

                                                                                                    Людмила Алексеевна.

2015 г.

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) – Расова Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» пст. Заозерье.

Предмет – русский язык

Класс – 6-ой.

Тема урока №105 -   Собирательные числительные

Цели урока:

Обучающая цель:

-Сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные; систематизировать знания о количественных числительных; развивать умение работать в индивидуальной форме;
  • развивающие: умение формулировать выводы исходя из знаний, полученных на уроке; формирование самостоятельности мышления; развитие речи; развитие познавательного интереса;
  • воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе полученных знаний по данной теме; правильного отношения к природе; патриотических настроений в ходе изучения урока;

Тип урока:комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал (карточки, таблицы), проектор, экран, презентация.

Методыи формы обучения:словесный,проблемно – поисковый, объяснительный, практический.

Форма организации деятельности учащегося: индивидуальная.

Структура урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Постановка целей и задач урока – 1 мин.

3. Проверка домашнего задания – 5 мин.

4. Изучение нового учебного материала – 15 мин.

5. Закрепление учебного материала  – 20 мин.

6. Обобщение и выводы по уроку – 1-2 мин.

7. Задание на дом – 1 мин.

8. Оценивание учащихся – 1 мин.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа

1.Организационный момент.

Цель для учащегося: подготовить рабочее место к уроку; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для учителя:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

-создание положительных эмоций на работу;

- формирование заинтересо-

ванности  к дальнейшей деятельности;

- знакомство учащихся с ходом урока.

Метод обучения:

словесный (беседа).

Форма организации работы: индивидуальная.

  1. Организационный момент.

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

Учитель -  Здравствуйте, садитесь.Я  очень рада видеть вас на уроке русского языка; надеюсь, что вы будете  активными в течение всей работы, внимательно слушайте ответы своих одноклассников,  при необходимости вносите исправления в их ответы. Хотелось бы, чтобы вы показали все свои знания  по предмету.

Сегодняшний наш урок будет состоять из нескольких частей:

1. Вначале урока будет проверка домашнего задания.

2. Далее изучение нового материала.

3. Ближе к концу урока повторение изученного материала в ходе устного опроса.

4. Выводы по уроку, который делает учащийся.

5. В конце урока даются задания на дом. СЛАЙД№1

2. Постановка целей и задач урока.

Цель для учащегося:

внимательно прослушать  поставленные учителем  цели и задачи  на урок.

Цель для учителя:

правильно и понятно поставить и сформулировать цели и задачи урока, чтобы работа учащихся на уроке в дальнейшем была эффектив-

ной.

Задачи:

- знакомство учащихся с целями и задачами урока;

- формирование заинтересо-

ванности к дальнейшей дея-

тельности у учащихся.

Метод обучения:

словесный (беседа).

Форма организации работы: индивидуальная.

2. Постановка целей и задач урока.

Цели сегодняшнего урока таковы:

-знать понятие о собирательных числительных;

-уметь правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

3. Проверка домашнего задания.

Цели для учащегося:

- повторение ранее изучен-

ного материала по теме: «Дробные числительные»;

- актуализация знаний.

Цель для учителя:

- побудить учащегося вспом-нить пройденный материал и

решить все задания.

Метод обучения:

Устный  контроль.

Форма организации работы: индивидуальная.

Методы мотивирования:

похвала и после проверки задания оценка.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель–А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить юмористический рассказ или отдельные предложения о состязании человека и животных по прыжкам в длину  в упражнении 368. (заслушивается 1 ученик)

Ответ: (вариант рассказа).

«Кто дальше всех прыгнет».

Однажды, много веков назад, встретились на горе Олимп Человек и звери. Человек стал говорить, что он царь всех зверей, он сильнее всех, его никому не победить и все ему должны подчиняться. Тогда звери предложили человеку состязание «Кто дальше всех прыгнет» и поставили человеку условие: если он проиграет, то будет жить с природой в согласии и мире.

Первой прыгнула лягушка. Её прыжок составил три метра девяноста пять сантиметров. За нею совершила прыжок собака. Она прыгнула на семь метров шестьдесят сантиметров. Следующим должен был прыгать Человек. Он разбежался и-и-и  прыгнул на  восемь метров девяноста сантиметров. Много зверей ещё прыгало. Но вот к спорящим подошёл кенгуру. Он тоже решил принять участие в состязании и оказался победителем. Прыгнул кенгуру на  двенадцать метров восемьдесят сантиметров. Так человек проиграл животным и обязался жить с ними в мире и согласии. А звери чествовали победителя лавровым венком.

