Авторская программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»
по предмету русский язык
учителя русского языка и литературы
Абдуллиной Эльвиры Дамировны
Пояснительная записка
В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку зрения по поводу услышанного или прочитанного материала. Данная программа нацелена на повышение речекоммуникативного навыка учащихся в условиях современной среды. В этом и заключается актуальность данной программы.
К тому же обязательной частью экзаменационных работ по русскому языку как к 9, так и в 11 классах является написание сочинения-рассуждения. Таким образом, данная программа позволяет подготовить выпускников к заданию с развернутым ответом.
Выбраны лучшие подходы к обучению путем практического применения. Новизна программы заключается в систематизации «лайфхаков» подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Также в данной программе предусмотрен подбор текстов самими учениками, темы для сочинений тоже не навязываются учителем. Дети говорят о том, что их интересует. В большинстве случаев используется современная проза публицистов, российских и зарубежных современных писателей, также встречаются тексты интернет-блогеров и публичные выступления известных политиков. Но все тексты, предложенные ребятами, проходят педагогический отбор для анализа соотнесенности с требованиями государственных стандартов образования.
Работа на уроке строится в форме группового общения: тексты рецензируются по кругу, каждый учащийся вносит свой вклад в написание единого текста-размышления, таким образом даже самые слабые учащиеся вникают в суть вопроса, не остаются в стороне на занятиях. Сильным же учащимся предлагается редакция черновых вариантов для укрепления навыков грамотного письма.
Значимость данной программы заключается в усовершенствовании лингвокомпетенций, знаний культуры языка путём лёгкости представленного материала. Искусство речевого общения совершенствуется на уроках-дебатах, происходит воспитание личности, имеющей свою точку зрения по поводу многих острых тем современного общества.
Практическая направленность курса очевидна, ведь ни один готовый тест с приложенной к нему рецензией не сравнится с личным отбором текста учащимися, так происходит опыт анализа информации.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что единственным домашним заданием является анализ текстов, попавшихся на глаза в течение недели.
Цели данной программы:
- научить учащихся анализировать и систематизировать информацию в едином потоке;
- научить высказывать свою точку зрения в формате размышлений в письменной и устной формах;
- воспитать конкурентоспособную и активную социальную личность;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;
- оказать помощь выпускнику в устранении пробелов в знаниях русского языка и культуры речи;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
Теоретические:
- Укрепление знаний лингвистического анализа текста, понимание литературных норм и стилистических законов;
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- Развитие этикетных норм общения между собеседниками,
- Развитие понимания бережного и сознательного отношения к языку;
Практические:
- Совершенствование коммуникативных умений;
- Определение позиций автора, идей текста;
- Умение анализировать представленные тексты, высказывать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте;
- Умение подбирать аргументы в защиту своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
Воспитательные:
- Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- Воспитание интереса и любви к современному русскому языку;
- Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Фундаментом данного курса являются знания, полученные на уроках гуманитарного цикла с 5 по 9 классы. Основными технологиями в работе элективного курса являются технологии кооперативного обучения, игровые технологии, технология проблемного обучения и другие технологии.
Роль программы в образовательной траектории школы заключается в обучении и воспитании полноценного ученика, который имеет систематизированные знания, способен работать с большими потоками информации: вычленять главное из общей массы, уверенно выражает свои мысли, аргументируя свою точку зрения.
Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста и составлению собственного текста.
