Собирательные числительные (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели : - Сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnye_chislitelnye.docx | 27.6 КБ |
sobiratelnye_chislitelnye-_prezentatsiya.ppt | 495.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» пст. Заозерье
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Тема: Собирательные числительные.
Подготовила: учитель русского
языка и литературы Расова
Людмила Алексеевна.
2015 г.
Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) – Расова Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» пст. Заозерье.
Предмет – русский язык
Класс – 6-ой.
Тема урока №105 - Собирательные числительные
Цели урока:
Обучающая цель:
-Сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные; систематизировать знания о количественных числительных; развивать умение работать в индивидуальной форме;
- развивающие: умение формулировать выводы исходя из знаний, полученных на уроке; формирование самостоятельности мышления; развитие речи; развитие познавательного интереса;
- воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе полученных знаний по данной теме; правильного отношения к природе; патриотических настроений в ходе изучения урока;
Тип урока:комбинированный.
Оборудование: раздаточный материал (карточки, таблицы), проектор, экран, презентация.
Методыи формы обучения:словесный,проблемно – поисковый, объяснительный, практический.
Форма организации деятельности учащегося: индивидуальная.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Постановка целей и задач урока – 1 мин.
3. Проверка домашнего задания – 5 мин.
4. Изучение нового учебного материала – 15 мин.
5. Закрепление учебного материала – 20 мин.
6. Обобщение и выводы по уроку – 1-2 мин.
7. Задание на дом – 1 мин.
8. Оценивание учащихся – 1 мин.
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапа |
1.Организационный момент. Цель для учащегося: подготовить рабочее место к уроку; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте. Цель для учителя: создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Задачи -создание положительных эмоций на работу; - формирование заинтересо- ванности к дальнейшей деятельности; - знакомство учащихся с ходом урока. Метод обучения: словесный (беседа). Форма организации работы: индивидуальная. |
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку. Учитель - Здравствуйте, садитесь.Я очень рада видеть вас на уроке русского языка; надеюсь, что вы будете активными в течение всей работы, внимательно слушайте ответы своих одноклассников, при необходимости вносите исправления в их ответы. Хотелось бы, чтобы вы показали все свои знания по предмету. Сегодняшний наш урок будет состоять из нескольких частей: 1. Вначале урока будет проверка домашнего задания. 2. Далее изучение нового материала. 3. Ближе к концу урока повторение изученного материала в ходе устного опроса. 4. Выводы по уроку, который делает учащийся. 5. В конце урока даются задания на дом. СЛАЙД№1 |
2. Постановка целей и задач урока. Цель для учащегося: внимательно прослушать поставленные учителем цели и задачи на урок. Цель для учителя: правильно и понятно поставить и сформулировать цели и задачи урока, чтобы работа учащихся на уроке в дальнейшем была эффектив- ной. Задачи: - знакомство учащихся с целями и задачами урока; - формирование заинтересо- ванности к дальнейшей дея- тельности у учащихся. Метод обучения: словесный (беседа). Форма организации работы: индивидуальная. | 2. Постановка целей и задач урока. Цели сегодняшнего урока таковы: -знать понятие о собирательных числительных; -уметь правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные; - закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное; - расширить лексический запас учащихся; |
3. Проверка домашнего задания. Цели для учащегося: - повторение ранее изучен- ного материала по теме: «Дробные числительные»; - актуализация знаний. Цель для учителя: - побудить учащегося вспом-нить пройденный материал и решить все задания. Метод обучения: Устный контроль. Форма организации работы: индивидуальная. Методы мотивирования: похвала и после проверки задания оценка. | 3. Проверка домашнего задания. Учитель–А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить юмористический рассказ или отдельные предложения о состязании человека и животных по прыжкам в длину в упражнении 368. (заслушивается 1 ученик) Ответ: (вариант рассказа). «Кто дальше всех прыгнет». Однажды, много веков назад, встретились на горе Олимп Человек и звери. Человек стал говорить, что он царь всех зверей, он сильнее всех, его никому не победить и все ему должны подчиняться. Тогда звери предложили человеку состязание «Кто дальше всех прыгнет» и поставили человеку условие: если он проиграет, то будет жить с природой в согласии и мире. Первой прыгнула лягушка. Её прыжок составил три метра девяноста пять сантиметров. За нею совершила прыжок собака. Она прыгнула на семь метров шестьдесят сантиметров. Следующим должен был прыгать Человек. Он разбежался и-и-и прыгнул на восемь метров девяноста сантиметров. Много зверей ещё прыгало. Но вот к спорящим подошёл кенгуру. Он тоже решил принять участие в состязании и оказался победителем. Прыгнул кенгуру на двенадцать метров восемьдесят сантиметров. Так человек проиграл животным и обязался жить с ними в мире и согласии. А звери чествовали победителя лавровым венком. Учитель: -Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные) -Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.Например: к трём пятым) Молодец! Справились с домашним заданием.(Остальные ученики сдадут тетради в конце урока). |