Учитель:

-Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные)

-Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.Например: к трём пятым)

Молодец! Справились с домашним заданием.(Остальные ученики сдадут тетради в конце урока).

4. Изучение нового учебного материала.

Цели для учащегося:

- осознание необходимости овладения новыми знаниями;

- сформировать знания об особенностях  собирательных числительных, их склонении и употреблении в речи;

Цели для учителя:

- обеспечить процесс получения  новых знаний;

-  развить интерес к предмету русский язык;

- развитие речи.

Задачи:

- формирование знаний о собирательных числительных;

- умение работать с карточками, соварями и учебниками.

- умение говорить правильной речью.

Методы обучения:

поблемно– поисковый, практический, объяснительный.

Форма организации работы:  индивидуальная.

Методы мотивирование учащихся в ходе изучения нового материала:похвала, одобрение, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

4. Изучение нового учебного материала.

Учитель – Обратите внимание на экран.

Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству? (приложение 1).СЛАЙД №2

Ответ:

Пять седьмых, одна целая одна вторая, ноль целых семьдесят две сотых-это дробные

Двадцать пять, шестьдесят пять, двести семьдесят два- целые.

-И осталось еще один вид количественных числительных-это (дети отвечают) собирательные.

-Значит, Трое суток, двое очков, четверо малышей – это (дети хоромговорят) собирательные числительные.

И так, тема нашего урока сегодня какая? (Собирательные числительные). Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока. СЛАЙД № 3

-Собирательные числительные образуют особую группу. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов. Например, двое ребят, пятеро котят, трое друзей.

-Обратимся к учебнику. Откройте страницу 155, параграф 65. Прочитаем правило. (ученик читает вслух)

   Молодец, всё верно, продолжаем урок.

СЛАЙД № 4. Цели нашего урока таковы:

-знать понятие о собирательных числительных;

-уметь правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

-Обратите внимание на СЛАЙД №5. (приложение 2).

_Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Ответ: Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней; Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей. СЛАЙД№6.

Разминка.

-А теперь немного отдохнем.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

-Молодцы!!! Отдохнули, а теперь снова за работу.

5. Закрепление учебного материала.

Цель для учащегося:

- продемонстрировать знания  

и умения по пройденному уроку.

Цель для учителя:

- выявить уровень усвоения учебного материала.

Методы работы:словесный.

Форма работы: индивидуальная.

Методы оценивания:

похвала, одобрение.

5. Закрепление учебного материала.  

Учитель.

- СЛАЙД №7. На слайде представлены слова: друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда.

-Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь. СЛАЙД №8.

Ответ: Оба друга, товарища, сына, окна, инженера;

Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров.

-С существительными какого рода мы смогли употребить собирательные числительные? (Ответ учащегося: М. р., ср. р).

- Существительные какого рода остались? (Ответ учащегося:Ж. р.)

СЛАЙД №9 Просклоняйте собирательное числительное -ТРОЕ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ. (фрагмент какой книги или мультфильма использован в этом слайде? Кто автор?) (Ответ учащегося: Эдуард Успенский «Простоквашино». Ответ в тетради: СЛАЙД №10

И.п. трое лучших друзей

р.п. троих лучших друзей

д.п.троим лучшим друзьям

в.п.троих лучших друзей

т.п.троими лучшими друзьями

п.п.о троих лучших друзьях

Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД№11

-Обратите внимание, на слайде новое словарное слово ЛЕГЕНДА. Давайте попробуем дать лексическое толкование слова.(обращение одного из учеников к словарю Ожегова).

- (ученик читает). Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла. СЛАЙД№ 12

-Расскажите о правописании слова «легенда»? (В слове легенда безударная гласная е в корне, ее надо запомнить.). Откройте свои словарики и запишите это слово и запомните, как оно пишется. Также запишите слово центнер, помещенное в табличку рядом с сегодняшней темой в наших учебниках и тоже запомните правописание его.

А теперь в преддверии праздника 8 марта, я расскажу Вам легенду о цветке ландыше. СЛАЙД №13и СЛАЙД №14.

 С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы- ландыши.

 Выскажите свое мнение о легенде, понравилось?