Учебно-тематический план
№ | Перечень разделов | Всего часов | Кол-во теоретических занятий | Кол-во практических занятий |
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе | 1 | 1 | ||
Современный русский язык: тенденции прогресса и регресса | 2 | 1 | 1 | |
Виды информации и тестов. Основные аспекты анализа текста | 1 | 1 | ||
Сравнительный анализ текстов художественных произведений XIX и XXI | 1 | 1 | ||
Источники информации: разница текстов Интернет-ресурсов и печатных изданий | 2 | 1 | 1 | |
Дебаты на общественную тематику с использованием монологов известных российских деятелей. Изучение темы и проблемы вопроса. | 2 | 1 | 1 | |
Анализ произведения: структура и основные требования | 2 | 1 | 1 | |
Структура текста, варианты частей композиции | 2 | 1 | 1 | |
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля | 4 | 1 | 3 | |
Взаимное рецензирование работ учащихся, редактирование предложенных творческих работ | 4 | 4 | ||
Просмотр рецензий на современную прозу в Интернет-ресурсах. Анализ найденных рецензий | 2 | 1 | 1 | |
Один текст – три (или больше?) проблемы. Разностороннее осмысление речи автора. Поиск аргументов в самом тексте | 2 | 2 | ||
Аргументирование своей точки зрения. Создание сборника аргументов | 4 | 1 | 3 | |
Составление и выпуск сборника сочинений-рассуждений о творчестве современных писателей | 5 | 1 | 4 | |
ИТОГО | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы элективного курса
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 23 практических занятия.
№ | Перечень разделов | Содержание |
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе | Знакомство с основными целями и задачами курса. Критерии и нормативы оценки творческой работы. | |
Современный русский язык: тенденции прогресса и регресса | 1. Язык и историческое развитие общества. 2. Внутренние и внешние языковые изменения. 3. Проблема «регресса» и «прогресса» в развитии языка 4. Закономерности языковых изменений. 5. Основные направления социальной эволюции языков. | |
Виды информации и тестов. Основные аспекты анализа текста | Анализ и синтез информации в структуре работы с текстами документов. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление рецензии, отзыва, комментария. Примерный план анализа текста. | |
Сравнительный анализ текстов художественных произведений XIX и XX, XXI | Анализ произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова с тестами Д.Сабитовой, У.Старка, В.К. Железникова. Изменение языковых норм, явлений | |
Источники информации: разница текстов Интернет-ресурсов и печатных изданий | ||
Дебаты на общественную тематику с использованием монологов известных российских деятелей. Изучение темы и проблемы вопроса. | Дебаты как речевой жанр. Работа с ключевыми терминами: диспут, полемика, спор, дебаты, дискуссия, тема, аргумент, доказательство, протокол. Просмотр передач из перечня телевизионных программ «Выборы – 2007г», программу «Времена» с ведущим В. Познером. | |
Анализ произведения: структура и основные требования | Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. | |
Структура текста, варианты частей композиции | Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише. | |
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля | Создание сочинения-рассуждения публицистического стиля в формате требований ОГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции. | |
Взаимное рецензирование работ учащихся, редактирование предложенных творческих работ | Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. | |
Просмотр рецензий на современную прозу в Интернет-ресурсах. Анализ найденных рецензий | Работа с сайтами https://www.livelib.ru, https://livekniga.ru, https://culture.wikireading.ru, https://bookmix.ru и другими. Анализ предложенных рецензий. | |
Один текст – три (или больше?) проблемы. Разностороннее осмысление речи автора. Поиск аргументов в самом тексте | 1.Нравственные проблемы 2.Социальные проблемы 3.Философские проблемы 4.Эстетические проблемы 5.Политические проблемы 6.Экологические проблемы | |
Аргументирование своей точки зрения. Создание сборника аргументов | Методы аргументации и убеждения собеседника. Аргументация: как рассуждать последовательно и логично. Девять методов бесспорного убеждения и аргументирования. Создание сборника аргументов. | |
Составление и выпуск сборника сочинений-рассуждений о творчестве современных писателей | Создание сборника эссе на основе полученных знаний |
Планируемый результат
В результате обучения по данной программе элективного курса ученик должен
Иметь представление:
- О коммуникативной функции языка;
- О литературном языке как основе художественной литературы;
- О языковых нормах и их признаках;
Знать:
- Смысл понятий: речь устная и письменная. Ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- Стили речи и их признаки;
- Особенности жанра рассуждения;
- Признаки текста и его функционально смысловые типы;
- Основные единицы языка, их признаки;
- Основные нормы русского литературного языка;
- Основные нормы речевого этикета;
Уметь:
- Различать стили речи;
- Проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- Вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
- Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- Свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
- Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"
Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...