4. Изучение нового учебного материала. Цели для учащегося: - осознание необходимости овладения новыми знаниями; - сформировать знания об особенностях собирательных числительных, их склонении и употреблении в речи; Цели для учителя: - обеспечить процесс получения новых знаний; - развить интерес к предмету русский язык; - развитие речи. Задачи: - формирование знаний о собирательных числительных; - умение работать с карточками, соварями и учебниками. - умение говорить правильной речью. Методы обучения: поблемно– поисковый, практический, объяснительный. Форма организации работы: индивидуальная. Методы мотивирование учащихся в ходе изучения нового материала:похвала, одобрение, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала). | 4. Изучение нового учебного материала. Учитель – Обратите внимание на экран. Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству? (приложение 1).СЛАЙД №2 Ответ: Пять седьмых, одна целая одна вторая, ноль целых семьдесят две сотых-это дробные Двадцать пять, шестьдесят пять, двести семьдесят два- целые. -И осталось еще один вид количественных числительных-это (дети отвечают) собирательные. -Значит, Трое суток, двое очков, четверо малышей – это (дети хоромговорят) собирательные числительные. И так, тема нашего урока сегодня какая? (Собирательные числительные). Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока. СЛАЙД № 3 -Собирательные числительные образуют особую группу. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов. Например, двое ребят, пятеро котят, трое друзей. -Обратимся к учебнику. Откройте страницу 155, параграф 65. Прочитаем правило. (ученик читает вслух) Молодец, всё верно, продолжаем урок. СЛАЙД № 4. Цели нашего урока таковы: -знать понятие о собирательных числительных; -уметь правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные; - закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное; - расширить лексический запас учащихся; -Обратите внимание на СЛАЙД №5. (приложение 2). _Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным. Ответ: Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней; Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей. СЛАЙД№6. Разминка. -А теперь немного отдохнем. Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. -Молодцы!!! Отдохнули, а теперь снова за работу. |
5. Закрепление учебного материала. Цель для учащегося: - продемонстрировать знания и умения по пройденному уроку. Цель для учителя: - выявить уровень усвоения учебного материала. Методы работы:словесный. Форма работы: индивидуальная. Методы оценивания: похвала, одобрение. | 5. Закрепление учебного материала. Учитель. - СЛАЙД №7. На слайде представлены слова: друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда. -Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь. СЛАЙД №8. Ответ: Оба друга, товарища, сына, окна, инженера; Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров. -С существительными какого рода мы смогли употребить собирательные числительные? (Ответ учащегося: М. р., ср. р). - Существительные какого рода остались? (Ответ учащегося:Ж. р.) СЛАЙД №9 Просклоняйте собирательное числительное -ТРОЕ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ. (фрагмент какой книги или мультфильма использован в этом слайде? Кто автор?) (Ответ учащегося: Эдуард Успенский «Простоквашино». Ответ в тетради: СЛАЙД №10 И.п. трое лучших друзей р.п. троих лучших друзей д.п.троим лучшим друзьям в.п.троих лучших друзей т.п.троими лучшими друзьями п.п.о троих лучших друзьях Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД№11 -Обратите внимание, на слайде новое словарное слово ЛЕГЕНДА. Давайте попробуем дать лексическое толкование слова.(обращение одного из учеников к словарю Ожегова). - (ученик читает). Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла. СЛАЙД№ 12 -Расскажите о правописании слова «легенда»? (В слове легенда безударная гласная е в корне, ее надо запомнить.). Откройте свои словарики и запишите это слово и запомните, как оно пишется. Также запишите слово центнер, помещенное в табличку рядом с сегодняшней темой в наших учебниках и тоже запомните правописание его. А теперь в преддверии праздника 8 марта, я расскажу Вам легенду о цветке ландыше. СЛАЙД №13и СЛАЙД №14. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы- ландыши. Выскажите свое мнение о легенде, понравилось? МОЛОДЦЫ!!!! Читаем правило на странице 157 и работаем с таблицей на доске. -А теперь поработаем с учебником и выполним упражнение №373 на странице 157.(по одному выходят к доске и выполняют, а остальные записывают в тетради). - Ответ учащихся: держать обеими руками; прикрепить к обоим ботинкам; держаться за оба конца; приложить к обоим ушам. СЛАЙД №15 .Вместо точек вставьте собирательные числительные ДВОЕ, ОБА, ОБЕ. Ответ: СЛАЙД №16 1. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять …руки (обе). 2.За партой обычно сидят по …(двое). 3.В …случаях ответ был неверным (обоих). 4. По … сторонам дороги тянулся густой лес (обеим). 5. … сына были похожи на папу (оба). Молодцы! |
6. Обобщение и выводы по уроку. Цель для учащегося: - уметь обобщать и делать выводы по уроку. Цель для учителя: - проверить умение учащегося делать выводы по уроку. Метод работы: словесный. Форма работы: индивидуальная. | 6. Обобщение и выводы по уроку. Учитель. Мы с вами сегодня изучили собирательные числительные.. Попрошу сделать вывод по сегодняшнему уроку. Ученик. Мы на сегодняшнем уроке прошли тему :»Собирательные числительные.» Теперь мы знаем с какими существительными они сочетаются и что они обозначают. Собирательные числительные – это совокупность несколько предметов как одно целое , например, двое друзей, трое сыновей. СЛАЙД № 17 |
7. Задание на дом. Цель для учащегося: - повторить знания и умения, полученные на уроке. Цель для учителя: - контролировать знания учащихся. | 7. Задание на дом. Учитель. Параграф 65, правило повторить и выполнить упр. 375 (диктант, подчеркнуть все имена числительные). Слайд №18 |
8. Оценивание учащихся | 8. Анализ работы учащихся на уроке. (выставление оценок). |
Если осталось время! СЛАЙД№19 .Решить ребусы.