                            МОЛОДЦЫ!!!!

Читаем правило на странице 157 и работаем с таблицей на доске.

-А теперь  поработаем с учебником и выполним упражнение №373 на странице 157.(по одному выходят к доске и выполняют, а остальные записывают в тетради).

- Ответ учащихся: держать обеими руками; прикрепить к обоим ботинкам; держаться за оба конца; приложить к обоим ушам.

СЛАЙД №15 .Вместо точек вставьте собирательные числительные ДВОЕ, ОБА, ОБЕ.

Ответ:  СЛАЙД №16 1. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять …руки (обе).

2.За партой обычно сидят по …(двое).

3.В …случаях ответ был неверным (обоих).

4. По … сторонам дороги тянулся густой лес (обеим).

5. … сына были похожи на папу (оба).

Молодцы!

6. Обобщение и выводы по уроку.

Цель для учащегося:

- уметь обобщать и делать выводы по уроку.

Цель для учителя:

- проверить умение учащегося делать выводы по уроку.

Метод работы: словесный.

Форма работы: индивидуальная.

6. Обобщение и выводы по уроку.

Учитель.  Мы с вами сегодня изучили собирательные числительные.. Попрошу сделать вывод по сегодняшнему уроку.

Ученик.  Мы на сегодняшнем уроке прошли тему :»Собирательные числительные.» Теперь мы знаем с какими существительными они сочетаются и что они обозначают. Собирательные числительные – это совокупность несколько предметов как одно целое , например, двое друзей, трое сыновей.   СЛАЙД № 17

7. Задание на дом.

Цель для учащегося:

- повторить знания и умения, полученные на уроке.

Цель для учителя:

- контролировать знания учащихся.

7. Задание на дом.

Учитель.  Параграф 65, правило повторить и выполнить упр. 375 (диктант, подчеркнуть все имена числительные). Слайд №18

8. Оценивание учащихся

8. Анализ работы учащихся на уроке.

(выставление оценок).

Если осталось время! СЛАЙД№19 .Решить ребусы.

Лист ученической тетради.

Второе марта.

Собирательные числительные.

1.Пять седьмых, одна целая одна вторая, ноль целых семьдесят две сотых-это дробные

Двадцать пять, шестьдесят пять, двести семьдесят два-целые.

Трое суток, двое очков, четверо малышей – это собирательные числительные.

2. Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней; Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.

3.Оба друга, товарища, сына, окна, инженера;

Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров.

4.Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.

Упражнение № 373.

Держать обеими руками; прикрепить к обоим ботинкам; держаться за оба конца; приложить к обоим ушам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?) Собирательные числительные Первый Трое Десятеро

Слайд 2

Цели урока: Закрепление знаний учащихся о количе- ственных числительных Дать понятие о собирательных числительных Сформировать умение правильно изменять по падежам собирательные числительные Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные Закрепить умения правильно использовать в речи и писать количественные числительные

Слайд 3

Дробные и целые числительные Запишите словами следующие числительные: 6/5 158 16,875 11913 62,09 Просклоняйте числительное (устно) 16,3 158

Слайд 4

Собирательные числительные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков пятеро медвежат с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней трое ножниц

Слайд 5

Собирательные числительные Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе: с четверыми медвежатами Четверых медвежат

Слайд 6

Собирательные числительные оба (обе) Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо- . А в женском роде – обе- . Приведите примеры словосочетаний с числительными в такой форме.

Слайд 7

Объясните подписи под рисунками! Два лисёнка Двое лисят Три девочки ________ Три книги _______ Восемь дельфинов _______ Два ребёнка Двое детей

Слайд 8

Практические задания: Составьте предложения, используя числительные: обе, трое, пятеро, оба, вчетвером . Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

Слайд 9

Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе . За партой обычно сидят по …. Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. … сына были похожи на папу.

Слайд 10

Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах: Р.п. семер* конькобежц*, Тв.п. семер* конькобежц*; Д.п. пятер* товарищ*, Пр. п. о пятер* товарищ*; Р.п. четвер* велосипедист*, Д.п. четвер* велосипедист*; Тв.п. тро* лисят*, Пр.п. о тро* лисят*; Р.п. семер* козлят*, Д.п. семер* козлят*.

Слайд 11

Итог урока Подумайте, является ли собирательным числительным слово несколько? Объясните, почему вы так считаете Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

Слайд 12

Домашнее задание П. 65, повт. П. 45, упр. 372, 373.