Лист ученической тетради.
Второе марта.
Собирательные числительные.
1.Пять седьмых, одна целая одна вторая, ноль целых семьдесят две сотых-это дробные
Двадцать пять, шестьдесят пять, двести семьдесят два-целые.
Трое суток, двое очков, четверо малышей – это собирательные числительные.
2. Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней; Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.
3.Оба друга, товарища, сына, окна, инженера;
Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров.
4.Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
Упражнение № 373.
Держать обеими руками; прикрепить к обоим ботинкам; держаться за оба конца; приложить к обоим ушам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству? т рое суток двое очков пять седьмых д вадцать пять шестьдесят пять ноль целых семь десятых о дна целая одна вторая двести семьдесят два четверо малышей
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Цели урока: -знать понятие о собирательных числительных; -уметь правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные; - закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное; - расширить лексический запас учащихся;
Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным . Двое ( машинист, зайчонок, девочка, ножницы); Трое (ученик, ученица, мастерица, сани) ; Четверо (лисята, очки, подруга, малыш);
Ответ: Двое машинистов, зайчат, ножниц; Трое учеников, саней; Четверо лисят, очков, малышей.
ДРУГ, ТОВАРИЩ, СЫН, ОКНО, ИНЖЕНЕР, ШКОЛА, ЛЕГЕНДА. Употребите эти существительные с собирательными числительными ОБА или ТРОЕ . Запишите полученные словосочетания в тетрадь .
Ответ: ОБА друга, товарища, сына, окна, инженера; ТРОЕ друзей, товарищей, сыновей, инженеров .
Просклоняйте собирательное числительное ТРОЕ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ
Ответ: И.п . трое лучших друзей Р.п . троих лучших друзей Д .п . троим лучшим друзьям В .п . троих лучших друзей Т .п. троими лучшими друзьями П .п . о троих лучших друзьях
Л Е Г Е Н Д А
Л е г е н д а – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
Вместо точек вставьте собирательные числительные ДВОЕ, ОБА, ОБЕ. 1. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять …..руки. 2 . За партой обычно сидят по ….. 3 . В ….. случаях ответ был неверным. 4. По ….. сторонам дороги тянулся густой лес. 5 . ….. сына были похожи на папу .
Ответ: 1. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять ОБЕ руки . 2. За партой обычно сидят по ДВОЕ . 3. В ОБОИХ случаях ответ был неверным. 4. По ОБЕИМ сторонам дороги тянулся густой лес. 5. ОБА сына были похожи на папу.
Выводы по уроку: Что обозначают собирательные числительные? С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? В чем особенность употребления числительных ОБЕ-ОБА?
Домашнее задание 1.Параграф 65 ; 2. Повторить правило; 3. В ыполнить упр. 375 (подчеркнуть все имена числительные).
Творческое задание. «Реши ребус» Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку . 40а, е2, о5, с3ж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Собирательные числительные" (6 класс)
Презентация к уроку в 6 классе "Собирательные числительные" по программеВ.В.Бабайцевой...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...
Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)
Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)...
Тема: «Собирательные числительные» 6 класс.
В данном файле конспект урока...
Открытый урок "Собирательное числительное", 6 класс ФГОС
Винокурова Наталия Миайловна, учитель русского языка и литературыМОУ «Средняя школа № 32», город СаранскУрок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)
Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...