Слайд 13

Дополнительное творческое задание Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы так: 1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

Слайд 14

Список литературы Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык: Учебник 6 кл. общеобр. учрежд./ М.Т..- 24-е изд.- М.: Просвещение, 2002. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку 6 класс./ - М.: - ВАКО, 2008. Дидактический материал. Пособие для учителя/ Сост. Григорян Л.Т.-3-е изд.испр. - М.:Просвещние, 1989. Intel Обучение для будущего: Учеб. Пособие.- 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\2009-01-27, фауна http :// images . yandex . ru / yandsearch ? p =2& manual =1& text =% D 0% BF % D 0% BE % D 0% BB % D 0% B 5% D 0% B 2% D 1%8 B % D 0% B 5%20% D 1%86% D 0% B 2% D 0% B 5% D 1%82% D 1%8 B & isize = wallpaper & rpt = image3. Microsoft PowerPoint – [ m01-diskussions-presentation-pedtech] http://fotki.yandex.ru/tag/ дети /users/mil5830/view/196340/?page=0&how=week


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы урока: 1 . Вначале урока будет проверка домашнего задания. 2. Далее изучение нового материала. 3. Ближе к концу урока повторение изученного материала в ходе устного опроса. 4. Выводы по уроку, который делает учащийся. 5. В конце урока даются задания на дом.

Слайд 2

Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству? т рое суток двое очков пять седьмых д вадцать пять шестьдесят пять ноль целых семь десятых о дна целая одна вторая двести семьдесят два четверо малышей

Слайд 3

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 4

Цели урока: -знать понятие о собирательных числительных; -уметь правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные; - закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное; - расширить лексический запас учащихся;

Слайд 5

Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным . Двое ( машинист, зайчонок, девочка, ножницы); Трое (ученик, ученица, мастерица, сани) ; Четверо (лисята, очки, подруга, малыш);

Слайд 6

Ответ: Двое машинистов, зайчат, ножниц; Трое учеников, саней; Четверо лисят, очков, малышей.

Слайд 7

ДРУГ, ТОВАРИЩ, СЫН, ОКНО, ИНЖЕНЕР, ШКОЛА, ЛЕГЕНДА. Употребите эти существительные с собирательными числительными ОБА или ТРОЕ . Запишите полученные словосочетания в тетрадь .

Слайд 8

Ответ: ОБА друга, товарища, сына, окна, инженера; ТРОЕ друзей, товарищей, сыновей, инженеров .

Слайд 9

Просклоняйте собирательное числительное ТРОЕ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ

Слайд 10

Ответ: И.п . трое лучших друзей Р.п . троих лучших друзей Д .п . троим лучшим друзьям В .п . троих лучших друзей Т .п. троими лучшими друзьями П .п . о троих лучших друзьях

Слайд 11

Л Е Г Е Н Д А

Слайд 12

Л е г е н д а – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.

Слайд 15

Вместо точек вставьте собирательные числительные ДВОЕ, ОБА, ОБЕ. 1. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять …..руки. 2 . За партой обычно сидят по ….. 3 . В ….. случаях ответ был неверным. 4. По ….. сторонам дороги тянулся густой лес. 5 . ….. сына были похожи на папу .

Слайд 16

Ответ: 1. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять ОБЕ руки . 2. За партой обычно сидят по ДВОЕ . 3. В ОБОИХ случаях ответ был неверным. 4. По ОБЕИМ сторонам дороги тянулся густой лес. 5. ОБА сына были похожи на папу.

Слайд 17

Выводы по уроку: Что обозначают собирательные числительные? С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? В чем особенность употребления числительных ОБЕ-ОБА?

Слайд 18

Домашнее задание 1.Параграф 65 ; 2. Повторить правило; 3. В ыполнить упр. 375 (подчеркнуть все имена числительные).

Слайд 19

Творческое задание. «Реши ребус» Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку . 40а, е2, о5, с3ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Собирательные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Собирательные числительные" по программеВ.В.Бабайцевой...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...

Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)...

Тема: «Собирательные числительные» 6 класс.

В данном файле конспект урока...

Открытый урок "Собирательное числительное", 6 класс ФГОС

Винокурова Наталия Миайловна, учитель русского языка и литературыМОУ «Средняя школа № 32», город СаранскУрок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)

Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...